Фотоплёнка

Мои первые фотоплёнки. Olympus Mju

06.05.2013

В связи с 10-летием моих занятий фотографией я решил вспомнить, как всё начиналось.

В феврале 2002 года я подключился к интернету, изучал там имеющиеся интернет-ресурсы, общался с людьми. Возникла необходимость в своих фотографиях, чтобы себя как-то обозначить в сети. В мае 2003 года я отправился на радио-рынок, чтобы купить себе фотоаппарат.  У нас дома на полке лежал Зенит-В моего деда, но он полностью ручной и на тот момент казался мне слишком сложным.

Остановившись у одного из павильонов, я изучал витрину с фотоаппаратами и продавец, чтобы помочь мне с выбором, показал большой лист с наклеенными распечатками фотографий 10×15 см с различных камер. Мне понравились по качеству картинки два снимка – с какой-то зеркалки, стоящей на тот момент довольно дорого и с плёночной мыльницы Olympus Mju-II. Последнюю я и приобрёл за 3 с чем-то тысячи рублей. Эта цена была не слишком высокой. Зарплата обычного клерка в месяц тогда была 12-15 тысяч рублей, а курьер (подработка для студентов) получал в районе 3-5 тысяч рублей в месяц.

Olympus Mju-II и Olympus Mju-V.

Спустя пару месяцев мой приятель купил себе модель Olympus Mju-V. Она была подороже и нам казалась круче, т.к. у неё был зум. Ей мы в основном и стали фотографировать. Тогда я ещё не знал ни про преимущество объективов-фиксом, ни про значения диафрагмы. Сейчас, конечно, из двух моделей я бы выбрал Mju II. Преимущество 35mm, f/2.8 по сравнению с 38-105mm, f/5.6-11.3 на отсканированных снимках ощущается.

10 месяцев мы с приятелем фотографировали друг друга, когда ездили куда-то. Плёнку покупали на рынке – в основном Kodak Gold, она продавцами советовалась как самая лучшая из имеющегося ассортимента. Подешевле была Fuji Superia, но она считалась похуже. Потом отдавали отснятый материал в ближайшие фотолаборатории. Приятель любил распечатывать снимки, а мне больше нравилось получать сканы (их хранить легче). Сканировали негативы на сканере с несколько смешным для русского уха названием – Noritsu Koki, причём, почему-то порой не всю плёнку. Когда у меня в начале 10-х появился домашний плёночный сканер, то я обнаружил при детальном изучении плёнок там неотсканированные ранее кадры. Они были не очень хорошего качество технически, но тем не менее порой обладали интересной атмосферой.

Я выбрал сейчас кое-какие снимки, где есть пейзажи или какой-то сюжет, а не просто наши рожи на фоне чего-то, как обычно фотографируются обыватели. Не густо, конечно, получилось, но тем не менее историю каждого снимка я до сих пор помню. Там, где стоит дата – это Olympus Mju-V. Сначала я был крайне недоволен, что мой приятель датой портит снимки, но теперь зато можно определить, в какой точно день был сделан тот или иной снимок.

Май 2003 года. Дома отснял первые пару плёнок. Просто друг друга щёлкали с приятелем. На один кадр попал мой дед. Он даже не знал, что я его снимают.

Один из первых кадров на улице. Июнь 2003 года. Я хотел снять митингующих пенсионеров, но в кадр неожиданно вошли  девчонки, когда я фотографировал. Ещё и вспышка на ярком солнце сработала, что привлекло внимание работника Государственный Думы. Он недовольно смотрит в мою сторону, стоя на заднем плане. Olympus Mju-II – хорошая камера, но при каждом включении приходится убирать вспышку, т.к. в подавляющем количестве случаев она у меня срабатывала даже, когда совсем не нужно, как в данном случае.

“Господа депутаты или как вас там называть, если вы не враги народа, то почему государство разграблено, а народ за чертой бедности…” Второй кадр получился как раз таким, какой я и панировал. Старая гвардия вышла показать, что она ещё существует. Они, по-моему, даже не заметили, что их фотографируют. Депутат (или кто там он при Думе) на заднем плане – смеётся, разговаривая с кем-то, на меня уже не обращает внимание.

Этот кадр из поездки в Архангельское. Приятель сфотографировал дворец с балкона. Добирались туда на автобусе от метро Тушинская.

Осенняя аллея в Кузьминском парке. Один парень всё туда-сюда ездил там на своём мотоцикле.

