Кинорецензии

Гайвер. Американский кукольный театр по японской манге

04.11.2019

Этот фильм вышел в 1991 году, но узнал я о нём только сейчас и то случайно. Он снят по мотивам одноимённой манги Ёсики Такая, которая была впервые опубликована в 1985 году. Полнометражное японское аниме по ней вышло в 1986 году и называлось “Гайвер. Вне контроля”, а в 1989 году был сделать целый аниме-сериал: “Гайвер: Совершенное Био-ударное оружие”.

В начале текст на экране (на съёмку сцен денег не хватило) повествует о том, что в далёкие времена пришельцы прибыли на Землю с целью вести здесь свои военные разработки по создания существ, которые могли бы стать послушными солдатами. Сначала они вывели динозавров, но они были слишком глупыми, чтобы выполнять приказы. Потом они создали людей в качестве промежуточной стадии перед добавлением им генов животных и превращения в зоаноидов, которые по своему желанию могут из обычных с виду людей трансформироваться в монстрообразных тварей, увеличивая свою физическую силу во много раз и получая новые способности.

После этого, согласно фильму, инопланетяне улетели, но корпорация Кронос нашла один из их разбившихся кораблей, где было устройство Гайвер. Его украл доктор Тэцу Сэгава и с погони за ним и начинается фильм.

В японском оригинале эта линия более расширена. Инопланетяне, которых называют Уранус или Спустившиеся (в фанатской интерпретации – Создатели), изобретают устройство, которое после назовут Гайвер, что означает на их языке – “нестандартный продукт”,  не поддающийся контролю. Эксперимент с ним проходит неудачно. Человек, слившись в био-бронёй оказался неуправляемым, он не подчинялся приказам. В итоге его уничтожили.

Создатели пришли к выводу, что организмы, сотворённые ими на Земле, имеют дефект – прерывающий контроль, который проявляется при слиянии существа с био-бронёй. 20000 лет назад они покидают Землю, решив уничтожить её и все свои творения, направив на планету метеорит.

Судя по второй части фильма, когда главный герой жаловался: “Это не я убиваю, а оно убивает”, имея в виду био-костюм, они не теряют контроль над человеком в броне, они не имеют изначально контроля над броней, которая является паразитом в чужом теле и живёт своей жизнью.

Ещё до неудачи с “Гайвером” для управления армией зоаноидов был создан Зоалорд Алканфель, он разбил огромный метеорит на мелкие кусочки и спас Землю, пообещав себе собрать армию и наказать Создателей за то, что они оставили его на Земле умирать. На поврежденном инопланетном корабле, оставшемся на Земле, он погрузился в капсуле в длительную спячку, чтобы отдохнуть. Его целью было дождаться, когда человечество увеличится в количестве, потом захватить планету, превратить всех людей в зоаноидов и полететь к Создателям на разборку. 400 лет назад его пробудил от сна доктор Хамилкал Балкус, и они основали корпорацию Кронос. Зоаноиды продолжали жить среди людей. Легенды об оборотнях на самом деле являются рассказами о встречах обычных людей с ними.

Сейчас тема происхождения людей в качестве  генных экспериментов инопланетян довольно популярна. Религиозная версия сотворения мира слишком аллегоричная для современного человека, а научная, что за миллиарды лет из микробов развился огромный продуманный мир – слишком фантастична. Честное слово, ну кто в здравом уме поверит, что микробы, занесенные из космоса, мутировали в рыб, те вылезли на сушу, отрастили лапы и стали ползать, лазить по деревьям, отрастили крылья и стали летать, а потом появился обезьяна, у которой отпал хвост в результате труда палкой-копалкой и она стала человеком. И всё это произошло само собой, просто растянуто по времени, поэтому мы и не видим. Всерьёз сложно воспринять такую дичь. Учитывая всю сложность возникшей на Земле экосистемы и её связей, многообразия, всё это было словно создано на мощнейшем компьютере в результате вычислений.

Как не странно, но православная церковь не отрицает инопланетян и их злобную сущность. В пророчествах православных старцев говорится, что во времена Апокалипсиса, они появятся на Земле, но обращаться к ним за защитой от вконец осатаневший и обнаглевшей мировой элиты олигархов будет бесполезно, т.к. эти пришельцы будут по сути своей такими же бесами. И такой деятель науки, как Стивен Хокинг, точно также предупреждал, что от инопланетных цивилизаций не стоит ждать ничего хорошего, для них земляне будут как индейцы для колонизаторов из Европы. Так что в этом плане наблюдается единодушие науки, религии и культуры.

