Музыка

Как я учился играть на электрогитаре

01.09.2018

Лет 5 назад я захотел научиться играть на электрогитаре, что из этого вышло вы узнаете в этой статье. Также я дам некоторые советы для новичков, которые, возможно, помогут им в освоении данного музыкального инструмента.

Как выбрать электрогитару

Для того чтобы научиться играть на электрогитаре в первую очередь нужно её купить. Инструментов в продаже много поэтому я решил посоветоваться с опытными людьми на музыкальном форуме Musicforums. Но когда я там задал свои вопросы, произошло то, что обычно происходит на раскрученных форумах – появились персонажи, которые стали глумиться, пытаясь поднять свою самооценку за счёт другого человека. Их я окрестил гитарастами. С подобным я сталкивался раньше и на других площадках. У меня сложилось впечатление, что эти форумы привлекают совершенно особенный тип людей. Они сидят там каждый день, общаясь с друг другом ни о чём, а когда видят какого-то человека, который только начинает разбираться в предмете, с наслаждением набрасываются на него и начинают глумиться. Очевидно, таким образом они отыгрываются за свою личную несостоятельность. Есть хорошая поговорка: “Дай человеку власть и ты узнаешь кто он”. Такие индивидуумы, получив минимальное преимущество в знаниях, уже начинают из себя что-то строить.

За прошедшие время я приобрёл себе несколько хороших инструментов, успел поиграть на разных, далеко не дешёвых экземплярах, разобрался в том, как разные породы дерева влияют на звук гитары и прочих технических вещах. Но у меня как-то не возникает благодаря этому ощущения превосходства над окружающими, кто всего этого знает. Каким я был, таким я и остался, это никак не повлияло на меня и даже не представляю, как можно такой ерундой хвалиться и тем более строить из себя непонятно что.

Всё это мне напомнило гораздо более древнюю историю, когда я пытался разобраться с пленочными камерами и столкнулся на фото-форумах примерно с таким же. С тех пор каких только камер и объективов у меня не побывало в руках, в том числе и тех, которые те форумные завсегдатаи и в руках-то не держали… и что? Не ощущаю, что знание технических нюансов по тому или иному фотоаппарату меня как-то обогатило внутренне или подняло мой личный статус до небес. Впрочем, есть такие люди, которые хвалятся любой ерундой, пытаются себя всячески за счёт других возвысить на пустом месте. При этом обычно в реальной жизни они никто и нигде, как говорится.

Форумный гитараст в реальной жизни.

Многие слышали старую байку от советских отцов детишкам в 80-е: “Ты сначала на моей акустике научись играть, с которой я у костра когда-то песни горланил, а потом уже тебе электрогитару купим”. Акустическая гитара и электро – два разных инструмента и там применяются разные приёмы игры. С таким ж успехом можно учиться играть сначала на лютне или виолончели. Поэтому если вы хотите научиться играть на электрогитаре – покупайте сразу её.

Есть разные формы гитар и производители: китайские, корейские, мексиканские, японские, американские, европейские. Стандартным распространённым советом в сети, когда я выбирал интрумент, было покупать б/у японскую электрогитару по соотношение цены и качества. Но курс  доллара в те времена был невысок, поэтому я купил себе на eBay б/у американскую гитару. Вам же советую при выборе в первую очередь определиться с бюджетом. Благодаря этому параметру вы сможете уже обозначить тот круг инструментов, из которых будете выбирать. От цены зависит качество исполнения инструмента. На китайских гитарах в итоге люди обычно меняют абсолютно всё, кроме самой деревяшки и даже она бывает негодной.

На звук влияет порода дерева. Например, красное дерево даёт хороший перегруз и жирное звучание на чистом звуке, клён же более звонкий, “стеклянный” на чистом, на перегрузе – более сухой. Влияют на звук звукосниматели установленные в гитаре. Поэтому при выборе инструмента имеет смысл отталкиваться в первую очередь от музыкального стиля, который вам нравится. Для фанка лучше подойдет одна гитара, для металла – другая. Вы можете изначально просто посмотреть обзоры на YouTube и послушать гитары там. Я так и делал, когда выбирал. Когда определились, то можно сходить в музыкальный магазин, подержать там выбранную модель, посмотреть насколько она будет удобно лежать в руках, подойдёт ли по весу.

Стоит ещё обратить внимание на тот факт, что у каждой гитары, кроме совсем дешёвых, фактически свой звук: есть незвучащие инструменты, есть, наоборот, со звонким и сочным звуком. Причём первые мне попадались даже среди дорогих американских, а вторые бывали среди гораздо более дешёвых – мексиканских и японских. Поэтому при покупке стоит послушать гитару в живую. Если у вас нет знакомого, который может помочь вам с выбором при покупке, попросите поиграть продавца. Если же вы покупаете гитару дистанционно, тут уже в большей степени стоит надеяться на везение. Хотя, можно, конечно, продавца попросить сделать запись с этой гитарой, сыграв что-то.

Крайне не советую вам связываться с теми, кто в России перепродаёт гитары. Они покупают как можно дешевле, а продают как можно дороже, стремясь к максимальной выгоде. Покупая второй инструмент я попал в связи с этим в неприятную историю, обнаружив скрытые деффекты, потом с огромным трудом, используя разные методы воздействия, мне удалось заставить продавца оплатить её ремонт. Знающие этого человека люди даже удивились, что мне это удалось, обычно он впаривал брак и всех потом посылал. Поэтому крайне не советую иметь дел с подобными перепродавцами. Либо цена будет завышена, либо могут обнаружиться деффекты. Они не рядовые продавцы, кто хочет всего лишь отбить хотя бы частично вложения, такие барыги стремятся к максимальной прибыли – это их хлеб.

Ещё один из важных моментов, о которых стоит упомянуть – это калибр струн. Я с самого начала поставил 10-46, играть было вполне комфортно, пальцы особенно не натирал. Для меня этот калибр оптимален. Более тонкие струны слишком провисают при сильных ударах медиатором, а с более толстые требуют уже серьёзных физических усилий и подходят тем, кто играет очень агрессивно. Пробовал струны разных фирмы, наиболее понравились фирмы Elixir. Эта фирма делает своим струнам покрытие, так что они ощущаются гладкими. Играл на шершавых, более дешёвых струнах других фирм – пальцам было некомфортно уже после часа игры. Кроме этой фирмы и другие производители делают струны с покрытием. D’Addario, насколько помню, тоже подобное выпускала.

Струны предпочитал заказывать через интернет в серьёзных гитарных магазинах в США, т.к. в России продаётся много подделок и потом люди пишут негативные отзывы. Сколько покупал струны заграницей – всегда были качественные. Не забывайте, что струны периодически нужно иметь, т.к. они изнашиваются от ударов по ним, на них остаётся пот от пальцев. Как часто их менять зависит от того, как часто вы играете, вашего уровня игры.

После покупки гитары не забудьте настроить гитару перед игрой. Для этого потребуется тюнер. Можно купить отдельно, использовать встроенный в процессоре, настраивать через компьютер или использовать программу для смартфона. Есть разные строи, но стандартный E-B-G-D-A-E. Как настраивать – полно видео в интернете с демонстрацией.

