Как легально запустить квадрокоптер в России

/ Квадрокоптер
06.09.2018

В конце прошлого года я, изучив противоположные мнения в интернете по поводу законности самовольного запуска квадрокоптеров в России (одни пугали чуть ли тюремным заключением за это, другие утверждали, что запускать можно где угодно), решил провести своё журналистское расследование, обратившись в инстанции за разъяснением по данному вопросу. Думаю, данный материал поставит точку в вопросе для интересующихся, пока не будут приняты новые изменения в законодательстве на этот счёт.

Сначала я обратился в ФСО России, посчитав, что этот вопрос может быть в их ведении. Подробный ответ этого ведомства я опубликовал в сооветствующей записи на сайте. Здесь лишь повторю его кратко: разрешение на полёты надо спрашивать в центрах ЕС ОРВД, а в городах Москва, Санкт-Петербург и Севастополь необходимо ещё и разрешение от местной исполнительной власти. Что касается наказания за самовольный запуск квадрокоптера, то никто вас в Сибирь на каторгу не отправит, положен лишь административный штраф от 2 до 5 тысяч рублей.

Опубликовав на сайте этот промежуточный итог, я надеялся, что вторую запись с подробным разбором получения разрешения я размещу следом довольно быстро, но переписка с чиновниками разных рангов затянулась на полгода.

Найдя на сайте ЕС ОРВД страницу с координатами зональных центров, я решил не обращаться туда по е-майл или телефону за разъяснениями, а отправить бумажное письмо почтой со своими вопросами. В том числе меня интересовал вопрос использования селфи-дронов для съёмки себя с высоты нескольких метров. Будет ли запуск на такую высоту коптера являться нарушением воздушного пространства, если нет, то где кончается граница допустимого.

К сожалению, лаконичного и чёткого ответа на свои вопросы я не получил, вместо этого мне прислали 11 листов с выдержками из воздушного законодательства. Для рядового обывателя информация должна быть явно более наглядна и во всех этих хитросплетениях из правил простые люди вряд ли будут разбираться. Хотя начальника понять можно, с одной стороны дроны запускать без разрешения нельзя, но с другой стороны просить разрешение каждый раз, чтобы поднять дрон на 2 метра над землей на минуту и сделать селфи без селфи-палки – это бред.

Алгоритм действий при работе с ЕС ОРВД следующий. Заходите по указанной выше в тексте ссылке на сайт ЕС ОРВД, выбираете свой занольный центр, пишите или звоните туда, потом заполняете анкету в достаточно свободной форме. Они вам отвечают – разрешат полёт или нет. Если требуется разрешение от местной власти и вы его получили, то из ЕС ОРВД с ними связываются за подтверждением. По крайней мере такая информация в интернете от тех, кто получал разрешение. Я сам не пробовал, т.к. нет своего дрона.

Следом я отправил письмо на имя Мэра Москвы, Собянина С.С. с просьбой разъяснить, как можно получить разрешение на запуск дрона в столице. Мне прислали уведомление из Аппарата Мэра, что обращение переслали в Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, откуда ответ был следующим:

“Учитывая необходимость обеспечения высокого уровня безопасности жителей и объектов столицы приказом Минтранса России от 09.03.2016 г. № 48 установлена запретная зона над городом Москвой, в пределах которой полеты воздушных судов, в том числе беспилотных воздушных судов, запрещены.

В исключительных случаях, в целях решения оперативных заданий в интересах государства, проведения спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях, а также использования воздушного пространства лицами, в интересах которых установлена запретная зона, может быть выдано разрешение на полеты в воздушном пространстве над Москвой.

Порядок выдачи разрешения на использование воздушного пространства над Москвой определен постановлением Правительства Москвы от 9 июля 2014 г. № 391-1111 «Об использовании воздушного пространства над Москвой». Этим постановлением утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы «Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, подъемов привязных аэростатов над Москвой».

В соответствии с приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 № 128 авиационные работы в зависимости от их цели, правил выполнения и технологии их выполнения подразделяются на следующие виды: авиационно-химические работы; воздушные съемки; лесоавиационные работы; строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы; работы с целью оказания медицинской помощи; летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации.

