Мобильная связь

Попытка выманить по телефону данные кредитной карты

07.08.2007

Весьма поучительная история из интернета, как мошенники выманивают данные карты, застав её владельца врасплох телефонным звонком. Я сам сталкивался с похожей ситуацией, только не стал говорить никаких данных по телефону, а просто сразу повесил трубку, а смс стёр. Не реагирую на подобные звонки. Если придёт уведомление по почте, что подали в суд за неоплаченный кредит, графическая экспертиза выявит, что я не подписывал документов на кредит, а если записи с видеокамер поднять, где деньги обналичивали – на них меня не тоже будет. Не понимаю людей, которые впадают в панику от каких-то звонков. У меня уже автоматически срабатывает рефлекс, если начинают лепетать бред или рекламу, когда поднимаю трубку – сразу её вешаю.

Бумагу с требованием погасить кредит не прислали – значит, его нет. Если мошенники “липовые” уведомление будут в почтовые ящики кидать (как было с квитанциями ЖКХ, где были другие реквизиты) – опять же можно спокойной сесть за компьютер или зайти в банк и проверить информацию. Всё тут рассчитано на эмоции, когда человек не думает.

*****

Получил СМС следующего содержания: “Банк такой-то отказал Вам в выдаче кредита”. Я мысленно посмеялся: “А кто-то эту СМС так и не получит, будет ждать ответа от банка…”. После этого благополучно про это сообщение забыл. Однако спустя время раздался звонок на мобильный. “Говорит автоматическая информационная служба банка. Мы напоминаем Вам о необходимости погасить взятый Вами кредит. Спасибо”.

Чтобы прослушать сообщение ещё раз, нажмите 1. Чтобы соединиться с оператором, нажмите 2″. Тут я вспомнил про злополучную СМСку, и, кипя праведным гневом, я нажала двойку. Трубку снял оператор, немного заикающийся парень с южнороссийским акцентом. Тут бы в голове зазвучал первый тревожный колокольчик, из серии “что, нормальных людей уже в операторы не берут?”, но, когда я вспомнил про общение с совершенно придурочным оператором страховой компании пару месяцев назад, этот колокольчик моментально затих. Оператор попросил назвать ФИО и дату рождения и я назвал.

Далее у нас произошёл следующий диалог.

Оператор: Так, по нашей системе вы взяли у нас в банке кредит в 60 тысяч рублей, такого-то числа.

Я: Ничего я не брал, мне вообще ваши кредиты не нужны!

Оператор: А у нас в системе написано, что вы открыли такую-то кредитку такого-то числа. Такого-то числа вы совершили покупку в магазине “Эльдорадо” на проспекте Мира на такую-ту сумму. Такого-то числа, вы сняли в банкомате у м. Домодедовская такую-ту сумму, а остаток суммы сняли там-то тогда-то.

Я: Этого не может быть, я ничего не брал.

Оператор: Хорошо, переадресую вашу проблему нашей службе безопасности, вам перезвонят.

Проходит томительная минута. В голове рой мыслей. Как они смогли взять кредит на моё имя, я же и паспорт не терял?! Конечно, при желании можно изготовить любую липу, мои паспортные данные тоже можно при желании найти. Но взять кредит – это ни в какие ворота не лезет!

Раздаётся Звонок.

Оператор №2: Здрасьте, служба безопасности беспокоит. (Опять южноросский акцент, и опять колокольчик заглушен.) Давайте ФИО, дату рождения, паспорт кем-когда выдан.

Я всё это говорю. Оператор повторяет все данные, когда кто что купил. При заполнении документов на кредитку была предъявлена справка с места работы: “Азбука жилья, риелтор”.

Я: Я работаю в совершенно другой фирме.

Оператор №2: А вы паспорт не теряли?

Я: Нет.

Оператор №2: А из ваших родных и близких никто не мог взять так кредит, чтобы вы не знали?

Я: Нет!

Оператор №2: А недоброжелателей, кто мог бы вашими данными воспользоваться?

Я: Нет!

Оператор №2: А других банков кредитки есть?

Я: Да, и никаких проблем!

Оператор №2: А какого банка?

Я: Такого-то.

Оператор №2: А тип какой?

Я: Мастеркард.

Оператор №2: Она дебетовая или кредитная?

Я: Не знаю, я ни разу лимит не превышал. Мне зарплата туда падает, этого хватает.

Оператор №2: Ну по ней можно взять больше денег чем вы положили?

Я: Я же говорю, не знаю!

Оператор №2: Нам теперь надо проверить, не брал ли кто-либо кредита по вашим другим картам. Назовите номер карты.

Я: Зачем вам это?

Оператор №2: Я же говорю, проверить, всё ли по ней нормально.

Я: Пардон, я не знал, что у нас есть межбанковская система обмена данными.

Оператор №2: Есть. Нам надо разобраться с этим мошенничеством (Вот циники-то!!). Продиктуйте номер карты.

Я: Да, а пин-код вам не сказать?

Оператор №2: Что вы! Ни один банк у вас никогда такого не спросит! Дайте просто номер, он длинный и написан на лицевой стороне карты.

Я: Вы знаете, что-то мне стрёмновато диктовать вам номер. Давайте я к вам подъеду в офис, пообщаюсь, покажу документы, посмотрите карты. Но только в офисе вашего банка.

Оператор №2: Мы сегодня работаем до 5 (было 4-30).

Я: Я всё-таки постараюсь к вам успеть.

Оператор №2: Лучше дайте номер карты, мы пока проверим.

Я: Только в вашем офисе. Дайте адрес.

Оператор №2: Мы – на Новокузнецкой.

Я: А поточнее, дайте просто адрес, я найду.

Оператор №2: Быр-быр переулок, дом 12.

Я: Какой переулок, простите, не расслышал?

Трубку повесили. Когда я позвонил по этому номеру, всё время было занято. Нашёл в интернете сайт банка, позвонил по указанному там телефону. Никаких кредитов на мне не висело, а кроме того мне сказали следующее:

1. Ни один банк не станет спрашивать номер кредитки, уж тем более, чужого банка.
2. Звонков по выходным такого рода не делают.
3. В настоящее время у банка система автоматического оповещения не работает.

Развод, в принципе, прост как три копейки, выманивают данные кредитки, потом в интернет-магазинах покупают товары за ваш счёт. В данном случае не дошло до вопроса про 3 цифры кода безопасности с обратной стороны карточки. Полученные данные могли быть использованы при повторном звонке, чтобы их выманить.

Как и всегда бывает с разводами, всё выглядит очень убедительно, очень похоже на правду. Продумана афера грамотно. Сначала СМС, спустя месяц звонок автоответчика. Почему автоответчик – да потому, что автоответчик звонит обезличено, ему не надо приветствовать человека. А потом ты сам соединяешься с оператором, который, само собой, как и во всех банках, спрашивает различные данные. Кроме того, хорошо отработана легенда, когда что было куплено: число, время и что купили. Соблюдены и все атрибуты: при “ждите ответа” – играет музыка; звуки, будто кто-то по клавиатуре стучит, забивая данные; адрес на Новокузнецкой соответствовал реальному, который у этого банка и т.п.

В общем, будьте бдительны, и не ведитесь!