Дополнительное оборудование к электрогитаре

Так как это электрогитара, а не обычная акустическая, к ней нужен усилитель (“голова”). Можно купить ламповый или цифровой. В первом случае для различных эффектов необходимо будет приобрести ещё различные педальки и примочки, что увеличит бюджет. Во втором случае эффекты находится уже в цифровом процессоре. Я не буду сейчас рассуждать про качество звука, во многом он зависит от цены. Самые дорогие цифровые процессоры в слепых тестах даже профессионалы часто не могут отличить от лампы.

При покупке лампового усилителя стоит иметь в виду, чтобы он зазвучал, его надо раскачать, то есть поиграть на достаточной громкости. Если вы живёте с нервными соседями, подобное им не слишком понравится. Есть, конечно, и маломощные ламповые усилители, например, Yamaha серии thr. Но я их в своё время слушал и лично мне они по звуку не понравились. К тому же лампы периодически надо менять, поэтому для новичка, как мне кажется, оптимален выбор цифрового процессора. Даже если в будущем он купит ламповую голову, то будет уже знать, пэкспеиментировав с эффектами, какие примочки ему нужны.

Совсем бюджетный вариант – игра в компьютер с использованием компьютерных программ для обработки гитарного сигнала, например, Guitar Rig и AmpliTube. Но в данном случае нужна нормальная звуковая карта, дешёвые варианты могут захлебываться, издавая треск при игре.

К усилителю нужен динамик (“кабинет”). Они продаются отдельно, так и совмещённые с усилителями (“комбики”). В прицнипе, в качестве, динамика подойдут практически любые более-менее приличные колонки. Можно использовать наушники.

У меня схема подключения была следующей – гитару включал в процессор, который соединял со звуковой картой компьютера, а к ней уже были подключены наушники и динамики.

Обратите внимание также на качество шнуров (обычно требуются с двумя большими джеками на концах, один втыкаешь в гитару, другой – в усилитель), они оказывают влияние на звук. Совсем дешёвые низкокачественные шнуры лучше не использовать.

Как выбрать подходящие модели усилителей, динамиков и пр.? Опять же отталкивайтесь от бюджета. Смотрите потом обзоры на ютубе в обозначенной ценовой категории, при возможности тестируйте приглянувшиеся модели в магазине. Приходить в магазин ни в чём не разбираясь и просто просить продавца вам подобрать комплект – игра в рулетку, вам продадут то, что у них в данный момент будет, при этом “впарить” могут что угодно. Для них главное – продать.

Гитарные преподаватели. Мой опыт

После приобретения комплекта встает вопрос, как научиться играть. К счастью, сейчас есть интернет – огромная библиотека знаний. На ютубе есть уроки, на торрентах лежат видеошколы. Но при этом таких курсов, где хорошо, эффективно и понятно учили бы с нуля я не обнаружил в своё время. Возникло ощущение рассыпанной мозаики – много видео, посвященных улучшению качества игры, отдельным приёмам, но непонятно было что за чем делать, с чего начинать.

Естественным образом возник вопрос о походе к преподавателю, который поможет во всём этом многообразии информации разобраться. О гитарных колледжах и музыкальных школах множество негативных отзывов, что там слабо учат, убивают интерес к музыке. Учитывая эту информацию, я приступил к поискам хорошего частного преподавателя. Зашёл уже на музыкальный форум Guitarplayer и стал там выбирать себе учителя. Первое, что поразило – все они прячут цену за свой урок. Даже не знаю, почему это происходит, ведь можно легко написать и узнать эту информацию. Возможно, это маркетинговый приём, чтобы к ним обращались, спрашивали. Уже начавшийся диалог может привести к появлению у них учеников из спрашивающих.

Ученик пришёл к преподавателю на урок гитары – картина из жизни. Посмотрите, как лица хорошо подходят к сценке. Простодушное лицо Буратино и снисходительно-оценивающий взгляд преподавателя, который прикидывает, сколько удастся на очередном неофите заработать. Цель большинства современных преподавателей, не только по гитаре, в первую очередь не научить, а высосать из учеников или их родителей как можно больше денег себе на сытую жизнь.

Кого выбирать и к кому идти было совершенно непонятно. Как я потом выяснил, рекламная информация в посте (где учился, играл, что умеет), примеры своей игры, игры учеников, примеры своих уроков – ни о чём не говорит касаемо обучения. Человек, к примеру, может сам хорошо играть, но плохо учить.

С начала я решил пойти к тому, кто ближе всех жил. Это оказался парень, который представился в телефонном разговоре Саньком (некий Alex Volt). Мне его методы обучения новичков, да и он сам, показались весьма странными. Началось наше общение с того, что я чуть не осквернил свои задом его потёртую тахту. Когда я, незаметив маленького детского стула, уже садился на эту тахту, Санёк эмоционально замахал руками: “Не туда!” Потом оказалось, что я не так сел на стуле, Саня сказал мне подвинуться от двери со словами: “А то я буду ходить туда-сюда и тебя дверью пиздану!”

Наконец, я получил в руки довольно замызганную и заигранную гитару, на которой стояли довольно толстые струны с сильным натягом, уже не помню какого калибра, может, 11 или 12. По факту набил я на них себе довольно быстро ощутимые мазоли, чего у меня на своей обычной 10-ке не было. Санёк на всё это лишь пожимал плечами, приговаривая: “Привыкай!”

В самом начале он несколько растерявшись, как же ему учить с нуля, показал мне аккорды и сказал наяривать их под ритм 90, хотя я и гитару-то толком в руках не умел держать. Во время урока он ходил по квартире, периодически брал гитару и солировал сам, очевидно забыв, что это не концерт, а урок. Иногда вдруг начинал ни с того ни с сего смеяться, глядя на меня. Не буду кривить душой, мне он показался каким-то дурачком.

Стоит отметить его забавный внешний образ под служителя ацкого сатаны, который был популярен у западных рок-групп в 70-е и 80-е. Больше всего у него запомнились на руке перстни с черепами. Судя по всему, он не только в таком образе на сцене выступает, но и по улице в магазин за хлебушком ходит.

Что интересно, он в начале в общении вёл себя под “крутого”, но в один из моментов на уроке я заметил удивительную вещь. Как-то непроизвольно на него сурово посмотрел и увидел вдруг в его глазах испуг. Всё это дутое у него было.

Урок у Сани стоил 1650 рублей за полтора часа. Я посчитал в итоге, что такие деньги привыкать к подобному, пожалуй, не буду. В итоге послал его подальше. Хотя зла на него особого не держу сейчас – интересный жизненный опыт, есть что рассказать знакомым, чтобы посмеяться. Один знакомый гитарист так прокомментировал эту историю: “Это пи*дец, если так учат!”

Схемы обучения на гитаре, которые мне попадались, были по сути неэффективны – самодеятельность на диване в попытке срубить деньжат. Такая ситуация с обучением касается не только музыки, точно также люди могут годами безрезультатно учить иностранный язык или заниматься спортивными тренировками. Цель горе-учителей – учить человека как можно дольше, чтобы вытянуть, как можно больше денег – это их хлеб. Не мало случаев, когда люди, топтавшиеся годами на месте с учителем, прекратив посещать его, составили себе сами методику обучения по имеющимся в интернете учебным материалам и стали намного быстрее прогрессировать.

