Ваставка “Архип Куинджи”. Часть 2. Украли картину

/ Выставки
30.01.2019

Я планировал в феврале посетить выставку Архипа Куинджи в Третьяковской галерее в третий раз, чтобы составить на сайте каталог картин выставки для тех, кто на неё не попал, но после описанного в первой части обзора инцидента со смотрительницей это желание исчезло. Тем более частично уже эту работу сделали другие фотографы. Поэтому я сосредоточился на том, что уже было мной снято – атмосфере выставки и посетителях.

Для второй части обзора я сделал фото в чёрно-белом варианте, вспомнив про имеющуюся у меня книгу 1955 года “Выставка картин Дрезденской галереи”, где фотографии картин представлены в монохромном варианте. Такой вариант позволил мне полностью сосредоточить внимания на происходящем в зале.

Кстати, я даже удивился насколько же прозорливо я высказался в первой части обзора выставки, что лучше бы смотрительницы следили за картинами, а не за тем, кто кого фотографирует. Совсем недавно, в день рождения художника, 27 января (точная дата его дня рождения не установлена, эта одна из возможных, которая фигурирует в статьях про него в интернете), картина Куинджи “Ай-Петри. Крым” была похищена прямо на глазах у посетителей.

Конечно, её быстро нашли. Учитывая наличие камер кругом в Москве, это было не столь сложным, тем более злоумышленник оставил свои отпечатки на месте преступления. Поражает другое, как человек мог её спокойно вынести? На ней не было установлено сигнализации, она висела в закутке и благодаря тому, что мужик очень уверенно её снял, посетители подумали, что это сотрудник музея. Но как он мог спуститься с ней спокойно с третьего этажа на первый и выйти на улицу, миновав всех смотрителей и охрану? Хоть картина и была вынута им из рамы, но всё равно это большой прямоугольник в руках (на видео с камеры из зала, где он её несёт, это видно), и за пазухой её не спрячешь.

Пока искал видео похищения картины, невольно почитал комментарии на Ютубе (зайти в социальную сеть сейчас – это как в субстанцию коричневого цвета вляпаться), что тут скажешь, либеральная нечисть продолжает отрабатывать деньги за комментарии и поёт в своём репертуаре про похищение Крыма, воровство в страшной России и пр. Мне больше всего понравилось, как один персонаж сделал вывод по одной краже на видео, что в России воруют практически все. У меня в библиотеке на сайте достаточно статей на тему, откуда подобные типчики, агенты влияния, берутся, кто им платит и чего они добиваются.

Видео похищения картины Архипа Куинджи “Ай-Петри. Крым”. Камера движется за этим мужиком, словно за ним кто-то следит, но это возможно просто так смонтировали ролик.

Удивительно, как мужик смог безошибочно выбрать картину, которая не подключена к сигнализации и снять её, хотя недалеко от этой картины, когда я был в этом зале в 2 разных дня, сидела смотрительница. Потом он незамеченным с картиной прошёл между двумя смотрителями при выходе из зала, миновал контролёра при выходе на лестницу и ещё несколько охранников внизу, вышел на улицу и спокойно уехал на машине. Загадочное похищение.

По памяти я зарисовал примерно схему зала и как располагались охранники и смотрители. Салатовым полем отметил первый этаж.

Я бы даже предположил – крутая пиар-акция администрации Третьяковки (в интернете многие высказывают подобное мнение), чтоб народ в оставшиеся дни продолжал валить толпой – посмотреть, что там за картины такие, что их воруют. Теоретически какой-нибудь крутой эксперт по кражам, как в кино, мог бы это дело провернуть, но тот мужик похож на какого-то доходягу не слишком большого ума. Как-то даже не верится, что ему так повезло. Возможно, его кто-то проинструктировал заранее, как действовать, и помогли ему выйти с похищенной картиной. Но тогда почему он спокойно сидел дома и ждал, когда за ним придут, неужели думал, что по камерам не отследят его машину? Может, всё это затеяно было, чтобы подменить подлинную картину на копию и ради этого мужику поручили похищение, хорошо заплатив за это и за будущий тюремный срок (у него были долги).

