Кинорецензии

Центурион – кинокомикс про римлян. О деградации современного кино

29.07.2021

Захотелось скрасить прошлый субботний вечерок просмотром какого-нибудь фильма и я выбрал “Центурион”, информация о котором мне уже давно попадалась. Фильм оказался не так плох, как большинство выпускаемой кинопродукции после 2000 года, поэтому захотелось написать рецензию, а заодно и просто поделиться мнением про современное кино в целом.

Одни из героев фильма “Центурион”: следопыт Этайн, главный герой Квинт Дий и генерал Вирил.

По-моему, с приходом нового тысячелетия фильмы просто постепенно разучились снимать. Некоторые выдвигают версию, что просто всё уже снято. Но это такой же бред, как наивные обывательские измышления про то, что музыку уже всю написали, т.к. “всего 7 нот”. Хотя тонов, извлекаемых из музыкальных инструментов, может быть огромное количество, в зависимости от мастерства музыканта и конструкции инструмента. Некоторую восточную музыку, к слову, даже нельзя записать европейскими нотами. Это также, как цветов не 7 (КОЖЗГСФ) и не 3 (RGB) и не 4 (CMYK), а намного больше!

При работе с графической информацией мы пользуемся палитрой из миллионов цветов. Наши уши различают звуки в диапазоне от 16 до 20000 Гц. Если добавить к этому обоняние, вкусовые и тактильные ощущения, получится огромнейшее разнообразие информационных импульсов, которые может воспринимать, хранить и обрабатывать наш мозг.

Мир вокруг вообще состоит из атомов, отличающихся разным количеством протонов и нейтронов в ядре и электронов на орбите, однако это не мешает быть ему разнообразным. Я уже не говорю про основу основ современного компьютера – двоичный или бинарный код, когда информация внутри компьютера хранится и обрабатывается в виде длинного кода, состоящего всего из двух символов, 1 и 0. Он похож код Морзе, в котором двумя символами (длинный и короткий импульс) шифруются буквы для передачи текстовой информации. В компьютерах в форме бинарного кода хранятся не только текстовые данные, но и программы, музыка, изображения и даже видео. Перед выводом информации на экран, в аудиосистему или с помощью распечатки, компьютер “переводит” её на понятный для человека язык. Но внутри компьютера она хранится и обрабатывается исключительно в виде двоичного кода.

Поэтому, когда из микрочастиц создаются огромные Вселенные, нескольких цифр позволяют хранить и обрабатывать огромные массивы данных, а какой-то Вася заявляет что в искусстве с его огромными выразительными возможностями – “всё уже создано”, хочется просто прикрыть лицо рукой. Если у человека в голове примитивный процессор, которые не тянет ничего, кроме выполнения простейших операций, например, кидать пищу в рот, и не в состоянии выполнить более сложные расчёты – это проблема слабой соображалки такого индивида, а не отсутствия возможностей. Просто на такую примитивную ОС невозможно установить сложные ресурсоёмкие программы, в том числе для творчества.

Вопрос про искусство – это не только про что, но и как. То есть тут важен не столько сюжет, который часто банален и его можно в двух словах пересказать, а как он воплощается. К примеру, фильм “Не пойман – не вор” с Луи де Фюнесом – кино про провинциального браконьера, за которым гоняется разиня-полицейский. Вот и весь сюжет. Но как фильм отыгран знаменитым комиком – любо дорого смотреть! Одну и ту же сцену можно сыграть так, что это не произведёт никакого впечатления или, наоборот, тебе захочется пересматривать её много раз. Можно одну и ту же песню пропеть красивым голосом или сиплым и блеющим, как у козла, фальшивя и не попадая в ноты. Песня-то одна и та же – но исполнение разное.

Те же комедии Гайдая только, на первый взгляд, кажутся лёгкими и воздушными, подумаешь актёры дурачатся. На самом деле, это плод титанического труда и кропотливой работы. Гайдай снимал каждую сцену с секундомером в руках, и потом скрупулезно монтировал фильм так, чтобы он “не сыпался”, а смотрелся буквально на одном дыхании.

Даже старые западные боевики только с виду кажутся примитивными, на самом деле они хорошо продуманы: запоминающиеся сцены, образы героев, подходящая музыка, энтузиазм, который исходил от актёров и режиссёров – всё это создавало увлекающее зрителя полотно, особую атмосферу. В современных боевиках, демонстрирующих экшн, увиденное ничем не цепляет, т.к. всего того, что было в старых фильмах, просто нет. Есть лишь внешнее сходство сюжета – беготня, стрельба, приправленные там где надо и не надо компьютерными спецэффектами.

В итоге выходит стандартная жвачка с кино-конвейера, которую без интереса посмотрел и забыл – ничего в душе она не оставляет. Это как фильм “Брат” сравнить с современными сериалами про ментов и бандитов. Вроде бы тоже про криминал, но весовые категории абсолютно разные. “Брат” – это фильм про город Санкт-Петербуг, про время 90-х и про их героя, там много интересных отсылок, вроде немецкого бомжа Гофмана, олицетворяющего дух старого города, однофамильца известного сказочника и одного из архитекторов Петербурга. Хотя Балабанов делал боевик, в итоге получилось всё равно многослойное полотно. А современные ментовские сериалы – это просто примитивная тележвачка.

Нынешнее западное кино так сильно деградировало, на мой взгляд, по трём причинам: 1) появление обилия компьютерных эффектов, которые стали внедрять везде, не зная чувства меры. Поэтому пропала реалистичность. Далеко не везде они ещё и качественно сделаны, в итоге фильм превращается в какую-то компьютерную игру. 2) полное закабаление индустрией режиссёров и актёров, которые превратились из людей с творческими амбициями в обычных клерков, которые ходят на работу и думают только о зарплате и карьере. Тех, кто пытается что-то вякнуть, просто увольняют без церемоний, свято веря, что компьютер всех заменит. 3) отвратительная пропаганда гностицизма и идей новых левых. Персонажи теперь создаются согласно квотам, чтобы обязательно в фильме были цветные меньшинства, представители секс-секты ЛГБТ, сильные феминистки и пр. Если, к примеру, негру нет места в сюжете, его туда всё равно всунут, сделав им какого-нибудь исторического или культурного персонажа, который им быть никогда даже не мог.

Естественно, зрители всё это видят и не хотят это смотреть. Духовная пища стала напоминать химическую в супермаркетах. Кто помнит вкус настоящей еды, только морщится от того обилия химических муляжей, которые продают под видом продуктов в магазинах.

Начало фильма “Центурион” интригует.

По поводу того, что всё снято – даже если идеи для сценариев закончились, хотя можно извлечь множество интересных концепций для них из окружающей жизни, полно не охваченных кинематографом литературных произведений и исторических событий. Но за что бы не брались сейчас кинематографисты, получается обычно унылое говно, т.к. они больше не могут создавать для людей привлекательные иллюзии параллельных реальностей кинематографических миров.

Многие люди теперь уже даже в кинотеатры не ходят, не покупают фильмы на носителях и даже не скачивают на торрентах, а смотрят потуги киношников в небольшом окошке онлайн-кинотеатра на смартфоне или компьютере. Индустрия потеряла доверие зрителей, раз за разом их разочаровывая, как с убитой в 00-е и 10-е франшизой “Терминатора”. Чем больше кинобоссы делают “перезагрузок” старых сюжетов, переснимая ставших классикой фильмы, тем более убого выглядят их потуги и меньше интереса к ним у зрителей. Я вот, к примеру, вообще перестал смотреть фильмы, что они есть, что их нет – мне всё равно, может быть, один-два раза за целый год посмотрю что-то на компьютере. И читая отзывы в интернете, я заметил, что так поступает уже не мало людей.

Этот кризис индустрии по сути возник благодаря её хозяевам, т.к. в киношной системе не осталось места личностям, а послушные вышколенные марионетки не способны сделать что-то по-настоящему стоящее и захватывающее. Для масштабных произведений нужны масштабные личности, а такие люди не будут плясать под чужую дудку, у них есть характер и своё мнение.

Но вернёмся к фильму “Центурион”. Он был снят в 2009 году и выпущен в 2010. В его производстве участвовали три страны: Великобритания, Франция и США (в некоторых местах США не указаны), собрав достаточно небольшой по меркам тех лет бюджет – 12 миллионов долларов. Сборы тоже не были выдающиеся – около 7 миллионов долларов. Согласно интернету, в Великобритании в кинотеатрах ленту посмотрело около 50 тысяч человек, во Франции около 4 тысяч. Для зрителей США премьеру после фестивалей сделали в интернете. В Италии, на родине римлян, фильм был выпущен сразу на DVD. Больше всего лента собрала зрителей в нейтральных к этой истории странах – Испании (366 тысяч зрителей) и России (176 тысяч зрителей). В испании очевидно, т.к. IX легион, о котором идёт повествование в фильме, назывался Испанским.

Фильм явно сделан с претензией, не типичный проходной современный боевик, но поднять его на высокий уровень создателям не удалось. История буксует, изобилует сюжетными провалами и порой отсутствием элементарной логики в поведении персонажей.

Есть такая вещь как позиционирование в маркетинге. На какую аудиторию рассчитан этот фильм? Итальянцам слушать, как их предки насиловали женщин и детей, отрезая им языки, явно будет не по вкусу. Жители Великобритании, частноси шотландцы, о которых в фильме идёт речь, также вряд ли будут рукоплескать, учитывая, что они показаны жестокими дикарями, антигероями, возглавляемые немой демоницей, а их страна в фильме называется дерьмовой.

