Кино

Творческий путь Акиры Куросавы. Император японского кино

27.08.2009

Акира Куросава – один из самых известных японских режиссёров в мире, снявший за свою карьеру множество качественных и интересных фильмов, в том числе на историческую тематику. В этой статье с цитатами самого режиссёр можно проследить его творческий путь.

Начало: 1910-1947 гг.

Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в семье потомственного самурая и был самым младшим ребёнком в семье, где помимо его росло ещё шестеро детей – три сестры и три брата. Поступив в школу, Акира поначалу ничем не выделялся среди своих сверстников, однако, позднее его выбрали старостой. Он пользовался авторитетом среди товарищей, отличался в каллиграфии и кендо, чем был особенно доволен его отец, который, желая передать традиции своего древнего самурайского рода своим детям, пытался привить сыновьям любовь к военной службе. Однако ему это не удалось.

Акира Куросава в трёхлетнем возрасте, в районе 20-ти лет и около 30 лет.

Старший брат Акиры, Хейго, вопреки воле отца, выступал во время сеансов немого кино комментатором (бенси) под псевдонимом Теймей Цуда. В обязанности комментатора входило не только описание и пояснение происходящего на экране, но также поддержание психологического настроя картины с помощью звуковых эффектов и озвучивания реплик героев. Хейго Куросава был заметной фигурой Токийского бомонда. Акира тайком от отца навещал его, вместе они посещали йосе (традиционную японскую эстраду) и кинотеатры. В возрасте 27-ми лет, Хейго вместе со своей подругой, ушел в горы и там они совершили двойное самоубийство.

Акира Куросава: “Последний раз мы виделись за 3 дня до этого. Мы расстались на станции Син-Окубо. Он отправил меня домой в такси, но когда машина тронулась, окликнул и остановил её. “Что случилось?”,- спросил я его. Он пристально посмотрел на меня тяжёлым взглядом, заглянул мне прямо в лицо и ответил: “Ничего”. Мы расстались. Теперь я понимаю, что он переживал в тот момент. В следующий раз я увидел его уже под окровавленной простынёй… Он был моим любимым братом, я не перестаю скорбеть о нём”.

К тому времени Акира уже был членом Всеяпонской ассоциации пролетарского искусства, его работы, посвященные классовой борьбе, выставлялись в рамках выставок ассоциации. Несмотря на то, что в 1928-м году он провалился на экзамене в художественную школу, его работа ‘Seibutsu’ была признана критикой и выставлена на Nika Exhibition, что можно считать точкой отсчета в его художественной карьере. Однако, материальной выгоды это не приносило и в 1936 году, Куросава, пройдя сложный конкурс (примерно 100 чел/место), получает место помощника режиссёра в компании PCL, которая, объединившись с ещё тремя другими, в 1937 году становится студией “ТОНО”.

Акира Куросава: “Меня прикрепили к группе Кадзиро Ямамото. Он был настоящим учителем. Благодаря ему я нашёл своё призвание, и кино стало делом всей моей жизни. Он учил меня работе на всех этапах – писать сценарии, монтировать и так далее – всей азбуке режиссуры”.

В это время, чтобы хоть как-то заработать, Куросава пишет один киносценарий за другим, однако их постановку доверяют не ему, а второстепенным режиссёрам студии. Зато его роль в создании фильмов Ямамото становится всё более заметной. На съёмках нашумевшего фильма “Лошадь” на некоторых этапах он фактически замещает режиссёра и его труд становится известен.

Кадзиро Ямамото: “Когда я ставил фильм “Лошадь”, Куросава всё ещё числился моим ассистентом, но настолько вырос, что, по сути дела, был моим “вторым я”. Он отвечал за работу нашей съёмочной группы, и я мог спокойно уехать в Токио, заведомо зная, что на съёмках всё будет в порядке. Он вносил коррективы там, где что-то недоглядел я. В сущности, он был требовательнее меня. Поскольку это проявлялось на каждом шагу, все начали осознавать меру его таланта. О нём заговорили, суля прекрасное будущее”.

На съемках «Саги о бродягах» Эйсуке Такидзавы (1937), где Куросава был ассистентом.

