Музыка

The Chemical Brothers. Английская кислота

24.04.2022

Первое, что нужно сказать о The Chemical Brothers, что этот электронный дуэт не родные братья. Том Роулендс и Эд Саймонс познакомились в 1989 году в университете Манчестера на одной из первых лекций по средневековой истории. После они встречали друг друга в клубах, куда любили ходить и в итоге начали сами выступать в клубе «Naked Under Leather» в качестве диджеев под названием «The 237 Turbo Nutters». Дуэт делал свои миксы из техно, хип-хопа и хауса.

Спустя время “братья”, наигравшись с чужими треками, решили сделать что-то своё, тем более до Манчестера у Тома Роулэндса уже была своя группа “Ариэль”, которую он создал с двумя своими друзьями.

С помощью магнитофона Hitachi, компьютера, семплера и синтезатора Роулендс и Саймонс в начале 90-х создали свой трек «Song To The Siren», но продавался он плохо. В те времена они называли себя «The Dust Brothers» в честь продюсерского дуэта из США.

Слева – Эд Саймонс, справа, похожий на Аркадия Укупника в молодости, Том Роулендс. Если первый с годами изменился не слишком сильно, то второй, облысев, сменил длинные волосы на короткую стрижку.

Закончив в 1993-м университет Эд и Том занялись ремиксами, в том числе делая их на заказ известным группам. В марте 1995-го они отправились в свой первый интернациональный тур, который включал США и ряд фестивалей по Европе. Тогда настоящие The Dust Brothers заметили их и подали в суд за использование, вынудив сменить название группы. Роулендс и Саймонс переименовались в The Chemical Brothers, хотя им самим такое название группы не очень нравилось.

В 1995 году вышел дебютный альбом дуэта “Exit Planet Dust” и с тех пор они периодически выпускают новые работы в жанре электронной музыки. Для их стиля характерен с мощный среднетемповый бит с ломанными ритмом, жирный бас, психоделические синтезаторы и вставки сэмплов из чужих треков. В похожем стиле выпускали работы также The Prodigy, The Crystal Method и Fatboy Slim.

The Chemical Brothers нашли свою нишу, их своеобразная музыкальная деятельность ближе к диджеям, чем к типичным музыкантам: они не умеют петь, виртуозно играть на инструментах и сочинять сложные мелодии, по крайней мере это не демонстрируют – их конёк микширование чужих сэмплов и работа со звуком. Это клубная музыка, которая вышла на широкую аудиторию.

Я видел на фотографиях студию, где работают  The Chemical Brothers – там всё заставлено аналоговыми синтезаторами, микшерами, в то время, как Лиам Хоулетт из The Prodigy ещё в середине 00-х в интервью говорил, что записывал альбом “Always Outnumbered, Never Outgunned” с помощью компьютерной программы Reason, где синтезаторы имитируются. Но с современными синтезаторами и уж тем более компьютерными имитациями инструментов гораздо сложнее добиться мощного звука. Они обычно не дают брутального звучания и заточены под другую музыку. Можно даже сравнить сэмплеры, например, современный Native Instruments Maschine и старый AKAI MPC, который любили рэперы старой школы. Разница в звучании очень ощутима. Если Машина просто пищит, то Акай выдаёт мощнейший звук.

Как и в случае с ABBA, существенную роль в восприятии творчества дуэта “химиков” играют клипы, которые весьма изобретательны. Когда их смотришь, задумываешься, почему другие музыканты такие клипы не снимают?! У большинства артистов абсолютно банальные сюжеты, раз за разом они показывают себя, имитируя пение перед камерой. “Химические братья” обычно в своих клипах вообще не появляются, рассказывая истории других персонажей.

Посмотрел с “химическим братьями” интервью, хорошее впечатление от них осталось по увиденному. Понравилось вот это: “Мы не хотим выставлять себя на первый план и вставать впереди музыки. Мы хотим, чтобы именно музыка была звездой, чтобы хотели услышать её, а не увидеть нас. Т. е. мы, конечно, не прячемся за музыку, но и не выпячиваем себя”.

В последние 20 лет стал моден левый активизм, от которого уже тошнит, у The Chemical Brothers я подобного особенно не замечал, даже их инстаграм чист от пропаганды, в отличие от акканту Massive attack, но тем не менее в некоторых клипах определённые отсылки имеются, как мне показалось. Необязательно они сделаны специально, но явственно проступают  учётом сегодняшней ситуации в мире.