В США очень трепетно относятся к своему раздутому чувство патриотизма, поэтому чужие герои и страны им не интересны. Успех “Гладиатора” Ридли Скота обусловлен не только большим бюджетом, в том числе тратами на продвижение фильма, но и совпадением с повесткой Госдепа, мол, свобода и демократия против тоталитарных узурпаторов власти. Посмотрел киноклюкву про императора Коммода и вперёд в очередную намеченную к разорению Госдепом страну – демократию наводить. В данном случае в начале нулевых это был Ирак.

Такие психологические приёмчики на виду. Также как “Охотник на оленей” по форме антивоенный фильм, а по сути оправдывающий войну во Вьетнаме и поражение янки в ней. Мол, смотрите, с каким адскими демонами вьетконга приходилось хорошим американским парнями воевать. Потом Голливудом было выпущено множество других фильмов про вьетнамскую войну, где копировались эта идея. Или фильм “Остров” по форме христианский, а по сути направлен против христианской церкви. Такие подмены и манипуляции надо уметь отслеживать.

Сценарий “Центуриона” выдуман его создателями, а не основан на книге, в отличие от фильма “Орёл Девятого легиона”.

Фильм “Центурион” по своей форме это кино-комикс. В историческом плане воспринимать игру актёров и происходящее на экране сложно, всё гротескно, повороты сюжета лишены порой всякой логики. Рабочее название фильма «Девятый легион». Также как в фильме “Орёл Девятого легиона” по роману Розмэри Сатклиф, вышедшим на год позже, авторы “Центуриона” пытаются обыграть известный исторический факт – исчезновение IX Испанского легиона численностью свыше 5000 человек. Эта тайна до сих пор покрыта мраком. Во многом из-за этого сюжета я и заинтересовался фильмом.

Девятый легион (Legio IX) был сформирован полководцем Гнеем Помпеем Великим в 1 веке до нашей эры в Испании. Через несколько лет он уже прикрывал Италию от набегов иллирийцев и под командованием Юлия Цезаря воевал с гельветами в Галлии. По иронии судьбы в гражданской войне за власть над Римом легион участвовал на стороне Цезаря против своего создателя, Помпея.

Существует несколько версий исчезновения этого легиона. Наиболее достоверная заключается в том, что легион был уничтожен во время восстания в Каппадоки (Нидерланды) в 161 г. Менее реальная версия – легион был уничтожен в 132-136 гг. во время восстания в Иудее. И наконец, третья версия, которая и легла в основу фильма ‘Центурион’ – IX Римский легион был стёрт с лица земли в 117 г. пиктами в Шотландии. В данном случае есть предположение, что потерпев поражения в нескольких сражений, оставшиеся в живых легионеры перешли на сторону местного населения и ассимилировались в Шотландии. Это было показано в фильме “Орёл Девятого легиона”.

Символы IX легиона. Штандарт и орёл. Легион имел собственный знак в виде чёрного быка.

Стоит отметить, что каждый легион имел уникальное имя в честь памятных побед, подвигов или местности, где приходилось нести службу: «Молниеносный», «Победоносный», «Стойкий», «Первородный», «Жаворонков», «Охраняющий пролив» и пр. От Рима легионы получали штандарт, значок с имперским орлом и знамена с номером. Потеря орла была страшным позором, после которого легионеров подвергали децимации (казнили каждого 10-го), а часть расформировывали. Возможно, именно этот факт послужил причиной исчезновения информации о легионе.

В своей картине “Центурион” режиссер Нил Маршалл взял за основу версию гибели Девятого легиона в Шотландии от рук местных варваров. Он заранее предупредил, что не будет добиваться исторической достоверности, а сделает в первую очередь триллер. Поэтому историзм в этой картине служит только лишь основой, отправной точкой, от которой отталкивался режиссёр.

Собственно, самому IX легиону и его гибели отведёно лишь 20 минут в начале фильма, в основном же сюжет фильма повествует про приключения центуриона по имени Квинт Дий, отец которого был гладиатором. В римском войске такая должность, как центурион, младший командир, считалась лакомым куском. Становясь центурионом, легионер получал более высокую оплату за свою службу, появлялось больше возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Синонимом центуриона является слово «сотник». Под командованием сотника была центурия, то есть сотня человек, которая в свою очередь включала в себя 10 десятков солдат (контуберний). Легион включал в себя 60 центурий.

На протяжении всего фильма Квинт Дию удаётся удивительным образом выживать в самых безнадёжных ситуациях. Это такой супервыживальщик, который не демонстрирует однако никаких особых задатков Рэмбо и внешне не очень похож на сурового воина и закалённого в боях вояку, напоминая скорее лирического героя-романтика, которому сказочно везёт.

Сыграл главного героя ирландско-немецкий актёр Майкл Фассбендер, которому на момент съёмок было 32 года. Я не могу сказать, что он плохо это сделал, но, на мой взгляд, тот же Кристиан Бейл смотрелся бы в этом фильме более убедительно и придал бы ему большего веса. То есть хорошо сыграно, но не так, чтобы это тебя сильно впечатляло. Или можно было на главную роль Джейсона Стэтхема пригласить. Нельзя сказать, что это актёр широкого диапазона в плане эмоций, но его типаж под эту историю подошёл бы, как мне кажется – он умеет делать суровое лицо.

Порой, смотря на экран во время демонстрации фильма, сложно поверить, что Майкл Фассбендер способен командовать солдатнёй, да так, чтобы она безоговорочно слушалась, признавая его авторитет командира. Вообще, солдаты, т.е. легионеры в фильме какие-то слишком добрые. На деле это же зверьё должно быть, раз в фильме сообщается, что они убивали женщин и детей. По сюжету – это ожесточенные люди, их профессия – убивать, но на их лицах ожесточенность не особенно отражается, если не считать сцен боев, где они корчат суровые лица, крича. Между тем, у человека на лице отпечатывается внутреннее состояние, в том числе в форме морщин и взгляда глаз. Достаточно посмотреть на российских гопников с хмурым взглядом и перекошенным от злобы лицом. Смотришь же фильм и как будто это не легионеры, а туристы, которые отправились в лес на прогулку. Где холодный блеск в глазах и остервенение на лицах?

По сценарию требовался римский форт в дне езды на север от Карлайла. Это должен был быть деревянный форт, построенный из деревьев, которые свалили, чтобы освободить для него место. В форте площадью 90 кв. м. были расположены кожаные тенты, стойла для лошадей и домашнего скота, обеденная зона и кузница для изготовления оружия. Создатели фильма нашли в лесистой местности неподалеку от Лондона большую расчищенную площадку. Использовать настоящие шестиметровые деревья, закапывая их в землю с помощью экскаватора, было бы слишком сложно и затратно по времени, поэтому пошли на компромисс – использовали настоящее дерево и искусственное, то есть создавали слепки деревьев из той же пены. Таким образом в сжатые сроки смогли построить три 30-метровых стены, создав впечатляющий форт.

Пройдёмся по порядку по сюжету, как я обычно делаю в своих кинообзорах. Главный герой фильма несёт уже 2 года службу в небольшой деревянной крепости в Каледонии (Шотландии). Это самый северный гарнизон на рубежах Римской империи. Служба тут далеко не сахар, Квинт Дий жалуется: “Чем дольше мы здесь, тем сильнее холод и влага пропитывает наши кости, а дождь приносит с собой лишь жалящий северный ветер. Пока мы теряем воинов в битве с болезнями и обморажениями, предводитель пиктов Горлакон посылает свои отряды совершать набеги на наши лагеря вдоль рубежей Империи. Я хорошо знаю своего врага. Его нельзя втянуть в открытую драку. Вместо этого он ковыряется в наших ранах, пока мы не начинаем истекать кровью, прячется во мраке, словно дикий зверь, наносит удары быстро и беспощадно и тут же растворяется в ночи. На рассвете мы подсчитываем потери и засеваем землю погибшими. Такой войны мы ещё не вели: войны без чести, войны без конца”.

Начальник крепости решает отлить прямо со стены.

Но тут вероломно снизу подкрадывается местный партизан.

Не боясь попасть под золотой дождь, т.е. быть орошенным мочой, партизан бьёт копьём прямо в пах римлянину.

Когда начальник повержен, остаток гарнизона уничтожить – дело техники. Усатый мужик потом добил кастрата – чтобы не мучился физически и морально, перестав быть мужчиной.

Пока герой лёг спать, пикты совершают набег на крепость. Начинается он своеобразно, пока один из командиров крепости, расслабившись, справляет малую нужду, стоя на стене, снизу коварным образом подкрадывается местный партизан и бьёт его копьём прямо в пах, символически кастрируя его, т.е. лишая мужской силы. К теме с мочеиспусканием режиссёр явно неравнодушен, она потом ещё дважды возникнет в фильме за полтора часа экранного времени.

Пикты с лёгкостью убивают всех легионеров, кроме главного героя, который когда над ним уже занесли топор предпринимает психическую атаку на противника, послав его в царство мёртвых на его родном языке. То, конечно, малость прихуел оказался в состоянии крайнего удивления. Ведь это он должен был отправить на тот свет легионера, а тут его самого посылают. Вместо того, чтобы убивать героя, он решил взять его собой, вдруг пригодится.

Кстати, документально зафиксированных примеров языка пиктов не осталось, поэтому режиссёр проявил творческую инициативу и заменил английский язык гэльским: «Я подумал – пожалуй, это будет самым близким вариантом к тому, как они разговаривали на самом деле».

Дядя нашёл себе говорящую обезьянку, авось, пригодится.

В принципе, этот эпизод раскрывает загадку, как герой оказался центурионом. Скорее всего, на это назначение повлияла его учёность, т.е. знание языка пиктов. Потому что в плане командования своими подчинёнными и в бою я не заметил за ним никаких особых талантов. Он не умеет ни эффектно драться (уровень владения мечом часто довольно посредственный), ни грамотно командовать подчинёнными, что после приведёт к повторной потери им личного состава. Т.е. та трагедия, которая произошла в крепости с легионерами – не случайна, а следствие его некомпетентности, как командира.