В 1943 году Куросава ставит свой первый самостоятельный фильм – “Сугата Сансиро” (“Легенда о дзюдо”), по собственному сценарию, написанному на основе одноименного романа Цунео Томита. В разгар Второй мировой войны, когда Япония уже познала все её тяготы и горести, дух милитаризма в искусстве был немного ослаблен и появилась возможность снять исключительно развлекательное кино. Коммерческий успех фильма был настолько велик, что спустя два года кинокомпания “ТОНО” вынудила Куросаву снять продолжение – “Сугата Сансиро 2” или “Новая сага о дзюдо” (1945).

Акира Куросава: “Сугата” моя первая режиссёрская работа, но она не казалась мне дебютом. Я считал себя вполне подготовленным человеком”.

Акира Куросава и Його Ягути. 21 мая 1945 года они поженились, Його была на втором месяце беременности. Пара оставалась вместе до конца жизни, вплоть до смерти Його в 1985 году.

В перерыве между этими фильмами Куросава снимает современный фильм по собственному оригинальному сценарию “Самые нежные” (1944). Картина не была одобрена цензурой, но в прокат всё-таки вышла. Одну из главных ролей в фильме исполнила его будущая супруга Його Якути. Свадьба состоялась 21 мая 1945 года, а 20 декабря у них родился сын – Хисао Куросава. “Наступающие тигру на хвост” (1945) – экранизация спектакля “Кандзинтё”, надолго отбила у Куросавы любовь к театру “Кабуки”. Несмотря на взгляды своей молодости, Куросава в это неспокойное время не очень то увлекался политикой, а всё больше пытался просто делать своё кино, по возможности обходя цензурные заслоны.

Куросава и участницы женского состава на съемках фильма «Самые нежные» (1944). «Самая красивая» вышла на экраны 13 апреля 1944 года.

Фильм “Творящие завтрашний день” (1946), сделанный по заказу профсоюза работников “ТОНО” и состоящий из трех новелл, каждую из которых снимал другой режиссёр, даже не включается во многие фильмографии Куросавы. Эта работа убеждает Куросаву в невозможности для себя коллективного творчества. Позже это отмечается и всеми теми, кому довелось работать с Куросавой – он принадлежит к породе режиссёров-деспотов, подчиняющих своей точке зрения весь остальной коллектив и снимающих именно “авторскую” версию фильма.

Акира Куросава: “Фактически фильм этот не мой, а является коллективным трудом целой группы и доказывает, что подобный метод работы себя не оправдывает. Я справился со своей задачей за одну неделю. Ещё сегодня меня клонит ко сну при звуках его музыки, посвящённой празднику Первого мая”.

На съемках фильма «Одно чудесное воскресенье» (1947) с актерами Чиеко Накакита и Исао Нумасаки.

Но политическая тема ещё появляется в творчестве Куросавы – в фильме “Не сожалею о своей юности” (1946) повествующем о студентах антимилитаристах. В картине “Весёлое воскресенье” (1947) режиссёр показал объёмную и живую картину послевоенного общества.

Акира Куросава:”Хотя меня и удостоили за этот фильм звания лучшего режиссёра года, мне кажется, он сделан недостаточно изящно. Это наверняка не самый мой любимый фильм. Однако я учёл свою ошибку и, создавая “Пьяного ангела”, был уже начеку”.

Зрелость: 1948-1965 гг.

Переломным в жизни и творчестве Куросавы стал 1948 год. 8 февраля умер его отец Исаму Куросава. И в этом же году в его жизни появился человек, который на долгое время стал его “вторым я” и насытил своей неповторимой энергетикой многие великие картины Куросавы – актёр Тосиро Мифунэ. Первая их совместная работа – “Пьяный ангел” (1948) стала, по словам Куросавы, первой по-настоящему его независимой картиной.

Акира Куросава: “Отчасти это произошло благодаря Тосиро Мифунэ. Я обнаружил, что не в состоянии контролировать его, и решил дать ему свободу – пусть играет, как ему хочется. В то же время я беспокоился, ибо понимал, что если его не контролировать, то картина может получиться совсем не такой, какой она была задумана мною… И всё же мне не хотелось сковывать темперамент Мифунэ”.

