Выставки

Бонсай. Мир в глиняной плошке

21.01.2016

В Аптекарском огороде с ноября прошлого года проходит первая выставка бонсай. Сегодня побывал на ней, заодно посмотрел мастер-класс Масуми Томохиро, приехавшего из Японии. Он занимается этим искусством более четверти века, являясь мастером бонсай во втором поколении.

Занятие состояло из небольшой вводной части, рассказывающей про бонсай. После чего мастер показывал обрезку белой сосны и наматывание проволоки для придания нужной формы, попутно и отвечая на вопросы. Желающих задать вопрос было много. В основном публика состояла их тех, кто в первый раз соприкасается с этой темой.

– Япония – маленькая страна, поэтому и бонсаи у нас маленькие, а в России можно во-о-от такие бонсаи выращивать.

Не могу сказать, что я узнал что-то принципиально новое по теме, ходил скорее за вдохновением. В основном сенсей рассказывал о хвойных и отвечал на общие вопросы. Первым деревом, которое он лично сформировал 25 лет назад, был клён и он жив до сих пор. Также запомнилось, что на плантации бонсай из десяти выросших деревьев только несколько выбирают для дальнейшего формирования.

Поведение некоторых людей на занятии было, мягко говоря, странное. В начале шатались где-то, а, потом пришли и стали жаловаться, что им плохо видно из задних рядов. Я подошел к комнате занятий вовремя и без всякой спешки сел прямо напротив сенсея в первом ряду. Потом стали греметь стульями, всё никак не могли рассесться по местам, ходили туда-сюда. Были те, кто не посчитал даже нужным выключить звонки на мобильниках. Потом, увидев, что время занятий закончилось, поспешили собираться на выход, хотя мастер продолжал отвечать на вопросы – типа достаточно уже, наслушались. ) Такое ощущение, что они ходят на всё подряд, лишь бы отметиться.

В целом от мастер-класса осталось очень хорошее впечатление. Было приятно послушать человека, искренне увлеченного своим делом. Ощущение возникло, словно ты попал на другую планету, в какой-то удивительный мир с вдохновляющей атмосферой. Даже уходить не хотелось. Я даже (единственный из всех посетителей занятия) сфотографировался вместе с мастером на прощание, чего раньше никогда не делал. Выше найденное мной видео показывает ход мастер-класса. Это не тот урок, на котором я присутствовал, но на каждом занятии говорилось примерно одно и то же. Дальше будут мои фото с выставки бонсай, на которой было представлено более 60 деревьев.

Искусство бонсай возникло в древнем Китае в эпоху правления династии Тан (VIII–X вв.). Спустя время, как и многое другое из китайской культуры, оно попало в Японию, где было доработано и переосмыслено.

Китайцы ориентировались на создание целых пейзажей, японцы же сосредоточились на отдельных деревьях.

Суйсеки – камни для созерцания.

Слово “бонсай”, с японского буквально переводится как “выращенный на подносе”.

Лучше всего суть этого искусства передаёт фраза, сказанная Масуми Тохомиро на своём мастер-классе: “Бонсай – это кусочек дикой природы”.

Маленькая яблоня, плоды настоящие.

Бонсай необязательно должен быть крошечным, на выставке были и достаточно габаритные деревья, как этот фикус.

Искусство бонсай – это кропотливая работа на протяжении десятилетий.

В Японии выращенные растения, постоянно совершенствуясь, передаются из поколения в поколение, возраст некоторых бонсай превышает столетие. Эти растения становятся не только семейной реликвией, но и национальным достоянием. Они имеют свои имена и не могут быть вывезены за границу.

Среди множества вечнозеленых выделялся этот красивоплодник японский.

Возраст дерева – около 30 лет.

– Это по-моему, просто издевательство над деревьями – изрекла пенсионерка. На что стоящие рядом девушки стали убеждать её в обратном. )

Некоторые, судя по отзывам в интернете, почему-то воспринимают бонсай именно в таком ключе. Очевидно, это те личности, кто существует в жизни по принципу: “компьютер-смартфон-офис-супермаркет” и считают, что булки на деревьях растут. У таких людей никогда не было ни своего сада, ни огорода, ни даже комнатных растений и ничего кроме шариковой ручки и компьютерной мышки они в руках не держали. Они привыкли есть яблоки, но если бы увидели как делают яблоням те же прививки, то для них это бы выглядело как языческий акт кровавого жертвоприношения. )

Для таких инфантильных людей, живущих в мире розовых пони, какающих радугой, поясняю: бонсай существуют в тех же самых условиях, что по сути предусмотрены самой природой. Только руководит процессом выращивания не случай, а сам человек. Для миниатюрных экземпляров выбираются деревья изначально определенных видов. Придание деревьям формы проволокой по сути повторяет природный процесс. Достаточно зайти в дикий лес и посмотреть, как там деревья причудливо переплетаются, натыкаясь на естественные преграды. Обрезка, замазка варом – заурядная работа, известная любому садоводу. Это как стричь ногти и волосы человеку. Формирование размера листвы поливом – повторяет природный процесс с засухами и обильными дождями.