Следующий к кому я пошёл был Михаил Мордвицкий. У него было много хороших отзывов и это не просто так. Парень показался мне в общении адекватным, ничего из себя не строил, по возможности в пределах разумного подстраивался под нужды ученика. Как он сказал, я – клиентоориентирован. Он определённо хорошо развил в себе навыки общения с людьми, это плюс в его копилку.

Что касается обучение длилось в год и два месяца. Мне показалось его сложность для новичков завышена. Сначала начинал изучать рифы с какими-то приёмами и это дополнялось упражнениями. Потом пошли целые вещи с этими приёмами. Думаю, такая система хорошо работала для тех, кто уже играл какое-то время. Она позволяла им отшлифовать свою игру. Если же ты ничего не умел, то у тебя знания элементов техники просто повисали в воздухе. Играть целые вещи с этими элементами ты хорошо не мог, у тебя не хватало опыта. Фактически ты просто ковырял гитару под метроном от начала до конца по предоставленной табулатуре или записанному видео.

Некоторые рифы я научился сносно играть только спустя полгода, как мне их дали, но часть так и не смог довести до оригинального звучание. Взять, к примеру, известную вещь AC/DC “Thunderstruck”, которая играется на высокой скорости. Как я не пытался, до оригинальной скорости (16-ми при темпе 140) так и не разогнался при игре медиатором. Смог сыграть в итоге спустя время на такой скорости только вторым способом Ангуса Янга – пальцами. Это говорит о том, сложность было явно завышена для новичка, тут нужны уже упражнения по разгону руки для больших скоростей. Я их потом нашёл в интернете. Конечно, можно сказать, что всё это новичку и не нужно, отработал переменный штрих на этом рифе и дальше пошёл, но суть в том, что раз за разом таким образом формируется негативный процесс восприятия своей игры. Допустим, ты выучил и идеально сыграл “Чижика-пыжика” или “В лесу родилась ёлочка” – у тебя уже формируется положительный опыт. Когда же ты месяц за месяцем ковыряешь вещи не в состоянии сыграть на уровне оригинала, пусть даже ты постоянно учишься и улучшаешь свою технику, это очень давит на тебя психологически. В итоге после года обучения – нюансов знаешь много, а играть ничего хорошо не можешь. Поэтому я вынужден был прекратить обучение и перешёл на YouTube.

Там я стал прогрессировать быстрее, просто брал какие-то вещи совсем простые разучивал их. Будь это что-то из русского рока или Имперский марш из “Звездных воин”, неважно. Я почувствовал, что создаётся та самая игра, ты уже можешь что-то показывать окружающим. После обучения же у Миши я мог показать только какие-то небольшие элементы техники, например, кусочек рифа, но не более того. Можно было учить вещи самому, но тогда страдало бы качество выполнения заданных уроков, ведь каждый раз мне приходилось по сути подыматься на новый уровень, а это требовало не малых усилий. Поговорил с Мордвицким на эту тему, но тот только развёл руками, сказав, что это ему уже говорили. Урок у него тогда стоил 1500 рублей за час.

Общаясь с музыкантами, я убедился, что далеко не все из них обладают хорошим умом. Ситуация с ними напомнила мне общение с некоторыми представителей так называемой технической интеллигенции. Они прекрасно разбирались в “гайках”, но во всём остальном были на уровне суждений обычного недалёкого обывателя. Это ещё раз доказывает, что ум может развиваться в самых различных направлениях и хорошие знания в какой-то области вовсе не означают “умность” человека вообще.

Перейдя на самообучение, я обнаружил, что многие разборы на ютубе низкого качества, также много сомнительного качества табулатур. К примеру, вещи на видео часто разбираются и играются на слух, без привязки к метроному и нотам в стиле: “нажмите эту струну, потом ту и услышите знакомый мотивчик”. Хотя попадались видео и весьма качественные. Но всё же все эти моменты вызывали проблемы и создаваемая игра уходила в кривизну, требуя большого самоконтроля и времени для поиска информации. Поэтому я решил  попробовать поучиться у ещё одного преподавателя.

В этот раз я выбрал Максима Соколова, который на тот момент только перебрался в Москву из Екатеринбурга. Мне было интересно посмотреть на ту в школу гитары. Максим оказался адекватным человеком, как и Миша. Мне это в нём понравилось. Он много и щедро делился информацией, было даже просто интересно его послушать. Я даже назвал его про себя профессор. Но увиденная мной система фактически повторяла предыдущую. Это было опять оттачивание элементов техники. Правда, Максим был готов показывать вещи, которые ты его попросишь разобрать, и можно было взять инициативу в свои руки в обучении, чтобы создать себе базовый уровень. Но внезапно он переехал из центра на окраину. Ездить туда за довольно немаленькую сумму (2250 рублей, если не ошибаюсь, за час) мне уже как-то не очень хотелось. Тем более в тот момент волна финансового кризиса в стране накрыла и меня. Всего я у Макса был раза 4, плохого о нём ничего сказать не могу. Опять же с ним у меня возник вопрос о сложности программы и он мне сказал, что он это уже слышал и я не первый, кто ему это говорит. В своё время все они много играли, так и научились, вот по сути и метод. Но так можно и по ютубу учиться играть – просто брать всё подряд и играть много часов. Я знал не мало ребят, кто научились играть дома сами без всяких преподавателей. Я-то предполагал, что преподавателю всё-таки платишь за какую-то ясную эффективную систему. Вот мне захотелось научиться кататься на сноуборде, я заплатил денежку инструктору, меня за 4 урока научили базе. Меня же не потащили сразу прыгать на перилах, не стали объяснять, как летать с трамплинов и т.п. Научили базе, а дальше сам решай – нужно тебе уже какие-то финты изучать или с тебя и обычного катания хватит.

Но прежде чем сделать окончательные выводы о преподавании гитары в Москве, я хочу рассказать о четвёртом преподавателе, который меня по-настоящему удивил. Прошло больше года, как я закончил уроки у Максима и ради интереса решил, что называется, тряхнуть стариной и попробовать подтянуть свой уровень с ещё одним преподавателем.

Давно уже присматривался к Кириллу Сафонова и его бизнес-проекту Guitar-science, но он жил от меня далековато. Согласно новостям у него должны были открыть уже скоро метро недалеко от дома и я решил с ним связаться по электронной почте. Подробно описал ему ситуацию со своим обучением, планируя к нему заехать и обсудить технические моменты. Я ожидал, что он как человек с опытом либо даст мне какие-то подсказки по более эффективному самообучению, либо предложит курс занятий именно конкретно под мои задачи. Но то, с чем я столкнулся, меня совершенно ошарашило.

Первое письмо от Кирилла было просто рекламным проспектом, чей смысл был: “Приходи и мы тебя научим”. Когда я стал задавать конкретные вопросы по обучению, то не получил никаких внятных ответов вообще по технической части. Тон писем Кирилла резко изменился, он отвечал с вежливостью, за которой были видны раздражение и неприкрытая злоба, что я не бегу к нему с пачкой денег и горящими глазами. Мои намёки о том, что мягко говоря, сейчас в стране не слишком хорошая ситуация с зарплатами, чтобы швыряться необдуманно деньгами, он не воспринимал вообще.