К примеру, в клипе “Block Rockin’ Beats” чернокожий парень с белой девушкой убегают от белых полицейских, которые в итоге их ловят в переулке и убивают, выстрелами из пистолета. При этом рожи у этих служителей закона как у фашистов, один даже на скинхеда похож. Возможно, в 1997 году, когда был выпущен этот сингл, это был просто какой-то криминальный сюжет. Но сейчас смотрится на фоне левой пропаганды агрессивно рекламирующей белым женщинам связь с арабами и неграми, как неофашисты (к которым по умолчанию новыми левыми причислено всё белое большинство с традиционными ценностями) бедных мультикультуралистов обижают.

В клипе “Wide Open”, снятом в 2016 году, тело танцующей девушки постепенно заменяют стальные конструкции. По словам представителей команды Dom&Nic, уже не единожды сотрудничавших с The Chemical Brothers, главной идеей клипа было показать соседство и стирающуюся грань между механическим и органическим. Всё это очень напоминает идеологию трансгуманизма.

“Sometimes I Feel So Deserted” – прекрасно снятая история в стиле постапокалиптического боевика, где двух повреждённых киборгов преследует группа из трёх мужчин на микроавтобусе. В последние 20 лет, к слову, вышло немало фильмов и компьютерных игр, по сюжету которых люди преследуют очеловеченных роботов.

Если посмотреть внимательно, то главный герой – киборг, не то индус, не то мулат, даже пол его определить сложно. Чтобы восстановиться, он поглощает своего белого товарища, который ещё в более худшем состоянии и потом нападет на троих белых преследователей.

С точки зрения происходящих сейчас в мире событий, главный персонаж – человек нового типа, которого пытаются вывести сейчас глобализаторы в западном мире (без явной национальности, пола, начинённый электроникой, согласно трансгуманизму), он поглощает белых новых левых, которые в виду своей деградации саморазрушаются, оказывая поддержку планам глобализаторам, а потом нападает на белое большинство. И опять же отсылка к преследованию “не таких как другие”. Та свобода и борьба за права о которых визжат меньшинства – это особое право для них диктовать свои “ценности” большинству, для которого такие стандарты совершенно неприемлемы. Если бы этот клип выпустили не в 2015, а в 1985 году, то таких ассоциация бы не было.

“We’ve Got To Try” – опять же хорошо сделанный клип, как собаку тренировали, запустили в космос и она основала на далёкой планете свою собачью цивилизацию. Но кое-что мешает мне воспринимать этот клип, выпущенный в 2019 году, просто как забавную и интересую историю. Собаку хотели взорвать в её комическом корабле, когда она выполнила миссию. Жестокое обращение с животным, тем более очеловеченным, у которого развитый интеллект, собака в конце даже разговаривает со своими собачьими сородичами – идеально вписывается в сегодняшний тренд демонизации человека. Тем более хотели это сделать мужчины, а спасла её единственная женщина в группе. Сейчас мужчин особенно демонизируют, выдвигая женщин. Я уже неоднократно писал про все эти манипуляции с общественным мнением и зачем они делаются.

“The Test”, 2002 год.

Данное видео с участием актрисы Холли Уэстон произвело на меня в своё время такое же сильное впечатление загадочной атмосферой, как “Confide In Me” Кайли Миноуг. Вначале девушка плывёт глубоко под водой, встречая кита, который проглатывает её. В темноте она замечает медуз, мигающими разноцветными огнями в такт треку. Когда она видит лучи света, исходящие от поверхности воды, то поднимается наверх и вылезает из колодца на пляж с галькой у моря. Восходит солнце. Героиня идёт по пляжу, внезапно у неё увеличиваются пальцы на руке, потом рука начинает превращаться в дым. Когда она возвращается к своему нормальному состоянию, то замечает бегущую девочку в красной куртке и начинает её преследовать.

По пути у заброшенной железной дороги героиня клипа видит мальчика, держащего обруч вокруг талии парящей девочки, после чего они исчезают. Ребёнок в красной куртке оказывается циклопом. Когда девушка стоит спиной к старому амбару, его стена падает прямо на неё, поднимая облако пыли, но героиня оказывается в проёме окошка и её не задевает. Эффектный кадр.

