Интернет

Интернет-мошенники открывают липовые магазины и подделывают сайты банков

30.09.2009

В Интернете вовсю орудуют обманщики, причем чем дальше, тем более хитроумными становятся способы выуживания денег из наших кошельков. Только за последние полгода в ГУВД Москвы поступило более 500 жалоб на мошенничество в Сети.

Студент заработал в Сети $50 тысяч

Недавно на электронные почтовые ящики сотен тысяч москвичей пришла заманчивая рассылка: некий интернет-магазин, торгующий немецкой бытовой техникой, предлагал товары по бросовым ценам. В разы дешевле, чем у конкурентов! Житель подмосковных Химок Вадим Нестеров был одним из тех, кто клюнул на эту удочку: он заказал себе посудомоечную машину всего за 4 тысячи рублей (в обычных магазинах она стоит тысяч 8 – не меньше!). Единственное «но» – за кухонный чудо-аппарат нужно внести предоплату. Недоверчивый мужчина решил для начала выяснить, не останется ли он и без денег, и без техники.

– Я позвонил по указанному на сайте номеру телефона, – рассказывает Вадим. – Мне тут же ответили очень приятным голосом. Были обходительны, обещали, что я обязательно получу товар в течение двух недель.

Столь долгий срок (обычно курьерские службы привозят заказ из виртуального магазина за два-три дня) на том конце провода объяснили тем, что техника доставляется в Россию прямиком из Германии. Потому и цены такие низкие! Сомневающемуся Вадиму предложили для начала оплатить 30% стоимости товара, а оставшуюся часть уже после получения отдать курьеру. Мужчина побежал в банк оформлять перевод.

– Через две недели со мной связался молодой человек из интернет-магазина и с неподдельной досадой в голосе сообщил, что посудомоечная машина вместе с большой партией бытовой техники застряла на таможне, – продолжает Вадим. – А для того чтобы растаможить товар, от меня требовалось внести еще 20% стоимости.

Житель Химок снова побежал в банк. А еще через два дня в его квартире раздался телефонный звонок: мол, все в порядке, ваша покупка передана в курьерскую службу, её сотрудники готовы немедленно привезти её, но они… требуют предоплату за свою работу. Разумеется, после того как последняя часть суммы была отправлена, телефон продавцов замолчал…

Мошенника удалось задержать. Оказалось, аферу проворачивал столичный студент-химик. За время работы его фальшивого интернет-магазина облапошенными оказались несколько сотен охотников за дешевизной, а общая выручка студента составила больше 50 тысяч долларов!

Сетевая рыбалка

Впрочем, чаще всего мошенничеством занимаются не студенты-одиночки, а целые фирмы. Так, этой зимой жертвой мошенников стал один из крупнейших легальных интернет-магазинов. Начиналось все безобидно: постоянные покупатели получили на свои электронные адреса письма с очередным выгодным предложением от знакомого им магазина. Кто же не купится на технику со скидкой в 60%, да еще и от проверенного продавца? Люди кликали на ссылку, размещенную в письме, и делали заказ. Курьер приносил им товар и брал деньги.

Проблемы начались два-три месяца спустя, когда купленные товары один за другим начали ломаться. Возмущенные покупатели оборвали номера телефонов службы поддержки клиентов интернет-магазина, всучившего им некачественную продукцию. Но там только пожимали плечами: мол, ничего не ведаем и таких товаров вам не доставляли.

Схема обмана оказалась одновременно проста и хитроумна. Более мелкие конкуренты интернет-магазина создали фальшивый сайт, в точности копирующий дизайн и даже название своего «большого брата». Затем с помощью одной из баз данных (которые, кстати, свободно продаются в Сети) разослали клиентам этого магазина выгодные предложения. Единственное отличие – в ссылке, куда покупателям предлагали кликнуть, в названии вместо буквы «о» стоял нолик. Разница незаметна, но все заказы, сделанные с помощью поддельной интернет-страницы, шли не в известный магазин, а к его конкурентам. Как уже позже выяснили следователи, компания, провернувшая аферу, хотела побыстрее избавиться от брака, скопившегося на складах.

Подмена реальных сайтов «двойниками» на интернет-сленге называется фишинг (в переводе с английского – рыбалка). Но если раньше было популярно делать клоны сайтов банков, чтобы с их помощью выведать у пользователей номера счетов и пароли кредитных карточек, то теперь рыбаки-мошенники применяют свои таланты и по другим поводам. Иногда, например, фишингом пользуются просто для того, чтобы подмочить репутацию конкуренту. Так, хитом прошлого года в Интернете стал фальшивый форум работников одной популярной сети фаст-фуда. Здесь мнимые сотрудники дружно жаловались на расстройство желудка от съеденных на работе блюд… Но все-таки чаще создатели фальшивых сайтов хотят выманить у потенциальной жертвы деньги.

Банковский клон

Москвич Виктор Брагин уже много лет занимается переводами с английского на русский язык на дому. Заказчики расплачиваются с ним с помощью переводов денег на карточку. Большую часть покупок Виктор совершает через Интернет. Для таких, как он, банки предоставляют услугу управления своим счетом через специальный сайт.

– Однажды я зашел на него, ввёл личные данные и попытался заплатить за мобильный телефон, – рассказывает Виктор. – Но перевод почему-то не получился, а два часа спустя мне на телефон пришло SMS-уведомление о снятии денег со счета. Кто-то перевел себе весь мой заработок за последний месяц…

Виктор стал жертвой фарминга – интернет-мошенничества нового поколения. Фарминг – это продвинутый вариант фишинга. Но теперь пользователю не предлагают перейти на фальшивый сайт по ссылке. Теперь липовый сайт вместо настоящего открывается сам.

– Начинается все с того, что жертва подхватывает специальный вирус – шпионскую программу, которая отслеживает все операции с деньгами, которые пользователь совершает в Интернете, – объясняет технический специалист одного из московских провайдеров Иван Кожухов. – Информация об этом поступает мошеннику. Затем происходит взлом зараженного компьютера. Результат: человек пытается зайти на сайт своего банка, но программа переадресует его на фальшивую копию сайта. Ничего не подозревающий пользователь вводит имена, пароли и уже через несколько часов остаётся без денег…

Как не стать жертвой мошенников

1. Никогда не вводите пароли от своей почты на сайтах, не внушающих доверия. С помощью пароля от вашего электронного ящика можно восстановить еще десяток паролей от ваших аккаунтов – в том числе банковских.

2. Не ведитесь на предложения с «суперценой» и предоплатой. Большинство легальных продавцов в Сети не требуют заранее оплачивать покупку и уж тем более не продают товар ниже себестоимости.

3. Установите хороший антивирус. Антивирус не позволит шпионским программам заменить реальный сайт на фальшивый.

4. Не пользуйтесь заведомо незаконными услугами. SMS-перехват, определение местоположения абонента по номеру телефона – вы не получите ничего из вышеперечисленного, но потеряете деньги, которые мошенники возьмут с вас за предоставление услуги.

5. Не реагируйте на спам. Рассылки рекламных писем – это первый показатель того, что на нормальную рекламу у компании не хватает денег. Такая фирма вряд ли может считаться солидной и предлагать какие бы то ни было услуги и товары качеством лучше, чем у своих более известных конкурентов.

Источник: “Комсомольская правда”