Сафонов многословно отвечал раз за разом на мои письма без какой-либо никакой конкретики, там была лишь сплошная самореклама. Более того, он заявил мне, что не будет рассказывать о программе, якобы за 2 часа это нельзя обсудить. Покупай для начала 2 первых курса, пройди, а там посмотришь, что я тебе дал – смысл такой. Но мне это уже известно: сначала 1 курс, потом 2, 3, 4, тебе надо ещё подучиться… А преподаватель тем временем будет получать с тебя доход.

Я не просил открывать программу мне в деталях, это может быть коммерческой тайной, хотя её не так уж сложно выведать кому надо, просто заслав своего человека под видом ученика. Меня интересовал эффективность лично для моих целей. К примеру, у меня был недостаток опыта самостоятельного разучивания произведений на качественном уровне, не хватало выносливости для целых произведений и пр.

Кирилл был похож на водителя маршрутки, который не говорит куда она едет, вместо этого предлагая тебе просто сесть и посмотреть маршрут по факту, оплатив билет. Он вёл себя как менеджер по продажам или коммивояжер, причём пытался сделать продажу своего курса абсолютно примитивно. Мне это напомнило советский анекдот, в котором покупатель приходит к знакомому мяснику, тот ему из под полы что-то предлагает, а на его вопросы что это, отвечает: “Давай, покупай! Дома посмотришь”.

Но сейчас достаточно предложений на рынке, не советские времена, чтобы так потребителю в зубы пихать курс, мол, бери и нечего рассусоливать. Это тогда можно было кинуть на прилавок какой-то продукт, завёрнутый в серую бумагу, процедив сквозь зубы: “Ешь собака!”. Сейчас уже клиента надо расположить к себе. Тогда, возможно, он и купит твой продукт. А если не купит сам, то порекомендует другим, приведёт своих знакомых, похвалит тебя в отзывах, создав тебе хорошую репутацию. Но мне показалось что Кирилл слишком туповат, чтобы понимать такие вещи. Возможно, из-за того, что он постоял рядом и сфотографировался с западными гитарными знаменитостями, ему показалось, что он уже практически на их уровне. Но жизнь спустит его на грешную землю. Даже у мировых знаменитостей, собиравших огромные стадионы, наступали времена, когда их слава меркла и они вынуждены были начать посыпать голову пеплом, что же говорить о таких, как Сафонов. Его, как я понял, даже не интересовали отдельные занятия по 2-3 тысячи рублей, для него это не деньги. Ему нужно сразу сотни тысяч с человека за курс.

В итоге я посчитал нецелесообразно ехать к такому преподавателю, который так явно настроен выжать с тебя как можно больше денег. Из его нутра повеяло гнилым запашком при разговоре. Бизнес бизнесом, но человеческое отношение к своим ученикам еще никто не отменял. Или хотя бы не строй из себя тогда такой образ в интернете. Мне этот Сафонов напомнил другого подобного типчика – видеоблогера Дмитрия Шамова. По характеру они схожи. Вот Забуруев откровенно пишет, в стиле: “Я – плохой дядя, буду стегать вас плёткой во время обучения, а вы мне ещё платить за это будете!” Кто любит садо-мазо – пойдёт к нему в ученики.

Процитирую одно из сегодняшних объявлений Забурева: “Ищешь настоящей боли? Надоело властвовать и доминировать, жаждешь истинных унижений? Тогда ты по адресу, тварь. Мы не даем профессиональные уроки, у нас не будет весело и прикольно. У нас нет отзывов от благодарных учеников: их психика навсегда искалечена. Под пытками мы заставим тебя играть на гитаре так, как это нужно нам”. И дальше хуита в таком же стиле. Если вы думаете, что это просто стёб, то нет, это не стёб. По отзывам некоторых его учеников, примерно в таком стиле обучение у него и происходит. Достаточно даже зайти на ютуб-канал Павла, чтобы увидеть там его истеричные ответы на комментарии, что будет банить всех, кто только посмеет ему что-то не так написать. Сразу видно, что человек находится в какой-то своей реальности. Ну и пусть там находится – никому, в принципе, не мешает и свои устремления обозначает чётко.

Павел Забуруев учит своего ученика гитарным премудростям.

Забавно, как Сафонов пытался уходить в пустую демагогию и на замечание что он предлагает фактически кота в мешке, начал кипятиться и показывать свои отзывы. Но эти отзывы у него на сайте или где-то ещё ни о чём не говорят. Сколько людей у него не доучилось, сколько бросило – неизвестно, за кадром. Тем более вряд ли он стал бы публиковать о себе негативные мнения у себя на сайте, если бы даже ему такой отзыв сказали.

В заключении я сделал вывод, что для него это просто в первую очередь – бизнес и не более того, на что получил от него комментарий, что это клевета! В таком случае можно просто прийти к нему на урок, а после спокойно уйти, ничего ему не заплатив. Если вдруг он заикнется о деньгах, надо сделать удивленное выражение лица и спросить: “Какие деньги?!” Как это сделал Остап Бендер в “12 стульях”. Ведь если это не бизнес, а клевета это распространение недостоверной информации, значит, Кирилл делает всё для души – бесплатно, за идею, и платить ему совершенно не нужно. Или же можно заплатить ему по христианскому принципу – кто сколько может дать. Сто, двести рублей ему дайте, он и будет доволен, на хлебушек хватит, чтобы с голоду не помер. Было бы смешно посмотреть на его лицо в этот момент, а ещё лучше записать на видеокамеру и показать где-нибудь в приколах на YouTube, где демонстрируют реакции людей.

Кирилл пытался навести тумана, подавить своим авторитетом, но со мной это не прошло, как и его тон вежливого презрения и снисходительности. Как говорит герой Вина Дизеля в конце “Чёрной дыры”: “Он не знал, с кем имеет дело”. Я задал конкретные вопросы по его курсам на сайте, объяснив, что уже занимался по подобной программе с рифами и упражнениями, какой эффект получил, с какими трудностями я столкнулся, на что получил забавный ответ, что это мои домыслы, додумки, догадки, выводы не имеющие ничего общего с реальностью. Ты говоришь про Фому, тебе про Ерёму. Какие уж тут додумки, когда я даже некоторые из рифов, как упомянутый “Thunderstruck” AC/DC проходил.

На видео моё противостояние с Сафоновым – один на один.

Стиль писем был настолько механический, что возникло чувство, что отвечает бот или какой-то биоробот, т.е. нанятый сотрудник или жена, не имеющие о технической части вопроса никакого представления. У меня появились сомнения, что это Кирилл. Вдруг это кто-то за него отвечает (например, хакеры взломали почту), пока он корпит над уроками с учениками. Я нашёл его профиль Вконтакте и попросил подтвердить, что отвечает именно он. Как ни странно, но я получил подтверждение, что ошарашило меня ещё больше. В интернете у него образ доброжелательного человека, увлечённый творчеством музыкант. А тут передо мной предстал низкопробный делец, такое ощущение, не имеющий к музыке вообще никакого отношения! Одна самореклама и цель – реализовывать курс и хапнуть побольше денег.

