Выставка “Искусство бонсай”

Выставки
28.01.2018

С 21 октября 2017 по 28 января 2018 года в Аптекарский огороде проходила в третий раз выставка бонсай.

В первый раз посетителям показывали японские миниатюрные деревца с ноября 2015 по январь 2016 года, когда приезжал давать мастер-классы Масуми Томохиро. Вторую выставку, посвященную бонсай из российских деревьев проводили в мае 2017 года. Это были работы известного в узких кругах российского любителя бонсай Андрея Дарусенкова.

Ныняшняя выставка стала по сути повторением первой – та же коллекция, которую собрал Валерий Пител, с некоторыми изменениями и дополнениями. Я насчитал 100 экспонатов: 97 взрослых деревьев и 3 маленьких плошки c безымянными растениями, внешне похожими на траву.

По ряду причин мне удалось посетить Аптекарский огород только за несколько дней до закрытия экспозиции в конце января. Некоторые деревья к этому времени были уже без листвы с обнажёными стволами, но зато цвела сакура.

Японский бонсай – вещь довольно любопытная, поэтому я провёл несколько часов на выставке, снимая экспонаты и посетителей. Забавно было наблюдать на реакцию некоторых людей, которые думали, что яблоки и ягоды ненастоящие – из пластика и просто закреплены на деревьях.

Пришёл в Аптекарский огород уже вечером.

При входе гостей выставки встречал огромный (по меркам бонсай) кипарисовик притупленный. Возраст деревьев в группе от 15 до 50 лет.

Людей было не очень много, за полтора часа, пока я был на выставке, зашло около двух десятков человек. Практически все они попали на мои фото.

Часть листопадных деревьев уже стояли без листвы и можно было в полной мере рассмотреть причудливые стволы. Клён дланевидный. Возраст – около 50 лет.

В центре зала был организован небольшой прудик.

Слива японская, она же сакура. Возраст согласно табличке не менее 100 лет.

Некоторые посетители не верили, что эти деревья живые.

Одна девушка была очень удивлена, когда охранник сказал ей, что яблоко настоящее и выросло на дереве. Она всерьёз думала, что оно пластиковое. Возраст яблони около 12 лет.

При входе лежала книга, а точнее тетрадка для отзывов. В ней осталось всего несколько чистых листов, остальные за 3 месяца исписали. Я почитал – все отзывы были хорошими. Людям понравилось. Особенно хурма.

Хурма восточная. возраст около 12 лет.

У большинства деревьев рядом были таблички с названием и примерным возрастом. Интересно, как его определили для старых деревьев.

70-летняя сосна мелкоцветковая и 15-летний можжевельник китайский. Бабушка и внучек.

Охранник скучает на посту.

Пираканта узколистная. Японская родственница нашей рябины. Возраст – около 30 лет.

До 19 часов на выставке играла японская музыка, после чего пластинка закончилась и наступила тишина. Охраннику ничего не оставалось, как  в ожидании конца рабочего дня начать медитировать, смотря на деревья.

Можжевельник китайский. Композиция на камне. Возраст деревьев – около 10 лет.

Среди оголённых стволов посетителей привлекала маленькая сакура с розовыми цветами.

В Японии верят, что если человек не способен наслаждаться красотой природы, ему нельзя доверять, так как вместо сердца у него камень. Японская слива. Возраст неизвестен – одно из немногих деревьев на выставке без таблички.

Первая выставка бонсай состоялась в Токио в 1914 году.

Кроме растения на выставки было два камня для созерцания. Японцы называют их суйсеки (sui – вода, seki – камень). Они образуются естественным образом, вбирая в себя силу и красоту природы. Коллекционеры собирают камни, которые похожи на животное, человеческую фигуру, пейзаж или просто красивую абстрактную форму.

Хотя искусство бонсай прославила именно Япония, зародилось оно в Китае.  Многие известные техники, стили и инструменты были разработаны в Японии на основе китайских оригиналов. Подобная история произошла со стихотворения хайку, характерной для Японии живописью, фигурками нэцкэ, чайными церемониями и любованием сакурой. Фактически японская культура стоит на китайском фундаменте.

Один из приёмов бонсай, когда мёртвое дерево переплетается с живым, символизируя силу жизни и стойкость перед ударами судьбы. В природе мертвая древесина появляется, когда в дерево попадает молния, оно подвергается длительной засухе или его ветки трескаются под воздействием льда, ветра или тяжелого снега. Часть древесины отмирает и отбеливается интенсивным солнечным светом. На фото можжевельник китайский. Возраст – около 100 лет. Слева 15-летний клён дланевидный. Еще пацан по сравнению с этим могучим прадедом.

В дословном переводе с японского слово «бонсай» означает «выращенное в подносе».

12-летняя яблоня, Плоды уже стали засыхать, но ещё держатся на ветвях.

К XVIII веку в Японии техника выращивания бонсай развилась в утончённую форму искусства. Постепенно монастырей и дворцов японских аристократов увлечение стало проникать и в дома самураев, а к началу XIX века стало уже общенациональным явлением, распространившись во все слои японского общества.

Отличие от всех прочих видов изобразительного искусства заключается в той чарующей особенности, что бонсай, в принципе, никогда не бывает завершён. Он рождается, развивается и уходит, как и всё живое.

Бонсай – ремеслом терпеливых. Чтобы сформировать требуемый облик, у мастера бонсай порой уходят годы, а настоящие произведения искусства создаются десятилетиями. В течение этого времени мастер заботится о деревьях, ухаживает за ними, растит как собственных детей.

Бересклет японский. Возраст около 12 лет.

Внешний вид бонсай должен не только имитировать естественное дерево, но и иметь определенный эстетический эффект, оказывать благотворное умиротворяющее воздействие на людей.

Кипарисовик притупленный, растущий на камне. Возраст деревьев в группе от 15 до 25 лет.

Всего на выставке было 4 стенда с растениями. При входе был самый большой – трёхуровневая пирамида с 56 деревцами, расположенными по периметру.

Айва китайская. Возраст – около 40 лет.

Считается, что в Японию бонсай попал из Китая в VI веке благодаря буддийским монахам. Буддийский культ дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, Будда Шакьямуни достиг просветления, во многом предопределил глубинный символизм бонсаи. В буддийской мифологии, верховный правитель выступает в роли строителя святилища  с садом, в котором растет дерево жизни. Весь мир — это сад Будды, а правитель в нем — садовник.

Часто для работы с мертвой древесиной выбирают можжевельник.

Для создания миниатюрных бонсай подходят далеко не все виды деревьев, а только определённые.

Белая японская сосна. Возраст – около 20 лет.

О бонсай написано более 1200 книг на 26 языках мира.

Композиции деревьев на выставке дополняли небольшие плошки с травой.

70-летняя белая японская сосна в форме каскада. Эта форма имитирует рост деревьев у воды или в горах. Вершина дерева опускается значительно ниже почвы, находящейся в горшке.

Пруд с водопадом. Осенью в нём ещё были растения. Впереди гардения жасминовая. Возраст около 50 лет.

В целом эта выставка оставила у меня весьма положительное впечатление.

Больше фотографий с выставки бонсай вы можете увидеть в соответствующем фотоальбоме.