Мобильная связь

Как спасти свой мобильник от телефонных «пиратов»

09.04.2003

Чтобы не платить за сотовую связь, мошенники заключают с телефонными компаниями липовые контракты на имена других абонентов. В результате многие москвичи оплачивают чужие разговоры как свои. Московская милиция завалена жалобами москвичей.

«Владимир Косицкий на четверть немец. Именно на это он списывает традицию собирать бумажные свидетельства крупных трат – все чеки подшивает.

И вот приходит этому человеку по почте бумага о том, что он забыл оплатить счет за мобильник – 15 долларов. Владимир удивился, нашел папку с чеками и отправился разбираться в офис оператора. Там сказали:

– Косицкий? Чеки принесли? Чудно. И номер телефона не ваш. Ай! Ошибочка вышла.

В процессе выяснения Владимиру показали договор, заключенный от его имени на тот незнакомый номер. А против его имени значился не адрес прописки, а тот, по которому он живет.

– Адрес, который был в «липовом» договоре, я оставляю, к примеру, гаишникам, чтобы меня реально можно было найти. И компании мобильной связи я его не давал, – говорит Косицкий.

Так Владимир стал жертвой мошенничества субдилера оператора (это маленькие такие фирмочки). Напакостившую фирму уже наказали жестоким штрафом, а сотрудник, оформивший «неправильный договор», предпочел смотаться сам. Но Косицкого волнует вопрос: откуда и зачем этот человек взял его адрес?

– Субдилер решил нажиться на процентах, которые получает от каждого договора, – рассказывает замначальника отдела по борьбе с неправомерным доступом в информационно-телекоммуникационные ресурсы МВД России Александр Пименов. – Сотрудник фирмы нашел клиента, которому ненадолго понадобился номер, но паспорт ему предъявлять не хотелось бы. Тогда субдилер взял у него немного денег и оформил контракт на другого человека. Нелегальный абонент выговорил сумму, положенную на счет, и выбросил сим-карту. Если настоящий пользователь не заметит изменений в счете, он оплатит чужие разговоры.

– У нашей компании около ста дилеров, которых мы контролируем напрямую, – рассказала сотрудница одного из операторов сотовой связи. – Но они, в свою очередь, заключают договоры с более мелкими фирмами. Первым мошенничать нет нужды, а вот последним… У оператора, к которому приходит договор, нет оснований подозревать,  что он заключён не с владельцем документов. Он думает, что абонент просто решил завести себе второй номер. И в случае, если на нем появляется долг, мы имеем право исключить его за счет первого контракта. Тут всё и открывается. Как субдилер мог вычислить адрес? Все мы оставляем свои паспортные данные где угодно – в магазинах, в гостиницах… Пользователям можем посоветовать услугу «кодового слова». Вы приезжаете в центральный офис и вводите в базу любой пароль. Теперь даже если кто-то узнал ваши паспортные данные, он не изменит контракт, не назвав кодового слова.

Другие виды мошенничества

«Двойники», или клонирование абонентских аппаратов. В незаконном номере используются те же числа-пароли, что и в принадлежащем реальному абоненту. Платит же за услуги клона последний. Если абонент заметил изменения в своём балансе, ему  нужно сообщить об этом оператору, а тот с помощью службы безопасности или милиции будет искать мошенников.

Использование краденых или потерянных телефонов. Как только обнаружили пропажу, немедленно заблокируйте номер через оператора.

Перекодирование сотовых телефонов. Объявление о такой услуге можно встретить даже в Интернете. Умельцы находят уязвимости в паролях, которые записаны в сим-картах, и меняют их на новые, не стирая старые. Таким образом, телефонные звонки будут проходить как бы в обход оператора. Стоит услуга от $20. Не делайте этого, если не хотите рано или поздно попасть под статью о мошенничестве.

Правила покупки сотового телефона

В ларьках с заляпанной вывеской «Мобилы. Недорого» порой можно отхватить модную трубку за бесценок. Но потом, когда телефон неожиданно начнёт отключаться и разваливаться, может оказаться, что претензий предъявить некому.

Предположим, что вам хочется чего-то эксклюзивного. Например, такую же трубку, как у Бельмондо. И знакомый, так и быть, привозит вам такую штучку. Но она привыкла понимать только родной язык Бельмодно. В нашем сервисном центре с такой проблемой вас, скорее всего, пошлют: «Извините, телефон ввезен в страну незаконно».

Если вам показалось, что происходит что-то странное и решить проблему мирным путем не получается, обращайтесь в милицию. В родное отделение. Пишите заявление, которое у вас должны принять. Правда, милиционер может картинно удивиться: «Дилер… субдилер… счёт… Мы тут преступников ловим, а вы!» Сообщайте, что есть такое Управление «К» и его очень заинтересует ваше заявление.

Источник: “Комсомольская правда”