“Животное” обаяние Мифунэ удивительно гармонично уравновешивал его партнёр – талантливый и глубокий японский актёр Такаси Симура, работающий с Куросавой ещё с самого первого фильма режиссёра – “Сугата Сансиро”. Также именно с “Пьяного ангела” начинается сотрудничество режиссёра Куросавы с композитором Хаясакой. Их союз принёс в мир киномузыки много нового, бесповоротно изменил её.

С этой великолепной командой Куросава сразу ставит ещё четыре картины: “Тайная дуэль” (1949), “Бездомный пёс” (1949) и “Скандал” (1950). Фильм “Расёмон” (1950) принёс ему мировую известность. В основу сценария положены психологические новеллы великого японского новеллиста начала века Рюноскэ Акутагавы “В чаще” и “Ворота Расёмон”.

Фильм повествует о непостижимости истины. Однако, в год съёмок в Японии разыгрался нешуточный конфликт между независимыми кинематографистами и монополистами, поэтому на родине автора фильм прошёл незамеченным. Но Джулиано Страминджоли, глава “Униталия фильм”, увидев картину в Токио, без ведома автора увёз её в Венецию. И фильм получил главный приз – Золотого льва св.Марка. Но не все были согласны с объективностью решения жюри. Например, японские критики утверждали, что Куросава – не чисто японский художник, а космополит и работы его ориентированы на западную публику.

Некоторые западные критики объясняли успех фильма его экзотичностью. Однако, вопреки подобным высказываниям, в 1952-м году, после успеха в американском прокате, картина получила “Оскара” как лучший иностранный фильм, а уже в 1982 году “Расёмон” получает ещё одну награду – Льва Львов Венецианского кинофестиваля. Сегодня мало кто сомневается, что данный фильм является сокровищем мирового кинематографа.

В следующей работе Куросава обращается к русской классике и экранизирует роман Достоевского. Фильм “Идиот” (1951), в некоторых интервью режиссёра, называется Куросавой своей лучшей работой. Действие романа перенесено в современную Японию на самый северный остров Хоккайдо, и единственное, что напоминает о России в картине – это снег. Ярчайшая роль снова за Тосиро Мифунэ – Рогожин, который носит в картине, как и другие персонажи, японское имя – Акама. Фильм был высоко оценен многими исследователями творчества Достоевского, в том числе и русскими (Б.Бурсов). Однако на родине этот фильм снова был подвергнут жесточайшей критике за его несоответствие жанру традиционной мелодрамы, на котором специализировалась фирма “Сётику” с которой Куросава сотрудничал, снимая эту картину. Режиссёру пришлось вернуться на “ТОНО”.

Акира Куросава: “Разумеется, мне далеко до Достоевского, но он до сих пор мой самый любимый писатель, и я думаю, что никто так честно не писал о жизни. Пожалуй, для меня нет писателя более доброго и великодушного. Он кажется ужасно субъективным, но когда дочитаешь его роман, обнаруживаешь, что объективнее писателя нет”.

Куросава инструктирует актёров на съёмочной площадке фильма “Жить” в 1952 г.

4 ноября 1952 года мать Акиры Куросавы, Шима Куросава, скончалась. В этом же году он снимает один из своих самых печальных фильмов – “Жить” (оригинальное название – “Икиру”) о последних днях жизни чиновника, у которого врачи обнаружили неизлечимую болезнь. Главную роль блистательно исполнил Такаси Симура. Фильм удостоился премии Серебряный медведь на Берлинском кинофестивале 1954 года. В том же году, 29 апреля, у Куросавы родилась дочь – Казуко.

Один из известнейших фильмов Куросавы “Семь самураев” (1954) задумывался автором как хроника одного дня из жизни самурая, завершающегося обрядом харакири из-за незначительной оплошности совершённой в течение дня. Однако, хороший сценарий из этой истории никак не получался и режиссёр отдал приказ съёмочной группе заняться поисками исторических фактов из эпохи древней Японии. Тогда то и появился сюжет о самурае, который нанялся защищать крестьян от разбойников за пищу и жильё.