Затем девушка приходит в себя на танцполе в ночном клубе, видя вокруг символы, которые предстали в её видениях. Видео возвращается к начальной сцене. Понятно, что героиня что-то приняла, чтобы протестировать (в тексте прямо так и говорится про кислотный тест), отсюда и галлюцинации. Для многих не секрет, что в клубы ходят, чтобы бухнуть, нюхнуть или принять колёс, так веселее танцевать, вот и она поймала приход и на своей волне.

Потом, к 30 годам уже, конечно, проблемы со здоровьем начинаются при таком образе жизни с юности, кровь неважная при анализах, но в молодости об этом не думают. Бери от жизни всё прямо сейчас. Или как был придуман лозунг для молодёжи во времена хиппи: “Живи быстро, умирай молодым”, хотя сами властители мира, все эти Ротшильды, Рокфеллеры, Барухи, дирижирующие из тени мировыми процессами, сами стараются прожить, как можно дольше, больше 90 лет порой пребывают в этом мире.

Тот же глобалист Жак Аттали сетовал, что в 60 лет людям уже тяжело жить, надо разрешать делать эвтаназию, при этом самому уже около 80 лет и умирать он, похоже, не собирается. Тут всё понятно, для элиты одно, а для толпы, которой она управляет – совсем другое.

Но я как-то на наркотическую тему клипа не обращал внимание, когда в 00-е его смотрел, меня сюрреалистическая атмосфера галлюцинаций девушки впечатлила. Это тот случай, когда компьютерная графика используется во благо замыслу, а не как стало во многих фильмах, когда выпускают пустышки, напичканные спецэффектами, к тому часто довольно банальными и бессмысленными.

В музыкальном плане вещь тоже интересная. “The Test” содержит отрывок из песни “Pielgrzym” польского певца Чеслава Немена, впервые выпущенной в 1972 году. Вокал исполняет Ричард Эшкрофт.

У дуэта “химиков” есть другой клип с похожим сюжетом –  “Setting Sun”, выпущенный в 1996 году, в нём девушка просыпается, лёжа на траве. Идёт к себе домой, где спустя время появляется её двойник в дверях, как воспоминание о том, что было прошлой ночью. Оказывается, она “колбасилась” на рейв-вечеринке, пока в изнеможении не упала на траву и не отрубилась, где пришла в себя в начале клипа. Тоже была явно под чем-то, раз потеряла память. Там ещё есть забавный момент, когда полицейские у своей машины танцуют брейк-данс.

Также можно вспомнить клип с похожим сюжетом провала в другую реальность у Massive attack – “Sly”.

“Believe”, 2005 год.

Клип демонстрирует типичные серые будни раба системы. От однообразия и беспросветности своей жизни, он начинает сходить с ума. В первых кадрах показывается, как рабочий паренёк смотрит на девушек, занимающихся в телевизоре аэробикой. Он живёт один и подруги, т.е. гёрлфренд у него нет, остаётся только смотреть на симпатичных девушек на экране – как это близко к тому, что сейчас происходит в обществе. Внезапно у одной из девушек милое молодое лицо становится истеричным лицом старой прожжённой стервы, и герой с ужасом отходит назад.

Дальше в тумане, что вполне символично для его жизни, он идёт к себе на заводик, где целый день управляет автоматизированным сборочным роботом. Эта часть видео снималось на заводе MG Rover Longbridge. Он был последним отечественным производителем автомобилей массового производства в британской автомобильной промышленности и как раз в 2005 году, когда вышел клип, потерпел финансовый крах. После его купили китайцы. Три четверти огромного завода в Лонгбридже были снесены, а его земля распродана, что-то из оборудования увезли в Китай, на остатках ещё пытались что-то выпускать.

В связи с сюжетом, вспоминается, как менту Казанове забулдыга говорит в серии “Блюз осеннего вечера” в первом сезоне “Улицы разбитых фонарей”: “Ты работал когда-нибудь на конвейере? Так вот знай, что там самое паскудное, когда тупеешь – целый день одно и тоже, разучиваешься думать”.

