Разное

Наружное наблюдение с точки зрения профессионалов

11.03.2017

Рассмотрим вопрос методик слежки с точки зрения профессионалов.

Подготовка к слежке.

Отбирают людей для наружного наблюдения без откровенных особых примет. Не годятся люди с необычной фигурой (слишком высокие будут возвышаться над толпой, чересчур толстые или слишком худые привлекут внимание), с дефектами походки (хромые), с заметными лицами и другими открытыми частями (нетипичной для данной местности расовой принадлежности, со шрамами, татуировками, родимыми пятнами на лице и кистях рук, просто необычные формы носа, ушей, глаз, выражение лица…).

В процессе наблюдения наблюдатели неизбежно попадутся на глаза объекту. После каждого такого случая наблюдатель переодевается (меняет куртку, шапку, снимает-надевает очки), но если объект заметит у него нечто приметное, что не снимешь, то он может заметить особую примету и в следующий раз, невзирая на маскарад. После чего всё поймет. Итак, наблюдателю важно не выделяться из толпы откровенно и вызывающе, этого достаточно.

Автомобиль наблюдения

Для вспомогательных целей в группе должен быть автомобиль. Также «типичной» марки и состояния для данного места. В машине находится запасная одежда для наблюдателей, дополнительные средства связи (мобильный телефон, рация), подменные наблюдатели, которых машина «забрасывает» на нужные места и забирает оттуда, когда в них пропадает надобность.

Если машина не одна, а две и больше – это хорошо, но не необходимо. Вместимость авто определяет численность бригады наблюдателей. Пока одни агенты ведут “объект” пешком, остальные на машине могут езхать в объезд и наводятся на него потом, по сигналам ведущих. При необходимости в машине находится еда и питье для наблюдателей.

Одежда.

Наблюдатели периодически попадают на глаза объекту, поэтому в машине должны быть запасные одежда и головные уборы для переодевания наблюдателей. Переодеваются только куртки и (если жарко) рубашки или майки. Можно иметь подменные галстуки, очки тёмные и нормальные. Брюки и обувь не возят – их долго заменять. Совершенно исключается применение париков, грима, накладных усов и бород во время слежки: такие предметы надо надевать (наносить) долго и тщательно, желательно поручать это профессиональному визажисту. Если делать в спешке (а при наблюдении иначе не бывает), то в самый неожиданный момент парик свалится, борода отклеится, грим потечет. Причём окружающие заметят непорядок раньше наблюдателя и тем его разоблачат.Помните, как в “Бриллиантовой руке” было: “У вас ус отклеился”.

Еще есть прием «от Александры Марининой», то есть напялить яркую, попугаистую шапку, шарф нелепой расцветки, чтобы все смотрели именно на них; после их снять – и нет человека, потому что за раскраской одежды никто не заметил лица. Может, в милиции так и делают, но КГБшники действенность подобных фокусов однозначно отрицают.

Связь.

Конечно, нужна радиосвязь. Но стоит иметь в виду наличие зон радиомолчания, когда один наблюдатель «не видит» по радио другого или других. К тому же пользование такими приборами может засечь не в меру ушлый полицейский. Подойдет и спросит: а что это такое, а где разрешение, и в таком духе. Даже если все бумаги в ажуре, то подвергшийся проверке наблюдатель имеет задержку по времени и, скорее всего, из игры выбывает.

Так что не помешает наличие альтернативных средств подачи сигналов и знаков (например, оставление предмета в оговоренных местах, связь по телефону с заранее выделенным «диспетчером».) , а также следует по мере сил заранее отработать взаимодействие: в идеале, члены бригады наблюдения должны понимать друг друга с полуслова.

Весьма полезны тренировки на реальной местности: один изображает из себя объект, а остальные следят за ним. «Объект» фиксирует время и свои действия, действия бригады наблюдения (если он их замечает), а также указывает момент, в который он, по его мнению, оторвался от наблюдения. Бригада наблюдения фиксирует действия объекта. При «разборе полетов» записи сравниваются (часто выявляются несоответствия), вырабатываются рекомендации по отработке взаимодействия.

В любом случае бригада наблюдения должна хорошо знать местность, где работает. Каждому наблюдателю должны быть известны возможные и перекрытые в данный момент маршруты движения в месте нахождения, проходные дворы, подъезды; остановки общественного транспорта (автобусы, электрички, пристани паромов и прогулочных теплоходов) и расписание прибытия транспорта на них; мосты и иные узкости, где не пройдет машина; железнодорожные переезды с расписанием прохождения поездов по ним и т. д.