Многие исследователи творчества режиссёра считают этот фильм лучшим его творением. Впервые в мировом кино была использована очень популярная сегодня техника одновременной съёмки тремя разноплановыми камерами. Здесь же мы видим и приём съёмки рапидом, гениально развитый впоследствии в своём творчестве Джоном Ву. Биографии каждого из семи самураев были записаны в отдельный блокнот, фильм необычайно реалистичен и включает в себя 284 эпизода (в “Расёмоне” их, например, было 57). Полная версия длится 3 часа 23 минуты, но для мирового проката и Венеции фильм был урезан до 2 ч 40 мин.

Акира Куросава: “Никто из критиков, разумеется, его не понял. Все они сетовали на то, что первая половина фильма бессвязна, ведь именно она и была сильно порезана. Я-то знаю, какой это хороший фильм”.

Несмотря на это, “Семь самураев” также получает Золотого Льва. Кроме того, в отличие от “Расёмона”, фильм пользовался невиданным успехом и в Японии, что было очень кстати, т.к. к выходу картины компания “ТОНО” находилась на грани банкротства, из-за того, что производство картины заняло в четыре раза больше времени, чем планировалось. В процессе съёмок продюсеры и Куросава обменялись чередой гневных телеграмм. Продюсеры выражали своё неудовольствие затянувшимся ходом съёмок, а Куросава просил их либо уволить его, либо дать возможность продолжать свою работу. Но в результате довольны остались все. Именно тогда японские журналисты за сложный и прямой характер окрестили Куросаву Императором.

В 1955 году, за месяц до премьеры их последней совместной работы “Хроника одной жизни”, умирает соратник Куросавы по искусству, композитор Фумио Хаясака. Работу над картиной завершает его ученик Масару Сато. Именно он отныне и становится новым композитором Императора.

В фильме “Трон в крови, или Паучий замок” (1957) Куросава снова обращается к шедевру мировой классики. На этот раз он переделывает “Макбета” Шекспира. Он пишет оригинальный сценарий, перенося действие в средневековую Японию, многое меняет, а стиль фильма определяет традициями театра “Но”: преимущественно использует общий план, а актёров просит изображать традиционные маски театра. И снова всеми ведущими шекспироведами мира отмечается феноменальное соответствие ленты шекспировскому духу. Снова фильм пользуется успехом дома и за рубежом.

Акира Куросава: “Чтобы писать сценарии нужно прежде изучить великие романы и драмы написанные до тебя. Надо понять: откуда берутся чувства, которые бередят твою душу. Какие страсти требовались самому автору, чтобы изобразить героев, события? Читать нужно внимательно – пока не получишь ответ на все эти вопросы”.

Следующая картина “На дне” (1957) переносит действие пьесы Горького в древний город Эдо – старый Токио. На первый план выходит любовная драма Пепла (Сутэкити), роль которого, как всегда блистательно, исполнил Тосиро Мифунэ. В картине используется музыка Чайковского. Следующий фильм “Три негодяя в скрытой крепости” (1958), по замыслу Куросавы, должен был составить с предыдущими двумя историческую трилогию, целью которой являлось покончить с псевдоисторизмом традиционных японских исторических фильмов (“дзидайгэков”). В отличие от своих коллег, Куросава очень внимательно относился к достоверности изображаемого на экране.

К тому времени контракт с “ТОНО” подошёл к концу и Куросава решился на открытие собственной кинокомпании. “Куросава про” (Kurosawa Productions) была основана в апреле 1959 года. Первой картиной, снятой Куросавой на собственные средства была “Плохие спят спокойно” (1960) – очень вольная интерпретация “Гамлета” о коррупции.

Куросава инструктирует актеров и съемочную группу на съемках фильма «Плохие спят спокойно» (1960).

Акира Куросава: : “Теперь вся ответственность ложилась на мои плечи. Поэтому я долго раздумывал, какого рода картину делать. Идея создания фильма только ради денег меня не прельщала – негоже использовать зрителей в корыстных целях. Вместо этого я хотел создать картину определённого социального звучания”.

Однако, подобные ленты не приносили большой кассы, а компания должна была как-то существовать дальше. И в 1961 году он снимает остроумный и динамичный боевик “Телохранитель” (“Yojinbo”) об одиноком ронине (самурае без сюзерена), наёмнике из рассказов Сюгоро Ямамото. Фильм имел большой кассовый успех и спустя год Куросава снял продолжение картины – “Отважный Сандзюро” (“Sanjuro”) (1962). За роль в “Телохранителе” Тосиро Мифунэ получил звание лучшего артиста на фестивале в Венеции. Оба фильма оказали огромное влияние на жанр боевика.

