Разное

Наружное наблюдение. Если за вами следят

09.12.2012

Если вам показалось, что за вами следят, не спешите паниковать – может быть, вам просто показалось. Но недооценивать опасность тоже нельзя – нападения, заказные убийства и похищения планируют после того, как узнают всё о привычках, склонностях и образе жизни “объекта”. А это возможно только при помощи наружного наблюдения.

В советское время наружное наблюдение в системе МВД осуществляли специальные подразделения, которые в восьмидесятые годы назывались 7-й службой МВД (или УВД).

Сегодня наружное наблюдение – прерогатива государства и по закону частные лица, частные детективы, сотрудники охранных фирм и т.д. не имеют права этим заниматься.

Но похищения, покушения, розыск должников, розыск имущества, поиск компромата и т. д. без предшествующего наружного наблюдения, скорее всего, закончатся провалом. Поэтому бандиты или конкуренты по бизнесу заинтересованы в установке наружного наблюдения за интересующим их лицом.

Этим в основном занимаются бывшие сотрудники полиции, а иногда и действующие – в частном порядке. Кроме того, очень часто в наших условиях такие услуги предлагают и дилетанты, прочитавшие 2-3 популярные книжки. Схема их работы очень проста – без всякого технического обеспечения садятся в машину и ездят за объектом. Как только они теряют объект или им кажется, что их обнаружили, они бросают слежку и сообщают заказчику, что “объект подготовлен” – то есть он спец по наружному наблюдению или ему помогают профессионалы.

Те же, кто прочитали 4-5 книжек, то они сообщают заказчику, что было контрнаблюдение и им пришлось уходить с риском для жизни.

Например, не так давно в ходе ведения наружного наблюдения группа профессионалов получила задание вести контрнаблюдение. При этом была возможность контролировать эфир. Дилетанты – “наблюдатели” потеряли объект, но долго рассказывали своему диспетчеру по рации, с какими сложностями они ведут объект. Потом нашли место, где можно “потерять объект” без ущерба для собственной репутации…

Но есть и профессионалы, которые могут целый день вести по всему городу “объект” в одиночку так, что он ничего не заметит.

Что делать, если за вами следят

Если за человеком ведут наблюдение настоящие профессионалы, то скорее всего определить это ему будет трудно. И тем не менее несколько советов.

Прежде всего следует помнить, что точки, наиболее интересующие потенциальных убийц, похитителей, конкурентов по бизнесу и т. д., – места жительства, работы, постоянных посещений (спортивные залы, квартиры любовниц). Чаще всего люди подъезжают туда на собственных машинах.

Для наблюдателей легче всего установить в этих местах постоянное (стационарное) наблюдение. Кроме того, при подъезде “объекта” к таким точкам подвижному наблюдателю легче “засветиться”. Ему приходится останавливать машину, выходить, идти в подъезд.

Вот здесь стоит быть особенно внимательным. Обнимающаяся парочка, молодая мама с коляской, бабуля с клюшкой, пьяный слесарь могут быть как случайными элементами пейзажа, так и наблюдателями.

Оглянитесь вокруг. Если улицу метёт дворник, которого вы знаете 5 лет, – всё нормально. Но если вместо него метлой машет крепкий молодец (или, наоборот, субтильная девица) – есть причина обратить внимание.

Кстати, дворник – хороший индикатор окружающей среды. Он лучше вас знает двор и его окрестности, он может заметить, что что-то не так. Например, часами торчит машина с пассажирами или посторонние люди в тех местах, где их не должно быть. Из его поведения (даже ни о чём не спрашивая) можно сделать определенные выводы.

При возникновении подозрений, что наблюдение ведется, можно “провериться”. Ни в коем случае о таких намерениях не должны догадаться возможные наблюдатели. Если обычно человек идёт от подъезда к стоянке машин, следует изменить маршрут, например зайти в ЖЭК. Или в магазин, расположенный в квартале от дома. Неопытный наблюдатель, скорее всего, попадется вам на глаза несколько раз. Но следует иметь в виду, что наблюдателей может быть несколько. Значит, лучше всего провериться несколько раз в день в разных местах города. Но отрицательный результат не означает, что слежки не ведется. Возможно, наблюдение ведут профессионалы, для которых такие проверки – ерунда.