Надо знать те места, где объекту легко оторваться от наблюдения, и занимать их до подхода объекта (см. ниже приём «Лидирование»). Хорошо, если в машине есть компьютер, куда введена вся такая информация: это позволит не тратить лишних сил и не посылать наблюдателя, например, на станцию, куда поезд только через час прибудет.

Ведение наблюдения.

Стационарное наблюдение.

Самый простой вид наблюдения. Наблюдение ведётся из неподвижного укрытия: квартиры, стоящей машины, магазина и т.п. Недостатком является ограниченный сектор наблюдения (видишь то, что видно из окна, и больше ничего). Зато объект может раскрыть такое наблюдение лишь при грубейших нарушениях со стороны бригады наблюдения и то лишь в случае, когда он проверяется и смотрит по сторонам.

Например: в магазин вошел человек, но он ничего не покупает, а подошел к окну на улицу и пялится в него. Или (самая распространённая ошибка) стоит автомобиль, в нём явно сидят люди (причём их столько, сколько мест в машине), но наружу никто не выходит; пассажиры в машине курят, принимают пищу, а за задним сиденьем лежат сменные куртки и шапки… Сидящие в машине в таком случае могут ещё дружно читать газеты, провертев в них дырки для обзора.

Стационарное наблюдение применяют, когда перемещения объекта известны и его появление в месте наблюдения предрешено. Равно как и при наблюдении за конкретным местом: кто туда приходит, когда уходит и т. п.

Наблюдение в движении.

1. Лидирование.

Один из самых необычных приемов. Принято считать, что «хвост» идёт всегда сзади. А он может быть и впереди, и с боков. Итак, при лидировании один из наблюдателей движется впереди объекта, направляемый заранее данными инструкциями или по радио, получая сообщения о движении объекта.

Смысл подобного способа заключается в том, чтобы удобное для отрыва объекта от наблюдения место было занято заранее. Например, объект пересекает железную дорогу перед подходящим поездом. Этот поезд перекрывает путь преследователям, идущим/едущим несколько позади. Но несколько ранее объекта эту дорогу уже пересёк «лидер». Получив сообщение остальной бригады об «отрыве» объекта, он «принимает огонь на себя», начиная ведение объекта.

По мере движения наблюдатель, бывший «лидером», наводит остальную бригаду по радио или иным средствам связи. Объект может заметить этого наблюдателя, потому после подхода остальной бригады (или прибытия подменной бригады) бывший «лидер» переходит в резерв и до особого указания следует в машине, где попутно меняет одежду. Он может вновь вступить в игру после длительного промежутка времени, когда объект подзабудет конкретные детали и не сможет опознать его при повторном появлении.

В случае, когда объект сел в автобус (троллейбус, трамвай), «лидера» забрасывают машиной к следующей остановке. Там он садится, если объект не вышел и следует дальше.

В случае посадки в электричку, в метро, на прогулочное судно или паром «лидеру» придётся прибыть к остановке раньше объекта и сесть вместе с ним.

При следовании на общественном транспорте, если есть такая возможность, следует ехать не в одном вагоне с объектом, а в соседнем, но так, чтобы его видеть. Если много народу, то можно подобраться к объекту близко, но только осторожно, чтобы он невзначай не “срисовал”.

2. Встречное движение.

Наблюдатель движется навстречу объекту. Целесообразно, если объект идёт по улице с проходными дворами, подъездами и т. п., куда может неожиданно свернуть. Или за время движения объекта по данной улице возможен контакт объекта с кем-либо, и этот контакт непременно надо засечь.

Наблюдатель забрасывается машиной на другой конец улицы и идёт навстречу объекту, подстраховывая наблюдателей, идущих сзади. Когда наблюдатель разминется с объектом, он переводится в резерв.

3. Параллельное ведение.

Объект движется по парку, где сделаны параллельные друг другу аллеи, пересекаемые поперечными аллеями. Или по другой местности с линейно-поперечной (вариант – радиально-кольцевой) планировкой. Например, в кварталах панельных домов, расставленных аккуратными рядами.

Тогда непосредственно за объектом идёт один наблюдатель, а остальные движутся по боковым, параллельно идущим дорогам. Объект начинает «проверяться», неожиданно сворачивает в поперечный проход. Он увидит, что шедший за ним не свернул а пошёл дальше (он переходит в резерв, как любой, попавшийся на глаза объекту). Вроде «хвоста нет». А на самом деле объекта принял идущий по одной из боковых дорог.

4. Цепочка.