Если говорить про российские реалии – герой похож на “пиджака”, не кадрового паркетного военного, которому поручили командование солдатами после окончания военной кафедры в институте. Очень часто такие кадры проявляют полную некомпетентность и пофигизм, что в боевых условиях ведёт к прямым потерям и полной дезорганизации боевого подразделения. Именно это, в принципе, зрители фильма увидели в начале и потом увидят в конце.

Непонятно вообще, как римляне смогли эту крепость построить и там развернуть лагерь, когда их как щенков перебили ночью. Их бы уже на этапе строительства уничтожили с таким уровнем обороны. Правда, возможно, когда крепость строили, пикты ещё не были так хорошо организованы в военном плане.

Горлакон самолично ссыт в кадушку, в которую макают головой главного героя. По тюремным понятиям тот становится после данной процедуры зашкваренным, его опустил пахан и его шестёрки.

Дикари пытают героя, окуная головой в чан с водой, куда помочился лидер племени пиктов Горлакон, похожий на запорожского казака. Ему только чуба не хватает. Это придуманный сценаристами персонаж, как я понял. Во время правления Агриколы было восстание Боудикки из бриттского племени иценов. После смерти мужа римские войска заняли её земли, а император Нерон лишил её титула.

Дело в том, что когда ицены присоединились к римским войскам в качестве союзников, муж Боудикки, местный правитель Прасутаг, наравне с двумя дочерьми сделал наследником престола римского императора, как это требовалось. Оставлять независимость союзным царствам было нормальной римской практикой, при условии, что царство завещалось после смерти ныне здравствующего союзного царя римскому императору. Также римские законы позволяли наследование по мужской линии. После смерти Прасутага, т.к. сыновей у него не было, царство было аннексировано, земли конфискованы, а имущество описано. Казна была изъята в счёт погашения большого долга Прасутага Сенеке. Это побудило Боудикку возглавить антиримское восстание 61 года, которое в итоге закончилось провалом. Но женщин среди главных героев и так много в фильме, с Боудиккой был бы уже перегруз.

Квинт Дий отвечать отказывается отвечать на вопросы Горлакона, крича: “Я – воин Рима. Вам не сломать меня!” Пафосно и смешно.

Этот момент напоминает какой-то националистический украинский фильм. Как написал один украинский иммигрант: “На словя’н вести атаку в США придумали давно: москаляку на гіляку, а потім хохла в говно!” А ведь так и вышло недавно на Украине после Майдана.

Образ Горлакона как будто списан с запорожского казака. Только чуба не хватает и серьги.

Дома пиктов по форме отдалённо похожи на украинские старые хаты.  Учитывая горы на заднем фоне, можно представить, что место действия происходит в Закарпатье.

После символического окунания головой в кадушку с мочой, герой становится тем, кому нельзя подавать руки. Учитывая, как он орёт на Горлакона, грозя что он ответит за это кровью, в древних сообществах действовали те же понятия, что и в российских тюрьмах. Хорошо ещё его ритуально не изнасиловали.

Горлакон весьма колоритный персонаж, жаль ему дали мало экранного времени.

Горлакон приучает сына к жестокости. Сначала он морщится, смотря, как режут пленного, а после начнёт уже сам принимать в участие в этом, когда поймают генерала. Но выковать из мальчишки убийцу вождю пиктов не удастся – его сына убьёт один из легионеров во время налёта на деревню.

Мне кажется практически любого можно сломать, это лишь вопрос методов. Китайцы в древности применяли пытку, когда на голову осуждённого падала по капле вода час за часом, пока он не сходил с ума. Американцы во Вьетнаме пойманным вьетконговцам отрезали по частям ногу, чтобы их разговорить. В Гестапо и НКВД были пытки, когда не давали спать. Но тут дикари оказались без фантазии, героя только в кадку помокали головой, чуток порезали и бросили в какой-то сарай, из которого ему удалось в итоге убежать, пробив стенку.

Вот такая завязка, благодаря которой зрителей познакомили с Квинтом Дием, который в начале фильма бежит полуголый по снегу, сообщая зрителю: “Это ни начало, ни конец моей истории”.

В это время показывается, как генерал Тит Флавий Вирил, командующий IX легионом проводит время с солдатами, занимаясь попойками и мордобоем, пока его не вызывает римский наместник Агрикола, поручая разобраться с пиктами и их вождём Горлаконом. Генерал пытается всячески уклониться от поручения, словно предчувствуя будущий мрачный конец этой компании для себя и своих солдат, но отказать наместнику не может. В помощь ему дают опытного следопыта – немую Этайн из племени пиктов, дерущуюся трезубцем. К слову, трезубец Посейдона – это персонифицированный символ Великобритании, символ морской мощи этой страны.

Причёска Этайн, не знаю как она называется, похожа на причёску Анастасии Заворотнюк в сериале “Моя прекрасная няня”. Ольга Куриленко, сыгравшая Этайн, родом с Украины и героиня Заворотнюк, Вика Прутковская, по сюжету сериала до пятнадцати лет жила в Мариуполе, разговаривая в сериале с характерным акцентом.

Этайн играет очередная девушка Бонда Ольга Куриленко. В отзывах некоторые писали, что она плохо сыграла, невыразительно, но это же комикс, а не серьёзное кино, где восприятие идёт через образы героев. В этом плане ей сделали яркий образ и я не заметил, чтобы она играла хуже той же постаревшей Скарлетт Йоханссон в образе Чёрной вдовы в недавно вышедшем одноименном фильме. Он мне попался, пока я искал “Центурион”, минут 5 посмотрел и выключил. Не знаю, на кого это рассчитано, возможно, на глупых американских детей.

Поэтому не могу сказать, что Куриленко сыграла так уж плохо, возможно, потому, что когда я смотрел фильм “Центурион”, я не ознакомился с актёрским составом и не знал, что это она, поэтому смотрел непредвзято. На некоторых людей просто сказывается эффект “ведра с крабами” или “менталитет краба”.

Слева героиня Куриленко среди римлян в обычном виде, а справа в боевой раскраске уже среди пиктов. Настоящий оборотень.

Некоторые ещё удивляются, как это она попала в западное кино, но это непонятно только наивному чукотскому юноше. Мне как-то попадались случайно её снимки в интернете, фотосессия, где она в нижнем белье с какими-то богатыми стариками. Так, наверное, она проходила кастинг.

Помнится, я лет 7 назад на улице впереди меня шла девушка около 20 лет, которая говорила по телефону. Она сказала кому-то, возможно, подружке: “Мне предложили работу на телевидении, но надо будет переспать с кем надо, сама понимаешь”.

Понятно, как всё это делается. Другой вопрос, что девушек, желающих раздвинуть ножки перед спонсором за деньги или за престижную работу, сейчас много, но не у всех получается себя выгодно продать в этом плане. Но у Куриленко это получилось. И не только у неё одной, Украина, на которой она родилась, и Россия сейчас поставляют элитных проституток на Запад, некоторые из которых становятся даже подружками знаменитостей. У Мела Гибсона, Фреда Дёрста, Микки Рурка и других западных знаменитостей были русскоязычные девушки или даже жёны, которым удалось под них подлезть.

До этого фильма Куриленко не умела ездить на лошади. В одной из рецензиях было написано, что она сидит в седле, как мешок с картошкой, но для новичка и так неплохо. Тем более, совершенно необязательно, что её героиня часто пользовалась лошадью.

Один из журнал опубликовал Тoп-10 героинь кино, которые сыграли проституток. Ольгу Куриленко признали лучшей проституткой за фильм “Хитмэн”, где она играла соответствующую роль. Весьма символично.

Эту сцена с двумя сожжёнными римлянами должна была быть в начале похода IX легиона. Но режиссёр её вырезал, оставил только как Этайн развеивает пепел по ветру, который она явно взяла из костров под телами. Скорее всего, убрали эпизод при монтаже, чтобы создать интригу, ведь иначе сразу становится понятным, что проводница задумала сделать. Осталось только это фото.

На привале Этайн смотрит с усмешкой на легионеров, они только спустя время поймут, что у ней было на уме в этот момент. Один из солдат Такс, играющий в фильме роль трикстера, решает с ней сексуально поразвлечься.

Как только Такс подходит к героине Куриленко, получает от неё мощный удар в пах кулаком.

Другие солдаты смеются над этой ситуацией.

По пути к Горлакону IX легион встречает бегущего от местных дикарей главного героя. Его уже окружили и должны были прирезать, но тут вмешался генерал Вирил.

Местный дикий гопник буквально окаменел, увидев скачущего на лошади в его сторону генерала. Это тебе не семечки у бабок отнимать. Спустя секунду его голова разлетелась в разные стороны в брызгах крови, как разрубленная тыква. Конечно, спецэффекты так себе в фильме, похожи на компьютерные – неправдоподобны.

Узнав, что дикари преследуют римского легионера, генерал бросает своё войско и спешит на помощь. А ведь там может быть ловушка или его просто могут убить в стычке и войско будет обезглавлено. Отваги много, ума мало. Фактически такое самодурство в фильме и приводит в итоге к гибели легиона, т.к., может, в открытом в бою генерал и хорош, как отважный воин, но как стратег явно слаб.

Генерал расспрашивает центуриона о том, что он видел у Горлакона. Даже скомандовал, чтобы тот рядом с ним ехал и рассказывал. Но вряд ли Климт Дий поведал ему, что его макали головой в кадку с мочой.

В итоге героиня Ольги Куриленко заводит IX легион в ловушку. Бравый генерал, как наивный простак, доверился двойному агенту пиктов, хотя у него были свои разведчики. Когда сверху на его войска покатились огненные шары он, по-моему, даже растерялся. После этого на растянувшуюся по узкой лесной тропинке армию нападают полчиша орков пиктов из леса. Главный герой исчерпывающе описал это зрелище: “Земля у тебя под ногами превращается в жижу из блевотины, крови, мочи и потрохов”.