Учёного, похитившего Гайвер, ловят и убивают в ходе схватки, когда он и герой Майкла Берримана превращаются в мутантов.

Во время их встречи Тэцу Сэгавы чему-то сильно удивляется, вопрошая: “Ты?!” На что тот ему отвечает: “Я”. Возможно, этот момент объяснён в манге или просто какие-то запланированные сцены не добавили в фильм.

Агент ЦРУ Макс Рид (справа) становится свидетелем убийства ученого. У них была назначена встреча. Его начальник скептически относится к его рассказу о чудовищах, хотя, как потом выяснится, он ведёт свою игру. Я думаю, кого это они мне напоминают…

Ба, да это же Корделл Уокер и Джеймс Триветт из сериала “Крутой Уокер. Правосудия по-техасски”, который вышел спустя 2 года в 1993 году.

Жёлтый плащ и бардовая рубашка – этот фирменный стиль героя Чака Норриса отражён на заставке, которая проигрывается перед каждой серией “Крутого Уокера”. Учитывая, что Норриса никак нельзя обвинять в плагиате, получается он сам сыграл роль в этом фильме, загримированный под опустившегося Марка Хэмилла из “Звёздных воин”.

Для роли Чаку пришлось лишиться бороды! Хотя его без неё уже сложно представить, но в молодости в фильмах, которые сейчас помнят лишь его фанаты, он был порой гладо выбрит. А в фильме “Идущий в огне” он снялся, как и тут, с одними усами. По-английски фильм, к слову, назывался “Firewalker”. Герой Чака в сериале 90-х про правосудия по-техасси носит фамилию Walker, а когда приходит на могилу к родителям там написана их фамилия на надгробии Firewalker. Герой же Марка Хэмилла в “Звёздных воинах” носил фамилию Skywalker. У их персонажей даже фамилии похожи. После этого фильма Хэмилл отрастит бороду – сказывается влияния Чака.

Один из режиссёров фильма – Стив Ванг и табличка над входом в спортзал “Айкидо Ванга”, очевидно, отсылка к нему. Но Айкидо – это японское боевое искусство, а режиссёр – китаец с Тайваня и фамилия Ванг – китайская. Преподаёт же в спортзале молодая еврейка.

Тот случай, когда подошёл к девушке познакомиться, но не знаешь, с чего начать разговор. Как рассказывал один человек, давно живущий в Китае, в местных клубах достаточно встать в глубокомысленной позе мыслителя и местные китайские девочки, ищущие знакомства с иностранцами, сами к тебе подходят знакомиться. Возможно, герой вернулся только что из Китая.

Другой вариант комикса. Выглядит сцена довольно смешно. ЦРУшник, у которого явно есть описание Мизки Сэгава, дочери  убитого японского ученого, и наверняка её фото, приходит в спортзал и чего-то высматривает, стоя прямо рядом с ней. Даже если ему сообщили по рации, где её можно найти без уточняющих примет внешности, в спортзале всего 2 девушки, из которых одна азиатка и он на неё даже не смотрит, как вошёл.

Японскую героиню играет в фильме китаянка Вивьен Ву. Западный зритель всё равно не разберётся, даже сами азиаты путают порой японцев, корейцев и китайцев. К слову, судя по фамилиями актёров, в фильме нет вообще ни одного японца. Наверное, китайцы бюджетней или режиссёр просто обеспечил работой своих знакомых.

Парень явно взялся не за своё дело. Главный герой – типичный американский паренёк фильмов тех лет, снимаемых Голливудом. Он молод, симпатичен внешне, не слишком умён, но с доброй душой и желанием поступать справедливо. Похожую роль сыграл Ван Дамм в фильме “Кикбоксер”.

 В американском фильме “Гайвер” героя зовут Sean Barker (Шон Баркер), а в японском аниме – Sho Fukamachi (Шо Фукамачи или Сё Фукамати).

На помойке этот парень случайно находит ядерный реактор Гайвер, который доктор Сэгава успел спрятать среди хлама, пока его не поймали. Если бы он знал, как и пользоваться, то сам бы мог стать Гайвером и сохранить жизнь.