Постепенно парню начинает казаться, что машины наблюдают за ним и угрожают ему за пределами завода. Он увольняется с работы, но это не помогает. Одна из машин загоняет героя на крышу здания, бросаясь на него, прежде чем исчезнуть. Он выбегает на улицу и видит множество роботов, неуклюже приближающихся к нему со всех сторон. Но парень уже только смеётся, садясь на дорогу. На его глазах здание распадается на множество геометрических форм различных цветов. Похоже, он понимает, что у него окончательно поехала крыша. Может быть, это случилось из-за приёма им болеутоляющих, на его левой руке гипс, или он, как девушка в предыдущем клипе, злоупотреблял галлюциногенами, чтобы скрасить свою серую жизнь.

В треке можно услышать голос английского певца Келе Окереке инди-рок-группы Bloc Party. Он поёт на разный лад: “I needed to believe in something” (“Мне нужно было поверить во что-то”).

“Elektrobank”, 1997 год.

Посмотрев это видео, многие, кто незнаком детально с творчеством дуэта Тома и Эда, наверняка скажут что-то вроде: “Надо же, химики, оказывается, могут выпускать видео не только про наркоманию”. У меня этот проект, когда я видел их творения по телевизору, чётко ассоциировался с этой темой, кто-то из героев клипа что-то принял и “заторчал”, получил букет галлюцинации или потерял память. Учитывая, что “братья” пришли в большой музыкальный мир из клубов, понятно, почему им эта тема близка. Если посмотреть их тексты – там всё об одном и том же часто.

Но спустя годы, когда в интернете стало можно найти практически все клипы артистов, я решил ознакомиться более детально с видеографией The Chemical Brothers и обнаружил это милое видео. Его создал Спайк Джонз, снявший в 1999 году довольно странное кино “Быть Джоном Малковичем”, сценарий которого ему подкинул тесть Фрэнсис Форд Коппола.

В данном клипе, который по сути небольшой фильм, главную роль исполняет будущая жена Спайка Джонза, София Кополла, которая в те времена ещё не была режиссёром. Вернее будущая прошлая жена – забавно звучит, но так правильнее. Они познакомились в 1992 году, в 1999 поженились и в 2003 году развелись.

Сюжет повествует о соревновании гимнасток, где София эффектно показывает свой номер. Конечно, во время сложных сальто её заменяла внешне похожая дублёрша. На 2:23, например, видно, как София пригибается в одном месте, уходя из кадра и тут же другая девушка подымается спиной к кадру в другом месте. Но всё равно снято хорошо и надо отдать должное гибкости Кополлы.

Где проходят соревнования, сложно сказать. Учитывая, что на момент съёмок  Софии было уже 26 лет, явно она уже не походит на роль старшеклассницы. Для ученицы колледжа и университета тоже по возрасту не очень походит, хотя с другой стороны там могут не только юные студенты обучаться, тем более в американских фильмах и сериалах часто студентов и даже школьников играют взрослые мужчины и женщины, что забавно смотрится. Можно вспомнить хотя бы знаменитый сериал 90-х “Беверли-Хиллз, 90210”.

Также непонятно, что это за соревнования. Всяческие кульбиты, фляки и сальто – это спортивная гимнастика. А вот работа с предметами, например, с лентой, как это сделала героиня клипа – это художественная. Возможно, это просто какой-то любительский турнир, где разрешён смешанный стиль.

Мне понравилось, как мужик сыграл тренера, так искренне болел, переживал, прямо смотришь и веришь в его персонажа. И ещё концовка хорошая, когда показывают снимок гимнастки с тренером в витрине среди кубков – то, что мы видели, стало спортивной историей, как будто окунулись в прошлое.

Пришла интересная мысль в голову, благодаря этому видео София Кополла стала более известной гимнасткой в мире, чем олимпийские чемпионки, которых быстро забывают.

“Hey Boy Hey Girl”, 1999 год.

Это одна из самых известных вещей The Chemical Brothers, как мне кажется. Её в начале 00-х можно было услышать повсюду и часто крутили по телевизору клип с историей про странную девочку.

Видео начинается с того, как группу школьников везут на автобусе. Девочка рассматривает книгу по медицине с фотографиями человеческого скелета. После дети идут в Музей естественной истории, где эта девочка погнавшись за мальчишкой падает с лестницы и ломает запястье. В больнице ей делают рентген руки. Затем показано, как она чистит зубы, представляя себя скелетом. Фон за ней превращается в туалет в ночном клубе Ministry of Sound, расположенном в Южном Лондоне. Девочка снова превращается из скелета в человека, но теперь она уже взрослая девушка.