Применяется при ведении объекта по малолюдной улице. Наблюдатели идут друг за другом. ЗА объектом наблюдает только передний наблюдатель. Второй видит переднего, третий – второго и т.д. Если что – объект не должен видеть никого, кроме первого наблюдателя.

Проверяясь, объект останавливается и совершает легендированный разворот (например, роняет нечто и возвращается поднять). Он увидит, что идущий за ним проходит мимо и идёт дальше «по своим делам». При длительной задержке мимо проходит и второй… Начинает вести объект тот, кто в момент возобновления его движения оказывается непосредственно позади его.

Недостаток: при таком ведении легко потерять объект, ибо он реально наблюдается только одним человеком.

5. Коробочка.

Это приём не наблюдения, а давления. Слежка ведется демонстративно, наблюдатели держатся в поле зрения объекта, не оставляют его ни на секунду. От попыток контакта уклоняются или делают вид, что «не понимают».

Приёмы отрыва от наблюдения.

Итак, Вы заметили наблюдение за собой. Надо ли сразу его «сбрасывать»? Не надо. Может, это вообще не за вами следят, а за кем-то, кто рядом

Если всё же решились «отрываться», то надо сделать это без грубых методов. «Они» должны считать, что сами лопухнулись и вас упустили. Грубые же методы показаны только в случае, когда Вам определенно грозит опасность. В разведке такое вовсе запрещается. Но у разведчиков и контрразведчиков сеть как бы джентльменское соглашение – не груби, и тебе не нагрубят.

Наружка контрразведки не будет бить объект, грабить, провоцировать ДТП и так далее, потому что разведчики этой страны (как правило) есть в той стране, из которой прибыл объект. И в случае чего именно они пострадают. Но это в случае, когда сам объект ведет себя адекватно. Если же объект применяет, скажем, приёмы откровенного отрыва на машине, то эту машину к следующему разу изуродуют открыто или повредят рулевое, тормоза, чтобы при повторной демонстрации водительского мастерства случилась авария (были прецеденты в Индонезии и в Латинской Америке).

Если же объект выкинул что-то типа «спрятался за углом, подождал наблюдателя и треснул ему по башке», то гнев наружников будет неописуем. Способы наказания различны и ужасны – здесь нет места перечислять, но наказание за такое будет обязательно. Об этих традициях стоит знать, ибо наружное наблюдение в частных целях нередко ведут отставники спецслужб.

Поскольку криминальные структуры никаких «конвенций о взаимной терпимости» не подписывали, то очень может быть, что вам придётся применять грубый уход. Например, преследующую вас машину таранит машина ваших друзей, после чего инсценируется разборка, или что-то в этом духе.

Но это надо делать, если вас собрались убивать (по крайней мере, на этой есть обоснованные подозрения) или сделать что-то столь же опасное. Если у вас есть в этом городе близкие люди – их лучше заранее отправить подальше. И после совершения акции – уносите ноги из этого города все (и вы, и прочие участники «грубого отрыва»), причём немедленно.

Итак, сперва наружное наблюдение надо засечь. Простейшие приёмы – легендированный разворот и уход в мёртвую зону. Например, свернув за угол, начать звонить по стоящему там таксофону. При этом повернуться в сторону, откуда пришёл. Теперь объект видит тех, кто шёл за ним: как минимум, кто-то из наблюдателей выскочит из-за угла и хоть как-нибудь, но обозначит оглядывание по сторонам. Стоит высматривать людей, похожих на ранее виденных вокруг себя, равно как неадекватно себя ведущих (сразу отвернулся, прячет взгляд, закрывается газетой, норовит заскочить в подъезд поблизости…). Это – уход в мёртвую зону.

Легендированный разворот состоит в неожиданном, но оправданном изменении направлении движения на противоположное. Например, что-нибудь уронил, «вдруг это заметил» и повернулся искать якобы уроненное. Или резко развернулся и… пошёл к ближайшему киоску, который оказался именно в направлении, откуда идут наблюдатели. Разумеется, такое место надо заранее подобрать. Профессиональные разведчики имеют целые «проверочные маршруты», где подобных мест с «сюрпризами» много. Но тут важно не переусердствовать: о таких методах выявления наблюдения спецы по наружке знают, несколько подобных случаев подряд наверняка насторожат их. А если добавится еще и очевидное петляние объекта, возвращение к одному и тому же месту – то тут уже всё станет ясно.

Осмотрелись, пригляделись и решили: наблюдение есть, надо отрываться. Как делать это? Если это целая бригада, то у них обязательно есть машина. От неё и надо отрываться в первую очередь. Как? Используя места, где пешеход пройдет, а машина – нет. Перешли пешеходный мостик через реку или железную дорогу – вот и оторвались от машины. Только надо, чтобы движение в объезд заняло много времени. Не стоит использовать в этом качестве дворы – объедут вокруг квартала и примут на выходе из него.