Судя по тому, как подробно Сафонов отвечает – времени у него полно, в отличие от учеников. Наверное, кредит ипотечный платить нечем или жена требует шубу, а денег нет, лишила его интимной близости за это (женщины часто практикуют такой метод воздействия на нерадивых мужей), вот он и зол. Пусть это будут мои очередные “додумки”, но, так или иначе, впечатление об этом человеке у меня осталось негативное и желание платить ему свои деньги совершенно не возникло. Неважно даже, как он учит, просто иметь дело с подобными сверхмеркантильными типчиками мне неприятно. Суть его программы, как я понял, анализируя куцую информацию на сайте guitar-science и в его письмах, это “те же яйца, только в профиль”, что у Мордвицкого и Соколова. Судя по любви Сафонова к гитарам Hamer, он, как и многие московские преподаватели, тоже из помёта Мэй Лиана, о котором пойдёт речь дальше, только учился не у него самого, а у мэйляновского ученика.

Меня заинтересовала фамилия Сафонов. Слышал её и раньше. Решил посмотреть происхождение. Среди прочих версий попалась довольно любопытная, найденная на JewAge, открытом портале о евреях, их жизни и истории:

“Фамилия Сафонов в 19-м веке встречалась в общине горских евреев. Она относится к так называемым «патронимическим» еврейским фамилиям, т.е., к фамилиям, образованным от мужских личных имен. Как правило, таким именем служило имя отца или деда, однако оно было не случайным, а родовым, «династическим» именем, передававшимся из поколения в поколение. В разных общинах традиции именования детей были несколько различными, но во всех еврейских семьях существовали имена, которые появлялись постоянно, с определенной периодичностью. Фамилия Сафонов происходит от мужского еврейского имени Сафан (Шафан). Шафан на иврите – «даман» (скальный заяц)”.

Скальный ацкий заяц зарабатывает дьявольские доллары. Возможно, вымоленный Сафоновым у Джейсона Беккера лайк в Фейсбуке за кавер-версию его вещи был именно таким. Джейсон, как известно, парализован, и общается с окружающим миром сосредоточив взгляд на каком-то из символов на экране. Он мог просто посмотреть не туда, куда надо и компьютер неправильно считал его мысль. Всё может быть.

Специально для Сафонова, если вдруг заглянет, дам юридическую справку. А то у него ума хватит, чтобы мне грозить судом за мой отзыв.

Пункт 1 Статьи 29 Конституции Российской Федерации. 1) Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

В соответствии с пунктом 3 ст. 1274 ГК РФ создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Оценочное суждение, мнение или убеждение —  это выражение субъективных взглядов в форме мнения. Они не могут быть проверены на предмет действительности. Поэтому не являются предметом судебной защиты (См. п. 9 ППВС РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).

Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека, свобода выражения мнения, как она определяется в пункте 1 статьи 10 Конвенции, представляет собой одну из несущих основ демократического общества, основополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена. Свобода слова охватывает не только «информацию» или «идеи», которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство.

Выводы о российском преподавании электрогитары

Из полученной информации во время обучения и общения с преподавателями, а также с учениками других преподавателей на интернет-форумах, у меня сложилось впечатления, что никаких программ для новичков по изучению электрогитары сейчас у московских преподавателей нет. По сути они предлагают “кустарщину”. Почему эти программы не могут быть созданы опытными гитаристами, хотя даже мне, имеющему далеко не гигантский опыт, очевидно, на что стоит обратить внимание в программе, что дополнить и что исправить? У меня есть несколько версий:

1) Невозможность упорядочить свои знания. Сами они обучались, как придётся, то там, то сям, переучивались, доучивались, поэтому хотя они и научились хорошо играть, информация в их голове фрагментарна. Им легче помочь играющему ученику улучшить конкретные навыки, чем из кусочков мозаики собрать рабочую систему.

2) Уменьшение конкуренции и свой стабильный заработок. Если ты будешь быстро и эффективно учить, то количество хороших гитаристов будет стремительно увеличиваться и они будут отнимать у тебя хлеб. А так часть просто не доучиваться, застревает в обучении. К тому же ученики таким образом более зависимы от преподавателя, нужно покупать курс за курсом, пока ты выйдешь к возможности самостоятельного обучения и из кусочков мозаики составишь картину. Если тебя вывести на крепкий базовый уровень, то потом ты просто можешь уже на ютуб уйти и элементы техники изучать там. А так курс отучился, но играть не можешь сносно, только элементы техники знаешь, надо еще подучиться, ещё денег занести. Помню, Миша Мордвицкий даже не мог скрыть, как он разочарован, что есть ютуб, отнимающий у него хлеб. Но по сути, если ты уже какую-то самую элементарную базу имеешь, то дальше прогрессировать можно по видео-урокам и видео-школам. Просто изначально ты даже не знаешь с чего начать, нет стержня, куда нанизывать технику.

А так сначала даются лишь элементы техники, всё это повисает в воздухе. Потом слишком сложные для новичка произведения, которые он будет проковыривать, а не играть. И пока он достигнет более-менее сносного уровня по такой методике, когда хоть простые вещи в его исполнении можно слушать, не сильно морщась, пройдёт годика 2-3. А там уже отшлифовывать знания можно, дорабатывать нюансы. И так можно с учеников кормиться годами.

3) Психологические причины. Человек, который потратил кучу сил на обучение (в 00-е было учиться сложнее чем в 10-е: меньше информации, YouTube был ещё не так развит), не хочет чтобы ты эти знания легко получали другие, даже за деньги. Ему хочется чтобы ты тоже помучился, как мучился он. Тут даже на подсознательном уровне возможно чувство внутреннего протеста.

4) Они и так получают доход. Мне кажется, это основная причина. К ним идут люди, они получают деньги. Кто-то из пришедших на урок бросит обучение, но кто-то и останется и будет кормить месяц за месяцем. Всё равно они не могут обучать сразу сотни людей. А так выбираются наиболее лучшие и “жирные” для них варианты: беспроблемные ученики, готовые платить раз за разом и не напрягать в обучении. Тем более надо учесть, что кроме новичков придёт много людей и просто подтянуть технику и для этого контингента программы преподавателей гораздо более эффективно работают.

Стоит отметить и такую деталь – совершенно непонятное завышенное самомнение ряда гитарных преподавателей. Что это за культ электрогитары? Преподаватели молятся на стадионный рок, с вожделением вспоминают времена, когда герой с гитарой был объектом поклонения для широких масс, музыканты были как олимпийские полубоги. Но эти времена прошли. Гитара это всего лишь различение и не более. Причём для общества музыка уже перестала быть важной формой коммуникации, как раньше, когда ходили на концерты, собирались в фан-клубы, сейчас уже в области развлечений её вытеснил интернет, те же видеоблогеры, которые гораздо популярней гитаристов. Того же Стива Вая многие просто не знают, а вот зато Ивангай у всех был на устах в интернете одно время.

Вот такое незавидное будущее ждёт жировавших в 10-е московских гитарных преподавателей. Увядание интереса к гитаре в обществе и возрастание конкуренции заставит их ещё бегать за учениками, умоляя их прийти к ним на уроки. От былого пафоса гур не останется и следа. Сейчас, возможно, им покажется такая картинка невероятной, но посмотрите на историю тех же музыкальных групп, которые когда-то собирали по миру стадионы, а потом скатились в забвение. Вспоминаются строчки Высоцкого по этому поводу: “Лишь мгновение ты наверху — И стремительно падаешь вниз”. Всё проходит и успех тоже. Я сначала хотел сделать фотоколлаж с комбиком “Ерасов”, чтобы совсем жесткач был. Но потом подумал, что “Carlsbro” лучше с известным мемом про Карла перекликается.