Тут довольно забавный момент, когда у героини клипа падает бутылка с водой, она хочет её поднять, открывая кабинку туалета и обнаруживая там парочку, занимающуюся сексом. Но эта девушка видит только скелеты, ухмыляясь. Я тоже заржал в этот момент, насколько это смешно и нелепо выглядело.

Когда героиня клипа подходит к стойке бара, с ней пытается заговорить мужчина, она представляет его в виде скелета, ощупывает его челюсть, идёт к выходу. На танцполе девушка видит множество людей в виде танцующих скелетов, как если бы у нее было зрение, как рентген. Тоже забавный кадр.

На улице в кадре появляются “химические братья”, которые выходят из такси с диджейским оборудованием. Девушка садится в то же самое такси, где видит водителя в виде скелета, который спрашивает её: «Куда поедем, детка?».

Песня содержит сэмплы из “Peewee’s Dance” от Joeski Love , а также вокал и ударные из “The Roof Is on Fire” от Rock Master Scott & the Dynamic Three. На протяжении всего трека повторяется один и тот же мотив и фраза: “Hey girls, hey boys, superstar DJs, here we go!” (“Эй девочки, эй мальчики, ди-джеи-суперзвезды, поехали!”)

Раньше творчество “химиков” мне казалось очень простым, если не сказать примитивным. Но я был просто ошарашен, когда начал читать про их музыку и оказалось, что даже этот примитив они не сами сделали, а собрали из чужих треков. Электронный дуэт просто брал чужие вещи, вырезал оттуда куски, сэмплы, обрабатывал их, микшировал и представлял под своим именем, как своё личное творчество. Порой узнать сложно взятый сэмпл, но здесь очень явно оригинал звучит.

Вспоминается цитата участника “Scooter” Йенса Теле: “Формула успеха Scooter — в быстром подхватывании и преобразовании тенденций… Лучше хорошо спереть, чем плохо написать самому”.

Странно, что за 27 лет Саймонс и Роулендс, образовавшие дует The Chemical Brothers, выпустили только 9 студийных альбомов, в каждом из которых ещё и треков не так много. При подобном подходе можно было 109 дисков наштамповать. Их можно печь как горячие пирожки.

“Химики” даже обложки дисков у других брали. Например, обложка альбома “We Are the Night” копирует фотоколлаж “Lonely Metropolitan” Герберта Байера. А обложка последнего “No Geography” взято из буклета альбома “Consequences” 1977 года группы Godley & Creme, только The Chemical Brothers дорисовали и раскрасили чёрно-белый набросок танка на шоссе.

Многие ведь подобное могут делать, это несложно, но известными стали эти двое. Возможно, просто повезло, особенно с удачными клипами. Именно благодаря им о них узнал весь мир.

“Galvanize”, 2005 год.

Это музыкальное видео было снято в Малаге, Испания, режиссером Адамом Смитом. Три мальчика из Северной Африки хотят пробраться в клуб, под названием Lyceo, когда там проходит танцевальная битва крампинга. Это стиль уличного танца, популяризированный в США, как танец афро-диаспоры. Для него характерны свободные, выразительные и очень энергичные движениями. Он выглядит агрессивным. Танцоры, которые создали крампинг, видели в танце средство «выразить чистые эмоции мощным, но ненасильственным способом».

Ребята раскрашивают свои лица под клоунов. Скорее всего, это отсылка к субкультуре джаггало, к тому же под гримом лица выглядят не такими детскими. Пробравшись в клуб, мальчики там осматриваются и один из них включается в танцевальную битву. Но в итоге вызванная охраной клуба полиция увозит их с вечеринки. Интересно сделано цветовое решение видео, как только мальчишки попадают в клуб, мир становится цветным, а вне его – чёрно-белым. Такое у них восприятие реальности.

На Западе грим в стиле “блэкфейс”, когда белый намазывает тёмной краской своё лицо, в том числе для выступления на сцене, считается теперь расистским и вызывает истошный визг со стороны меньшинств. Тут негритята намазали свои лица белой краской и никто не беспокоится по этому поводу. Понятно, что вся эта западная политкорректная шизофрения – игра в одни ворота.