Единственный момент, которое еще более-менее можно отнести к издевательству над деревом – это создание композиции с так называемым “мёртвым деревом”, символизирующим пережитые жизненные трудности и стойкость. В природе подобное встречается, когда, например, в дерево бьёт молния. В таком случае у части ствола обдирают кору, могут его расщеплять, обрабатывать кислотой и горелкой для белизы. Но и тут можно просто найти подходящую интересную корягу, укрепить её в горшке и к ней приложить живое дерево, никак его не повреждая. Так часто делают. Надеюсь, после этого доходчивого объяснения, инфантильного бреда в головах людей станет меньше.

Целью в искусстве бонсай является не только вырастить в контейнере здоровое растение, но и создание целостного образа, основными элементами которого являются собственно растение, грунт и контейнер. Их гармоничное сочетание показывает мастерство создателя бонсай.

Это прямая противоположность комнатным растениеводам, которые устраивают на подоконниках ряды растений, посаженных в обрезанные пластиковые бутылки и упаковки от сметаны. В бонсай всё должно быть прекрасно: и растение, и горшок и даже место должно быть подобрано подходящее, чтобы навеивать поэзию образа.

Самая старая действующая выставка бонсай впервые прошла в 1914 году в Токио и ежегодно продолжает радовать людей своими роскошными экспонатами.

Некоторые деревья были уже без листвы и можно было рассмотреть их причудливые стволы. Бук городчатый. Возраст – около 80 лет. Широко распространён в Японии, являясь одной из доминирующих лиственных пород. На северо-востоке острова Хонсю образует крупные рощи на высоте до 1400 м над уровнем моря.

Европа познакомилась с бонсай на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Европейцы далеко не сразу оценили по достоинству новое искусство японских мастеров, жалея «бедные» деревца, которые подвергались «пыткам и мучениям». Лишь после 1935 года на Западе стали признавать бонсай как искусство.

Впервые в Москве бонсай появился ещё в эпоху СССР. В 1976 году супруга японского посла госпожа Сигемицу передала в Главный ботанический сад Академии наук СССР около 50 деревьев. Сейчас от этой коллекции уже практически ничего не осталось.

Слева бонсай из японской сливы умэ, сформированный в стиле Кенгай (каскад) — её фото есть в японских каталогах бонсай 1960 года. Она практически не изменилась, возраст не определён.

Мастеры бонсай стараются копировать интересные природные формы. В природе внешний вид деревьев формируется в зависимости от их места произрастания и под воздействием природных факторов. К примеру, ствол дерева, растущего из-под камня, вначале изогнется, повторяя его форму, и лишь выбравшись на свет, пойдет прямо вверх. Форма дерева может быть задана и направлением преобладающих ветров.

Пираканта узколистая, родственница нашей рябина.

Гинкго двухлопастный. Возраст – около 50 лет. Это реликтовое растение является уроженцем азиатского континента. Следы присутствия гинкго в субтропических лесах Азии датируются более чем 200 миллионами лет.

При должном уходе образцы бонсай могут жить сотни лет, сохраняя память о тех, кто их посадил и вырастил. Самый известный из сохранившихся до сегодняшних дней древних экземпляров представлен сосной, которую вырастил сёгун Иэмицу Токугава (1604–1651).

Ещё одна пираканта, но уже с другим цветом плодов.

Азалия индийская. Возраст – около 50 лет. В ряде интернет-статьей говорится, что бонсай можно вырастить из семян любых деревьев. Формально это так, только в этих публикациях скромно умалчивают про конечный размер. Одни виды деревьев можно формировать в миниатюре и они будут 20 см в высоту, а другие 2 метра. Т.е. уже не бонсай, а целый бонсаище получится. )

Японцы не ограничиваются одними лиственными и хвойными деревьями, предметами бонсаи становятся кустарники, ползучие и даже травянистые растения. На первом плане хурма.

В настоящее время формирование и выращивание бонсай — широко распространенное в мире искусство. Учитывая его путь на Западе, вполне возможно и в России из экзотики бонсай со временем станет чем-то повсеместным и общепризнанным.

Получил огромное удовольствие от посещения выставки. Уходя, оставил благодарственный отзыв в тетради.

Другие фотографии с выставки вы можете посмотреть в соответствующем фотоальбоме. Я сделал более 100 снимков во время посещения экспозиции.