История

История Москвы. Часть 3

20.08.2022

Кто подарил трон Борису Годунову.

В 1604 году иранский шах Аббас I подарил русскому царю Борису Годунову трон, обитый сплошь листами чистого золота и украшенный бирюзой и драгоценными камнями, «прежних великих государей персидских». Еще раньше из Ирана в Москву прибыл трон для Ивана IV Грозного, позже переделанный русскими умельцами для Михаила Федоровича Романова.

Самый дорогой царский трон, «алмазный», изготовили для Алексея Михайловича иранские мастера, получившие заказ от армянской торговой компании. Это изделие украшает 800 дорогих алмазов, рубины и бирюза. По оп­сям Посольского приказа, этот трон был оценен в 22 598 рублей 21 алтын.

Своеобразный трон для двух братьев, соправителей Ивана и Петра, представляющий собой сдвоенный стул, сделали, по мнению русского историка И. Забелина, мастера из Германии.

А. Васнецов – “Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века”.

Кто привёз в Москву английский бот.

На Всполье, что на Малой Никитской, в начале XVII века стояла церковь Георгия Победоносца. От нее получил название еще один Георгиевский переулок. В 1655 году был построен каменный храм, он неоднократно реставрировался, обновлялся, последний раз в 1868 году.

В 1922 году переулок назвали Вспольным, а еще через десять лет снесли церковь, построили на ее месте массивное здание для Центрального дома радиовещания и звукозаписи. И даже следа не осталось в местном ландшафте, заставленном кирпичными постройками, от тех времен, когда приходили москвичи в церковь, что на Всполье на Малой Никитской, где жил в хоромах боярин Н. И. Романов, двоюродный брат царя Михаила Федоровича. Жил он с размахом, любил чужеземные безделицы. Одна из них сыграла свою роль в истории.

Однажды, посетив село, принадлежавшее когда-то чудаковатому боярину, Петр I нашел в старом сарае английский бот. С него русские умельцы скопировали два бота. Один плавал по Москве-реке, веселил публику. На другом царь и первые российские матросы тренировались морскому делу на Плещеевом озере. Размеры озера небольшие, шесть на девять верст, волна не океанская, но частая, своенравная. Многому научил моряков английский бот Н. И. Романова, после смерти которого в обширном его дворе построили каменную церковь Георгия.

Ботику поставили на берегу Плещеева озера памятник, чудака-боярина вспоминают редко, а уж о церкви Георгия, в которой за три с лишним века помолилось Богу много людей, не знает уже никто. Потому что мемориальные доски церквам ставить не принято.

Памятник Минину и Пожарскому.

Кто отстоял Москву.

Рядом с храмом Василия Блаженного, с северной стороны, стоит памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». Его создал в 1818 году скульптор И. Мартос. Даже на фоне знаменитого Покровского собора памятник выглядит впечатляюще, хотя исполнение совсем в иной манере нежели чудесный храм. На высоком кубическом постаменте сидит уставший от тягот Смутного времени князь Дмитрий Пожарский, опираясь левой рукой на щит, а правой — на меч. Рядом стоит Кузьма Минин, нижегородский староста. Он, взявшись рукой за меч воина, словно бы говорит князю: «Пора Русь из беды выручать, хватит сидеть без дела!» По напряженному и внимательному взгляду князя видно, что слова небогатого и не шибко знатного купца проникли в сердце воина, он уже готов подняться и возглавить борьбу русского народа против иностранных захватчиков.

Да, начинался этот памятник со слов Кузьмы Минина. 1 сентября 1611 года жители Нижнего Новгорода избрали этого человека посадским старостой. Энергичный, с деловой хваткой, истинный патриот земли русской, он на первом же сходе в новой должности сказал народу: «Православные люди, поохотим помочь Московскому государству!» Все вокруг единодушно загалдели: «Надо Русь спасать! » И радостные за себя — дело-то какое сделали! – – и за страну Московию, почти уже спасенную, на словах, правда, разошлись нижегородцы по домам.