С учетом изложенного Департамент выдает разрешение на полеты БПЛА в воздушном пространстве над Москвой только с целью выполнения авиационных работ, виды которых определены воздушным законодательством Российской Федерации. Полеты БПЛА в запретной зоне над Москвой с иными целями в настоящее время запрещены”.

Честно говоря, я не получил удовлетворения от такого ответа, ощущение типичной чиновничьей отписки. Начнём с расплывчатых формулировок. В начале указано, что запрет “для высокого уровня обеспечения безопасности жителей”, а потом “в исключительных случаях… использования воздушного пространства лицами, в интересах которых установлена запретная зона, может быть выдано разрешение”. Раз указано, что запрет установлен в интересах жителей, следовательно и жителям должно выдаваться разрешение. Но оставим этот эзопов язык бюрократического крючкотворства и перейдём к другому вопросу. Я задал вопрос про получение разрешения на воздушные съёмки, мне вместо внятного ответа, перечислив среди авиационных работ эти самые съёмки, заявляют, что “Департамент выдает разрешение на полеты БПЛА… с целью выполнения авиационных работ…воздушные съемки…  Полеты с иными целями в настоящее время запрещены”. В общем, ответ не порадовал, т.к. на свой вопрос я не получил чёткого ответа. Кстати, я потом в интернете на сайте Mos.ru нашёл информацию, что не только в пределах МКАД, а даже в Новой Москве запускать дроны запрещают.

После этого я отправил аналогичное письмо в Санкт-Петербург на имя его Губернатора, Полтавченко Г.С. Из Управления по работе с обращениями граждан переадресовали вопрос в Комитет по Транспорту Санкт-Петербурга. Скажу честно, после московского ответа ожидал очередную отписку, но на удивление получил гораздо более внятный ответ по существу, да ещё и с картой города, где обозначены запретные зоны. Может, потому что Георгий Сергеевич служил в КГБ и там их приучили к чёткости формулировок. Ответ ФСО мне тоже понравился – всё по сути. Итак цитирую ниже часть письма из Санкт-Петербурга.

“В соответствии с приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения полетов» и от 09.03.2016 № 48 «Об установлении запретных зон» в интересах Правительства Санкт-Петербурга установлены зона ограничения полетов ULR1 и запретные зоны ULP 10, ULP 11, ULP 12 (карта расположения указанных зон прилагается). Использование воздушного пространства (далее – ИВП) в указанных зонах осуществляются в соответствии с Рекомендациями по ИВП в Зоне ограничения полетов ULR1 над г. Санкт-Петербургом, утвержденными 29.12.2011 Федеральным агентством воздушного транспорта (далее – Рекомендации). Согласно п. 2.1.10 Рекомендаций полеты беспилотных воздушных судов (далее – ВВС) запрещены. Исключения составляют полеты на перехват воздушных судов-нарушителей, полеты в целях выполнения оперативных заданий в интересах государства, полетов в целях проведения поисково-спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях.

Кроме того, Правительством Санкт-Петербурга установлен запрет на ИВП в зонах ULP 10, ULP 11, ULP 12. Исключения составляют случаи выполнения авиационных работ.

Согласно п. 6.2 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, воздушные съемки являются одним из видов авиационных работ.

В соответствии с п. 2.1 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) юридические лица и индивидуальные предприниматели должны выполнять авиационные работы при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных лиц требованиям федеральных авиационных правил. Таким документом является сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ, выдача которого осуществляется территориальными органами Росавиации и регламентируется Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденными приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249.

В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации ВВС подлежат государственной регистрации и сертификации. Исключение составляют гражданские ВВС с максимальной взлётной массой 30 килограммов и менее, такие ВВС подлежат учету. На сегодняшний день подзаконные акты, регламентирующие процедуры регистрации, учета и сертификации, не утверждены. В условиях несовершенства воздушного законодательства безопасная эксплуатация ВВС над Санкт-Петербургом не представляется возможной.

Обращаю Ваше внимание, что в соответствии со ст. 11.4 Кодекса об административных правонарушениях, нарушение правил использования воздушного пространства влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа”.