Можно “провериться” на машине. Наблюдателям, даже профессиональным, выдержать такую проверку намного сложнее. В действие вступают светофоры, гаишники и т. д. Если вы один раз “рванули” под жёлтый свет светофора и заметили, что вслед (естественно, уже под красный) поехал кто-то, это ещё ничего не значит. Но если такое произошло 3-4 раза – это уже что-то. Тем более если нарушитель – одна и та же машина.

Несколько лет назад один из “объектов” наблюдения применял очень тривиальный, но очень действенный способ – на дороге с оживленным движением под жёлтый свет светофора поворачивал налево, разворачивался и ехал на зеленый свет. Наблюдателям (оперативным сотрудникам) это настолько надоело, что ему пропороли колеса…

Имеет смысл “провериться” и при подъезде к месту работы. Например, проехать пару кварталов лишних и внезапно припарковаться у бистро или кафе. Если за “объектом” следует машина с наблюдателями, она, скорее всего, проедет мимо. Если среди проехавших мимо опознается машина, которая несколько раз уже попадала в поле зрения, это может навести на мысль о слежке.

Профессионал наблюдения скорее всего не попадётся на эту уловку, но при неблагоприятных обстоятельствах (нет места для парковки, боковых улиц, сильное движение транспорта) засветиться может и он.

Важно и то, сколько человек сидит в подозрительной машине. Непрофессионалы чаще ведут наблюдение из одной машины, при этом их бывает 3-4. Серьёзные люди работают чаще на двух-трёх машинах, в каждой из которых обычно не более 2 человек. Но для этого нужны опытный диспетчер и старший группы, отличная радиосвязь и т. д.

За границей (в частности во Франции и Италии) очень хорошими транспортными средствами для наружного наблюдения считаются мотоцикл и мотороллер. Причины ясны – мобильность в любой ситуации на дороге, возможность быстро и резко менять дистанцию, лёгкость с парковкой и т.п.

В России были попытки правоохранительных органов внедрить мотороллер в практику наружного наблюдения, но дело не пошло. Среди негосударственных специалистов по наружному наблюдению попытки использовать мотоциклы или мотороллеры неизвестны. Но если человеку, который заподозрил, что за ним ведется наблюдение, несколько раз попадается на глаза один и тот же мотоциклист, стоит обратить на него пристальное внимание.

Несколько слов о внешнем виде машин, из которых ведётся наружное наблюдение. Без качественной радиосвязи эффект этого мероприятия намного ниже. Так что если подозрительная машина имеет одну или несколько антенн, это делает её еще более подозрительной. Но хорошие радиостанции типа Icom позволяют поддерживать качественную радиосвязь и без того, чтобы машина бросалась в глаза.

Во многих книгах и голливудских фильмах любимая ситуация по части контакта наблюдателя и “объекта”: человек, которому показалось, что за ним следят, подходит к подозрительному и “наезжает”, дескать, ты за мной следишь. Трудно сказать, как в Америке, но в России если следит профессионал, он “отыграет” так, что объект будет совершенно уверен, что ему показалось. Если же это случайный прохожий или непрофессионал, то можно в ответ больно получить по лицу. Так что никакой конкретной информации такая “проверка” не даст.

Часто при наблюдении ведётся съемка. Но фото- и видеосъемку с помощью спецаппаратуры (фотоаппарат, вмонтированный в пуговицу, и видеокамера, встроенная в зажигалку) негосударственные специалисты по наружному наблюдению вряд ли станут применять, используя для этих целей, к примеру, мобильные телефоны.

Сложные методы ухода от слежки. Рубим хвост.

Если ты не лезешь в криминал или в игры спецслужб, навряд ли тебе придётся уходить от профессионального наблюдения. Но и кроме этого существует огромное количество случаев, когда за тобой могут следить. Это могут быть:

– грабители
– маньяки – в лесу, парке
– авто-воры – на стоянках перед магазинами, один ломает тачку, второй присматривает за тобой
– лохотронщики, кидалы, цыгане
– наркоманы – часто ждут людей, возвращающихся в пригород на маршрутке, и ведут до подъезда, где и нападают
– бомжи
– торговцы людьми, органами
– ревнивые мужья
– и т. д.