Конечно, музыку ещё слушает множество людей и будет слушать, но это скорее больше как фон в плеере. Поклонение кумирам, как во время Битлз, прошло, да и сами исполнители измельчали. Сейчас артисты на сцене популярны вовсе не из-за музыки, а из-за раскрутки через СМИ. Можно создать звёзд благодаря поднятой шумихе даже из тех, кто вообще ничего не умеет и что называется “медведь на ухо наступил”. Вложил деньги – за тебя спляшут и споют, тебе надо будет только выйти в свете софитов и раскланяться перед публикой, принимая аплодисменты.

Гитарные преподаватели недоумевают, почему к ним люди не горят желанием ездить через всю Москву с горящими глазами. Но что может сейчас гитара дать человеку? Я знаю не мало примеров, когда человек выучился отлично играть, записал альбом и положил его на полочку, потому что это никому не нужно. Некоторые арендуют клубы, чтобы выступить перед нескольким десятков знакомых, почувствовав себя рок-звездой. Те у кого достаточно хороший уровень могут рассчитывать на работу у поп-артистов за не такой уж жирный оклад (например, пляшут в кордебалете у Веры Брежневой с гитарой) или учат других у себя на диване. По сути никаких ясных перспектив в карьерном плане не видно, гитара – это уже прошлое. Сейчас популярней электронная поп-музыка.

В 50-х-70-х практически в каждом дворе был свой паренёк с акустической гитарой с акустикой, играющий бардовские блатные песни. В 80-е во время Перестройки наступило время рокеров, которых смыло в 90-е волной бандитов и коммерсантов-торгашей. Сейчас гитара не вызывает у обывателя особого пиетета. Знакомые могут ещё послушать и похвалить в стиле: “А “Мурку” можешь сыграть? О, могёшь! Молодца!” Для девушек же сейчас интересен парень деньгами, а не с гитарой. В эпоху сверхэгоизма и нарциссизма люди интересуются в первую очередь самими собой, что ты можешь им дать. Ты можешь играть на гитаре и что? Ты известен? Нет? – Давай, до свидания! Они скорее посмотрят красивую жизнь в Инстаграме и будут восхищаться глянцевыми фотографиями там. Тот же Сергей Табачников стал известен в узком кругу в первую очередь, вовсе не своей музыкой, а благодаря своему интересному и харизматичному образу на своём youtube-канале.

Некоторые гитаристы выступают на улице, ни раз наблюдал такие сцены, например, в подземных переходах. Но ничего кроме равнодушия и презрения у случайных прохожих они обычно визгом гитары из своего комбика не вызывают. На них смотрят не с восхищением, а скорее с жалостью. Если ты выступаешь на большой сцене, ты – крут, а если в переходе – жалкий неудачник, который создаёт шум. Так думает проходящая мимо толпа.

Поэтому вкладывать всего себя и все свои ресурсы в гитару сейчас явно не целесообразно. Другой вопрос, когда человек занимается для себя, как хобби, это для него некая отдушина. Но хобби лишь дополняет жизнь современного человека, у которого есть работа, учёба, семейные обязательства, а никак не становится для него самым главным. Человек разумный вкладывает основные свои силы туда, откуда он может получить для себя какую-то качественную отдачу. Что может дать в этом плане гитара, я уже описал выше.

Я общался с разными людьми, обучавшимися игре на электрогитаре. Не мало из них имели какие-то проблемы преподавателями, но не хотели об этом говорить публично. Преподаватели имеют определенный авторитет в гитарной среде, они обладают большим количеством знаний. Даже если ученики попытаются поднять вопрос о качестве обучения, то, во-первых, всегда можно сказать, ты ни в чём не разбираешься, я лучше знаю. Во-вторых, существует некая корпоративная солидарность. Если в армии “дух” был даже прав, то “дедушки” всё равно поддерживали своего “деда”. К тому же у этих учителей есть реально ученики, которым они помогли. Например, те кто пришёл отшлифовать технику, люди со сверхмотивацией к электрогитаре по какой-то причине.

Даже столкнувшись с неадекватным к себе отношением и некачественным обучением, люди предпочитают “не выносить сор из избы”, говорят об этом только тет-а-тет. Никому не хочется получить репутацию скандалиста и подвергнуться обструкции в довольно тесном мирке российской гитарной тусовки. Поэтому преподаватели, давя своим авторитетом, могут делать что хотят. Они могут хоть посадить тебя с гитарой на стул, а сверху, извиняюсь за выражение, ссать на тебя, говоря, что так оно и должно быть, привыкай. А когда человек уже начинает более-менее играть прилично, ему уже не хочется вспоминать те сложности, через которые ему пришлось пройти и он тоже молчит. “Дедушки” в армии не хотят вспоминать о тех временах, когда они были “духами”, “черпаками”, “слонами” (сейчас служат только 1 год и возможно ситуация изменилась с неуставными отношениями, я пишу про 90-е и 00-е) и получали затрещины, стирали старшим носки. Они предпочитают пафосно рассуждать о пройденной “школе жизни” и отыгрываться уже на молодом поколении.

С этой гнилой общественной системой везде по сути тебя стремятся унизить, но ты можешь делать тоже самое и отыгрываться на других, когда у тебя есть возможность. К примеру, врач по-хамски отнесся к своему пациенту, а этот пациент – чиновник и он уже унижает того, кто пришёл к нему на приём. Этот посетитель – продавец в магазине бытовой техники и может уже отыграться на покупателях, которые не понимают тонкости выбора современных телевизоров. И тут к нему приходит покупатель – тот самый врач. Круг замкнулся. Это колесо сансары, мук и перерождений образов. Вспоминается А. Ф. Писемский: “Вокруг, куда не глянешь, все люди дрянь”. Не смотря на гиперболичность суждения, по сути общественные механизмы, что при царе, что сейчас при диком капитализме, настроены таким образом, что воспитывать духовных инвалидов, такими управлять легче классу власть имущих. Как в древности для соответствия местным представлениям о красоте в Китае и Японии одевали девочкам на ноги колодки, чтобы стопа не росла, а в Африке – кольца на шею, чтобы она была длиннее, так уродуют и человеческие души.

Кот Базилио (Кирилл Сафонов) и лиса Алиса (Саня Вольт) призывают восторженного неофита зарывать деньги в своё обучение: “Потом раскрутишься, станешь рок-звездой, будешь деньги мешками косить!” Над ними летучая мышь – Оззи Осборн смотрит и посмеивается. Сейчас даже западные гитарные суперзвёзды уже потеряли былую популярность.  Это мне напомнило историю, как один из моих знакомых в середине 00-х увлёкся Форексом. Он ходил на занятия и мне потом рассказывал, захлёбываясь: “На бирже можно миллионы заработать! Просто нашим преподавателям достаточно обычных машин, квартир, вот они и преподают”. В итоге он последние деньги только потерял. А те преподаватели выдаивали таких лопушков на своих уроках, смекнув, как им заработать на сытную жить, продавая радужные мечты о богатстве Васькам с улицы. Кстати, у меня была идея к этим персонажам из сказки про Буратино головы гитарных преподов прилепить, но потом я решил, что они и так весьма выразительны, тем более как-то даже смотреть на те лица мне неприятно уже.