У паренька глохнет его мотороллер в тёмном переулке и тут к нему пристаёт банда хулиганов, среди которых ещё и тот, с кем он поссорился в спортзале до этого.

В ходе потасовки и избиения американского Иванушки-дурачка, он неожиданно падает лицом на Гайвер и активирует его, превращаясь в мутанта. Шлем похож на голову какого-то насекомого.

Честн говоря, непонятно, как у него под кожей уместился целый био-костюм, даже железная шишка на лбу, котроллер, и то в отверстия на коже не влезет.

Когда получил не то, что заказывал. Тэцу Сэгава во время погони за ним подменил на помойке Гайвер старым тостером. Нам показывают главного злодея фильма, главу американского отделения корпорации Кронос, Фултона Балкуса. В японской манге есть его однофамилец Хамилкал Балкус, 2-й человек в организации Кронос, про их родство я не нашёл информации.

Мечта любого начальника – наказывать подчиненного за ошибки силой своего взгляда. Провинившийся под действием телепатии сам себе бьёт.

Ещё одна шутка в фильме, Фултон Балкус решает использовать полученный тостер, чтобы добро не пропадало. Но его не случайно выкинули – хлеб сгорает.

Поиски Гайвера не дали результата и зоаноиды решают похитить дочь ученого.

Соглашаясь на роль агента ЦРУ, Чак надеялся на экшн, как обычно в фильмах с ним, но в этом кино вся его роль – просто ходить туда-сюда.

Будем считать, что в этой сцене Чак, загримированный под Марка Хэмилла, покидает фильм и его заменяет сам исполнитель роли Люка Скайуокера. Потому что то, что будет потом происходить, когда этого героя будут пинать и кидать, как грушу, и превратят потом в мутанта, никак не вяжется с известным всемогуществом Норриса.

В принципе, так можно было бы и закончить фильм. Не знаю, означает ли что-то автомобильный номер California 628 APO на стене или просто прикрывает имя Джеки Чана, чтобы тот не подал в суд за незаконное его использование в фильме. Номер может быть отсылкой к чему-то, но интернет об этом молчит.

Как заметили в рецензиях, девушка неестественно себя ведёт после смерти обожаемого отца. На самом деле удивительного в этом нет, в начале “Гайвера 2” она без сожаления бросит главного героя, оставив его со своими проблемами. Просто она привыкла жить для себя.

По сценарию героине надо много плакать.

Когда Шон зашёл в гости к своей подруги и после отправился в магазин купить еды, было светло. Когда вернулся с покупками, на улице была уже ночь. Хотя по его словам он отправился в магазин по-быстрому, на 5 минут. Ничего себе сходил за хлебушком.

Именно так в жизни часто и бывает.

Достаток в семье, это когда прибыль приходит быстрее трат жены, как говорится.

Я думал, что у этого актера сложный грим, оказалось это его настоящее лицо из-за редкого заболевания, при котором человек остаётся без волос, ногтей и зубов. Его внешность оказалась востребована в кино для ролей злодеев и представителей внеземных цивилизаций. Выглядит харизматично, сразу запоминается.

Забавная сцена фильма, когда зоаноид-негр перемахивает через забор, где идут съёмки фильма ужасов и его принимают за актёра в костюме. Некоторые пишут, что актёры переигрывают. Это комикс, так и должно быть для создания соответствующей атмосферы.

Фильм снят на стыки чёрной комедии, фантастики и ужастика. Если бы не первое, смотреть бы его было сейчас просто неинтересно, даже детям. Бюджет крайне низкий (даже нигде не указан, в то время как у второй части всего 900 тысяч долларов), поэтому выкручивались, как могли. Такие фильмы спасает лишь то, что есть места, где можно посмеяться. Поэтому и комиксы в обзоре соответствующие. Всерьёз смотреть это невозможно.

Воспитание бабораба. Не смотря на нереальность костюмов зоанидов, сами спецэффекты в фильме для такого бюджета довольно неплохие. Занимался ими японец Скриминг Мэд Джордж, который до этого отметился работой в “Хищнике”, “Большом переполохе в маленьком Китае” и “Кошмаре на улице Вязов”.

