Общество

Пирамида потребностей Маслоу и учение Михаила Литвака

28.05.2020

Поговорим про известную пирамиду потребностей Маслоу, на сколько она соответствует нынешней действительности и заодно рассмотрим аналогичную пирамиду российского психотерапевта Михаила Литвака.

Начнём с последнего. В своей книге “Если хочешь быть счастливым” он выдвигает следующую концепцию: на первом месте у человека собственное “я”, потом сотрудники, обеспечивающие ему жизнь и безопасность, затем жена, потом дети и затем родители. Такие круги, можно сказать.

Последние 3 круга, как я понимаю, отсылка к знаменитой истории-загадке, если тонут одновременно твоя мать, жена и ребёнок, кого ты будешь спасать в первую очередь? Армяне выбирают часто мать, для них она – святое. Многие выбирают спасать детей. Но правильным ответом с точки зрения логики считается – спасти жену. Родители тебе всё уже дали, детей жалко, но жена может ещё родить. Хотя смотря какая жена, может, она уже бесплодна или надоела мужу. Но тем не менее такая притча.

Михаил Литвак на встрече со своими читателями.

По Литваку можно детей, родителей или жену поставить на второе место, если начинаешь с ними в чём-то сотрудничать. Такой взгляд на жизнь человека и его цели. У кого-то может и сработать, в зависимости от ситуации. Вот небольшой рассказ про применение психологического айкидо Литвака в жизни. Парень применил, получил по шее и потом пожаловался Борису Литваку, продолжившему дело отца.

История про применение психологического айкидо Михаила Литвака на улице с гопниками.

У Абрахама Маслоу несколько сложнее его конструкция. Кстати, сам он никогда рисунок своей пирамиды не делал, только выработал концепцию, согласно которой ты движешься от одних потребностей к другим. После критики он сначала стал говорить, что эти потребности привязаны к возрасту и только 2 процента счастливчиков достигают высших целей к пятидесяти годам. А в конце жизни и вовсе признал свою концепцию недоработанной. Однако её часто продвигают без этих оговорок, как некую данность. Именно в таком плане мы и будем её рассматривать, а не с позиции оговорок автора.

Первые два уровня пирамиды Маслоу – первичные потребности, остальные – вторичные. Потребности первичных уровней, считал Маслоу, влияют на поведение человека прежде, чем потребности более высоких уровней: “Я совершенно убеждён, что человек живёт хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет”.

Первый этаж – это физиологические потребности: еда, вода, жильё, сон, секс. Возьмём, к примеру, еду. Если человек может набить желудок дешёвыми макаронами, достаточно это ему будет для перехода на следующий уровень или же ему надо добиться того, чтобы кушать омаров, хамон с пармезаном? Достаточно ему жить на чердаке в каморке или нужен пентхаус? Без удовлетворения полового влечения живут уже не только монахи, но и травоядные мужчины. Сон более однозначен. Если человек не спит ему не до высоких материй, была даже пытка в Гестапо и НКВД, когда не давали спать.

Так что этот уровень вроде правилен, а вроде и нет. Хемингуэй голодал в Париже, при этом занимаясь творчеством. Не мало французских импрессионистов жило в нищете.

Следующий уровень пирамиды – безопасность. Да, когда стреляют на улицах, человек будет заботиться о безопасности. Однако есть люди, которые специально ищут экстремальные ситуации в своей жизни: военные, полицейский спецназ, пожарные или любители экстремального спорта. Плюс к этому в нашем мире человек – это часть глобальных процессов и он просто не может ощущать себя в безопасности, когда вокруг него, то истерику по поводу эпидемии коронавируса нагнетают, то возникают экономические кризисы, то военные конфликты. Это при Брежневе был застой и всё относительно спокойно. В изменяющемся мире человек не может удовлетворить запрос на безопасность.