Так же, как и остальные, я предпочитал не говорить о том, с чем сталкиваюсь, публично, пока не приобрёл некоторый опыт, не пообщался с разными преподавателями, их учениками, оценил методики преподавания и их эффективность. В итоге общение с Кириллом Сафоновым подтолкнуло меня к мысли, что имеет смысл всё-таки рассказать о проблемах в гитарной среде для новичков. Не стоит молчать об этом. Пусть “срут кирпичами” от этой статьи, мне всё равно. Я не 14-летний паренёк, чтобы кого-то боятся и подобострастно смотреть кому-то в рот.

Мэй Лиан и его помёт

Почему мы должны мириться с таким отношением к себе и качеством преподаваемого материала? Уроки стоят приличных для рядового обывателя денег. Это преподаватели должны подстраиваться под рынок, а не мы под них. Они должны конкурировать, улучшать свои программы, быть клиенториентированы, чтобы заработать. А сейчас фактически ты должен платить деньги и потом еще на цыпочках прыгать вокруг преподавателя, смотря ему в рот. Я всё никак не мог понять, что же мне это напоминает и потом вдруг понял – секты! Из обычной связки “услуга-деньги” мы получаем приобщение к культу. За наши деньги преподаватели ещё играют в гуру у себя на диване, но достаточно выйти на улицу и спросить у случайных людей, знаете ли вы этих гитарных гур? Большинство о них даже слыхом не слыхивали. Даже в самой гитарной тусовке далеко не каждый знает об их существовании.

Если вдруг все гитаристы пропадут с Земли, катастрофы не будет, а вот исчезновение хирургов, даже дворников, сразу даст о себе знать. Это к вопросу о ценности этих персонажей для общества и их завышенном самомнении. В целом, поведение ряда преподавателей напоминает мне синдром вахтёра, когда человек работает в обслуге, но непонятно что из себя строит. Западные звёзды гитарный сцены ведут себя даже поскромнее, чем некоторые российские местечковые герои. Чем меньше сошка с амбициями, тем больше из себя воображает. Завышенное самомнение – духовный онанизм, когда другие не хотят удовлетворять твоё эго, удовлетворяешь себя сам.

Но я знаю откуда всё это исходит – большинство преподавателей в Москве так или иначе учились у такого человека как Юрий Мэйлян, также известного, как Мэй Лиан. Достаточно послушать его интервью в цикле “Огнеупорные гитаристы”, чтобы увидеть напыщенный пафос и болезненное самомнение. Особенно забавен рассказ, как он ходит в кафе в шубе и там кидает понты. Люди на него обращают повышенное внимания, но он в состоянии это выдержать.

Довольно интересное интервью Юрий Мэйляна. Слушать не скучно. Даже сам интервьюер не может в некоторые моменты сдержать смех, слушая умствования Юрия.

По отзывам система преподавания Мэйляна заключалась в том, что он показывает что-то ученику, а потом оставляет его упражняться и уходит по своим делам, например, играть в компьютерные игры. По пути в туалет он может тебя поправить, сделав замечание: “Не так играешь, вот так правильно”. В каждой комнате у него сидело по гитаристу и было дело, по словам очевидцев, даже на балконе упражнялся человек.

Но тут надо учесть, он начинал осваивать электрогитару в те времена, когда ещё не было такого доступа к информации и парень с гитарой был практически полубогом. Такое отношение со стороны общества позволяло себя вести подобным образом. Сейчас же, когда в интернете бесплатно доступна видеошкола того же Пола Гилберта и другие методические материалы, эта модель поведения кажется уже просто нелепым. Над парой видео из 90-х с уроками Мэй Лиана в комментариях на ютубе люди просто смеются. Да и под данным выше видео с интервью были нелестные отзывы: “мужик спился” и “шизофрения”.

С появлением интернета произошло примерно то же самое, что случилось в 90-е, когда “Железный занавес” пал и стали широко доступны записи западных музыкантов, они начали приезжать с концертами. В этот момент отечественные рок-плагиаторы просто потерялись на их фоне. Тем не менее рок-дедушка Мэйлян не вызывает у меня особого негатива, потому что этот человек из другой эпохи. К тому же он в своей эксцентричности даже забавен, как Жириновский. Он сейчас, по-моему, даже не преподаёт, вышел на пенсию, изредка появляется на некоторых мероприятиях, фотографируюсь со своими бывшими ученикам. Мне понравился комментарий в интернете к его интервью, где человек написал, что не стал бы у него учиться, но готов ему заплатить просто за встречу в кафе и разговор о жизни.

Карабас-Барабас и Дуримар – Павел Забуруев и Юрий Мэйлян, думают как бизнес делать. В сундуке рядом это их ученики навалом лежат, а на краю сундука сидит Миша Ряженка, над которым любят глумиться на форумах. Это сцена, когда Паша пришёл набираться уму-разуму в 90-е к Мэйляну и они беседовали на кухне. Мэйлян, согласно воспоминаниям Забуруева, посоветовал ему тогда купить недвижимость после кризиса и он выгодно приобрёл несколько квартир и земельный участок. Забуруев – достойный продолжатель дела Мэйляна. Мне кажется Юрий мог бы его даже усыновить, настолько они близки духовно и по характеру – всё то же болезненно самомнение и неимоверный пафос, вызывающие улыбку. Но он себя хотя бы чётко позиционирует, а не играет чужую роль, как Сафонов.

Для тех, кто не знает Забуруева, отмечу что он автор книги “Электрогитара. Механика взаимодействия”, в которой демонстрирует профессорский взгляд, как чуть ли не с транспортиром до градуса выровнять угол сгиба рук во время посадки с гитарой. Помню видео с юным пареньком, который только начал учиться у Павла. Когда Забуруев его, на свой взгляд, практически идеально посадил с гитарой и показал, как он должен держать руки, этот парень даже не то что играть, а пошевелиться боялся. Также Забуруев написал весьма неплохую статью о том, почему российские Сатриани миру не нужны, где изложил свой опыт.

Как научиться играть на гитаре самому

Исходя из всего изложенного я советую вам брать процесс обучения в свои руки, а не слепо доверять его какому-то преподавателю, думая, что достаточно заплатить деньги, чтобы получить качественную услугу. Цель многих преподавателей в первую очередь не научить, а заработать, с этой точки зрения они и работают с людьми. У преподаваталей поток, ученики приходят одни за другими, поэтому по сути им абсолютно наплевать, научитесь вы или нет. Главное, получить деньги за курс с человека (100-150 тысяч рублей в год) и доить его минимум пару лет, собирая себе деньги на крутую машину или квартиру.

У новичка может возникнуть вопрос после прочтения изложенного выше, так как же на самом деле научиться играть на электрогитаре.?

Для начала посмотрите видео, как правильно держать гитару и медиатор. Лучше купить разных медиаторов по толщине и размеру, чтобы для себя определить наиболее удобный в руках.

Надо сразу же уяснить, что играть произведения, по крайне1 мере в начале обучения, нужно только под метроном (можно скачать сответствующую программу на компьютер или установить в смартфоне), иначе ваша игра будет неровной и в лучшем случае будет годиться лишь для уровня двора. Как пользоваться метрономом в сети есть статьи и видео, поэтому я не буду останавливаться на этом более подробно. Моя цель – пошаговый алгоритм действий.