День прошел, другой, третий, но Русь почему-то не спасалась. Оказывается, для этого нужны были большие деньги: на вооружение, на обмундирование, на питание воинов и так далее. А вот денег-то в богатом купеческом городе не оказалось в ту пору ни у кого! Один купец за день до Земского собора отправил товар на Каспий, другой — в Сибирь, третий — в Архангельск… Такое оно купецкое дело. Сегодня ни гроша, а завтра или через неделю-другую будет и алтын, и поболее того.

Но Родину-то нужно спасать сегодня! Нет сегодня денег, приходите завтра – – обязательно дадим и спасем. И весь ответ. Но не зря народ избрал Минина в старосты, доверяли люди его смекалке.

Собрал Кузьма Минин народ на сходку, речь завел серьезную: «Православные люди! Не пожалеем же мы животы наши, да не токмо животов – – дворы свои продадим, жен, детей заложим!» Люди поняли его предложение очень правильно: «Заложим жен и детей, но Русскую землю спасем!»

Минин тут же приказал выборным людям силой взять, согласно постановлению схода, и выставить на продажу в холопы членов богатых семей. Торговля обещала быть прибыльной — многие горожане мечтали иметь в холопочках купецких дочек.

Но уж растревожились купецкие сердца. Свои семьи они уважали, а жен любили сильно. Они хорошо понимали простую истину о том, что государство начинается в родном доме, за семейным столом. Полезли нижегородские купцы в тайники-сундуки, набили кошельки звонкой монетой, выкупили на торгах жен да дочерей, вернулись в хоромы и стали жить-поживать да добра наживать, а Кузьма Минин получил средства для создания ополчения.

Возглавить его он пригласил другого русского человека — князя Дмитрия Пожарского, небогатого, скромного, но военное дело знающего прекрасно. Эти два человека сыграли огромную роль в победе ополченцев над польскими интервентами. По-разному сложились их судьбы. Дмитрия Пожарского, например, некоторые современники прочили в цари. И не шутки ради. Но эта тема выходит за пределы темы данной статьи о Москве.

Первоначально памятник Минину и Пожарскому стоял на поперечной оси Красной площади, являясь доминирующей и организующей всю площадь фигурой. Но в 1930 году, после завершения строительства каменного мавзолея и перепланировки некрополя, у Красной площади появилась новая архитектурная доминанта, и памятник Минину и Пожарскому перенесли.

Первый (деревянный) мавзолей Ленина на Красной площади.

Мавзолей.

В январе 1924 года, после смерти В. И. Ленина, за три дня в центре Красной площади, рядом с Кремлевской стеной, архитектор А. В. Щусев построил Мавзолей. Это сооружение, выполненное первоначально из дерева, стало, по единодушному признанию специалистов, одним из шедевров отечественной и мировой архитектуры.

Задача перед Щусевым стояла архисложная, многогранная. Мавзолей нужно было сделать одновременно величественным, достойным признанного во всем мире даже недругами вождя, и не громоздким, не нарушавшим сложившийся облик главной площади страны, торжественным и не вычурным, «дать дереву монументальные формы и не перейти в бутафорию» (как писал сам архитектор). Решая задачу, мастер придал Мавзолею силуэт ступенчатой усеченной пирамиды, удачно гармонирующей с уступами, ярусов Кремлевских башен: на кубическое основание, отделанное тесом, он поставил трехступенчатую пирамиду, ее венчала массивная плита, покоящаяся на 36 гранитных колоннах. По обе стороны к боковым стенам Мавзолея были пристроены две будки для входа и выхода. Траурный зал, выполненный по рисункам художника И. И. Нивинского, располагался на трехметровой глубине под землей.

27 января 1924 года здесь установили гроб с телом В. И. Ленина.