Из юноши-джедая со взором горящим за каких-то 7 лет Марк Хэмилл превратился в потрепанного и уставшего от жизни мужчину, явно закладывающего за воротник. Это не мудрено, пик его славы давно прошел, фактически для зрителей он стал актёром одной роли, Люка Скайуокера. Чуть позже, в 1993 году, он снимется в ещё более худшем по качеству фантастическом фильме “Бегущий во времени”.

Когда есть повод удивиться. Героя Марка Хэмилла хотели сделать полноценным напарником Гайвера, даже на обложке к фильму их двоих изобразили, но по сюжету он себя никак не проявляет, лишь ходит туда-сюда и получает тумаков от зоанидов.

В ходе погони за героями действие перемещается в подвал, где происходит длительна и бестолковая схватка Гайвера с зоаноидами. Честно говоря, всё это напоминает какой-то детский утренник с резиновыми куклами довольно отвратительного вида. Даже в начале 90-х это смотрело уже не очень, ведь к этому времени были сняты уже “Терминатор”, “Хищник”, “Чужой”, “Робокоп”.

Шон пытается вызвать Гайвера. Драки в фильме поставлены довольно посредственно, смотреть их неинтересно тем, кто видел боевики с качественными боями, которые можно пересматривать много раз. В аниме 1989 года бои смотрятся получше, да и даже в “Гайвере 2” также, снятом с крохотным бюджетом, драки несколько интересней.

Непонятно, почему у Гайвера идёт пар изо рта в стороны, как у дракона. Возможно, такие детали объяснены в манге. Смешнее было бы, если бы у него такая струйка дыма из зада выходила, как у Бугермена. В целом, костюм Гайвера смотрится получше зоаноидов.

Первая мысль Мизки, увидевшей превращение своего парня: “Надо провериться на венерические заболевания”. По каким-то непонятным причинам, герой не стремился использовать лезвия в своём костюме, в итоге, когда ему хорошенько дали по кукухе в контроллер на лбу, костюм взял управление на себя и порезал на шашлык первого попавшегося зоанида, которым оказалась рыжая подружка злодея, руководящего операцией.

При этом Мизки тоже была оглушена. Подумав, что убил свою подругу, Шон впал в истерику, утратив волю к сопротивлению. Разозлённый потерей своей самки злодей, вырвал у него контролер из лба, превратив героя в лужицу жижи.

Согласно интернету, Марка Хэмилла в этот фильм затащили сниматься его дети.

Героиня только попала на территорию мужчины, но уже завладела его имуществом – рубашкой. С ЦРУшником церемонится не стали, отправили сразу в пробирку для превращения очередного мутанта, а у девушки глава Кроноса пытается выпытать, что она знает о Гайвере. Но что она может знать, если она его даже в руках никогда не держала?

Интерес главы Кроноса явно не ограничивается только Гайвером. Этот фильм на самом деле об отношениях, а не о фантастике. Если внимательно проследить линию сюжета, то кино можно было бы назвать: “Трое мужчин и китаянка”. Все трое имеют на неё виды и относятся к разной возрастной группе: совсем молодой паренёк Шон, её ровесник, агент ЦРУ средних лет и вот этот пожилой господин, глава американского отделения Кронос. Первый может предложить молодость, внешнюю симпатичность, второй – зрелость личности мужчины, третий – власть.

Минус один поклонник.

Когда погнался за молодой, не рассчитав силы.

Женская логика. Мизки не нашла ничего лучше, чтобы попытаться уничтожить остатки своего парня. Зачем? Да всем назло.

Топ 10 женских манипуляций. Потеряв своего парня, Мизки поняла, что срочно пора лететь на запасной аэродром, чтобы между двух стульев не сесть. Требует вернуть ей ЦРУшника.

Перевоспитание бабораба.

Открыто Мизки и Макс симпатию к друг другу не проявляли, но судя по их поведению, видно, что они друг другу не безразличны. Особенно виден интерес со стороны девушки. После освобождения из пробирки, Макс будет бегать в роли статиста с Мизки по лаборатории от мутантов, пока Гайвер с ними разбирается. Под конец фильма он немного всё-таки обратит внимание зрителя на себя, превращением в зоаноида.

Смешной диалог, когда герой Марка Хэмилла просит: “Помоги!” А Гайвер удивляется: “Как я тебе помогу?” Реально я думал, он сейчас, как тот ученый, что мутировал в мутанта-муху в одноименном фильме, попросит его пристрелить, но нет, сам окочурился, избавил героев от лишних хлопот.