Возможно, следующий сценарий произошёл. Этого мужика в декабре прошлого года уже задерживали за хранение наркотиков, но, несмотря на возбуждённое дело, оставили его на свободе. Его могли поймать на деле не на крупном сбыте, должны были дать серьёзный срок, но оборотни в погонах предложили похитить картину для коллекции богатого человека. Или же просто олигарх за хорошую сумму предложил ему это сделать (этот мужик с женой нанимался уже слугами в дома богачей). Его проинструктировали, свои люди помогли внутри галереи. Мужик выполнил работу, подменил картину и спокойно ждал дома ареста. Сейчас назначена экспертиза на подлинность, но не факт, что экспертам не занесут крупные суммы денег, чтобы они сделали нужное заключение. Или же картину могут подменить сразу после экспертизы те же оборотни в погонах или сотрудники музея. Всё может быть.

В любом случае, для специалиста по кражам этот мужик слишком несерьёзно себя вёл, а для дилетанта ему слишком повезло. Если ему дадут серьёзный тюремный срок – значит, всерьёз картину похищали, а если отпустят – пиар-акция. Хотя основной целью может быть подмена картины под видом пиар акции, имитирующей похищение полотна.

В целом, я уже написал своё мнение о выставке в прошлой записи, но кратко повторюсь. Картины хорошие, но больших мало (огромное количество крошечных набросков) и много повторений. Основная отличительная черта художника – удивительная игра света на полотнах, остальные же темы у него представлены более заурядно.

Организация выставки мне не понравилась . Тексты написано сухо и буднично, под картинами аннотации и названия указаны мелким шрифтом. Картины развешаны в залах на двух этажах, на каждом сидит контролер. Первый надрывает билет, второй изымает, таким образом вернуться в первый зал проблематично, если захочешь ещё посмотреть. Смысла в таком контроле нет, т.к. билеты и так внизу проверяют и вряд ли много людей пойдёт повторно смотреть первый зал. А вот фотографу зайти и посмотреть обстановку как раз нужно, контингент-то меняется. Одни люди уходят, другие приходят. Когда движешься в своём потоке, в основном одних и тех же людей фотографируешь у картин.

Залы небольшие, а народа много. Хватает ворчливых бабулек (на выставке “Сокровища музеев России” в Манеже пожилой контингент мне попался более позитивным), которые считают, что выставка организована лично для них. Плюс ещё не совсем адекватная смотрительница попалась, которая вместо наблюдения за картинами, больше следит, чтобы не попасть кому-нибудь в угол кадра. Не удивлюсь, если в момент похищения картины в зале дежурила именно она.

Вообще позитива в атмосфере выставки не заметил. Такое ощущение, что у Третьяковки эти выставки – просто бездушный конвейер по зарабатыванию денег. Всё замшелое какое-то, как мёртвая каменная глыба. Без души, словом. Да и вообще место это какое-то нехорошее, не случайно там скандалы происходят и двух прошлых директоров, Валентина Родионова и Ирину Лебедеву, принудительно уволили, а первого зама Лебедевой, Олега Беликова, посадили на 5 лет за хищения при выполнении госконтракта. Они там как пауки в банке. Посещать другие мероприятия Третьяковcкой галереи у меня на данный момент нет желания при такой организации. В будущем посмотрим.

Как обычно, очередь перед входом, но я с электронным билетом гордо прохожу мимо.

– Все на выход, кина не будет! – охранник безуспешно пытается выпроводить скопившуюся в предбаннике толпу.

Из владельцев электронных билетов тоже образовалась очередь. Я пришёл за 10 минут до времени указанном на билете, но заранее во второй раз уже не пускали.

Пришлось постоять с собравшей толпой. Но в тамбуре было хотя бы тепло, не то что на улице мёрзнуть.

– При советской власти в очередях стояли и опять стоим.

Охранник пытается объяснить недовольным пенсионерам, что он тут не причём, это решение администратора.

– Пустите погреться.

В итоге вышел пожилой дядя, который стал проверять билет и впускать внутрь.

С охранником дальше у меня произошёл интересный разговор, когда запищала рамка во время моего прохода через неё.
– Ключи, нож есть?
– Есть.
– Проходи.

Я имел ввиду ключи и он это понял, но получилось смешно, учитывая вопрос про нож.

Поднимаюсь на второй этаж.

Перед картиной “Берёзовая роща”.

Ценители искусства.

Потолки довольно низкие, зал не очень большой, людей много.

