Безопасность

Как обманывают мастерские при ремонте

16.10.2020

Многим людям рано или позно приходится обращаться в мастерские, предоставляющие услуги по ремонту различных устройств (смартфонов, ноутбуков, часов и т.п.). Причины поломок могут быть разные: от запланированного износа производителем до неправильной эксплуатации и форс-мажоров, когда, например, человек, споткнувшись, падает и разбивает экран своего телефона.

Ремонт – это ещё одна сфера, где процветают мошенники. В этой статье будут рассмотрены основные их схемы.

1. Платная диагностика, которой не было

Многие мастерские осуществляют бесплатную диагностику, чтобы завлечь клиента, хотя есть и те, где мастера берут за неё определённую сумму. Суть данной схемы в том, что у вас берут сломанное устройство на диагностику, обозначая примерную цену за ремонт. Часто о плате за диагностику даже не предупреждают, а дают на подпись документ, где о ней сказано мелким шрифтом.

Когда вы приходите узнать результат, цена резко возрастает. Если вы хотите забрать устройство, то должны заплатить за диагностику (которой часто и не было, устройство вообще могут не вскрывать), а если согласны на такую цену, то заказ передают в другую ремонтную мастерскую, т.е. субподрядчику. Там его выполняют по более низкой цене, а разницу фирма-мошенник кладёт себе в карман.

Чтобы скандалящие клиенты не отпугивали новых, такие фирмы предоставляют услугу бесплатного курьера. Я сам чуть не попался на эту схему в 2017 году, когда чинил свой сгоревший мак мини. Курьер уже был вызван, но я вовремя прочитал информацию, позвонил и отказался от услуг этой фирмы. Но они на этом не успокоились, потом раза два курьер мне звонил и ещё из фирмы этой звонили, чуть ли не требовали отдать им компьютер. Когда такой агрессивный напор, это всегда мошенники. И услуги курьера тоже стоят денег, бесплатен только сыр в мышеловке.

Потом я изучил информацию об этой фирме, в том числе забил в поисковики телефон и оказалось у них целая сеть сайтов по ремонту устройств разных производителей. В этом году я прочитал, что точно такая же схема уже в других городах стала применяться, в том числе Санкт-Петербурге.

Заснял, как мне возвращали оперативную память. Судя по информации в интернете, именно так всё обычно и бывает, если клиент обнаружил пропажу или замену деталей в сданном на диагностику устройстве.

2. Воровство деталей

Ещё одна популярная схема. Вы отдаёте в мастерскую своё устройство, цена после диагностики вас не устраивает, в итоге в вашем устройстве заменяют хорошие детали на бракованные и отдают вам назад. Иногда воруют планки памяти из компьютеров и ноутбуков. Заменить детали на более дешёвые аналоги могут даже при согласии клиента оплатить ремонт. Если воровство обнаружено клиентом, то обычно возвращают деталь назад со словами, что забыли поставить при сборке. Так одному мужчине поставили бракованную дешёвую матрицу, а когда это обнаружили в другой мастерской и он приехал разбираться к мошенникам, те только развели руками, якобы ставили эту матрицу в ноутбук для тестов и забыли заменить назад на оригинальную. У меня так украли планку оперативной памяти во втором сломавшемся маке мини, но в итоге после письма руководству и отзывов в интернете, отдали со словами, что забыли на столе при сборке.

3. Цена без стоимости детали

Клиент обращается с проблемой в сервис-центр, чтобы узнать цену за ремонт. Ему её называют, а когда он приезжает, а то и даже приходит за отремонтированным гаджетом, оказывается, что стоимость ремонта была названа без стоимости запчастей. Так мою маму в ремонте обманули. Ей надо было срочно починить разбитый экран телефона. Названная цена вполне соответствовала цене по рынку за это. Но когда она пришла за телефоном, ей сказали, что цена была только за ремонт, а за стекло надо ещё доплатить, в итоге она оказалась раза в полтора-два выше, чем у конкурентов.

По возможности лучше покупать детали самому, мастерские обычно делают свою наценку. К примеру, новый жёсткий диск, оперативную память, аккумулятор или экран для смартфона не проблема купить самостоятельно. В интернете можно найти информацию по своему устройству. Правда, если это покупка на Алиэкспресс, то есть не фирменных запчастей, то там возможен брак и в таком случае за вспученный аккумулятор мастерская уже отвечать не будет. Недавно менял аккумулятор в Huawei p9. На Алиэкспресс он стоит 500 рублей, мне такой же поставили за 900, но зато в случае поломки мастерская за него отвечает.

4. Выкуп по заниженной цене

При отказе от ремонта клиенту могут в мастерской предложить выкупить его устройство. Соглашаться не стоит, цена будет существенно ниже рыночной. К примеру, мак мини, у которого были проблемы с материнской платой мне предлагали продать за 5 тысяч рублей, в итоге на Авито я продал его за 8 тысяч рублей и это была адекватная цена. Правда, оперативную память пришлось продавать отдельно от компьютера. Получилось 6 тысяч рублей за компьютер и 2 тысячи рублей за две планки памяти по 4Гб.

