Ремонт

Ремонт кран-буксы. Запланированный износ

23.12.2018

На сайте есть статья “Эпоха одноразовых вещей: почему всё так быстро ломается”, где рассказывается, как производители заранее рассчитывают, когда должно сломаться изделие, чтобы покупатель приобретал новое. Ситуация с современными кранами-буксами может послужить отличной иллюстрацией к этому процессу.

Установив в ванной в 2011 году чешский смеситель Lemark я не знал с ним проблем в течении 6 лет, гарантия у него, к слову, была 3 года. Но в один из дней из крана стала капать вода. Сначала по несколько капель в минуту, потом процесс стал более интенсивным. Учитывая, что сейчас всех в России обязали установить водяные счётчики, пришлось считаться с потерями и оперативно исправлять ситуацию.

В магазине я купил новую кран-буксу, на которой было выдолблено Germany и поставил вместо старой, перекрывавшей подачу горячей воды. Прежнюю буксу выбрасывать не стал. Так она у меня и валялась в ящике в течении года, а может быть даже и меньше. Потом я ещё и кран-буксу, перекрывающую холодную воду сменил – та же проблема возникла с подкапыванием из крана.

И вот под этот Новый год, смотрю – опять горячая вода капает! Тут уж я про себя думаю: “Это уже наглость!” Ладно бы она хоть несколько лет простояла, а то меньше года. Сейчас, видно, производители стали более жадными, в 00-е у меня кран-буксы гораздо дольше исправно работали. Менял их раз в пять лет.

Первым делом я попытался её вытащить, но она прикипела, ключ, несмотря на все усилия, её не мог выкрутить. Тогда я применил испробованный метод – намочил вату в уксусе и положил на ночь на стык буксы с краном, прыснув ещё антиржавчины. Утром вывернулась достаточно легко.

После этого я разобрал старую буксу, посмотрел, что там могло сломаться. Разбирается она довольно просто. Надо снять стопорное кольцо впереди и сзади вытащить силиконовый вкладыш. После этого давишь на головку с шестерёнкой и вытаскиваешь весь нехитрый механизм из кожуха. Для наглядности я сделал пометки на фото выше.

Сначала не мог понять в чём дело, на вид всё было целым. Посмотрел материалы в интернете и обнаружил там, что стачивается пластиковое кольцо, поэтому кран начинает капать. Если его заменить, букса будет работать, как прежде.

Пластиковое кольцо, которое стачивается.

Вариантов решения проблемы предлагают в интернете много. Некоторое из них совсем недолговечные, например, сделать кольцо из проволоки и спаять концы. Другие более основательные, к примеру, вместо пластикового кольца можно поставить медную шайбу (популярный размер – 10x14x1 мм). Поискав у себя, я не нашёл подходящего диаметра шайбы, тем более из меди. В строительный магазин неохота было идти, заказал на Алиэкспресс. Набор из 20 штук с доставкой AliExpress Saver Shipping стоит около 2$. Найти просто, достаточно ввести там в поиск “Copper washer”.

Также вам, возможно, могут потребоваться резиновые уплотнители. Их список выводится там же, на Алиэкспресс, по запросу “Rubber Washer”.  Продаются целые наборы из резиновых колец. Цена с доставкой в районе 5$. Но с уплотнителями производители кран-букс ещё не стали халтурить, у меня они в хорошем состоянии даже на буксах, проработавших 6 лет.

В случае покупки на Алиэкспресс надо ждать, когда придёт посылка не меньше трёх недель. Это, конечно, минус для тех, кому нужно срочно отремонтировать кран-буксу. Поэтому я решил попробовать другой способ – отпилить кольцо от пластиковой катушки ниток. По диаметру оно идеально подходит взамен старого. Хотя вариант не такой долговечный, как медь, но зато пластиковая трубочка под рукой. Минус этого способа, что ровно отпилить такое узкое кольцо сложно, поэтому придётся ещё напильником его выравнивать позже.