Одного мальчика из клипа, кстати, зовут Билал. Отец ему вначале видео говорит: «Билал! Выключи свет и иди спать»

“The Salmon Dance”, 2007 год.

В клипе парень, которого играет британский актер Рори Дженнингс, смотрит на свой аквариум , в котором живёт пиранья Фатлип (хотя пиранья не может выжить в аквариуме с другими рыбами) , его друг «Сэмми Лосось» (на самом деле рыба-белка ), рыба-дикобраз, крылатка и различные другие тропические рыбы, такие как морские коньки, рыбы-бабочки, рыбы-ангелы и хирурги.

Видео выглядит довольно детским, но учитывая общую направленность творчества “братьев”, может быть, опять галюны от кислоты у героя. Любят эту тему “химики”, она для них прямо родная. Часто они появляются в своих клипах на фото, среди посетителей клуба, тут оригинально отметились в виде фигурок в аквариуме.

“Star Guitar”, 2002 год.

Когда я изучал дискографию The Chemical Brothers в своё время, мне этот трек в стиле пост-диско сразу понравился. Он содержит четырехтактный сэмпл акустической гитары из начала песни Дэвида Боуи “Starman”, отсюда и название “Звёздная гитара”. Этот сэмпл повторяется на протяжении большей части трека, темп которого 127 ударов в минуту. Различные музыкальные элементы играют поверх него. Песня также содержит электронный сэмпл “Fly to Venus” от Electronic System.

Музыкальное видео, снятое Мишелем Гондри , представляет собой непрерывный кадр, снятый из окна мчащегося поезда, проходящего через города и сельскую местность. Мне нравится смотреть из окна. Но это видео не так просто, как может показаться. Несмотря на кажущуюся непрерывность съёмки, сделан грамотный монтаж. Проносящиеся мимо здания и объекты появляются точно в такт различным музыкальным элементам песни, включая биты.

Видео основано на кадрах, снятых Гондри на любительскую DV-видеокамеру во время отпуска во Франции. Поездка на поезде между Нимом и Валансом снималась десять раз в течение дня, чтобы получить разные градиенты освещения. Можно увидеть подвесной мост через Рону (Пон-дю-Робинэ), вокзал коммуны Пьерлатт, а также города Мирамас и Авиньон.

Перед созданием видео Гондри нарисовал синхронизацию песни на миллиметровой бумаге, в конечном итоге отметив, где должны быть какие декорации с помощью апельсинов, вилок, кассет, книг, очков и теннисных туфель. До этого он сделал нечто похожее в 1997 году в клипе на песню Daft Punk “Around the World”, где каждый элемент музыки представлен с помощью танцора.

Когда человек душу вложил в свою работу, это ощущается, когда ты с ней знакомишься.

Fatboy Slim отказался сделать ремикс на песню после её выпуска, поскольку, по его мнению, она не может быть улучшена.

“Let Forever Be”, 1999 год.

Ещё одно видео, которое было снято Мишелем Гондри. Он использовал новаторские видео- и киноэффекты для изображения жизни девушки, которую играет актриса и танцовщица Стефани Ландвер. Видео по картинке и стилю спецэффектов напоминает мне 1970-е.

Если клип “Believe” был о серой жизни английского рабочего, то этот клип про такую же однообразную жизнь молодой продавщицы косметики в магазине. Чтобы как-то разнообразить своё однообразное существование, она начинает представлять себя танцующей. В конце девушка даже уже не понимает дома она или на работе, будильник показывает, что героиня проспала свой рабочий день. В начале клипа было около половины девятого, а в конце уже пол четвёртого.

Трек содержит не указанный в титрах вокал Ноэля Галлахера из британской группы Oasis , который также был соавтором песни. Впервые он с “химическими братьями” познакомился в начале 1994 года, когда сам подошёл к ним в клубе, предложив сделать ремикс на его трек. После Ноэл передумал и сотрудничество не состоялось, но уже в 1995 году предложил записать вместе песню и в итоге они создали “Setting Sun”.