Поэтому навык выявления и «обрубания» «хвоста» является необходимым для элементарного выживания в каменных джунглях.

Цели слежки:

1. установить личность, место жительства, контакты, определить уровень дохода
2. запугать самим фактом слежки
3. довести до безлюдного места, и там ограбить / убить / похитить / изнасиловать
4. выявить занятия, принадлежность к определённым кругам.

Личность агента наблюдения.

В случае профессиональной слежки это обычно человек 25-45 лет, мужчина или женщина (!), прилично одетый.
Во время слежки он может снимать / одевать пиджак, куртку, шапку и прятать всё это в сумку, или держать в руках.
Кроссовки / ботинки и брюки меняются редко.
Для связи использует мобильный телефон или рацию.
Расстояние слежки обычно от 3-5 м на оживлённых улицах до 50-100 на пустынных.

Помните: агент, осуществляющий слежку, всегда в подчинённом положении (т. к. это он идёт за вами), а особенно когда ты знаешь про слежку, а он не знает, что обнаружен. Поэтому от любой, даже очень профессиональной слежки можно уйти.

Некоторые методы слежки:

Цепочка — когда агенты, осуществляющие слежение, идут один за одним, на расстоянии и лишь первый из них непосредственно следит за целью, а остальные ориентируясь друг по другу следуют за первым и в случаи необходимости могут его заменит. Общаются между собой либо по связи, либо сигналами.

Двойная цепочка — когда агенты идут по обеим сторонам многолюдной улицы, изредка переходя с одной стороны улицы на другую и поддерживают связь с главным агентом.

На опережение — когда наблюдаемый объект может быть иногда опережён, и будет находиться между агентами, что обеспечивает более эффективное наблюдение и контроль за ситуацией.

С подключением — когда наблюдатели расставляются согласно возможному или предполагаемому движению жертвы, перебрасываясь транспортом и подключаются в процесс, когда это не обходимо.

Сеть — при потере наблюдаемого, весь район берётся в кольцо, а при обнаружении объекта вновь растягивается в привычную цепочку.

Плотное слежение с подстраховкой — когда наблюдаемый находится в многолюдном здании аэропорта, вокзала, супермаркета, допускается следовать за ним совсем рядом, но рекомендуется не встречаться с объектом взглядами. Обычно прикрепляется один, два человека, а остальные находятся с наружи и контролируют выходы.

Разовое с передачей — когда агенты то и дело меняют друг друга и выбывают из слежки, например, они группой заходят в кафе вместе с наблюдаемым, и также вместе с ним выходят, но на выходе их меняют другие агенты, а те что были в кафе больше не используются либо применяются там, где не видно их лиц.

Методы выявления наблюдения.

Самый лучший вариант здесь, равно как и при избавлении от хвоста – сделать так, чтобы следящие за вами люди не поняли, что их засекли или от них оторвались специально. Надо помнить, что если вы попали в поле зрения спецслужб / бандитов случайно (например, как контакт кого-то, кто уже был под колпаком), а потом слишком явно «срубил хвост», то одно это уже вызовет к вам повышенный интерес. Поэтому обнаружить хвост полезно всегда, а вот избавляться от него – не всегда, а в зависимости от обстановки и возможных целей слежки.

Общие рекомендации:

– Проявляйте внимательность, особенно при важных встречах, в незнакомой / угрожающей обстановке.
– Развивайте память!
– Имейте несколько маршрутов движения даже на работу /с работы, меняйте их хаотически
– Изменяйте скорость движения.
– Продумывайте новые маршруты.
– Имейте специальные заранее выбранные места, в которых можно провериться и уйти (магазины с 2-мя и более выходами, проходные дворы, и т. д.)
– Люди в 96 % случаев определяют взгляд, направленный в затылок. Поэтому доверяйте своей интуиции, не переводя это в паранойю, конечно.

Агентов наружного наблюдений можно определить по:

1. Повторяемости тех же лиц.
2. Неадекватности поведения среди других прохожих. Когда такой “топтун” (так называют наружного наблюдателя) теряет тебя из виду, он:
А) начинает суетиться, искать тебя,
Б) впадает в замешательство,
В) звонит сообщникам.
Обычные прохожие в основном никак не реагируют на твои перемещения.

