Магазины

Многие продукты в магазинах – подделки

15.04.2011

В странном мире мы живем: магазины в шаговой доступности – настоящие, но торгуют не настоящими продуктами, хотя на упаковках указано – вино, масло сливочное, творог, сметана…

«АиФ» была приведена экспертиза пяти таких сливочных масел. Упаковки у всех не придерёшься, этикетки вполне приличные, везде на них написано «масло сливочное», указаны ГОСТы, правильный состав, цена тоже «масляная», не дешевка, а на деле три продукта из пяти оказались смесью растительных жиров со сливочным маслом. То есть, чистый фальсификат. Ну было бы на них честно написано, что это растительно-молочный спред или что-то в этом роде, и разговору бы не было. Но их продают как масло!

10 лет спустя

Получается, мы живем, как бы, не в реальном мире, а в мире фикций, где слова ничего не значат. Куда смотрят чиновники, призванные следить за качеством продуктов? Вы думаете, они ничего не знают об этом?

Будьте уверены, про масло они должны знать. Ведь похожая ситуация была уже 10 лет назад. Тогда тоже провели экспертизу сливочных масел, и результаты были схожими. Как видим, за эти годы мало что изменилось. И проблема сливочного масла – это только вершина айсберга. Практически в любом молочном продукте дорогое коровье масло может быть заменено дешевым растительным жиром.

Значительная часть творога, сметаны и сыров только прикидываются молочными продуктами, а в реальности являются растительно-молочными. Это значит, что растительного жира (обычно пальмового), больше, чем коровьего. И если их купить, и провести экспертизу, результат будет таким же, как и со сливочным маслом.

В последнее время многие стали переключаться на продукты, которые продают как фермерские и домашние – без брендов, без фирменных упаковок, подешевле. Люди думают, что так дешево, потому что сразу от производителя, и покупают… Но это «нетворог», «немасло», «несыр» и «несметана». И это не домашние и нефермерские продукты, если не считать фермерами малазийцев, наводнивших пальмовым маслом весь мир.

Какая истина в вине?

Теперь давайте зайдем в винный отдел. Что же реально продается в таких бутылках? «Импортный виноматериал позорного качества, разведенный спиртом, водой, в основном – подслащенный, сдобренный красителем и лимонной кислотой. И все это идёт под названием – вино», – это цитата из совсем недавнего выступления в Торгово-промышленной палате Елены Денисовой, человека в винном мире известного.

Она публично озвучила то, о чем обычно говорили в кулуарах. Эта ситуация хорошо известна всем специалистам, включая и чиновников, контролирующих продажу и поставки вина, и выдающих всяческие разрешения и акцизные марки. Ох уж эти знаменитые «знаки качества» – сколько раз их улучшали, уверяя нас, что теперь они обеспечат нам достойный напиток вместо пойла. Особенно громко эта мысль звучала после скандального введения ЕГАИС, из-за которого в России в течение почти четырех месяцев не было поставок импортного вина. Но первыми винами, украшенными новыми акцизными марками, и прошедшими через «жесточайший контроль» ЕГАИС, на магазинных полках оказались именно те, о которых говорилось выше. Только потом и не сразу стали появляться нормальные натуральные вина.

Секрет Полишинеля

Ситуация с маслом и прочими молочными продуктами тоже для контролирующих органов не секрет. Массовые нелегальные добавки сои в консервы, колбасы и прочие мясные продукты, тоже им известны. И они знают об этом давно. И ничего не делают, и не хотят делать. Вывод из этого один: пока нынешняя система контроля будет сохраняться, ждать улучшения не стоит. Производители будут работать на два фронта: зачастую, одно и то же «масло» будет заворачиваться в разные упаковки – для сливочного масла и для спреда. В лучшем случае, в упаковке, продающейся как масло, примеси дешевого пальмового жира будет немного меньше, чем в спреде. Но подмешивать всё это к натуральным молочным продуктам из соображений экономии будут, и значит, с творогом, сметаной, сырами – всё останется точно так же. С соей – картина абсолютна идентична. Что же делать?

Разделяй и властвуй

Точный диагноз этой проблемы озвучил один из производителей колбасных изделий: на любом предприятии, применяющем сою легально, всегда будет соблазн использовать её и тайно, не декларируя это на этикетке. В те годы произошёл скандал с крупным столичным МПК, который очень энергично начал рекламную компанию колбас, заявляя, что они сделаны без сои. В подтверждении этому, была и соответствующая надпись на этикетке. Но по иронии судьбы, именно в такой продукции сою и обнаружили.

Руководство тогда уверяло, что этого не может быть. Может. Даже, если команды добавлять сою оно не давало, это могли сделать по собственной инициативе сотрудники. Это не может произойти только в том случае, если соя на предприятии не используется. И это правило лучше ввести законодательно. Соответственно, для молочных предприятий это будет запрет на использование растительного масла. Если же кто-то хочет делать спреды и растительно-мясные колбасные изделия, пусть делают только их. И продают их как соответствующие продукты. А масло, сметану, творог, колбасы, и всё такое натуральное им нужно запретить делать законодательно.

В свою очередь, если у настоящих молочников и колбасников найдут даже следы запрещенных компонентов вроде пальмового масла и сои, наказания должны быть очень жесткими, чтобы другим не повадно было. Мы всё-таки имеем дело с едой – с тем, что тянут в рот, и от чего зависит здоровье нации. И ещё, очень неплохо ввести квоты на ввоз этого масла и компонентов из сои, как это делают для мяса и птицы. Заодно, это очень хорошо подстегнет и наше скотоводство.

Урок геополитики

А что с вином? Елена Денисова предложила похожий рецепт. В России, как и во многих странах, надо законодательно ввести такое понятие, как «вино географического наименования». И самое главное, чтобы производитель такого вина по закону не мог производить более никаких иных вин.

Что это значит на обыденном языке? Самые известные вина географического наименования вы наверняка знаете – это Шампанское, Коньяк, для сухих вин Бордо, Бургундия, Долина Луары. Но почти в каждом из этих регионов выделены ещё отдельные меньшие зоны, где делают вина с более узкими географическими наименованиями. Например, в Бордо это Медок, Грав, Помроль и т.д., в Долине Луары – Мюскаде, Сомюр, Вуврэ…

Так вот, географические вина делают только из винограда, выращенного в этих регионах. И это качественные, узнаваемые напитки. Если такой подход ввести у нас, то производители географических вин, согласно закону, не смогут использовать в своей работе чужие дешевые виноматериалы. Но пока этого нет, у них, по словам Елены Денисовой, «велик соблазн «пролечивания» виноматериала спиртовыми растворами, поскольку закупка и транспортировка виноматериалов идет со страшной экономией на качестве. Фактически в страну приплывает винный уксус или окисленная бурая жидкость». Только такой подход позволит сделать выпуск «фекальных масс» в бутылках экономически невыгодным.

Источник: газета “АиФ”