Из этого туманного леса на IX легион набросится целая толпа дикарей-пиктов.

Смешались кони, люди…

Хотя во время битвы римских солдат и пиктов изображали группы, занимающиеся историческими реконструкциями и костюмы выглядят неплохо, само сражение показано слабо. Во-первых, отсутствуют общие планы, оператор стоит внутри толпы, снимая куски тел пары десятков топчащихся на одном месте мужиков, махающих оружием. И во-вторых, брызги крови словно нарисованы на компьютере и выглядят неестественно.

Битва показана изнутри сражения, нет панорамных кадров, масштаба.

Технические сложности по воссозданию боевых ранений легли на художника по гриму Пола Хайетта. Он был счастлив получить сценарий, изрядно сдобренный элементами, которые потребовали бы серьёзной работы его команды по спецэффектам. «Там буквально в каждой второй сцене было что-нибудь для меня, – смеется Хайетт, – разрубленные глотки, отрезанные руки, отрубленные головы, разрубленные конечности, топоры в шее, стрелы в спине, сожженные и раздавленные люди, размозженные головы. Полный набор кровавого насилия».

Раны легионеров не выглядят натуральными. Впрочем, это же фильм-комикс.

В качестве иллюстрации Хайетт подсчитывает количество искусственной крови, использованной на съемках: «Мы начинали с 200 литров, но уже к середине съёмок осталось всего литров 20-25». Использование кровяных мини-насосов для искусственных конечностей и тел означало, что практически каждый день рядом со съемочной площадкой парковался «Вагончик смерти» Хайетта и его команды с фальшивыми головами, распотрошенными телами и литрами крови.

Кровь в этом сражении похожа на нарисованную на компьютере.

Тема женского предательства, как и тема с мочеиспуканием, проходит красной нитью через фильм, Сначала легион предаёт следопытша пиктов Этайн (Куриленко), после уже самих пиктов предаст колдунья в лесу, приютив римских солдат. А когда в конце героя в гостях у Агриколы попытаются убедить, чтобы похоронить вместе с ним тайну бесславной гибели IX легиона, предложит первой этот план опять женщина и она же его подло попытается осуществить.

Пикты не стали убивать на поле боя генерала Вирила, а пленили его для куражу.

Горлакон рассказывает пленному генералу, что следопытша Этайн пришла к ним ещё ребёнком, когда её деревню вырезали римляне, а её изнасиловали и отрезали язык. Но как тогда она рассказала свою историю? Будем считать, на языке жестов. Горлакон её обучил и отправил служить римлянам, как своего агента.

Вождь пиктов Горлакон рассказывает историю Этайн, как римляне убили её семью, изнасиловали её и отрезали ей язык. А потом он её обучил и отправил в римский лагерь, как шпиона.

Но генерал -старый вояка, его не проймёшь жалостливыми историями. Он лишь сплюнул под ноги Этайн, показывая своё отношения к ней. За это его немного порезали ножичком, но убивать не стали.

Оставшиеся в живых после набега пиктов легионеры собираются под предводительством главного героя и решают, что нужно идти к пиктам и освобождать генерала. Точнее Квинт Дий за всех решает, а легионеры и оставшийся в живых повар-араб соглашаются. Начиная с этого момента, как герой берёт на себя в очередной раз командование, он показывает себя бездарным командиром: большинство его инициатив ни к чему хорошему не привели и не оказалась успешными. Конечно, антигероем его назвать сложно, но он явно сел не в свои сани, когда начал командовать другими людьми. Да и в бою IX легиона с пиктами, он себя показал слабо – его просто сразу же сбили с лошади, он скатился в овраг и его придавило падающими сверху телами убитых легионеров. Словно щитом прикрыло от битвы.

Героя находят под завалом тел оставшиеся в живых легионеры. Наверное, тоже где-то схоронились, поняв, что битва проиграна.

Девятый Испанский легион победил в нескольких сражениях в Испании и на Балканах, за что и получил титул HISPANA and MACEDONICA. Однако использовался только титул HISPANA.

Численность IX легиона была около 5000 пехоты и 300 кавалеристов, но в кино, конено, показали гораздо меньше солдат. Честно говоря, сложно представить, чтобы такое войско могли уничтожить в одном бою на лесной дороге. Впрочем, режиссёр прямо говорит, что эта сцена его фантазия, как это могло случится. В фильме “Орёл Девятого легиона” более реалистично показан вариант гибели Испанского легиона: местные племена уничтожали его постепенно набегами из тумана и часть солдат просто дезертировали и смешались с местными жителями.

Вот, наверное, что сказала бы бесноватая Этайн мужику, если бы у неё был язык. Она достойна стать иконой современных молодых женщин. Мужик просто оцепенел от её одержимости. Что мне понравилось в главном герое, что тот хоть боролся до конца, не сдаваясь.

Вместо того, чтобы просто обрубить цепь топором, легионеры пытаются её погнуть.

Видя неумелые старания по своему освобождению и ещё узнав, что от IX легиона осталось всего несколько человек, генерал Вирил понимает – для него настал конец.

Генерал приказывает главному герою оставить его, видя, что все усилия справиться с помощью ножичка с цепью бесполезны. Он надеется, то хоть оставшимся солдатам удастся спастись, но его надежды оказываются тщетны.

Генерала в итоге освободить не удаётся, вместо того, чтобы взять топор и просто перерубить цепь, которая его держит, легионеры пытаются её погнуть и ковырять замок ножом. Приходится уйти несолоно хлебавши. Генерал велит центуриону отвести оставшихся в живых солдат домой, но если Квинт Дий с какой-то цепью справиться не смог, то это поручение для него и вовсе оказывается непосильным. Ни один из вверенных ему легионеров больше не ступит на территорию Римской империи.

Когда Горлакон пришёл убивать пленного генерала, тот воспринял это стоически, хотя заметно скис, потеряв надежду выбраться из этой переделки.

Драться с генералом вышла Этайн. Ему дали умереть с оружием в руках, а не прирезали, как свинью. Возможно, уважали, как врага. Всё-таки он не струсил и не молил о пощаде.

Генерал был ослаблен пытками, а так мог бы и выиграть бой. Ведь центурион Квинт Дий, который имел далеко не выдающиеся боевые навыки, после Этайн без особых проблем насадил на свой меч.

Волчица Этайн дико орёт, убив генерала, так что даже дрожь пробирает. Настоящая дьяволица. Очевидно, это момент оргазма для неё. Получив психологическую травму в детстве в следствии изнасилования, Этайн явно позже не имела никакой связи с мужчинами. Убийствами римлян она заменяет себе секс, показывая так свою доминантность.

После убийства генерала символ Римской империи и знак IX легиона, орла, сжигают на костре. Но мне кажется, вряд ли его можно было бы так сжечь, ведь он из железа сделан, а не из воска.

Во время налёта один из легионеров, Такс (тот самый, который получил удар в пах от Этайн, попытавшись с ней совокупиться на привале), убивает сына Горлакона, чем подписывает им всем смертный приговор. После убийства генерала, тут надо отдать пиктам должное – ему позволили умереть с мечом в руке, вождь пиктов отправляет в погоню за беглецами Этайн с отрядом воинов, прося принести ему головы римлян. В этот момент начинается основная часть фильма.

“Этайн, ты средоточение моего гнева. Отправь их тела на встречу богам, а головы принеси мне”.

Фактически весь фильм – это беготня. Сначала бежим в одну сторону, затем бежим в обратную. Это напоминило мне сюжет фильма “Безумный Макс 4”. Продюсер Роберт Джонс описывает картину как фильм-преследование героя в стиле «Апокалипсиса». Режиссёр Нил Маршалл с этим согласен. Более того, он считает фильм данью уважения классическим вестернам Джона Форда, где римляне заменили солдат-кавалеристов, а пикты – индейцев-апачей.

Первые два дня съемок прошли на пике рядом с городом Инвернесс в Шотландии. Команде потребовалась помощь специально адаптированных снегоходов норвежской армии, чтобы добраться до снежной вершины.

Температура упала до -18. Актеров в римских доспехах попросили бежать по колено в снегу по глубокому снегу до вершины горы, почти на километр, а потом сбиваться в кучу, чтобы хоть как-то согреться. Так что они испытали все тяготы римских военных походов на своей шкуре.

Мне понравилась мысль, которую высказал старый легионер в другом фильме про потерянный IX легион “Железный орёл Девятого легиона”, мол, мы сами виноваты, зачем мы в эти края пришли, тут даже взять особенно нечего, но нам всё было мало. Так происходит часто, империя стремится подчинить как можно больше земель для своего царя Гороха или Сената. При этом рядовые участники империи думают, что играя за неё следуют своим интересам, хотя часто их просто используют, как и показано в фильме, когда из героя всё выжили, а потом он стал не нужен.

Если и получают выгоду, то только элитарии, а простые люди для империи – расходный материал, винтики-энтузиасты. А потом рано или поздно империя разрушается, как у Александра Македонского. Завоевал земель много, а потом всё его государство рассыпалось, как карточный домик. Римскую империю в итоге постигла та же участь. Что такое сейчас Италия? – Одна из стран PIGS, живущая на дотациях ЕС.

Если говорить о пользе империи для граждан, можно отметить прекращение междоусобных войн, которые постоянно ведут друг с другом соседние народы. В данном случае если кто-то голос подымает, его сразу бьют по голове. В Греции полисы постоянно вели между собой войны, пока их Александр Македонский не объяединил в одну страну. На Руси была постоянная междоусобица местных князьков, пока Иван III это не прекратил. Отсюда известная поговорка про хорошего царя и плохих бояр. В Китае та же самая история была с объединением множества государств.