На улице:

Не оглядывайтесь и не останавливайтесь “завязать шнурки” – это банально! Лучше найти способ, при котором поворот назад будет выглядеть логично.

– Остановись у ларька, киоска, витрины в пол-оборота и в этот момент боковым зрением смотрите назад, также фиксируя прохожих по отражению в стекле.

– Пешеходный переход – остановитесь у края проезжей части и посмотрите, как учат Правила, налево-направо.

– Магазин – зайдите внутрь и смотрите через витрину на дорогу.

– Телефонная будка – зайдите внутрь, возьмите трубку и оглянитесь назад.

– Подземный переход – лучше с 4-мя выходами (по 2 на каждую сторону), тогда вы сможете провериться 4 раза. Пройдя один выход, спустись по “встречному”. При этом ты разворачиваешься на 180 градусов и получаешь возможность посмотреть туда, откуда только что шел. Перейдите улицу по тоннелю, выйдите наверх, развернитесь, снова спуститесь вниз, снова перейдите улицу, и поднимайтесь наверх через четвёртый выход. Это называется “восьмёрка”.

– Проходные дворы, подъезды с двумя выходами. Забегая в такой двор, прячьтесь в любом подъезде, и наблюдайте через стекло на лестничной площадке. Войти в подъезд, если вы не знаете кода, можно позвонив по домофону и представиться службой доставки, почтальоном, у которого перестал работать ключ и т. д.

Топтун выскочит во двор и растеряется – куда ты делся? Возможно, станет кому-то звонить. Ты можешь отсидеться в подъезде и уйти в противоположную сторону. Лучше, если подъезд имеет два выхода, тогда ты можешь выйти на другую улицу.

Наземный транспорт и метро.

– Если угрозы жизни нет, то лучше тот транспорт, где мало людей. Когда подходит автобус, стойте на остановке близко к краю тротуара, но не садитесь в него. Обычно остановка при этом пустеет, а те, кому нужны другие автобусы, стоят далеко от края. Остаешься ты и топтун. Для подтверждения сделай так несколько раз.

– В автобус, троллейбус, трамвай входите через заднюю дверь – сможете наблюдать, кто едет сзади; и оглядывать весь салон, стоя в углу у заднего стекла. Агент наружки постарается встать к вам поближе, чтобы смотреть, на какой остановке ты выйдешь.

– В метро на малолюдных станциях могут быть “карманы”, и там свободные скамеечки. Присядьте, отдохните, осмотритесь вокруг. Если на пустой станции заметите человека, который как и вы пропустили несколько поездов, стоит насторожиться.

– Выходя из метро, придержите дверь и оглянитесь назад. Идущий прямо сзади топтун (чтобы не потерять тебя сразу после выхода из метро ) может при этом ещё и звонить по телефону, информируя своих сообщников.

Методы отрыва.

1. Незаметные – когда наблюдатель теряет вас из виду на некоторое время, а у вас есть 2 и более (чем больше, тем лучше) выходов – т. е. есть возможность затеряться в толпе и незаметно покинуть место.

– Завернуть за угол, резко ускориться и где-нибудь спрятаться, например, в магазине или подъезде. Можно сделать также выходя из подземного перехода или метро или в проходных дворах, подъездах с двумя выходами.
– В метро / автобусе подставить ногу перед почти закрывшимися дверями, разжать их и выпрыгнуть.
– В любом здании с 2-мя и более выходами или туалетом на первом этаже (подходит школа, больница, поликлиника, торговые центры, институты, хотя иногда это затруднено из-за охраны). Зайти внутрь, спрятаться. Вас или будут искать внутри, или ждать у выхода. Переждать, потом выйти через второй выход или вылезти в окно туалета.
– На вещевых рынках, в крупных магазинах смешаться с толпой и скрыться.
– В музеях, на выставках – можно затеряться в толпе и позвонить / встретиться с нужным человеком. Но у них обычно один выход, перед которым вас и могут ждать. Можно воспользоваться окном в туалете.
– В храмах где много колонн или несколько помещений – то же. В православном храме обычно есть второй выход рядом с алтарём через помещение для священников.
– Пройти через проходной подъезд с двумя выходами и кодовым замком (код надо узнать заранее).