Как вариант – сесть на электричку, переезжающую через мост, и чтобы рядом не было автомобильного моста. При посадке объект смотрит, кто идёт за ним. Учитывая приём «лидирование», надо осмотреться, кто находится впереди (идёт или стоит на посадочной платформе, нарисовался по ту сторону пешеходного мостика и т. п). Все замеченные таким образом являются кандидатами на место оставшегося наблюдателя, с которым и осталось «разобраться». Желательно, чтобы место отрыва от машины было в это время малолюдным. Но сойдет и наоборот – густая толпа, в ней можно попробовать затеряться. Но по выходе из толпы надо всё же провериться ещё раз – действительно ли наблюдатели потеряли объект.

По любому, после отрыва от машины останется в худшем случае только один (редко два) пеший наблюдатель. Надо его срисовать и отделаться от него, пока он не подтянул к себе отставшую бригаду. В этом смысле надо обратить внимание на пользующихся мобильными телефонами и прочими радиоприбамбасами; если таковые снабжены гарнитурами скрытого ношения, то человек все равно разговаривает как бы сам с собой или же прячет от окружающих губы.

Есть такой приём: попав в толпу и скрывшись вместе с ней из поля зрения наблюдателя, снять куртку (или наоборот, надеть заранее припасённую куртку, вывернуть другой стороной, если она двусторонняя). Может помочь. Но в любом случае отрыв от наружки в одиночку – нелёгкая задача. Проще сделать это при помощи своих людей.

Контрнаблюдение.

Это борьба с наружным наблюдением путем наружного наблюдения же, но такого, которое ведут друзья или союзники объекта. Как следует из вышеизложенного, бригада наблюдения выглядит (по крайней мере, старается выглядеть) естественно в глазах объекта. Но с точки зрения сторонних наблюдателей действия такой бригады могут смотреться крайне неадекватно.

За пределами поля зрения объекта наблюдатели сломя голову перебегают от одного места к другому (например: один стоит в начале улицы, по которой идёт объект, а остальные бегут к другому концу по параллельной улице, ибо входить на саму улицу опасно – объект может заметить). Кто-то сел в машину и вылез, проехав совсем немного. И так далее.

Даже попытки скрыться от глаз объекта при легендированном развороте последнего могут быть незаметными для объекта, но для находящихся рядом с ним и знающих, что высматривать – вряд ли.

Все такие несоответствия и высматривают люди, ведущие так называемое контрнаблюдение. В крайнем случае эти люди помогут не только выявить наблюдение, но и оторваться от него.

Контрнаблюдение начинается с того, что объект и бригада контрнаблюдения (разумеется, скрытно от потенциальных наблюдателей) встречаются и вырабатывают план проверки. Составляется маршрут, содержащий «неудобные» для наблюдателей места. Бригада контрнаблюдения – и в этом её коренное отличие от бригады наблюдения – не таскается позади объекта, а заранее располагается в контрольных точках, согласованных с объектом. Маршрут объекта выбирается с таким расчетом, чтобы бригада контрнаблюдения успевала перемещаться с точки на точку и располагаться на новом месте, не вызвав подозрения у окружающих.

Не забываем, что им надо шифроваться не только от «противника», но и от не в меру бдительных полицейских и т. п. поэтому не следует выбирать как проверочные места, где регулярно (тем более постоянно) присутствуют любого вида охранники, сторожа, контролёры – можно невзначай попасться им на глаза и получить проблемы.

Кроме того, маршрут придётся делать петлеобразным с неоднократным возвращением в один и тот же район: бригада контрнаблюдения не знает (и не может знать), кого и даже в каком количестве обнаружит, это не наблюдатели, которым вручили фотографию объекта, поэтому в любой точке проверки должны находиться те же люди, что и во всех предыдущих, чтобы уверенно опознать «знакомых» по предыдущим точкам.

Проверку следует начинать с установления самого факта слежки или отсутствия таковой. Первая точка контроля выбирается там, где не пройдёт машина. Желательно, чтобы место было малолюдным в момент проверки: все замеченные люди в это время у точки, должны быть зафиксированы, дальнейшая проверка будет заключаться в высматривании кого-то из них на других точках.

На наблюдателя, оставшегося без машины сопровождения, падает большая нагрузка: он остался без средств транспорта, один, ответственность за ведение объекта лежит на нём одном, словом – есть от чего нервничать. Остается только немного попровоцировать его, и он сам себя выдаст. Только все проверки должны проводиться быстро, пока он не подтянул к объекту всю бригаду.