А. В. Щусев в 1929 году стал автором и камененного мавзолей, который повторял линии усыпальницы. Мрамор, порфир, гранит привозили в Москву из Украины и Урала.

При мавзолее был создан институт бальзамирования. Здесь работают специалисты мирового уровня. Они внесли вклад в развитие медицины, биологии и других наук.

Почему площадь назвали Красной.

Ворота Спасской башни выходили на Красную площадь, которая возникла в 90-е годы XV века, почти одновременно с Кремлевской стеной. Иван III повелел освободить от построек местность вокруг Кремля. Со стороны посада образовалось значительное пространство, отданное для торгов. Посему первоначально площадь называлась Торгом.

В начале XVI века площадь стала называться Троицкой по имени церкви Троицы, расположенной в южной ее части.

Расположенная к западу и отделенная рвом от Торга, Кремлевская стена со Спасской, Сенатской и Никольской башнями; построенный в 1555—1561 годах храм Василия Блаженного, а также здание Земского приказа, возведенное в 1564 году, сформировали архитектурный ансамбль площади.

В XVII веке она получила новое название — Красная, то есть красивая площадь.

Существует иное мнение о первопричине названия главной площади столицы.

В 1620-х годах на средства князя Дмитрия Пожарского в самом начале Никольской улицы был построен Казанский собор, или церковь Казанской Богоматери, список иконы которой являлся главной войсковой святыней ополчения Минина и Пожарского. После пожара в 1635 году уже русский царь выделил для возведения храма кирпич. Основные строительные работы были завершены через два года, но полностью Казанский собор; отстроили в 1690 году, когда поставили вокруг него ограду «из каменных столбов с деревянными решетками». Сразу после завершения строительства от Казанского собора до Лобного места постелили деревянную мостовую, тут же названную Красным мостом. Место же рядом с церковью получило имя Красное. От него-то, как считают специалисты, и пошло название главной площади Москвы.

Не отвергая данную версию, нужно лишь помнить, что обитатели здешних мест за пять-шесть столетий до описанных событий называли села Степана Ивановича Кучки, расположенные вокруг Боровицкого холма, Красивыми, то есть Красными, и вполне возможно, что не мост красивый и не площадь перед Казанским собором явились первопричиной, побудившей дать такое название, а благодарная память потомков, вспомнивших очень вовремя (когда оформилась территория площади), с чего Москва начиналась, с Красных сел, – и решивших это начальное качество увековечить.

Герб Москвы.

Почему святой Георгий стал символом Москвы.

Еще 15 июля 1464 года на Фролове кой (Спасской) башне появилась сработанная из белого камня скульптура святого Георгия. До этого, как известно, в Москве не поощрялось, согласно православным канонам, искусство скульптуры — как символа идолов. Разрешение церкви на скульптурное изображение святого Георгия, да еще в самом центре столицы, да на знаковой во многих отношениях башне, можно объяснить лишь расширяющимися контактами Руси с Западной Европой, где скульптура в эпоху Возрождения стала неотъемлемой частью храмового искусства.

Но почему же именно этот святой стал главным символом Москвы?

Хорошо известно, что образ святого Георгия знали и почитали в Восточной Европе еще до принятия Русью христианства. Проник он сюда вместе с преданиями христианских миссионеров и полюбился здешним обитателям за свою земледельческую сущность. Ключом он отворял родники, охранял поля, берег колодцы, пас стада и охранял скотину, а случалась беда — землю защищал от недругов.

Русские князья издревле относились к нему с благоговением. Ярослав Мудрый при крещении принял имя Георгий, в 1030 году возвел в честь святого город Юрьев, а еще через семь лет основал в Киеве Георгиевский монастырь…

Главный день Святого Георгия, 23 апреля (6 мая по новому стилю), отмечался на Руси широко. День весеннего Георгия, день тружеников земли как раз перед началом полевых работ!