После неудачного освобождения генерала, главный герой повёл свой отряд из 6 легионеров на север через горы, чтобы обмануть погоню, как он уже делал в начале фильма, когда бежал от Горлакона. Но по их следу идёт остервеневшая девушка-следопыт, которую играет Куриленко. Знающие люди говорят, что её душа подобна пустому сосуду, который может наполнить только кровь римлян, а в жилах течёт кровь волчицы. Образ у неё, особенно после того, как она сделали себе боевой макияж – откровенно демонический.

У Этайн на шее наколота татуировка со своим тотемом – волчицей. С таким выражением лица, взглядом и размазанной чёрной подводкой под глазами, действительно волчицу напоминает. Однако бровки аккуратно выщипаны.

На этом кадре татуировку получше видно, но взгляд не такой волчий.

Первым сошел с дистанции повар-араб, сломав ногу. Это было предсказуемо, он же не солдат, слабое звено, хотя тесак бросал хорошо. В итоге его пикты застрелили из лука, чтобы не мучился.

Взгляд волчицы. Вот так современные женщины смотрят теперь на мужчин, как хищник на зайцев.

Второй пал кудрявый молодой грек Леонид, который простудился после прыжка в водопад и его добила Куриленко ночью на привале, отрезав ему голову. Он уже в горах стал сдавать и, честно говоря, вообще непонятно, что такой совсем юный изнеженный юноша делал в армии. Такое ощущение, что его только что от мамы на срочную службу забрали в легион.

После гор начинается локация лес. Места красивые, можно было бы компьюерную игры сделать по фильму.

Что любопытно, другого подстреленного из лука в ногу легионера Бота пикты трогать не стали. Усатый ужик, сохранивший когда-то жизнь главному герою, просто столкнул его в овраг со словами: “Пусть истекает кровью”. А ведь Горлакон приказал принести ему головы римлян. В итоге после раненого Бота товарищи по легиону подобрали и повели дальше.

Всё, что надо знать о современном кино.

В горах легионер-негр показал себя не с лучшей стороны, предлагая убить ослабшего грека Леонида, чтобы он не мешал им двигаться дальше. В итоге после самим негром пожертвовали – не рой яму другому.

Третьего легионера-негра, марафонца Макра, бросил на съедение волкам Такс, играющий в фильме роль скользкого плохища, готового ударить в спину ножом товарища, если это будет ему выгодно. Он порезал негру ногу, когда эти двое отделились от основной группы и бежали по равнине от волков.

Своя шкура – ближе к телу, оставив негра Макра с подрезанной ногой волкам на обед, Такс убегает.

Мне кажется, учитывая наличие у этих двоих легионеров мечей, они вполне могли отбиться от четырёх преследовавших их волков. Вот если бы они безоружными были – другое дело. Но, возможно, негр просто надоел Таксу в качестве компании. Почувствовав, что этот марафонец его уже загнал, и не факт, что не бросит его сам, он решил действовать на опережение.

Волки решили сожрать единственного негра в фильме! Безусловно, дискриминация.

Между тем главный герой с двумя оставшимися с ним легионерами, включая раненого в ногу, приходит к дому колдуньи Арианы, которую прогнали пикты за колдовство, поставив на лице метку в виде длиного шрама на щеке. Этот шрам у неё за 15 минут экранного времени, т.е. пару дней, пока у неё были герои, менялся от более плоского и белого, явно нанесённого давно, до выпуклого пунцового, совсем свежего. Поэтому из-за такой работы гримеров фильма нельзя точно определить, давно её изгнали или нет.

Имоджен Путс готовится к съёмкам в роли отвергнутой родным племенем колдуньи.

Я, кстати, думал актрисе Имоджен Путс, которая играла колдунью, около 30 лет было на момент съёмок фильма, оказалось только 20, но выглядит явно старше своих лет.

Непонятно, кто колдунье дом построил в лесу – явно не она сама. Но, может, она просто нашла его заброшенным, типа домика лесничего.

Домик колдуньи.

Было бы забавно, если бы они туда зашли, а там сидят Этайн и другие пикты и усатый мужик легионерам говорит: “Вот мы и встретились”.

Как только ведьма увидела главного героя, столкнувшись с ним у домика, то сразу положила на него глаз. С родными пиктами ей ничего не светит после изгнания, поэтому переключилась на римлян.

Девушка грустит в одиночестве, а тут появляется молодой мужчина. Учитывая, что она знает язык римлян, явно имела с ними неоднократно дело, возможно, и рождена была от легионера за что и подверглась репрессии, как неблагонадёжный элемент.

Сейчас ведьм представляют несчастными жертвами мрачных веков, но на деле наверняка было не мало тех, кого карали за дело. А сейчас их выжившие потомки на митинги новых левых ходят под лозунгами: “Мы правнучки ведьм, которых вы не смогли сжечь”.

Один из легионеров по имени Кирпич сначала не обратил на себя моё внимание, я следил за другими персонажами, но ближе к концу, когда ряды героев существенно поредели, я присмотрелся к нему и думаю: “Ба, да это же Жан Рено!” Тем более среди стран, работавших над фильмом была указана Франция. И я всерьёз так думал, считая, что Жан просто сильно постарел, поэтому немного изменился и только когда стал смотреть актёрский состав обнаружил, что это не он.

Вот для сравнения, как выглядит постаревший Жан Рено. Здесь ещё они не так похожи с Кирпичом на приведённых фото, на некоторых кадрах сходство гораздо большее.

Колдунья лечит рану легионера и кормит гостей. Режиссёр опять показывает справление малой нужды – на этот раз это делает главный герой прямо в реку. Напомню, в первый раз показывали как легионер пускает жёлтую струйку со стены крепости, а второй раз Горлакон отлил в кадку с водой, в которой макали головой героя. У режиссёра какой-то пунктик по поводу ссущих мужиков. Ну, один раз показал, ладно, но зачем тему мочи делать лейтмотивом фильма.

Выходит с утреца Квинт Дий отлить и делает это прямо в реку. Наверное, чтобы по запаху мочи их не могла следопытша Этайн учуять. Но она всё равно скоро пришла на запах по реке. Как я уже писал, тема с мочеиспусканием очень важна для режиссёра, иначе трижды бы она не повторялась в фильме.

А тут колдунья рыбу на завтрак ловит. Поворачивается и видит его хозяйство. Судя по весёлому комментарию с её стороны, с размером у героя всё в порядке. Сначала, думаю, он её привлёк своей вежливостью, всё-таки одиноко живущую девушку одичалому солдату проще взять силой без всяких церемоний, а потом затрещинами заставить готовить обед. Но к ней  Квинт Дий очень уважительно отнёсся, в этом плане оказался не дураком – когда погоня в затылок дышит, нужно вербовать союзников. А в этом моменте колдунья увидела, что и в штанах у него всё в порядке, не инвалид войны, мужик что надо. Именно это в итоге симулировало её помочь римлянам, даже рискуя своей жизнью.

Не успел Квинт Дий отлить, как замечает, что их застигла погоня. Демоническая волчица Куриленко уже тут как тут. Он забегает с колдуньей в её дом и там она велит спрятаться легионерам под полом. Войдя внутрь, опытная следопытша Этайн их там не замечает, не смотря на огромные щели в полу. Точнее она уже готова была начать изучать пол, как колдунья по типу главного героя, когда над ним занесли топор, пошла в психическую атаку, ошарашив вопросом: “В чём дело Этайн, что язык проглотила?”

Судя по тому, как Этайн рванула в домик к колдуньи, она ей не доверяет. Наверняка её выгнали из племени за симпатию к легионерам под предлогом колдовства. Но Ариана впервые за долгое время встретив вежливого молодого мужчины, отдавать его этим сельским гопниам не собирается.

Как только Этайн появилась у дома колдуньи, та начала на неё психологическую атаку, чтобы воздействовать на эмоции и лишить возможности трезво мыслить. Сначала просила не провонять её дом, когда Этайн направилась его осмотреть (какой испепеляющий взгляд у волчицы в ответ), потом спросила у немой, не проглотила ли она язык. Сложилось впечатление, что они давно знакомы и в первоначальный сценарий, что они сводные сёстры, такая их встреча вполне вписывается.

В итоге у опытной следопытши от такого троллинга отключилась способность трезво мыслить и она не заметила троих легионеров, сидящих под полом, хотя щели между досками были большие.

Герои в этот момент были буквально на волосок от гибели. И это ещё раз доказывает нулевой талант командира у Квинта Дия. Их могли бы даже спящими застать преследователи. Зная, что их ищут, он расслабился и не поставил караульного, чтобы он следил за окрестностями, не подготовился к этой встрече. Можно было расставить ловушки, сделать копья и лук со стрелами из подручных средств, подготовить засаду.

Тут у героини Куриленко знатно бомбануло, конечно, ведь у неё же нет языка. Она выволокла колдунью из дома, чтобы казнить. Но её остановил усатый дядька, мол, её смерть проклятием ляжет на их народ. Почему он так решил, не знаю. Но он вообще какой-то слишком милосердный для дикаря. Он главного героя не стал убивать, сказав, что пригодится, потом оставил истекать кровью, не добив, раненого Бота ночью в лесу, а тут за колдунью заступился. Наверное, как и с Квинтом Дием решил – может пригодиться. Возможно, он к ней наведывался периодически или хорошо знал её раньше до изгнания.

На вопрос героя, зачем колдунья им помогает, она заявила, что помогает тем мужчинам, которых сама выбирает. После того, как Горлакон обвинил её в колдовстве и поставил на её лице метку изгнанной, он обрёк её коротать остаток дней в одиночестве.