Поскольку бригада контрнаблюдения прибывает заранее и ведет наблюдение в стационарном режиме, то важно не допускать ранее указанных ошибок при наблюдении из машины: не сидеть в ней без явного дела, не читать, не принимать пищу так, чтобы снаружи это видели. Лучше выйти из машины и разойтись якобы «по своим делам». При необходимости резко собраться основная машина уйдет с теми, кто успеет сесть, а остальных подбирает резервная машина, заранее ждущая в стороне.

Хорошая легенда появления в первой точке: два человека подъехали на машине, вышли, поговорили (на самом деле дождались объекта и высмотрели его окружение), после чего разошлись (на самом деле направились к следующей точке каждый своей дорогой).

Если за объектом действительно ведётся слежка, то наблюдатель или наблюдатели непременно должны показаться в поле зрения контрнаблюдателей. На этом этапе наблюдателей остаётся немного (один или два), сразу после прохода объекта они должны себя выдать так или иначе.

Если наблюдатели не одни, то они непременно станут связываться с соучастниками; надо высматривать тех, кто начнёт говорить по сотовому телефону или похожему устройству.

По любому наблюдатели (если они есть) пойдут за объектом или вблизи него. Теперь их надо установить. Важно, чтобы объект не предпринимал никаких проверочных действий, не согласованных заранее с контрнаблюдателями. Всё делается только так, как условились ранее.

В оговоренных местах можно сделать легендированный разворот. Можно дернуться к подходящему автобусу и затем «разочарованно» отойти: надо же, «не тот» маршрут. В таком случае наблюдатели, особенно не особо подготовленные, тоже дернутся: поскольку они неизбежно будут находиться дальше от остановки, нежели объект, то им придётся бежать быстрее, что не останется незаметным.

Таким образом можно обнаружить сам факт слежки, а по поведению обнаруженного наблюдателя – получить косвенное представление о его (их) подготовке и оснащенности (по которым, в свою очередь, можно судить о заказчике слежки).

Теперь следует хотя бы приблизительно оценить (если нельзя установить наверняка), сколько всего наблюдателей. Один-два свидетельствуют о «дежурном» интересе и не более. Отрываться от такого наблюдения не стоит, если нет прямой опасности. Целая бригада с машиной – уже хуже. А если установлен факт смены бригады наблюдателей в процессе наблюдения – дело совсем швах, за вас взялись плотно. Так же имеет значение время наблюдения: если «хвост» в том или ином виде не только таскается днем, но и караулит ночью, то выводы понятны.

Что можно сказать в заключение? Если слежка хоть в каком-то виде обнаружена, то дальнейшие действия следует поручить только профессионалам, благо частных детективов и «агентств» хватает.

Контрнаблюдатели могут помочь Вам в этом, отсекая наблюдателей естественными с виду способами. Идёт наблюдатель за объектом – а навстречу бегут несколько человек, столкнулись, сшибли с ног, «простите-извините» и всякое разное, помогли встать, отряхнуться, заодно задержали, а объект сел в «случайную» машину и уехал.

На пути машины наблюдателей может оказаться другая машина с «неумехой» за рулем, перекрывшая проезд по узкой улице.

В каком-либо месте можно на короткий срок пропасть из поля зрения наблюдателей, а после по расходящимся направлениям уходят двое: Вы и человек с такой же фигурой, одетый похоже (или на такой же, как Ваша, машине). Способов много.

Заключение

Итак, приведены некоторые советы по организации наружного наблюдения и его выявлению. Конечно, это не панацея: грамотно подготовленный «объект» такое наблюдение заметит. Также заметит его и самое элементарное контрнаблюдение. Если наблюдение ведут профессионалы, то они засекут контрнаблюдение… и т.п. Но при работе против «обычных» или не особенно осторожных людей (коих большинство) сойдёт и так.

Первый совет тем, кого это заинтересовало: тренируйтесь. Поиграйте в шпионов, побегайте друг за другом, побывайте в шкуре объекта, наблюдателя, контрнаблюдателя, попробуйте действовать на различной местности (городская застройка, неплотно заселенные пригороды, окрестности ж/д станций, лесопарки, промзоны).

Когда дойдет до дела – приобретённые навыки сгодятся. А если встретились с профессионалами «наружки» лучше прибегнуть к помощи других профессионалов или же разработать нестандартную комбинацию по разрушению планов ваших недругов.

Если и этого вам покажется мало, то есть очень неплохое руководство: “Роман Ронин. Своя разведка”.