Магазины

Cхемы мошенничества в супермаркетах

09.08.2007

В крупных супермаркетах Москвы и других городов участились случаи, когда сотрудники магазина “забывают” пробить на кассе товар и потом начинают вымогать деньги за полюбовное улаживание ситуации.

После того, как кассир “забывает” пробить на кассе какой-либо товар, он подаёт знак охранникам. Товар с витрины возле кассы незаметно кладется в тележку или в карман одежды покупателя. Как только клиент собирается отойти от кассы по направлению к выходу, его останавливают, сверяют товары в тележке с чеком и находят “лишний” товар, после чего обвиняют в краже и предлагают пройти в комнату администрации.

Дальше начинается развод на деньги, с лейтмотивом: “Вы совершили кражу, поэтому, дабы не заводить дело уголовное, давайте расстанемся полюбовно – заплатите 3-4 цены “украденного” товара и идите себе с миром…”. Тут обычно срабатывает психологическая уловка, когда человек себя чувствует в невыгодном положении и не хочет связываться с милицией, поэтому он платит указанную сумму, которая потом делится между мошенниками.

Если с вами случился такой инциден, прежде всего сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь психологическому давлению – с вашей стороны не было никакого умышленного правонарушения. Настойчиво попросите пригласить директора или старшего менеджера супермаркета, согласитесь вызвать милицию, и расскажите им о своих подозрениях на счёт сговора между сотрудниками магазина и о своем желании написать заявление в милицию с описанием произошедшего.

В заявлении необходимо отразить попытки вымогательства и угроз со стороны сотрудников магазина, перечислить лиц, с которыми вы были вместе. Существенным аргументом может быть просьба предъявить запись с видеокамер наблюдения. Как правило, мошенники быстро идут на попятный и скорее всего вас отпустят. После чего лучше связаться с администрацией магазина, обществом по защите прав потребителей и Роспотребнадзором. Не поленитесь сделать это.

Следует учитывать, что:

1. По законодательству в магазинах запрещен двойной контроль – если кассир что-то пропустил, это будет ошибка кассира, а не ваша. Но не стоит этим злоупотреблять.

2. Производить досмотр ваших сумок и вас лично может только милиция, а не охрана магазина.

3. Предложение уладить все “полюбовно” за некоторую сумму подпадает под статью 163 “Вымогательство” Уголовного кодекса РФ. После этого смело предлагайте вызвать наряд милиции.

4. Угроза не пускать впредь в магазин является незаконной – магазин и продажа товаров доступны для всех лиц (договор общественной оферты).

5. Кража товара стоимостью до 1 МРОТ (720 рублей с 1 января 2005 года) не попадает под уголовную ответственность, максимум, что вам грозит – «наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда» (статья 7.27 КоАП РФ), причем это решение может принять только судья в рамках производства об административном правонарушении.

Другие виды мошенничества, уловок и нарушений правил торговли в супермаркетах:

Устанавливаются разные цены на один и тот же товар в ценнике на полке (упаковке) и на кассе. Как правило, всё валят на сотрудников торгового зала, которые забыли поменять ценники. Расчет идет на то, что человек отстоял очередь в кассу, и не пойдет менять товар на более приемлемый и терять время в очереди еще раз.

Аналогичная ситуация со специальными ценами и скидками – забыли убрать или акция относится только к части товаров, куда выбранный вами товар не входит.

Типичная уловка круглосуточно работающих супермаркетов – «плавающая дневная цена», которая указана на ценнике в торговом зале. Обычно она действует до определенного часа, а потом сменяется на «вечернюю». Но покупатель об этом обычно узнает тоже только на кассе или уже дома.

Один товар на кассе пробивают несколько раз, пробивают завышенную цену («лишнюю» цифру) или пробивают несуществующий товар, что объясняют программной ошибкой в электронной системе кассовых аппаратов при автоматическом считывании штрихкода сканером. Вероятность обсчета резко возрастает при введении штрихкода в кассовый аппарат вручную. Поэтому заранее подсчитайте точную стоимость покупки и в случае расхождения с суммой, названной кассиром, обязательно сверьте цены на товары и их количество в счете с ценниками на упаковках. В этом случае к виновным может быть применена статья 200 «Обман потребителей» УК РФ.

Бывает, что на полке магазина стоит товар с одним и тем же названием, но по разным ценам. Например, водка «Столичная» в подарочной упаковке стоит 150 рублей, а без нее – 70. Покупатель приобретает простую бутылку, а ему ее пробивают как подарочную. На чеке в графе «наименование товара» и в том, и в другом случаях указывается просто водка «Столичная».

Расфасованные в супермаркетах товары зачастую оценивают не по массе нетто, а по массе брутто, т.е. вы платите также за вес упаковки по цене товара, упакованного в нее. При этом упаковщики еще используют и более плотную пленку, чем положено.

В тех же расфасованных в супермаркетах товарах часто не хватает веса, даже сотни граммов. Продукты ссыхаются после недели лёжки, в результате упаковка тех же бананов с надписью 1 кг тянет не больше чем на 900 грамм. Поэтому не стесняйтесь перевесить расфасованный товар.

Бывают случаи, когда на товары с заканчивающимся сроком годности просто клеят новые этикетки или заменяют упаковку с более «свежей» датой или просто дату стирают. Как правило, залежалый товар кладут сверху и поближе к покупателю, а тот, что посвежее – в глубину полки или холодильника.

У продуктов могут быть ненадлежащие условия транспортировки и хранения, а также отсутствовать сертификат качества. Особенно это касается мяса, мясопродуктов и скоропортящихся продуктов.

Бьющийся товар, который плохо расходится или у которого заканчивается срок годности, ставят в неустойчивом положении на самый край полки, где велика вероятность его задеть посетителями магазина. После чего просят их оплатить «испорченный» товар.

Широко распространено в онлайновых и мелкооптовых магазинах подмена товара при оплате по безналичному расчету. Сразу после оплаты товара клиент выясняет, что товар “в данный момент отсутствует на складе”, а поскольку оплата уже произведена, то производится замена товара на “наиболее подходящий”. В случае, если подмененный товар стоит дешевле, разницу покупателю никто не возвращает. При этом никакой информации о наличии товара на складе на сайте магазина не размещается.

Советы покупателям:

Заранее подсчитайте точную стоимость покупки.

Внимательно следите за действиями продавца при взвешивании и фасовке товара.

Не отвлекайтесь, когда ваши покупки пробивают в кассе.

Не отходите от кассы, пока не сверите цены на товары и их количество в счете с ценниками на упаковках. Это особенно актуально, если расплачиваетесь не наличными, а с помощью банковской карты.

Обязательно сохраните чек.

Обманутым клиентам супермаркета нужно обязательно оставить запись в «Книге отзывов и предложений» магазина, после чего обратиться на горячую линию Роспотребнадзора.