Скорее всего, колдовство стало лишь предлогом для изгнания Арианы из племени пиктов. Горлакон больше похож на военного стратега, чем на на охотника на ведьм. Ариана могла прийти вместе с Этайн к нему (по первоначальному сценарию они были сёстрами). Когда римляне до этого пришли в их родную деревню и убили их родителей, один из легионеров мог защитить колдунью от изнасилования. Поэтому она решила, что не все они плохие и сочувствовала им, когда Горлакон пытал пленных у камня в своём селении. Может быть кому-то из легионеров она даже помогла бежать. За это её изгнали, поставив метку.

Таким образом из пиктов получить мужчину колдунье уже не светит, она для них как прокажённая. Поэтому она обратила своё внимание на римлян, даже язык их выучила. Но главному герою не до отношений и романтики – лишь бы выжить!  От такого стресса, у него, наверное, даже не запускается двигатель в штанах.

Колдунья умеет напугать. Только пришёл гарный хлопчик и уже сбежать хочет.

Когда он уходил, колдунья прямо плакала – опять без секаса осталась. Она себя самотыком уже ни один год, наверное, удовлетворяет. Печально, конечно, настоящая драма.

Колдунья Ариана плачет, оставшись снова одна.

Пришёл герой с двумя товарищами в деревянный форт, а там никого нет и табличка на стене – ушли строить Андрианов вал, который отделил Шотландию от других, более южных, британских завоеваний римлян. Зато колчан со стрелами и копья оставили после себя.

Два дня шли зря, питая себя ложными иллюзиями. Гарнизон ушёл.

Тут их снова настигает Этайн со своим отрядом, не дав предаться рефлексии, что они зря сражались, раз римские войска в итоге из Шотландии вывели. Герой заявляет, что устал бояться и бегать. А куда он может бежать от преследователей на лошадях, которые их заметили и совсем рядом?

Агрикола отступил. Император Адриан приказал воздвигнуть линию укреплений южнее и отдать земли, за которые они дрались.

Происходит сражение, в результате которого три легионера, из которых один ранен, побеждают семерых пиктов и главный герой навсегда успокаивает волчицу Куриленко. Заговоренный трезубец, пока Этайн наблюдала за ходом боя, у неё куда-то исчез, а в битве на мечах она оказалась не столь сильной.

Чтобы не строить новые декорации, создатели фильма использовали ту же самую крепость, что была показана в начале, только назвали её по другому. Получается, главный герой бегал-бегал, а в итоге пришёл туда же, где начинал свою историю.  Кирпич в итоге быстро утихомирил эмансипированную блондинку.

Ответ не заставил себя долго ждать. В общем-то тут вся суть современных “сильных и независимых” женщин и феминизма. Сначала они нападают на мужчин, а потом, получив ответ, зовут на помощь своих хозяев, других мужчин, кто оплачивает их деятельность. Ещё и ржёт тут.

Кирпич довольно оригинально прикончил воительницу, которая бросилась с ним в бой на равных. Он вынул торчащую у себя из спины стрелу и ударил ей прямо блондинке в глаз. Надо было этой воительнице как раньше пускать стрелы из далека, но она, слишком поверив в себя, начала бой на мечах, думая раз подло ранила мужчину в спину стрелой, теперь сможет добить.

Выглядит этот дядька, конечно, страшным – настоящий дикарь с огромной секирой в руках. Однако в душе он не так свиреп. Он сохранил жизнь главному герою, когда было нападение на крепость в начале фильма, потом дал шанс выжить Боту, во время набега на лагерь оставшихся легионеров, когда вместо того, чтобы отрезать ему голову, как велел Горлакон, столкнул его в овраг со словами: “Пусть истекает кровью!” И, наконец, в последний момент он спас колдунью, когда Этайн приставила к её горлу нож и готова была пустить ей кровь. Да и в этом сражении он так никого и не убил.

Все эти погони и убийства римлян по сути для Этайн были сублимацией, т.е. трансформация энергии либидо в жажду бесконечной мести. Секс в её жизни явно отсутствовал. Было бы интересно, если бы вместо её убийства, герой вставил ей свой болт и у неё после этого мозги встали на место. “Занимайтесь любовью, а не войной”, как там у хиппи был лозунг.

В другой реальности Квинт Дий вместо того, чтобы убивать бесноватую Этайн, сексуально её удовлетворил и та поняла, что ей это нравится больше, чем убивать. Они вернулись в домик к колдунье Ариане и стали жить втроём гаремом, послав подальше Агриколу с Римом, и Горлакона с пиктами.

Правда, в сражении один легионер оказывается убит, но всё равно результат неплох. Потери – 1 к 7. Погибшим легионером в этот раз оказался довольно харизматичный Кирпич, которого, как я думал, играл Жан Рено, раз в создании фильма принимала участие Франция, но оказалось это неизвестный мне Лиам Каннингем. Они похожи внешне.

Может показаться странным, что Этайн наблюдала за битвой, стоя в стороне, хотя раньше в первых рядах бежала разбираться с героями. Возможно, у неё не было просто опыта взятия фортов, поэтому решила не рисковать. Также по первоначальному сценарию создатели фильма замышляли Этайн, воплощение возмездия для римлян, как сводную сестру колдуньи Арианы. Концовка фильма также отличалась: после битвы в форте Квинт Дий заставил Этайн отступить, после чего сам направился к Ариане. В конце они с Арианой должны были сражаться с Этайн, и Арианна убивала её.

Интересная концепция: одна сестра выбрала войну и смерть, другая – любовь, одна убивает, другая – лечит. В таком случае в плане сценария понятно, почему Этайн стояла в сторонке во время битвы – дальше она бы просто свернула назад в лес, увидев, что все её помощники убиты, а потом бы напала на оставшихся легионеров уже там, в своей родной стихии.

Как бы всё выглядело, согласно первоначальному сценарию, сложно сказать, но в нынешнем варианте фильма возникают вопросы к сценарию. Сначала отряд легионеров бегал от отряда из 10 преследователей-пиктов, хотя могли вступить в схватку с ними, находясь, например, на холме. Но вместо этого, рискуя жизнью, прыгнули в водопад. Затем втроём всех победили, хотя один был, как пол воина, т.к. ранен в ногу. А ведь это профессиональные солдаты, легионеры, против пусть и охотников, но всё же не воинов.

Но в случае битвы в заброшенной крепости в конце, у них хоть стрелы с копьями были и укрепление им какую-то фору давало, а ночью после прыжка в водопад, Климт Дий пошёл с Кирпичом в лагерь Этайн вдвоём, “чтобы уравнять шансы”. Вдвоём против десяти, среди которых опытный следопыт. Если бы Этайн не ушла в это время на охоту в лагерь легионеров с большинством пиктов, в живых эти двое вряд ли бы остались.

Казалось бы логика покинула чат. Но на самом деле объяснить подобное всё же можно, у отряда был никудышный командир. Если бы Квинт Дий был опытным воякой, он бы устроил ловушки преследователям. У них не было лука со стрелами, но зато можно было сделать копья из веток. У Рэмбо надо было ему поучиться, как делать ловушки в лесу. В первой части он всех преследовавших его полицейских на колья насадил.

Вместо того, чтобы убегать, безуспешно пытаясь заметать следы, видя, что погоня не отстаёт, надо было, наоборот, побольше оставлять следов, чтобы привести отряд преследователей в засаду и перебить или можно было убивать пиктов по одному по ночам, прячась в густой листве леса. А легионеры просто бежали, как зайцы от волчицы, напуганные до смерти.

Что же касается победы в форте – просто повезло. Там оказались стрелы и копья, которыми они уже на подступах несколько пиктов убили. Кроме этого Этайн, в отличии от Горлакона оказалась плохим стратегом. Как и главный герой, она – солдат, но не командир. Вместо того, чтобы дождаться вечера, она бросила отряд в лобовую атаку в ясный солнечный день, очевидно, посчитав, что с тремя солдатами они точно справятся. В итоге дрались пикты с легионерами в конце практически 1 на 1, потеряв численное преимущество. Это можно ещё объяснить тем, что стихия этих охотников – лес, вот на открытом пространстве днём они и напали на крепость абсолютно неумело.

Так что когда мы говорим про логику, не стоит сбрасывать со счетов и мышление персонажей. К примеру, есть фильм “Тупой и ещё тупее”. Оставшись без денег, там герои пешком возвращаются домой. По пути перед ними останавливается автобус полный девушек в бикини. Пышногрудые красотки ищут двух парней, которые смогли бы в течение двух месяцев кататься с ними по стране и перед конкурсами красоты натирать маслом их тела. Друзья отправляют девушек на поиск парней в соседний город, и, когда те уезжают, между собой думают, что когда-нибудь и им улыбнётся удача. Для рядового зрителя это не логично, а для героев вполне нормально.

Так и тут, многим кажется, что персонажи должны действовать  осмысленно, но на деле в жизни всё далеко не так. Командир-самодур запросто может положить всё подразделение в бессмысленной атаке, особенно если это какой-нибудь паркетный генерал. Главный герой явно не приспособлен, чтобы быть командиром, однако сам демонстриурет удивительную удачливость. Смерть косит вокруг него людей толпами, а ему хоть бы что.

После выяснения судьбы негра, главный герой предаётся рефлексии, раз Рим отступил, выходит дело, они бились зря. Такс же озвучивает свою позицию просто: “Рим всё-таки отказался от этой дерьмовой страны, да? Наплевать, мне не жалко”. Несмотря на то, что это анигерой, он играет за себя, другие же два персонажа у костра – марионетки системы. Чуть позже будет показано, что бывает с этим расходным материалом, когда он становистя уже не нужен.