Мультфильм про жизнь Куинджи.

Один из информационных стендов.

“После дождя”.

– Да, это и я так могу нарисовать.

Я уже писал в прошлой записи про знакомого прапорщика, который хвалился, что может выполнить любую работу, ему просто нужно подучиться несколько лет.

Видео с мультфильмом в первой части обзора.

В принципе, это фото достаточно точно отражает количество людей на выставке. Ходить по залу можно, но тесновато.

Поднялся на третий этаж.

Эксперты.

Мадам смотрительница дремлет в уголке.

В отличие от ряда других художников, Куинджи точно отображал созвездия на своих картинах, а не рисовал звезды наобум.

Текст рядом с картинами мелковат, приходилось подходить близко, чтобы его прочитать. Это не только моём мнение, но и пенсионеров, которые данный вопрос между собой обсуждали.

Христос и рука.

Ночь над Днепром.

В тёмном зале с ночными работами художника атмосфера мне показалась какая-то гнетущая. Словно картины забирают у тебя энергию. У моей мамы осталось такое же впечатление.

Всего я выделил на выставке для себя около десятка картин, “Ночное” одна из них.

Некоторые посетители пользовались аудио гидом, который можно арендовать на первом этаже.

Надо срочно ответить на смс.

В ночном зале моя камера повела себя странным образом, на двух снимках у женщин отсутствовал нос! При этом на других фото он у них был и сами фото вышли чёткие и без смаза. Первый раз с таким эффектом столкнулся. Но я, конечно, отретушировал всё.

Хотя часто у картин скапливалась толпа, периодически она рассасывалась и можно было подойти и нормально картину рассмотреть.

Зал с закатами и рассветами.

Эта бабушка прямо просится на пейзаж в образе селянки, только свитер ей переодеть на другую одежду. Очень аутентично смотрится.

Работа такая – картину сторожить.

Молодость и старость разделяет не такой уж большой временной промежуток.

Летопись жизни и творчества Архипа Ивановича Куинджи.

Самый большой зал выставки.

Angry birds. Именно так я назвал бы это фото.

– Картины посмотрели, теперь в ресторанчик какой-нибудь или сразу в номера?
– Пал Палыч, какой вы резвый!

Пока сидишь весь день на стуле, есть время подумать над жизнью. Конечно, работа смотрителя на таких выставках – не сахар. Если в доме-музее обычно мало посетителей, уютно, по-домашнему, то тут постоянно толпа народа. Целый день сиди на стуле, как истукан, ну, можешь ещё походить по залу. Мне кажется, они даже картины, которые сторожат уже не воспринимают, судя по отрешенным лицам. Уж лучше в подъезде вахтером сидеть, деньги те же, но спокойней.

Вдруг какой-нибудь миллионер зайдёт картины посмотреть. Надо брать его “на живца”, как говорится. Но в основном одни пенсионеры были в галерее в этот день, поэтому заинтересоваться таким фигурным вырезом было некому.

Весело.

Серьёзный фотограф.

Днём молодёжи было совсем мало, в основном пожилой контингент.

Фото у картины.

Выхожу из большого зала.

Небольшой, самый дальний зал с экспериментальными работами художника.

Народ сюда прибывал волнами. Пришла волна, посмотрели, ушли, тишина, потом снова приходит волна. В данном случае фото сделано, когда пришёл новый поток.

– И чего взрослые эти картины рассматривают?

Информация об основных вехах жизни художника.

Когда точно родился художник доподлинно неизвестно.

Спускаюсь вниз.

Длинная люстра, висящая посередине проёма лестницы от крыши до первого этажа. Мне она понравилась.

На выход.

Сувениры на память.

Селфи у стены. На выставке “Сокровища музеев России” гораздо интересней сделали – большую рамку картины поставили перед постером, за неё заходишь и как будто частью картины становишься.

Немного цвета в конце.

– Что здесь очередь стоять, поехали лучше ко мне. Во время проведём! Кино, вино и домино!
– Ну, не знаю…

Остальные фото из чёрно-белой серии смотрите в соответствующем альбоме на сайте.

Управляя прошлым
Показать публикации за года
1 публикация
6 публикаций
3 публикации
1 публикация
1 публикация
4 публикации
1 публикация
1 публикация
4 публикации
2 публикации
2 публикации
4 публикации
1 публикация