Луна. Набережная Филёвского парка. До того как её изуродовали бетонными плитами, там была тропинка у реки. Хорошо было гулять.

Крылатский мост. Вечер. Помню, приехал в этом же году в сентябре в Филёвский парк рано утром и спустился к Москва-реке на песчаный пляж в самой начале набережной. Никого практически не было вокруг, над рекой стояла лёгкая туманная дымка и с этого моста, который был виден вдалеке, доносились звуки сирен, машин – очень интересная была атмосфера.

Железнодорожный мост у Ботанического сада им. Н.В. Цицина (рядом с Японским садом). Съездили в этот сад с приятелем уже под вечер. Помню, как соревновались в меткости, кидая снежками в дуб и я рядом с мостом ещё огромную коробку нашёл, залез туда и меня сфотографировали, как я сверху её немного приоткрыл и выглядываю. Весело было.

Сосны в Измайловском лесопарке.

Высотки района Вешняки, где аллея Жемчуговой. Ездили в Кусковский парк. Местная усадьба оказалась закрыта и мы пошли гулять по району. Один кадр по пути попался интересным, но я поленился его сделать: была метель и у входа в магазин стояли две искусственные пальмы в снегу.

МКАД вечером. Вид с моста. Кадр обнаружил при самостоятельном сканировании, в лаборатории его пропустили. Снег тогда шёл и пыль ещё добавилась – атмосферная плёночная картинка. Нагулявшись по району Вешняки, мы перешли через МКАД и вышли к Белому озеру. Но дальше была темнота, дорога не расчищена и мы повернули назад. Такое ощущение было, что на край света попали.

Спустя две недели мы повторно приехали осмотреть Чёрное и Белое озеро. Там ещё есть третье, Святое озеро, рядом, но мы его по карте так и не нашли. Был довольно морозный день, под конец прогулки у меня лицо красным стало и нос распух.

В этот раз мы перешли через МКАД в другом месте, ближе к метро Перово. Вышли к Чёрному озеру, но никаких тропинок не было, в итоге нашли лыжню и по ней пошли вдоль берега.

Мы вышли из метро Перово примерно в 15 часов, когда добрались до Белого озера начало постепенно темнеть.

Взобрались на берег. На той стороне Белого озера видна местная фабрика трикотажных изделий. Вдоль озера там забор с колючей проволокой и фонари. В прошлый раз мы там проходили поздно вечером и меня приятель спросил, что там находится, на что я с уверенным видом заявил, что зона для несовершеннолетних и видно было, что он в это поверил и ему стало не по себе. Но там реально какой-то тюремный забор был.

Храмовый комплекс Успения Пресвятой Богородицы в Старом Косине. Слева от него располагался одноэтажный магазинчик. В прошлый раз мы туда зашли и купили большой плетённый яблочный пирог. Он нам понравился и у нас появилась традиция, каждый раз, когда мы здесь оказываемся, его покупать. Ещё раза 2-3 я здесь бывал после в этом и следующих годах.

Недостроенное строение, на стенах которого были нарисованы краской фашистские знаки. Наверное, здесь было место сбора местных нациков.

Вид в сторону МКАД.

Деревенские домики местных жителей.

Отсюда мы отправились в Новокосино по соседству. Шли по заснеженному полю и со стороны этот микрорайон казался северным городком. Очень необычно всё выглядело, словно это не Москва. Рядом с полем вдоль улицы Николая Старостина стояли большие ветряки. Наверное, энергию добывали для местной подстанции. Где-то посередине Новокосино нас вечер и застал. Я точно помню, что фотографировал закат, стоя на Новокосинской улице, но судя по засветке, крышку неосторожно открыли и последние кадры засветились. Посмотрел сейчас Яндекс-панорамы, конечно, всё уже сильно изменилось там за 10 лет. В том числе и поле перед домами района Новокосино застроили и ветряков уже нет.

Вот такая получилась “тёплая-ламповая” запись с моими воспоминаниями о своём первом опыте в области фотографии. Фактически после этого похода на замёрзшие озёра я понял, что мне интересней уже больше окружающий мир фотографировать и таким образом отражать свои впечатления, чем получать очередные снимки с собой для домашнего фотоальбома.  В начале марта 2004 года я приобрёл цифровую мыльницу Canon powershot s50, но это уже совсем другая история. Плёночную же мыльницу Olympus Mju-II я тогда продал, но недавно купил снова, только уже в чёрном корпусе, чтобы не привлекала внимание.