И все же до XIV века образ Святого Георгия и город Москва существовали словно бы порознь, хотя известно, что уже Дмитрий Донской имел печать с изображением всадника, поражающего змея.

На рубеже XiV—XV веков столицу быстро развивавшегося княжества Московского и образ Святого Георгия связала прочная нить, которую можно назвать логикой их судеб, исторической и житейской: юноша Георгиос, согласно легендам, был родом из знатной семьи. Москву основал тоже знатный князь из рода Рюриковичей. Георгиос совершил много воинских подвигов, и Москва, совсем еще юная, одержала много побед.

За главный подвиг Георгиос принял мученическую смерть, и Москва претерпела в 1382 году беды.

Георгиос, проповедуя христианство, примирил разные народы, крестил языческого царя, и Москва, куда переместился в XIV—XV веках центр православия, несла словом и примером свет христианской надежды и терпимости племенам и народам. Георгиос лишь напугал копьем дракона, но не убил его, и Москва во время «Стояния на Угре» довольствовалась мирным исходом дела.

Георгий охранял тружеников, их поля, дома, скот, и Москва со времен Ивана Калиты (да и раньше, со времен бродников VI—ХI веков) принимала, поощряла людей мирного труда, охраняя их и их труд…

Действительно, много общего в образе святого, великомученика, страстотерпца и города, связывающего воедино людей разных верований и исторического прошлого.

Скульптура святого Георгия на Фроловской башне появилась не вдруг и не случайно. Государству и его столице, Москве, нужна была своя символика. Москва-народ выбрал главным своим покровителем святого Георгия.

Его скульптура осталась на Спасской башне. Он встречал и провожал спокойным взглядом гостей столицы, воинов-победителей, друзей и недругов, он видел кровь, в том числе и кровь русских людей от русских же людей, и мудростью жизни своей, образа своего пытался остудить горячие головы. Не всегда это удавалось. Но всегда жила Москва и по сей день живет вместе со святым Георгием Великомучеником…

14 декабря 1893 торжественно открыли ГУМ.

История возникновения ГУМа.

В конце XIX века центр общественной и культурной жизни переместился с Красной площади на Театральную. С другой стороны, купцы Китай-города и некоторых районов Земляного города подорвали торговое могущество купцов главной площади столицы.

Но именно в те годы в России наметилось оживление внешней и внутренней торговли. Городские власти решили вернуть Красной площади ее былую славу купеческую. На восточной стороне главной площади А. Померанцев построил в 1889—1893 годах Верхние торговые ряды (в настоящее время в этом здании расположен ГУМ, который почти 100 лет являлся самым большим магазином страны).

Архитектор отказался от обычного для Москвы типа торгового дома — гостиного двора — и возвел огромное, но изящное здание, представляющее собой три параллельных, прилегаю­щих друг к другу ряда, соединенных в центре «проездом» и по­крытых изящной паутинно-стеклянной крышей, сконструированной инженером В. Шуховым.

Трехэтажными «зданиями улиц» Верхних торговых рядов (ГУМа) являются собственно ряды магазинов. Считается, что идею торговых галерей-пассажей А. Померанцев мог позаимствовать в Милане, где за несколько лет до него было возведено аналогичное здание. Что касается сводов, то, видимо, миланцы действительно опередили москвичей, но сама идея торговых рядов на Руси была известна издревле, в чем может убедиться любой человек, посетив, скажем, Кострому, Псков, другие города Восточной Европы, где в центгё ральных, старых районах можно побродить вдоль торговых одноэтажных, но очень похожих на гумовские рядов.

Для покупателей ГУМ ценен еще и тем, что там потеряться сложно: «В центре ГУМа, у фонттана» — встречались и встречаться будут все потерявшиеся.

Спасская башня.

Спасская башня явля­ется главной башней Московского Кремля, проездной. Она построена в 1491 году Пьетро Антонио Солари на восточной стене и первоначально называлась Фроловской по имени несохранившейся церкви Фрола и Лавра, располагавшейся в XV веке в Кремле.