5. Накрутка цены за ремонт, несуществующие поломки

После осмотра устройства мастер, делая сокрущенное лицо, убеждает клиента, что проблема очень серьёзная, хотя на деле ремонт не стоит и выеденного яйца. К примеру, будут убеждать, что в смартфоне сгорела материнская плата, хотя на самом деле надо поменять всего лишь копеечный шлейф. Или у вас засорился динамик, его почистят, а скажут, что заменили на новый. Цель раскрутить на большую сумму ремонта. Я сам с таким разводилами сталкивался, помогало определить их ложь предварительное чтение материалов в интернете. На Ютубе есть интересные ролики на тему, как вынимали оперативную память из гнезда ноутбука и вызывали мастеров, которых принимала девушка. Они ей сказки начинали  рассказывать, что с ноутбуком случилась серьёзная поломка. Подробнее об этом есть в статье про компьютерных мастеров-аферистов.

5. Вместо ремонта замена целого блока

В мастерской может сидеть некомпетентный мастер, который не дружит с пайкой. Достаточно заменить какой-то элемент на материнской плате и она заработает, но у мастера нет желания возиться или не хватает опыта и он просто предлагает заменить всю материнскую плату. Стоимость ремонта в таком случае возрастает в разы.

Как вариант этой схемы, мастер может найти неисправность, но убедить заменить целый блок. Деталь он оставит себе, потом её отремонтирует и поставит другому клиенту или продаст.

6. По телефону одна цена, в мастерской другая

Несложно заметить, что многие мастерские не любят пользоваться электронными средствами связи. Но даже если вы звоните по телефону, то часто не получаете внятного ответа на чёткий вопрос по стоимости работ или же, как вариант, цена может быть названа ниже. Действительно, бывают случаи, когда при реальном осмотре выявляется ряд неучтённых ранее проблем с устройством и сумма ремонта становится выше. Однако недобросовестные мастерские стараются любым путём завлечь клиента к себе, сознательно искажая информацию о ценах или замалчивая её, если он выше конкурентов. Человек потратил время, приехал к ним и в итоге может согласиться, чтобы больше никуда не обращаться.

7. Отказ от ремонта по гарантии

Человек приходит в сервисный центр починить, к примеру, телефон по гарантии, а там начинают выдумывать причины отказа гарантийного ремонта. Это могут быть и царапины или клиента обвиняют в неправильном обращении с гаджетом. Кроме этого есть магазины, которые часто меняют юридическое лицо, оставляя бренд, чтобы уходить от претензий покупателей.

8. Отсутствие навыков у мастера

Мастер может браться ремонтировать всё подряд, сидя где-нибудь в “Доме быта”, однако опыта у него для ремонта может не быть и в итоге вы получите назад вместо телефона горку деталей. Старайтесь делать ремонт в местах, где у людей есть реальный опыт ремонта в нужной области.

Как защититься от мошеннических действий ремонтных мастерских

В первую очередь изучайте о фирме информацию в интернете. Разумеется, положительные отзывы сотрудники могут написать о себе сами, а отрицательные – конкуренты. Но если отзывы идут про типичный развод на платную диагностику с последующим резким повышением цены за ремонт – повод задуматься, стоит ли в такое место обращаться.

Читайте договор на ремонт перед подписью. Понятно, что многим делать это лень – подписал и пошёл. Но тем не менее лучше потратить лишние 10 минут, чем потом удивляться его пунктам не в вашу пользу.

Обращайтесь сразу, как минимум, в несколько фирм, чтобы узнать цену услуги по рынку. К сожалению, не всегда это можно сделать дистанционно, как уже говорилось выше. Удобнее всего, составить письмо-шаблон и разослать сразу десятку мастерских на е-майл и потом выбрать наилучшее предложение. Однако даже когда ты пишешь в электронный чат или звонишь, то часто ответы идут весьма уклончивые в стиле: “Надо посмотреть, когда вас ждать?” Порой категорически отказываются даже обозначить хотя бы возможный диапазон цены за работу. На сайте же стоимость работ не всегда соответствует реальности.

На диагностику где попало лучше не оставлять устройство. Если поломка не явная, вроде разбитого экрана, можно поискать в интернете материалы, что могло случиться, описав признаки,  к примеру, “телефон не включается” или “на экране яркие белые точки”, чтобы уже говорить предметно с мастером, представляя что может потребоваться ремонтировать.

При отказе сервисного центра от ремонта по гарантии, нужно связаться с производителем и выяснить, могут ли отказать в гарантийном ремонте по названным причинам.

К сожалению, рынок ремонта сейчас таков, что если у вас нет ан примете мастера, проверенного вами или вашими знакомыми, требуется время на поиск нормальной мастерской. Если отдать устройство в ремонт в первую попавшуюся, велика вероятность стать жертвой мошенников.