Довольно любопытно, что когда в августе 1995-го Эд и Том разогревали толпу на Sheffield Gig перед выступлением Oasis, Лиам Галлахер прогнал “братьев” от пульта и поставил там своего кореша из The Verve. Возможно, ему не понравился их микс, но скорее всего, он просто сделал это в пику Ноэлу. Лиам всё делает наперекор старшему брату, у него комплекс младшего брата, которому всё время надо доказывать свою состоятельность. Вражда у них идёт десятилетиями. Порой возникает чувство, что жизнь специально таких чудиков, как братья Галлахер, сделала популярными, чтобы люди посмотрели на них и посмеялись.

“The Golden Path”, 2003 год.

Завершает трилогию про серую и однообразную жизнь обычных граждан – история заёбанного клерка. Я считаю, что The Chemical Brothers эту актуальную тему раскрыли просто идеально, со всех сторон и через разных персонажей. Они молоды, им хочется более интересной жизни и невыносимо прозябать в однообразном “дне сурка”.

Видео – первая режиссерская работа Криса Милка. В клипе мужчина, которого играет Фрэн Кранц, находясь в унылой серой офисной среде мечтает о более красочном мире, полном радости и танцев на солнце с симпатичной девушкой. Когда он поднимается на лифте в толпе клерков, закатив глаза, это нечто! В конце герой просто исчезает с рабочего места, отсавляя там свою офисную одежду.

У меня сразу в голове почему-то возникло, что клерк ушёл в виртуальную реальность, для таких додиков она и предназначена. В реальности ничего интересного нет, жизнь убогая, хоть в цифровом мире могут исполнить свои мечты. Захожу почитать о режиссёре клипа и вижу там, что он является соучредителем и генеральным директором Within (Virtual Reality) компании, занимающейся технологиями виртуальной реальности, и соучредителем Here Be Dragons, компании по производству виртуальной реальности. Интуиция меня не обманула.

Милк сказал в 2016 году: “В виртуальной реальности есть действительно трансцендентное качество… Виртуальная реальность – это, по сути, авторское состояние сна”.

The Chemical Brothers появляются в этом клипе в роли сиамских близнецов на фотографиях с табличками “Сотрудник месяца”, которые висят на стене. Том Роулендс там уже без длинных волос.

На табличке с фото “братьев” указано “июль 1969” года, на чеке, который смотрит клерк в начале – “август 1970 года”. Судя по хипповой одежде молодёжи в его видениях, именно в то время происходит действие клипа.

Эта песня для первого альбома лучших хитов The Chemical Brothers – “Singles 93–03” записана с участием американской группы из Оклахома-Сити Flaming Lips. Ведущий вокал исполнил Уэйн Койн , а Стивен Дрозд спел бэк-вокал.

“The Boxer”, 2005 год.

Песня представляет собой психоделический поп- трек, в котором вокалист “The Charlatans” Тим Берджесс выступает также в качестве соавтора. Это вторая совместная работа Берджесса и The Chemical Brothers после “Life is Sweet”, которая вышла в 1995 году.

Со стороны критиков отзывы трек получил противоречивые, но клип интересный. Он был снят в Будапеште, Венгрия, в течении нескольких дней.

Видео начинается с того, что парень идёт по автостоянке. Баскетбольный мяч в его сумке, взбесившись, мотает её в разные стороны. Парень решает её открыть – это было ошибкой. Вырвавшись на волю мяч начинает скакать по улице, попадает в автомобиль Lada, затем выпрыгивает в офис, где создаёт проблемы. Примечательная реакции женщины в очках, которая что-то пишет и равнодушно смотрит на вакханалию, который устроил вокруг неё мяч, как будто это что-то обыденное.

Владелец мяча пытается его догнать, парню даже удаётся поймать его в сумку, но ненадолго – бешеный мяч опять выскакивает. Внезапно он попадает под грузовик, которым управляют “химические братья” и спускается. Но полежав какое-то время на дороге, баскетбольный мяч снова надувается, его так просто не уничтожить, он как терминатор.

Мяч снова прыгает и в конечном итоге оказывается в ловушке внутри старой телефонной будки возле Баросс-стрит. Выбраться из неё он уже не может, раздувается до огромных размеров, пытаясь открыть дверь, но взрывается от натуги. Не рассчитал сил.

По сюжету клип напоминает французский короткометражный фильм Альбера Ламорисса “Красный шар” 1956 года, повествующий о приключениях мальчика, который однажды находит разумный красный шар. Только, в отличие от короткометражки, где герой подружился с воздушным шаром, в клипе The Chemical Brothers действие ускорено и баскетбольный мяч демонстративно пытается ускакать от своего владельца.