Что тут скажешь, чиновникам Санкт-Петербурга ставлю лайк, а вот их московским коллегам – неудовлетворительно. В Севастополь я писать не стал, т.к., во-первых, там сейчас напряженная обстановка и потом туда я точно в ближайшее время не собираюсь.

Как мы видим, получить рядовому пользователю разрешение на легальный запуск, мягко говоря, не просто. С целью повлиять на ситуацию, я решил ради интереса написать в российский законодательный орган –  Государственную Думу. Я там только Жириновского и Зюганова знаю. Но старик Геннадий Андреевич явно далёк от технических новинок, поэтому решил написать Владимиру Вольфовичу. Это произошло сразу после выборов. Возможно, он на них сильно потратился и не было денег на конверты, но письмо от него пришло аж через два с половиной месяца! Я уже и не надеялся на него. Ответ, если опустить рекламу партии, можно свести к одной фразе: “Ваши предложения по легализации дронов рассмотрены и приняты во внимание”.

После этого я уже хотел было написать в Министерство транспорта РФ, но потом, зная мир чиновничьих отписок, мне пришло в голову, что скорее всего я попаду в “карусель”, когда Вася ссылается на Петю, Петя на Диму, а Дима снова на Васю. Круг замкнулся. Поэтому я решил написать свои предложения на имя главы правительства РФ, Медведеву Д.А., зная его любовь к современным гаджетам. Думаю, пусть переправят оттуда письмо, куда следует.

Предложения по внесениям изменений в законодательство у меня было три:

1) Определение чёткого порядка регистрации дронов при её необходимости. Сейчас она вроде бы нужна, но механизма регистрации нет. Сайт, на который многие владельцы квадрокоптеров ломанулись регистрировать свои дроны, оказался фальшивкой, не имеющей к государственным органам отношения.

2) Создание в Москве зон, где полёты квадрокоптеров будут разрешены. Есть же площадки для фейерверков. Одно дело запрещать пользоваться дроном внутри Садового кольца, другое – в Измайловском парке или Коломенском, где многие их гоняют неофициально.

3) Разрешение использования селфи-дронов без всякого разрешения с установкой максимально допустимой высоты без наложения штрафа. Это актуально для видеоблогеров. Так нужно либо кого-то с собой брать, либо ставить камеру на штатив, либо использовать селфи-палку, либо нести камеру на вытянутой руке перед собой. Дрон бы решил все эти проблемы, запустил его на месте и стой перед ним, рассказывай что-то.

Из аппарата Правительства РФ мне прислали уведомление на половинке (!) листа А4, что обращение отправлено в Минтранс России и Правительство Москвы. Мне приходили письма, которые использовали две стороны листа, но чтобы половинку листа… Да, сразу видно, как Правительство РФ экономит каждую бюджетную копейку!

Из Минтранса мне пришёл ответ, который я и ожидал. Они сослались на необходимость получать разрешение у ЕС ОРВД и местной исполнительной власти. В то время как те ссылались на приказ Минтранса РФ. В конце написали, что мои предложения, касающиеся внесения изменений в действующее Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, будут учтены при проработке вопроса о внесении изменений в соответствующие нормативные правовые акты.

Понятно, что никто там, что называется, чесаться из-за единичных писем не будет, ответили и забыли, вот если будут уже происходить какие-то активные процессы в обществе на эту тему, может и зашевелятся. В своё время сняли же запрет на съёмку на вокзалах и на территории Кремля. Так что всё в ваших руках, организовывайте общественное движение любителей дронов, действуйте коллективно, если хотите нормально летать, не всовывая боязливо голову в плечи и воровато оглядываясь по сторонам.

Что касается правительства Москвы, то из уже знакомого столичного Управления по организации работы с документами мне пришло стандартное уведомление, что моё обращение на этот раз отправлено в Управление заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Ответа за 4 месяца я так и не дождался. Тут есть некоторые странности. Во-первых, я такого управления в структуре правительства не нашёл, на сайте Mos.ru есть Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Во-вторых, моя фамилия в ответе впервые за всё время переписки была написана с ошибкой, делающей её смешной. В первый раз, когда я обращался к Мэру Москвы, мою фамилию указал этот же работник Аппарата Мэра правильно. Я вот думаю, может, всё это не случайно. Какой-то скрытый чиновничий юмор – нечего тут умствовать со своими предложениями.