В данном случае любопытна концепция Стэнфордского «Фонда Чарльза Ф. Кеттеринга», программа Уиллиса Хармона «Изменение образа человека». Его ещё можно назвать проектом «мягкого» уничтожения человека. Много интересных подробностей об этом проекте можно обнаружить в книге Джона Коулмана «Комитет трёхсот». Там как раз описано то, что сейчас происходит в мире. Людей психически подавляют какими-то грандиозными скандалами, трагическими событиями, они должны находиться в шоке и отчаянии. Усиленное давление на душу нации с целью её изменения должно оказываться длительное время (не менее 10-20 лет) с помощью продвижения наркомании, ток-шоу на темы самых интимных сексуальных подробностей и прославления гомосексуализма, развала семьи, снижения уровня образования. Граждане «засыпают» и позволяют ввергнуть себя в апатию, вызванную чрезмерными возможностями выбора. Эти изменения трансформируют окружающую нас среду, лишают людей воли к сопротивлению: они становятся вялыми, апатичными. Для этого состояния существует специальный термин: «глубоко проникаю­щее длительное напряжение».

Методики и технологии оказания влияния на большие группы людей посредством глубоко проникающего длительного напряжения были разработаны «Тавистокским институтом» и его дочерними организациями в США: «Стэнфордским исследовательским институтом», «Рэнд корпорейшн» и другими учреждениями в США.

Третий уровень пирамиды Маслоу – социальные потребности: дружба, семья, принадлежность к какой-то группе. Если посмотреть на нищие страны, то не имея возможности удовлетворить первые две потребности, люди сразу перескакивают к третьей и всё равно заводят семьи. В СССР люди жили беднее, а семьи были крепче и были дружеские отношения между людьми, потому что надо было всё доставать, нужны были везде свои люди, связи. Ты – мне, я – тебе, как Афоня Куравлёв. А сейчас живут лучше, чем советские люди, но злобы больше, потому что в нынешнем обществе человек человеку – конкурент, если не враг.

В западном мире, где гораздо больше возможностей для удовлетворения материальных потрбностей, возникает депопуляция среди белого населения, общество эгоистов-одиночек для которых лучшая семья – это семья из одного человека. Дружбы там у многих нет, в лучшем случае только поверхностные приятельские отношения с разговорами про газон. На это многие эмигранты жалуются и вынуждены вести свои блоги для бывших соотечественников, чтобы хоть с кем-то пообщаться.

Всё это происходит, потому что так людей учат, их так программируют, такую среду им создают. Людей приводят к тому, что, например, семью иметь просто невыгодно. А население нищих стран, наоборот, замещают семьёй невозможность удовлетворения материальных потребностей в айфонах, мерседесах, пентхаузах. Приехавшие в столицу с семьями таджики, я смотрю, стремительно размножаются, хотя условия жизни у них не сахар, в то время как многие москвичи выжидают.

Генри Кавендиш. Этим учёным было сделано много открытий самого высшего ранга, о которых он не счёл необходимым информировать ни общество, ни научный мир. 

Четвёртый уровень пирамиды – уважение, в том числе уважение других. Но было не мало примеров, когда люди что-то изобретали, но никому это не показывали. К примеру, Генри Кавендиш, который открыл закон Ома раньше самого Георга Симона Ома, но никому об этом не сказал. Кавендиш вёл тихий и уединенный образ жизни. Со своими служанками он общался исключительно записками и не заводил личных отношений вне семьи. Согласно одному из источников, для того, чтобы попасть домой, Кавендиш часто пользовался чёрным ходом, чтобы избежать встреч со своей экономкой. То есть он дошёл до высшего уровня пирамиды – потребность в развитии, творчестве, самореализации, миновав уровень потребности в признании.

Поэтому сами потребности, в целом, обозначены правильно, но представлять их пирамидой и что пока человек не заполнит одну потребность, он не перейдёт к следующей, для всех людей не верно, это вопрос индивидуален, зависит от окружающей обстановки, личных качеств человека. Кто-то до пенсии будет топтаться на нижнем уровне, стараясь всё больше и больше заполнять материальную потребность, а кто-то сразу на высший уровень поднимется, не заполнив толком предыдущие.

Поэтому схема должна быть более сложной, а не как её в некоторых роликах на Ютубе и в статьях представляют: сначала вдоволь наешься деликатесами, потом почувствуй себя в безопасности, затем заведи семью, после сделай карьеру, чтобы уважали и к пенсии подумай о смысле бытия. Но это слишком примитивно даже в схеме для рядового обывателя. Собственно сам Маслоу в итоге так и считал, что иерархия потребностей не фиксирована и зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.