— В некоторых домах разные подъезды могут быть связаны переходами на этажах. Это обычно или длинные коридоры, которые могут соединять даже 3-4 подъезда, или переходы на последнем этаже старых домов с парадной лестницы на чёрную. Такие места надо разведать заранее, и использовать для проверки или для отрыва. В таком коридоре можно и встретить преследователя.

2. Силовые. Подходят при:

А) наличии реальной угрозы вашей жизни
Б) желании “наказать” топтунов
В) наличии достаточного уровня подготовки и решимости.
Г) установленном факте слежки – не стоит бросаться на прохожих, которые просто живут с тобой в соседних домах, и поэтому идут за тобой от метро.
Д) в пустынных местах. Агента наружки надо завести в такое место, которое будет удобно тебе. Например где собираются твои друзья, или где ты хорошо знаешь местность, или просто туда, где темно и тихо…

– Самый простой – заметив слежку, разворачиваешься и атакуешь сам.
– Затаится в подъезде/ за углом / в проходном дворе и ждать. Появившегося топтуна встречаем рукой / ногой /и. т.д. Можно его обыскать, хотя редко когда какая-либо информация бывает у него с собой. Тут же сматываемся!

3. Экзотические. Самые технически сложные, но эффективные. Требуют отличного знаняи местности и предварительной подготовки. В идеале маршрут должен быть проложен заранее и несколько раз пройден.

– Уход по крышам, подвалам, чердакам; канализационным коллекторам. (Сейчас может быть затруднён в связи со всеобщей “борьбой с терроризмом”).

– Изменение внешности – приклеить усы, бороду, волосы. Переодеться. Одеть очки. Кардинально сменить имидж – был бизнесмен, стал зачуханный сгорбленный пенсионер с палочкой и авоськой. Осуществимо при наличии достаточного времени и места, например в туалете или на верхней площадке лестницы. Этот приём с переодеванием показывает герой фильма “Брат” Данила Багров, когда уходит с рынка после убийства местного криминального авторитета.

– Переплывание реки: зимой вприпрыжку по льдинам.

– В лесу или парке. Там можно или выйти с любого направления, или самому организовать засаду. То же самое можно сделать и на стройке, только не нарвитесь на сторожа.

– С использованием велосипеда, мопеда или мотоцикла. Их скорость существенно больше, чем у пешехода, а проедут они там, где автомобиль не проедет (по тропинкам, через ж/д полотно, по пешеходным мостикам, паркам). Велосипед можно взять с собой на электричку.

– На платформе электричек – встать к краю платформы, как будто хочешь сесть на электричку. Перед поездом спрыгнуть с платформы и за поездом убежать.

Главное – действовать совершенно непредсказуемо! У профессионала в голове набор схем, по которым он действует. Выдумывайте, импровизируйте. Чем лучше воображение, тем больше шансов остаться в живых. Но все свои действия, конечно, надо проверять логикой. Иногда бывает полезно поставить себя на место топтуна.

Спец-средства для слежки.

Иногда для профессинального наблюдения на вас могут навесить радио-маячок (вариант – спутниковый маячок). Радио-маяк – достаточно простое устройство, его можно изготовить самостоятельно. Он излучает радио-сигнал на определённой частоте, а простой сканер показывает направление, где сигнал больше, т.е. на вас. Промышенные образцы очень компактны, а промышленные сканеры чаще всего показывают и расстояние до вас. Спутниковые маяки посылают сигнал на спутник, такие приборы гораздо более точные, но они гораздо более дороги, поэтому их использование против простого человека маловероятно.

Для обнаружения радио-маяка существуют приборы-сканеры, простейшие из которых тоже можно сделать самому.

Следует помнить:

1. Радио-маячок тебе могут повесить незаметно, например «случайно» столкнувшись с тобой на улице или в метро.
2. Достаточно просто прикрепить радио-маяк к автомобилю (чаще всего он и используется именно для слежки за автомашинами.
3. Радио-маяк висит на одежде (сзади за воротником, за поясом, под полой) или находится в сумке.
4. Расстояние передачи мало ( 50 – 100 – 200 метров)
5. Крупные бетонные объекты (тоннели метро, подвалы, подземные паркинги, здания с толстыми стенами) обычно экранируют радиоизлучение.
6. Приём излучения маяка затруднен вблизи теле-радио-вышек, мачт сотовой связи.