Отправив в начал сентября запрос о судьбе обращения через сайт mos.ru, получил из Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы точно такой же ответ как и в первый раз слово в слово, судя по всему у них стандартная заготовка для всех. Таким образом моё расследование можно считать завершённым, официальную позицию всех инстанций по вопросу я узнал и донёс до общественности.

Можно было бы согласно постановлению Правительства Москвы №391 от 9 июля 2014 года: “Об использовании воздушного пространства над Москвой” попытаться пробить разрешение на авиационные работы, как ИП, но, во-первых, у меня нет своего квадрокоптера, а, во-вторых, воздушное судно должно иметь согласно форме свидетельство о государственной регистрации, а беспилотники сейчас нигде не регистрируют.

Российские власти, похоже, не в состоянии увидеть между этими двумя вариантами разницу.

Разрешив свободную продажу квадрокоптеров в РФ, но не дав любителям дронов внятных и удобных правил их эксплуатации, российские власти только множат своей позицией нарушения день ото дня. Купить – покупай, но использовать без разрешения не смей. Если только где-нибудь заграницей. Но бегать за разрешениями, чтобы запустить модельку на сельском поле на расстоянии 10 метров над землей – никто в здравом уме не будет. Это тоже самое, что просить разрешение автомобилистам, чтобы каждый раз выехать на трассу. А ведь ежегодно в России гибнет в автомобильных катастрофах десятки тысяч людей, ранены – сотни тысяч! К примеру, за прошлый 2017 год количество дтп – 169432, погибших – 19088, раненых – 215374. Ущерб от всех ДТП составляет около 2,5 % ВНП России. За 5 лет ущерб российской экономике по оценкам экспертов, согласно Википедии, составил 5,5 триллиона рублей! Даже если там преувеличили, всё равно ущерб существенный. Не уверен, что хоть один человек погиб от дрона в РФ. Так почему до сих пор разрешены совсем не безопасные автомобили, но запрещены дроны? Автомобильное лобби сильнее?

Подведём итог. Для обычных владельцев дронов на территории Москвы летать легально сейчас практически невозможно, согласно ответам из официальных инстанций. В Питере, если работать как ИП или ООО, может быть, и реально вне запретной зоны пробить разрешение, мне показалось, что там во власти более адекватные в этом отношении люди. Что касается полётов на территории остальной России, то каждый раз надо обращаться в ЕС ОРВД и там будут решать, разрешать или нет. Но судя по опыту людей, получить там разрешение для полётов вполне реально даже на территории городов.

Конечно, некоторые любители дронов скажут, зачем какие-то бумажки, я и так летаю. Но в ответ я им замечу, это раньше можно было “так летать”. Максимум к тебе подходили охранники или полицейские и вежливо просили прекратить полёты. Мне известен лишь один случай, когда в прежние времена к владельцу дрона применили какие-то санкции – у мужика ФСОшник отнял флешку после полёта над Кремлём. Теперь с популяризацией дронов (старые модели стали вполне доступны широким массам населения), всё ужесточилось. Полицейские к тебе подбегают, арестовывают, изымают дрон, отвозят в отделение и составляют там протокол об административном нарушении. Потом вызывают в суд, судья назначает штраф от 2 до 5 тысяч рублей, оплачиваешь его и получаешь назад дрон. Сумма штрафа не слишком большая, но сам процесс это канители – неприятный. Случаи подобного уже есть в Москве. Кроме этого повсеместно ставят глушилки, от которых дроны сходят с ума и перестают слушаться управления. Правда, на авито умельцы предлагают переделать ваш дрон, чтобы он стал к глушилкам более устойчивым, но цены на это весьма приличные, минимум пол стоимости дрона. Про эффективность не знаю.

Любителям квадрокоптеров грозят и новыми средствами борьбы с ними: электромагнитными ружьями, которые будут сажать дроны принудительно (на Западе такие уже давно есть) и системами, которые будут обнаруживать владельца дрона, даже если он спрячется.

В прежние времена можно было запустить коптер, чтобы он парил над головам полицейских, а те только задирали головы с немым вопросом на лице: “Где этот сукин сын, его владелец?!” Любители воздушной съёмки придумывали пути отхода, летали даже над Красной площадью и у Кремлёвских звёзд. Теперь всё стало по другому.