После этого главный у главного героя происходит схватка с Фултоном Балкусом, превратившимся в динозавра, который в условиях тесной лаборатории выглядит, как слон в посудной лавке. Странно, что он не будет использовать свои телепатические сопосбности6 но, возможно, на Гайвера они не действуют.

Защитная система Гайвера активирует пушки Мега Сокрушители на его груди и уничтожает Балкуса и всю лабораторию. С такими пушками можно было не напрягаться в драках, а просто всех подряд врагов ими уничтожать. В японском аниме герой пользуется ими вполне активно.

Тот ли самый этот Шон, что был в начале или просто его клон с загруженными воспоминаниями, типа как клон героя Шварценеггера в “Шестом дне”?

Китаянка так рада, словно ребёнок, получивший конфетку. Она потом даст своему обнажённому бойфренду белый халат, оставшийся от ученого и они пойдут на выход из разрушенной лаборатории. Сначала я подумал, неужели он по битому стеклу голыми ногами пошёл, как йог? Потом присмотрелся, в одном из кадров мелькают носки и обувь. Откуда она на нём взялись по сюжету, не знаю.

Этот кадр, похоже был вставлен в конец фильма, чтобы показать разницу между афроамериканцем и обычным американским негром. Полковник Кастл из ЦРУ, отругав негра-зоаноида за курение, сообщает ему, что для него есть новое задание. Получается этот чернокожий дурачок, обвешанный цепями и читающий рэп, не так-то прост. Сначала он приносит своему начальнику на свалке тот самый красный чемодан, в котором японский ученый спрятал Гайвер во время погони и говорит ему, что тут ничего нет и незачем больше искать. Потом он зоалорду Фултону Балкусу, командует: “Нечего её слушать!”, когда Мизки начинает торговаться, грозя уничтожить Гайвер. И он не отнимает его, а именно благодаря его удару, Гайвер попадает в пасть к другому зоаноиду, ускоряет свою регенерцию и возрождается. И, наконец, он один из всех зоаноидов, показанных в фильме, остался жив в конце. Кем является Кастл и на кого работает в фильм не раскрыто, ни разу не показано его трансформации в зоаноида.

Что я могу в конце сказать, сама вселенная Гайвера довольно любопытна. Мне попадались даже целые сайты, ему посвящённые на английском и русском языке, есть даже группа ВК с поклонниками. Такой интерес довольно удивителен, учитывая, что фильм вышел слабоватый, сами аниме тоже далеко не шедевр, а японская манга не так популярна за пределами Японии.

Мне ещё понравилось, что не смотря на всю бюджетность, ощущается киноатмосфера старой Америки, когда ещё умели делать фильмы, вызывающие от их просмотра ощущение какой-то магии, волшебства при погружении в выдуманный мир. Это была золотая эпоха Голливуда. Американские фильмы снятые за последние лет 15-20 на меня такого ощущения уже не производят.

Музыка в фильме довольно неплохая. Как многие заметили начальная тема напоминает музыку “Терминатора”.

Наигранность эмоций и ситуаций для фильма-комикса выглядит, в целом, нормально, не портит его. Хотя местами перебор, например, когда герой, забыв про всё, стал прямо на поле боя убиваться по своей якобы убитой девушке. О серьёзной актёрской игре, конечно, в этом фильме говорить не приходится.

Спецэффекты для того времени при таком небольшом бюджете местами даже неплохие. Согласно интернету, их использовано около 50 штук для создания монстров.

Из минусов отмечу недоработанный скомканный сценарий, нереальные и откровенно неприятные резиновые костюмы зоаноидов и слабую постановку боёв. В “Гайвере 2” бои выглядят несколько лучше.

Кроме этого сам Гайвер, как персонаж, не слишком впечатляет по дизайну, как Терминатор с пылающим глазом, Робокоп в стальной броне или инопланетный охотник – Хищник. Он не ощущается персонажем фантастики первого разряда. По крайней мере в таком исполнении.

Когда начал смотреть, думал, что смотрю какую-то ерунду для детей, о которой быстро забуду. Чисто посмеяться комиксы сделал, но спустя время обнаружил определённое послевкусие, так сказать. Начинаешь вспоминать персонажей, сцены и получается, что создателем этого выдуманного мира удалось насытить его жизнью, создать свою параллельную реальность. Значит, материал, не пустышка, что-то в нём есть.