B 1658 году над воротами башни поместили икону Спаса Нерукотворного, отсюда и новое название сооружения.

Чуть раньше, в 1624—1625 годах, русский зодчий Важен Огурцов и английский архитектор Христофор Головей возвели над башней шатер, а в 1625 году на Спасской башне были установлены часы с боем — Кремлевские куранты, сделал которые X. Головей. В те годы верхняя площадка была украшена арками, резьбой, фигурками фантастических животных.

Улица Ильинка более 100 лет назад.

По улице Ильинке.

В конце XIV или в начале XV века на восток от Спасских ворот протянулась улица, которая до XVI века называлась Дмитриевской по названию церкви Дмитрия Солунского, стоявшей здесь вплоть до 1790 года. В 1518 году на улице был основан монастырь Илии Пророка, и улица стала называться Ильинкой. В 1626 году монастырь закрыли, но церковь сохранилась по сей день.

Заказчиком первой церкви стал «из простых людей Клим, по прозванию Мужило». Поставил он храм почти в центре московского торга. Несколько раз церковь горела, в Смутные времена ее разграбили лихие люди. Но церковь всякий раз восставала из пепла, а в 1874 году ее включили в территорию Торговых рядов, реставрировали.

Справа-слева от Ильинки расходятся к улицам Никольской и Варварке живописные переулки (Ветошный, Богоявленский, Большой Черкасский — на север от Ильинки, и Хрустальный, Рыбный, Никольский, Ипатьевский — в сторону Варварки), на описание которых в нашеи статье просто не хватает места.

Откуда прибыл «стул костяной».

Согласно легендам, трон из слоновой кости, самый древний в Кремле, привезла в Москву Софья Палеолог, вторая жена Ивана III. Но впервые он упоминается как «стул костяной», принадлежащий Ивану IV Васильевичу.

До сих пор продолжаются споры между учеными о том, кто сделал этот трон: немецкие или итальянские мастера. Загадка есть, но есть и трон — посмотрев на него, любой неравнодушный человек согласится с тем, что… есть из-за чего спорить! Автором такого произведения мечтал бы стать каждый мастер пластического искусства.

Ризоположенскую церковь. Вид начала XX века. Сейчас пристроек у крыльца нет и купол совсем другой.

Церковь Положения при Пресвятой Богородицы.

В 1484 году Иван III приглашает в Москву псковских мастеров Кривцова и Мышкина, и они возводят в Кремле церковь в честь Положения ризы Божией Матери во Влахерне (церковь Ризположения). Как домовой храм московских митрополитов она появилась еще в 1450 году. По другим сведениям, это случилось после нашествия 2 июля 1451 года ордынского царевича Мазовши.

В тот день отмечался праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы. Войско степняков могло принести много бед жителям города, но вдруг отступило, ушло в Орду. Этот набег москвичи назвали «скорой татарщиной», а псковские мастера возвели в память об этом событии церковь Ризположения. Одноглавая, она стоит на высоком подклете (нижний ярус церкви). Фрески в 1644 году были исполнены русскими мастерами С. Ивановым и И. Борисовым. Иконы на иконостасе выполнены группой мастеров во главе с Н. Истоминым.

В XVII веке церковь Ризположения была домовой церковью патриарха. Через её сени после своего поставления выходили к народу митрополиты и патриархи.

В 1626 году патриархию перенесли в новый дом, а церковь Ризположения была «причислена к царскому двору» и названа «верховой», или «на сенях».

Достопримечательностями храма являются паникадило работы Сверчкова (1624 год) и четыре вощаницы (деревянные, покрытые воском и расписанные подсвечники), устроенные в 1643—1645 годах усердием патриарха Иова.

В XX веке церковь долгое время использовалась как музей. Здесь выставлялись изделия русских мастеров резьбы по дереву XVI—XVIII веков.