Во-вторых просто заходите на YouTube и выбирайте разборы простых вещей.

Совместить метроном и разборы помогают табулатуры, которые можно можно загружать в программу Guitar Pro. Эта программа довольно удобна тем, что в ней можно послушать произведение как в оригинальном темпе, так и в более низком или высоком. Как читать табулатуры, есть видео и статьи в интернете. Это довольно просто, я освоился буквально за пару дней. Там обозначены все струны и показывается в какой момент по какой из них ударять и с какой длительностью.

Фактически вот они три кита обучения: видео-разборы, табулатуры и метроном. Потом уже люди начинают снимать на слух методом подбора, но это уже более дальняя перспектива.

Параллельно с изучением вещей, вы будете знакомиться с различными приёмами игры: слайд, бэнд, легатто, флажолетты и т.д. Они могут вам попадаться в самих вещах или их можно отрабатывать отдельно на перспективу. Начните в первую очередь с глушения и с переменного штриха. Можете также отрабатывать различные упражнения для развития рук.

Но, в целом, совет один – просто играйте. Берите знакомые произведения, которые вам нравятся и пробуйте. Если у вас не получается сыграть целое произведение, разучивайте его кусочек. Словом важна практика.

На данном этапе могут возникнуть следующие проблемы. Во-первых, ученик может приучить себя неправильно играть какие-то приёмы и переучиваться потом сложнее. Если посмотреть известных гитаристов то далеко не все из них даже держат правильно гитару. Некоторые из-за этого, по собственным словам, испытывают проблемы в технике, но переучиваться уже не хотят. Поэтому без преподавателя этот момент может вызвать сложность. Решается проблема самоконтролем, если внимательно смотреть качественные видео и повторять, подобную кривизну можно свести к минимуму.

– Дядя Паша, не бей! Я же тебе деньги плачу! – ученик.
– Засранец, ты руки держишь на гитаре не под тем углом! Я же тебе выравнивал их по транспортиру! – Забуруев

Второй проблема, которая может возникнуть без преподавателя, это самодисциплина. Когад тебе задают задание, ты должен его выполнить к следующему уроку хочешь ты этого или нет. При самостоятельном же обучении возникает явление прокрастинации, когда ты то загораешься, то остываешь и откладываешь на потом. Процесс обучения в итоге буксует, затягивается. Справиться с этой проблемой можно с помощью системы личных поощрений для создания мотивации, чтобы вам не нужен был дядя с кнутом над вами. Вспоминается один китайский программист, живущий в США, который дал объявление в интернете, что ищет человека, который давал бы ему кулаком по морде каждый раз, когда он начинает отвлекаться от работы.

Третья проблема – это низкое качество многих разборов и табулатур в интернете. Стоит искать материал тщательно, а не подрожать дворовым гитаристам. Но сейчас хватает качественных видео, где люди объясняют нюансы игры, даже добавляют в видео качественные табулатуры. Поэтому совет тут новичкам прост – не кидайтесь разучивать всё подряд по первым же увиденным видео.

Стоит отметить такой нюанс, что развитие музыкальной памяти, слуха и мышечных навыков идёт постепенно. При всём желании, даже если вы будете сидеть по 12 часов в сутки, процесс идёт с определённым торможением. У меня часто возникала ситуация, когда что-то не получается, ты играешь, играешь, откладываешь гитару. Потом возвращаешься спустя несколько дней к тому же материалу и видишь, что у тебя начинает уже получаться, причём практически с ходу.

Вернёмся к вопросу, стоит ли идти к преподавателю. Если вы знаете действительно хорошего, вам его рекомендовали или просто пришли к кому-то и вам действительно понравилось, вы ощутили прогресс, то ничего плохого в таком обучении нет. Но если вы видите, что-то не то, всё идёт как-то не так, то не стоит ждать, когда вы перегорите. Поверьте, это такое состояние, когда никакую гитару в руки брать просто не хочется уже, интерес пропадает. Поэтому я не желаю вам его ощутить.

Очень важно, чтобы преподаватель не вызывал у вас чувства неприязни. Порой ты про себя думаешь в таких случаях: “Перетерплю, главное, я получаю знания”. Но ты весь этот негатив начинаешь в себе накапливать на уровне подсознания и потом всё это аукнется так или иначе. Можно вообще потерять интерес к инструменту, прекрасное чувство вдохновения, магии от соприкосновения с музыкой и просто уже будет ничего не хотеться.

Когда вы уже создадите у себя базовые навыки игры, будете вполне уверено играть хотя бы не слишком сложные вещи, тогда уже можно сходить к какому преподавателю отточить технику, узнать какие-то нюансы игры, которые вы не смогли найти на Ютубе или исправить конкретные проблемы, например, нехватку скорости в своей игре. Но идти заниматься с нуля я, учитывая свой опыт, порекомендовать не могу ни к кому в Москве. Изучив разные методики, я не нашёл такую которая бы мне приглянулась. По сути это одна и та же методика: сначала упражнения, рифы – эти элементы повисают в воздухе, потом уже какие-то слишком сложные для новичка вещи с ними. Нельзя человеку, который не в состоянии даже простые вещи Цоя сыграть хорошо, давать вещи со сложной техникой. Вот в итоге и нет игры, а есть только знания нюансов и ковырения в струнах медиатором под метроном.

Фактически получается замкнутый круг. К преподавателю нет смысла идти, если ты не освоил хорошо уже базовую игру, а самостоятельно базис человек часто осваивает криво и ему приходится потом переучиваться. И в итоге уходит на освоение инструмента гораздо больше времени, чем могло бы быть. Но сейчас уже на Ютубе обилие хорошего материала, не то что в начале 00-х, поэтому будем надеяться это новичкам поможет. Если вы в состоянии контролировать процесс обучения сами, то по Ютубу, судя по моему опыту, процесс обучения идёт гораздо эффективней, чем с преподавателем. Попадаются среди них и такие, кто ради личной выгоды повезёт вас на соседнюю улицу “через Рязань”. Вспомнился сейчас один парнишка, кто проучившись у одного преподавателя лет 6, пошёл к другому и тот, послушав его, только сдержанно сказал: “Есть много ещё над чем работать”.

Мечта многих новичков, начавших заниматься музыкой – создать свою популярную музыкальную группу. Тут у Мальвины даже цвет волос модный – сейчас цветные волосы популярны.

Желаю вам освоить инструмент на хорошем уровне, чтобы электрогитара вас радовала. Не позволяйте ничтожным людям издеваться над вами. За свои же деньги совершенно не стоит прыгать вокруг кого-то на цыпочках, заглядывая в рот. Разумеется, преподавателю надо относиться с уважением, но в пределах разумного. Если вы платите деньги, вы должны получить качественную услугу, а не понты за приобщение к уже изрядно поблекший сакральном культу электрогитары. Количество хороших гитаристов в России всё увеличивается и в итоге преподаватели, чтобы заработать, вынуждены будут оставить свои понты и начать улучшать программы. Либо они подстроятся под рынок, либо конкуренция их задавит и они уйдут из бизнеса преподавания. Уже сейчас поток учеников из-за кризиса в России у них уменьшился. Люди хотят платить за конкретную качественную услугу и получать результат, а не непонятно что.