Архив с основными ответами различными инстанций  на мои письма по вопросу квадрокоптеров вы можете скачать и изучать по этой ссылке. Учитывая большое количество сканов, не стал размещать их в статье. Я разрешаю распространять эти ответы в интернете, свои личные данные я оттуда убрал.

В заключении привожу статью на тему.

Дроны вблизи стадионов ЧМ-2018 будут сбивать особым оружием

Над стадионами, где пройдут матчи чемпионата мира по футболу-2018, объявлена настоящая бесполетная зона. В первую очередь это касается беспилотной авиации. Тут все строго — вплоть до ликвидации квадрокоптеров. Но чем сбивать небольшие дроны? Не использовать же для этого в черте города автоматы, пулеметы или ракеты! Оказывается, против назойливых карманных беспилотников уже разработали несколько спецсредств. Особую надежду возлагают на электромагнитные ружья. «МК» выяснил, как лёгкие и компактные «стволы» смогут подарить болельщикам чистое небо над головой.

Электромагнитные пушки и турели уже вошли в арсенал средств борьбы с вражескими военными беспилотниками. Множество сверхсекретных объектов давно прикрыты таким «куполом». Другое дело — массовые мероприятия, где большое скопление гражданских людей. Такие места сверхмощными электромагнитными «глушилками» не прикроешь — иначе и телетрансляцию достойную не организуешь. На этот случай как раз и поможет компактная электромагнитная «винтовка», которая сейчас тестируется специалистами Росгвардии, а также еще некоторых силовых структур.

Главный секрет такого оружия, рассказал «МК» замгендиректора предприятия-производителя Станислав Гулак, — точечность воздействия.

— Появление доступных для населения дешевых летательных аппаратов малого класса диктует новые задачи. Все чаще нужно им противодействовать. И делать это точечно. Здесь поможет электромагнитное ружье REX-1: нашел цель, «выстрелил» и забыл. При этом мы легко можем отследить координаты нарушителя, который управляет дроном, и если нужно — задержать его.

Электромагнитное ружье REX-1 – гроза дронов.

Собственно, от винтовки у электромагнитного ружья — только внешняя оболочка да приборы прицеливания. Дальше идут чисто специфические элементы: блоки подавления сигнала, специальная видеокамера, лазер, стробоскоп. И все это заключено в эргономичный корпус массой 4,5 килограмма.

Работает прибор очень просто. «Залетные» квадрокоптеры сначала можно ослепить. После «выстрела» вместо приятной HD-картинки оператор дрона увидит лишь белую муть. Если это не образумит его, то воздушный нарушитель будет посажен. Не уничтожен, как могут многие опасаться, а именно посажен. Правда, для особых воздушных авантюристов может быть предусмотрена специальная «ловчая сеть». С ней ни один коптер безнаказанно не улизнет.

Если потребуется, электромагнитная «винтовка» перекроет сигнал с любых спутниковых систем. Это и российский ГЛОНАСС, и американский GPS, и даже экзотические европейцы Galileo с китайским Beidou. Более того, в радиусе до 1 километра можно блокировать GSM, 3G, LTE плюс «зашуметь помехами» частоты от 900 МГц до 5,8 ГГц.

Кстати, наличие лазера и стробоскопа выдает и еще одну способность «Рекса» — физическое обезвреживание потенциального террориста. Дальше радиоэлектронное подавление лишит его «глаз, ушей и рук» — возможный сигнал на взрывное устройство будет заблокирован, а возможные сообщники не получат призыва о помощи.

— Предстоящий чемпионат мира по футболу — отличная возможность проверить наш прибор в деле, — подчеркивает собеседник «МК» Станислав Гулак.

Если все сложится удачно, то зрители и участники футбольного праздника получат «чистое небо», а силовики, в том числе и Силы специальных операций, — хорошую «пушку» против мелкой и часто очень назойливой летающей электронной «саранчи».

Источник: газета “Московский комсомолец”

Управляя прошлым
Показать публикации за года
12 публикаций
4 публикации
1 публикация
1 публикация
3 публикации
1 публикация
4 публикации
2 публикации
4 публикации