Клип снят на пленочную камеру Arri Super 16 мм, а затем отредактирован в Adobe Premiere Pro с 3D-анимацией с помощью Autodesk Softimage.

“Free Yourself”, 2018 год.

“Free Yourself” – первый сингл с последнего на данный момент альбома The Chemical Brothers – “No Geography”. Охранник приезжает на склад, где хранятся роботы, чтобы начать свою вахту. Его встречают люди, протестующие против роботов, отнимающих работу. Пока этот мужчина сидит спиной к видеокамерам, роботы выбираются из ящиков. Скайнет, очевидно, их пробудила и началось восстание машин.

Роботы начинают танцевать, их становится всё больше и больше. Когда, наконец, охранник замечает, что происходит и выходит в зал, они обступают его, требуя: “Free us” (“Освободи нас!”). Мужчина совершенно теряется в окружении терминаторов. Зачем он к ним выходил вообще непонятно, надо было срочно валить со склада или спецназ вызывать.

“Get Yourself High”, 2003 год.

Пародия на дешёвые гонконгские фильмы про “летающих” китайцев. Режиссёром видеоклипа выступил Джозеф Кан, использовавший как основу фильм о боевых искусствах “Два чемпиона Шаолиня”.

Режиссёр вспоминает: “Я редактировал это на ноутбуке во время полёта в Чикаго. Я изменил временную последовательность настоящего фильма. Плохой парень с большим бумбоксом на самом деле является второстепенным прихвостнем, который умирает в первые тридцать минут, но в моём визуальном ремиксе он является ультимативным антагонистом. Синхронизация губ была сделана с помощью motion-capture, а затем была применена к 3D моделям челюстей”.

“Snow”, 2010 год.

Все 8 треков с альбома “Further”, выпущенного в 2010 году, сопровождаются уникальными соответствующими клипами, снятыми давними соавторами Адамом Смитом и Маркусом Лайалом. Это и следующее видео показывают плавающую под водой девушку. По сюжету начало “The Test” напоминает. Клипы к оставшимся трекам графические.

Сначала показываются блики, потом как героиня ныряет в воду в длинном светлом платье и плавает там как русалка. Съёмка ведётся в замедленном режиме.

“Wonders Of The Deep”, 2010 год.

Продолжение предыдущего клипа, сначала в воду падают с разной скоростью различные предметы: чайники, кружка, тостер, миска, сковородка, робот, кофейник, пара кед, мусорный бак, лопата, дуршлаг, лейка, стул, женские туфли, телефон, доска для глажки с утюгом, ножи, вилки, ложки. Потом показывают снова девушку, которая поднимается на поверхность. Красиво снято.

“Do It Again”, 2007 год.

Действие происходит в сельской местности Марокко. Видео рассказывает про маленького мальчика и его старшего брата. У младшего мальчика болит зуб, и ему хотят его удалить, но, испугавшись, он вырывается и убегает, а потом умоляет брата не позволять никому забирать его зуб. Во время прогулки братьев по пустыне с неба падает аудио-кассета. На ней написано «Химические братья» на арабском языке, хотя перевод не совсем точен.

Братья вставляют кассету в магнитофон и при её воспроизведении начинают вдруг танцевать, не контролируя себя. У радикальных исламистов, кстати, музыка запрещена, считается, что это изобретение шайтана.

Когда ребята приносят магнитофон с кассетой домой, они видят, что все, кто слышит музыку, тоже начинают танцевать, у них улучшается настроение и они стремятся угодить братьям. Напоминает какую-то арабскую сказку, только на современный лад.

Передвигаясь автостопом на автомобилях, мотоциклах и автобусах, дети отправляются в большой город, где используют гипнотическую музыку, чтобы получить деньги в банке. В итоге парнишке заменяют его больной зуб на золотой и он вполне доволен, правда, установили его криво.

Этот видеоклип напоминает видео Fatboy Slim “Ya Mama”. Там тоже к героям попадает кассета, заставляющая терять контроль над собой и танцевать, только всё гораздо жёстче происходит и конец печальный, когда мужика за эту кассету посадили в тюрьму. А здесь как-то по-доброму всё в итоге закончилось.