По пути к Стене Адриана, где теперь начиналась Римская империя, оставшихся двое легионеров встречают Такса, которому тоже удалось выжить. Уже перед самой стеной между центурионом и сидящим сзади него Таксом начинается выяснение отношений. Прямолинейный Квинт Дий заявляет, что много славных воинов погибло из-за того, что Такс убил сына вождя и обещает, что он ответит за это.

Во-первых, что он такого сделал – убил сына врага. Горлакон его уже начал учить резать людей. А, во-вторых, много славных воинов – это 3 человека, включая повара! Негра мы в это количество не включаем, т.к. о его судьбе Квинт Дий ничего не знает. Причём погибли эти люди от Этайн и бездарного командования самого центуриона, который сначала отправил отряд спасать генерала, не способный сам даже снять цепи с него, ковыряя их ножичком, а потом не мог увести их от погони. Если бы не колдунья, положившая на него глаз, их бы всех убили намного раньше.

Относительно же убийства генерала после убийства сына Горлакона, так он в любом случае был обречён. Вряд ли бы его отпустили, раз уже начали резать. А за легионерами, которые не смогли спасти генерала, скорее всего, в любом случае послали бы погоню, т.к. они узнали, где находится лагерь Горлакона и могли туда привести римскую армию, как проводники.

Можно было бы, конечно, взять мальчишку в заложники, чтобы обменять на генерала, но Такс не знал, что Климт Дий такой рукожоп и не сможет справиться с задачей. Он в свою очередь даже шлем генерала добыл.

Во-вторых, зачем устраивать разборку прямо у стены Адриана. Если Квинт Дий хотел разобраться с Таксом, надо было делать это в лесу. Да и что он бы ему сделал, убил одного из последних легионеров за то, что тот убил сына врага? Выглядит бредово. А если бы Такс убил легионера на виду у стражи, то пошёл бы под суд, ведь Бот тоже знал обо всём и тут же бы его сдал. Сцена дурацкая.

При этом свою гневную обличающую речь центурион говорит, посадив Такса сзади себе на лошадь, когда тот приставил к его боку меч. Уровень интеллекта Квинта Дия в плане осмысления происходящего вокруг становится абсолютно ясен в этой сцене. Странное, вообще, ощущение от героя, с одной стороны он озвучивает закадровым голосом довольно умные вещи, а с другой ведёт себя порой откровенно глупо.

Главный герой решил сдеовать принциу бессметного шотландского горца – Коннора Маклауда. Убийство трикстера фильма – Такса выглядит надуманным в конце. Ну, что ему мог сделать Климт Дий? Доложить руководству, что один пикт перед смертью сказал, что кто-то из легионеров убил сына Горлакона. И где доказательства? Это просто слова. Да и за убийтсво сына врага, наоборот, ещё похвалить должны, Горлакон не сможет вырастить себе смену. Если же он сам собирался разобраться с Таксом, то почему не сделал это ещё в лесу?

Сцена с убийством Такса в ходе борьбы с ним главного героя, абсолютно нелепа и вписана в сюжет – лишь бы только ни один из легионеров не дошёл до цели. Хотя можно его гибель было обыграть просто где-то в лесу. Сначала бросил негра на съедение волкам, а потом его самого волки окружают, например.

Или ещё вариант, они доходят вместе до лагеря римлян и римское руководство решает убить их, как свидетелей своего грандиозного поражения, например, отравить. Такс первым выпил бы отравленное вино и окочурился, а главный герой остался бы жив, не успев пригубить из кубка. Это было бы символично, т.к. Такс всё время хитрил, а тут его самого перехитрили.

Главный герой в фильме только и делал, чо показывал свою некомпетенсноть: не смог организовать оборону крепости, занимая должность центуриона, не смог освободить генерала, не смог увести свой отряд от погони, не смог выполнить последние поручение генерала – привести легионеров домой. Фейл за фейлом, он во всём потерпел неудачу. Полный неумеха. Но при этом ему сказочно везло, как Ивану-дураку в сказке.

Последнего оставшегося легионера Бота убили стрелой часовые на стене, приняв за дикаря, когда он к ним скакал с радостным криком. Так что в итоге из всего IX легиона дошёл до цели только центурион, хотя он в этом легионе и не служил никогда, так что весь легион можно считать потерянным.

Если сам наместник Гней Юлий Агрикола ещё колебался что делать с солдатиком, то после такого женского замечания, согласился, нет центуриона – нет и проблем.

Римское руководство в Британии решает похоронить тайну IX легиона. Мало ли куда он мог деться. Остаётся только избавиться от живого свидетельства позорного поражения Рима.

Римский наместник Агрикола, конечно, такой новости не обрадовался. Женщина посоветовала ему избавиться от центуриона и забыть бесславный провал шотландской кампании, сделав вид, что никакого девятого легиона вообще не было. Всё присутствующее на совещании римское руководство с ней согласилось.

Герой в гостях у Агриголы даже на себя не похож, реально как будто другой человек – совершенно иное выражение лица. Когда он сидит и ест, он как будто знает, что его сейчас будут пытаться убить.

Квинт Дий как будто чувствовал, что его будут убивать, чтобы похоронить правду о случившимся вместе с ним. Может, стоящие сзади него солдаты навели его на эту мысль.

Сцена попытки убийства героя выглядит странной. Когда женщина угощала его вином, на него нападают сзади два воина, которых он убивает, отвесив женщине на прощанье оплеху и пафосно заявив что идёт туда, где он свой. Какой смысл был на него так нападать? Можно было отравить ему вино, наверняка, наместник имел при себе яды. Можно было его напоить и убить пьяным во сне.

Квинт Дий хорошенько дал леща коварной женщине из римского руководства, после попытки его убийства. Все три предательницы в фильме имеют свои мотивы для этого: эта интриганка из мира власти, героиня Куриленко – мстящая за своё страшное детство демоница, а колдунья Ариана – одинокая, отвергнутая своим народом женщина, которая мечтает о мужчине.

Наивный какой-то вопрос, как будто Квинт Дий расскажет, где он схоронится после того, как его хотели убить, чтобы можно было добить. Вообще, интересно, конечно, служил солдатик, сколько раз был на волосок от смерти, один выжил из целого легиона, а ему и говорят: “Оставлять тебе жить слишком опасно”. Мол, перестал быть полезен. Конечно, это кино, но так часто и бывает – выжала всё из тебя система, а точнее её хозяева, и больше ты не нужен.

Вообще, непонятно, как герой почувствовал, что его сейчас убьют, на спине же глаз нет. Я пересматривал этот момент несколько раз, просто центурион вдруг оборачивается и видит, что его приготовились убивать. Звериное чутьё или у него такой крутой ангел-хранитель, что постоянно от него отводил смерть и тут похлопал его по лечу, сказав на ушко: “Оглянись”? Можно было бы обыграть сцену, что он заметил отражение подходящих сзади убийц в бронзовом кубке.

В итоге Квинт Дий приехал в полудохлом состоянии назад к колдунье, та, сидит у речки, грустит, мужика нет. А тут он на коне и прямо свалился на землю – его ранили в ногу во время попытки убийства. Непонятно, как вообще его выпустили часовые обратно за стену, в армии же строгая диcциплина. Это не показано было.

В этом фильме герой проходит путь от рефлексирующей марионетки системы, запрограммированного пропагандой винтика-энтузиаста, до выхода из неё и освобождения. Процесс был для него болезненным, но он больше не раб системы.

Вообще, интересная история любви показана в фильме. Во-первых, тем что её явных проявлений практически нет, не считая финального поцелуя, одни только намёки и полунамёки, герои держат всё в себе. И у каждого своя мотивация. И, во-вторых, как-то всё это интересно выглядит в плане ситуации и героев, у каждого из которых своя история. Не то что знакомства в каких-то социальных сетях или Тиндере, когда люди выбирают друг друга по каким-то фоткам, потом следует дежурные свидания, взаимная оценка, кафешки, киношки и прочая галиматья, от которой от скуки зубы сводит. От такой скуки пара начинает играть в Санта-Барбару, женщина из себя что-то строит, мужчина типа её завоёвывает – как же это убого и по-мещански. А тут прямо что-то такое настоящее.

Дело даже не в том, что какие-то тут приключения, погони, просто сами персонажи интересные. А многие так и не дорастают до того, чтобы стать интересными людьми, проживая жалкую бесцветную жизнь, полную ежедневных забот. Оглянулся назад, а жизнь прошла. А что в ней было? Просиживание в социальных сетях и постинг дежурных фоток из кафешки и из отпуска в Инстаграме, работа в каком-нибудь офисе с 9 до 6 “на дядю”… Для многих это и есть жизнь, но находятся люди другого плана, которые показывают, что есть нечто гораздо большее и удивительное.

Хотя тут кино не про какого-то знаменитого мореплавателя, учёного или писателя, но всё равно что-то ощущается в персонажах, какая-то магия, которая приподнимает их над бренным миром человеческого бытия, делая героями совершенного иного мира. Не чёрно-белого или пластикового, а насыщенного красками, эмоциями, настоящей жизнью. Это не прозябание в каждодневной рутине в состоянии анабиоза.

На фоне окружающего хаоса эти двое создают свой мир, свой микрокосмос. Мне вообще понравилась идея фильма, сделать главными героями в итоге тех, кто везде чужие. Я думаю, этот эффект, ощущение себя везде чужим – не мало людей на себе испытали. Одну систему меняешь на другую и всё не то.

Увидев, что мужчина тормозит, колдунья уже не выдержала и взяла дело в свои руки, проявив инициативу.

В общем, лежит герой на земле, колдунья его целует (не хочешь целоваться, сухарь, сама уже буду – невтерпёж), снег падает и он опять говорит: “Это ни начало, ни конец моей истории”. Захотелось воскликнуть: “Браток, ты чего, тебя переклинило, что ли?! Уже титры идут, а ты всё говоришь – это не конец!” Хотя, может, продолжение планировали, но после провала в прокате, решили, что лучше не стоит.