Я уже практически взял в руки пилу, но тут вдруг мне в одном видеоролике попался просто гениальный по своей простоте способ ремонта – к истершемуся кольцу добавить такое же истершееся второе, снятое с другой буксы. Я попробовал такой вариант на старой буксе Lemark, ей как-то больше доверяю, учитывая сколько она у меня простояла до этого. В итоге вода из крана не капает, он прекрасно работает, хотя несколько туже, чем раньше.

Общество потребление построено таким образом, чтобы человек постоянно заказывал товары и услуги. В ход идёт, как стимуляция необходимости покупки нового товара ради улучшения своего статуса (вышел новый айфон – старый в помойку, беги немедленно за новым, давись в очередях, будь первым, чтобы остаться продвинутым!), так и подобные дешёвые трюки, как с этим кольцом в кран-буксах.

Если в XX веке было принято вещи ремонтировать, то теперь людей призывают всё время покупать новые. Попытки же ремонта стараются нейтрализовать либо технически, когда без сервиса не обойтись, либо апеллируя к психике. К примеру, про те же кран-бусы, я знаю даже что маркетологи скажут: “Зачем вам чинить ржавые краны, вы что бомжи, покупайте новые раз в полгода!” Хотя у меня за 6 лет никакой ржавчины в буксах не образовалось, керамические вкладки в прекрасном состоянии, уплотнители тоже. Есть только налёт от примесей в воде и то в основном на кран-буксе, перекрывавшей горячую воду. Они ещё лет 10 может прослужить без проблем. Но производителям нужна прибыль и не просто прибыль, а сверхприбыль.

Также эти маркетологи сидят на форумам по ремонту и вбивают в голову людям, что мойка на кухне должна быть именно итальянской, иначе ты не белый человек. Потребителя постоянно втягивают в эту игру, призывая: “Купи! Купи! Купи!” Денег не хватает, человек стремится зарабатывать больше, чтобы ещё больше отдать за навязанные товары и услуги. Словом, крысиные гонки.

Утёр нос жадным капиталистам, вместо новый буксы приобрёл книгу “Сталин. Главные документы” в электронном варианте. Сталин бы быстро навёл порядок с этими бракоделами, учитывая сознательный брак как вредительство. Порядка нет никакого в коммерческой сфере – делают, что хотят, лишь бы максимальную прибыль получить.

Поэтому самостоятельный ремонт кран-буксы я воспринимаю даже не как просто ремонт, а как некий акт гражданского сопротивления всему этому навязываемому обществу безудержного потребления. Фактически ты продаёшь своё время за деньги, которые у тебя стремятся забрать через предлагаемые услуги и товары. Жизнь человеческая скоротечна и надо её тратить на что-то интересное, а не быть “белкой в колесе”, постоянно обогащающей производителей.

P.S. Получил посылку с шайбами. Замена резиновой прокладки на шайбу оказалась не такой лёгкой, как расписывают в интернете. Я заказал самый распространённый вариант на Алиэкспресс – 14x10x1. Оказалось, для кран-буксы Lemark нужно кольцо большего диаметра, распил напильником не поможет, для другого же крана-буксы у меня шайба подошла, но потребовалось её с внешней стороны напильником обрабатывать, чтобы влезла в кожух.

Поэтому перед покупкой шайб изучите сначала конструкцию своего крана-буксы и сделайте замеры истончившейся прокладки. В видео по теме, которые я видел, об этом не говорилось и я не придал значения данному вопросу при покупке, ожидая, что шайбы универсальные и формат один. Поэтому этот момент тоже надо учитывать.

На Алиэкспресс есть небольшие наборы с разными диаметрами шайб, если не знаете, какая подойдёт, можно купить такой набор, стоимость его не высокая, на данный момент меньше 100 р. Но эти китайские шайбы также истончаются и их надо менять периодически.

Слева кольцо от немецкой кран-буксы, купленной мной в строительном магазине, посередине шайба с Алиэкспресс, а справа примерный размер кольца-прокладки Lemark.