Во втором фильме было бы интересно, если бы Квинт Дий уже от отряда римлян, посланным Агриколой его убить, бегал и в итоге пришёл к Горлакону – мол, спаси от Рима, я своими руками покарал убийцу твоего сына. Они бы начали вместе сражаться с римскими солдатами. Горлакон в итоге погиб бы и Квинт Дий стал бы вождём пиктов. А Уильям Уоллес в “Храбром сердце” был бы его потомком. Необычный был бы тогда поворот сюжета.

Но концовка вышла у кино в любом случае интересная, пару создали люди, каждый из которых был изгнан из своего мира, из своей системы. Хотя вообще непонятно, как они будут жить. Для римлян Квинт Дий – дезертир, а для Горлакона – смертельный враг и фактически он заперт на севере Великобритании, откуда никуда не уйдешь – придётся всю жизнь прятаться под полом у колдуньи.

Какие плюсы фильма “Центурион”:

1) Красивые и атмосферные пейзажи: сумрачный лес, снежные горы, небольшие реки. Съёмки проходили в Шотландии (Баденохе, Срафспи и поместье Glenfeshie Estate в Кэйнгромс) и Англии (Лондоне, на старейшей киностудии Великобритании Ealing Studios и в окрестностях Суррея, таких как лес Элис-Холт). Но, к сожалению, картинка грубовато подкрашена на компьютере, часто сильно уведена в голубой цвет. Колорирование мне не очень понравилось.

2) Персонажи довольно яркие, в том числе размаленованная демоническая волчица Куриленко. Для фильма-комикса в целом нормально. Можно было даже фигурки выпустить коллекционные: Климт Дий, колдунья Ариана, Этайн, Горлакон и др. Фильму не хватило ресурсов стать великим или хотя бы просто культовым, но свою интересную Вселенную, он создал.

Какие минусы:

1) Я не знаю, можно ли назвать это минусом, но на серьёзный, даже не исторический, а просто серьёзный фильм кино, конечно, не тянет. Игра актёров на уровне комикса, но не более. Такого, чтобы я сопереживал, проникся фильмом, у меня не было во время просмотра. Но стоит отметить, что несмотря на условную историчность, фильм всё-таки обошёлся без магических фаерболлов, летающих китайцев из Шаолиня и говорящих драконов. Т.е. какая-то реалистичность всё же присутствует. Климт Дий в одной из сцен говорит про Этайн, никакая это не магия, что она их всё время находит, просто она хороший следопыт. Даже колдунья показана обычной знахаркой.

2) Посредственно поставленные сцены боев. Часто толком не видно, что происходит, нет обзора, камера как бы внутри битвы, выхватывает в кадр куски тел дерущихся. Брызги бутафорской (компьютерной?) крови летят на весь экран и выглядят дёшево.

3) Недоработанный сценарий, нелогичное поведение героев, хотя некоторые логические проколы я всё-таки как-то смог объяснить. Но всё равно хотелось бы большей слаженности сюжета.

Каково послевкусие? Должен признать, что кое-что от фильма всё-таки осталось во мне после просмотра – это яркие образы. Повествование не захватывает, сюжет спотыкается, но какие-то сцены и герои запоминаются.

В 00-е было снято много фильмов, пытавшихся возродить жанр пеплум, обращаясь к древней истории: “Троя”, “Король Артур”, “Царство небесное”, “Александр”, “Гладиатор”, “300 спартанцев”. Что-то я посмотрел полностью, что-то местами и но как-то никакой из этих фильмов не запал в душу. Да и старые фильмы на историческую тематику, хоть и сделаны более качественно, но тоже не вызвали у меня желание их пересматривать и восторгаться. Как не странно, но даже фэнтазийный “Конан-варвар” со Шварценеггером на меня больше эмоционального впечатления произвёл.

Я долго думал над этим эффектов и пришёл к выводу, что проблема исторических фильмов в ощущении фальши. К примеру, сейчас снимают сериалы и фильмы про советский период, но выглядят они фальшивыми. Вроде бы одеты актёры также, декорации подбирают – но нет ощущение реалистичности. Достаточно включить советский фильм, чтобы увидеть отличие. Другие лица, другая атмосфера.

Поэтому когда ты смотришь исторический фильм, ты видишь обычно современых актёров в псевдоисторических декорациях. К примеру, “Спартак” Стенли Кубрика, как фильм без вопросов хорошо поставлен, но смотря на Кирка Дугласа – я как-то не верю, что это Спартак, я вижу Кирка Дугласа, одетого в исторический костюм. То же касается и Рассела Кроу в роли гладиатора. Это всё театральщина. Вот у того же Балабанова “Брат” – как будто документальное видео включил, снятое в 90-х – полное погружение.

Театральная, гротескная игра она хороша в комедии, фэнтази, боевиках, но не в историческом фильме. Как только подобное видишь в фильме про какой-то исторический сюжет – всё, это уже камерный спектакль с нарисованными на картоне ёлочками на заднем фоне, а не путешествие на машине времени. К тому же все эти исторические фильмы часто далеки от историчности с кучей киноляпов, когда сценаристы в угоду зрелищности придумывают сюжет “по мотивам”. Поэтому смотришь и не веришь.

В то время как фэнтази на реальность не претендует – это изначально выдуманный параллельный мир и тут ты уже больше смотришь на воплощение замысла. “Центурион”, я бы сказал, на стыке жанров. Это фильм с развивающимся сюжетом в условных исторических декорациях.

Там где идёт историческая часть – выглядит не лучше других кино-поделок на тему, ощущение реальности того времени у меня нет. Но зато где начинается фантазия режиссёра и мы видим погоню, демоническую размалёваную Куриленко, скучающую в одиночестве без мужчины колдунью – фильм выглядит не сказать что прямо отличным, но заставляет возвращаться в мыслях к увиденному, фантазировать.

Какую оценку я бы поставил в итоге… Фильм не пустышка, что-то в нём есть, какая-то своя Вселенная, атмосфера… Хотя самое качество фильма не выдающееся. Сценарий не без грехов, съёмки и монтаж. Так что двойственное отношение, вроде бы кинолента не так хороша, чтобы пересматривать и смаковать, а с другой стороны эти образы заснеженных гор, туманого леса, дикарей-пиктов остаются уже с тобой.

Отдельно хотелось бы сказать про найденные мной рецензии во время подготовки своего обзора фильма. Сложилось впечатление, деградировало не только кино, но и его зрители. Я обычно, подготавливая обзор фильма, стараюсь прочитать мнение и отзывы других людей, найти дополнительную информацию. Бывает, какие-то детали ты мог не заметить. В этот раз я стал искать также информацию. Начал с чтения рецензий на Кинопоиске. Это даже не рецензии, а просто какие-то отзывы от людей, которые во время просмотра кино ковырялись в своём телефоне, листая социальные сети и бегали на кухню за пивом.

Был такой ранее довольно известный в интернете кинографоман Эклер, демонстрирующий обычно свою полную некомпетентность по всем вопросам. Помню, его перл, где он жаловался на кота: “Барсик, что же ты мои яйца, т.е. руки своими когтями раздираешь, я же тебе ими на осетринку зарабатываю”. Он и сейчас есть, правда, забытый уже многими. Вот эти отзывы о кино на Кинопоиске – Эклер на минималках, как говорится, т.е. ещё хуже. Всё-таки в эпоху ЖЖ, 10 лет назад, попадались ещё качественные рецензии на фильмы, сейчас смотришь – шлак. Кинопоиск по уровню контента – это просто какое-то днище, если судить по тому, что я там видел. Может, там есть неплохие рецензии, но большинство отзывов из виденных мной, были весьма поверхностны.

Но когда я стал читать кинорецензии из прессы – с той стороны дна, как говорится, постучали. Оказалось есть ещё куда падать. Я читал и просто поражался, как можно писать такой бред, работая в журналистике – полное невладение предметом. Это словно сантехника послали делать обзор докладов на конференцию по ядерной энергетике. Платят за написание статей совершенно несведующим людям. У меня сложилось ощущение, что в журналистику последние лет 20 набирают в том числе умственно отсталых. Главное – уметь генерировать тексты на любые темы, пока ещё людей не заменили нейросети.

Я до сих пор помню рецензию в каком-то журнале в первой половине 00-х, где журналист вместо того, чтобы рассказывать о фильме, который он смотрел, посветил статью тому, как рядом с ним сидела девушка, он хотел с ней познакомиться, но потом её на входе встретил какой-то лысый мужик. Потому что сказать по фильму этому человеку на самом деле просто нечего, нет кругозора, нет идей, нет мыслей, нет знания предмета. Вот он и пытается выкрутиться, взявшись не за своё дело, чтобы хоть что-то написать.

Также и про музыку мне попадались статьи в журналах, когда человек писал какой-то бред и по сути ни слова об обозреваемой музыке. Такие журналисты, приехав из деревни, скорее всего, вылетели из института на первом или втором курсе и потом устроились в издания генерировать тексты по любому поводу без всякого знания предмета. Или так учат теперь…

Начав читать чужие материалы, я бросил это дело, не рецензии, а какой-то ментальный мусор. Такое ощущение, что их писали люди с мозгом размером с орешек. Особенно меня посмешило, как аппелируя к штампам в сценарии, рецензенты приводили в пример хороших фильмов абсолютно заклишированные современные голливудские киноподелки на историческую тему с кучей киноляпов. Смех, да и только.

Вообще, если ты не в теме, зачем браться писать об этом? Я даже когда какой-то фильм обозреваю его ни один раз посмотрю, прочитаю о нём всё, что найду, обдумаю. На работу уходят не то что часы, а дни, недели. А тут читаешь – человек по-быстренькому ментально испражнился и дальше побежал по своим делам – некогда.