Куросава готовит Тосиро Мифунэ к сцене на съемках «Телохранитель» (1961), где он сыграл роль безымянного странствующего героя.

Следующая работа Куросавы “Рай и ад” (1963) по повести Эда Макбейна “Королевский выкуп” снова затрагивает социальные проблемы. В январе 1965 он получает очередную награду – Asahi Culture Award.

Медицинская драма “Красная борода” (1965) по роману Сюгоро Ямамото “Больница Красной бороды” стала последней работой Куросавы с Тосиро Мифунэ, исполнившем главную роль в картине. Фильм, съёмки которого длились почти два года, несмотря на признание, не принёс ожидаемой прибыли. Компания Куросавы стояла на грани банкротства. И Мифунэ, к тому времени активно снимающийся и у других японских режиссёров, среди которых были и учителя и ученики Куросавы, не мог смириться с обстоятельными темпами работы Императора.

Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации Лучший актёр (вторую награду он получит именно за “Красную бороду”), он решил создать свою собственную фирму “Мифунэ продакшн”. Позднее, Мифунэ скажет о сотрудничестве с Куросавой: “Из всего, что я сделал, я не горжусь ничем, кроме ролей, сыгранных для него”.

Акира Куросава:”С фильмом “Красная борода” что-то завершилось… Я сам это чувствую и очень сильно. Закончился определённый этап моей работы. Сейчас я переутомлён и крайне нуждаюсь в отдыхе”.

Куросава на съемках фильма « Рыжая борода» (1965).

Признание: 1966-1998 гг.

Оказавшись на финансовой мели, режиссёр пытался привлечь к сотрудничеству над своими проектами другие компании. Голливуд быстро откликнулся на это, пригласив Куросаву в Америку. Вся его команда быстро была разобрана местными режиссёрами – суровая школа Куросавы была лучшим аттестатом высокого профессионализма киноработников. И он отправился в Голливуд один. В июне 1966 года было объявлено о начале работы над новым фильмом – “Поезд беглецов” в содружестве с Abco Embassy Pro, однако этим планам не суждено было сбыться. Куросава рассказывал, что хотел сделать глубокий философский фильм, а ему предлагали ввести сцены с обнажёнными женщинами.

Позже, в 1967 году, Куросава не мог не согласиться на предложение сотрудничества с фирмой “20 Век-Фокс”. Ему предлагали ставить японские эпизоды блокбастера о нападении на Перл-Харбор “Тора! Тора! Тора!”. Со своей стороны американцы обещали режиссёра, с работами которого Куросава был знаком – Дэвида Лина. И он подписал контракт.

Задумчивый Куросава на борту полноразмерной копии линкора «Нагато» во время съемок фильма “Тора!» Тора! Тора!”

Первое, что поразило Куросаву в американском кинопроизводстве – это жесткая система контрактов, действующая там. В его договоре регламентировалось всё – вплоть до количества спиртного, которое он имел право выпивать в сутки. По каждому пункту съёмок требовался обстоятельный отчёт. И самое главное – американские эпизоды фильма поручили режиссёру калибром ниже, чем тот, с которым ехал работать Куросава.

Ситуация становилась всё более неприятной. Куросава заболел. Нашлись те, кто обвинил его в психической депрессии. Он был вынужден подвергнуться консилиуму трёх врачей, опровергнувших слухи о его неработоспособности и психической болезни. В январе 1969 года он отказывается продолжать сотрудничество с “20 Век-Фокс” и, выплатив неустойку, возвращается в Японию.

В июле 1969 года, продав свой дом, Куросава, вместе с тремя другими японскими режиссёрами (Кейсуке Киношита, Масаки Кобаяши и Кон Ичикава), основал кинокомпанию “Четыре всадника”. Спутя год выходит его первая цветная работа “Додескаден” (“Под звук трамвайных колёс”) (1970) по роману Сюгоро Ямамото “Город без времён года”. Сюжет повествует об обитателях свалки, среди которых недоразвитый мальчик, обожающий трамваи и бегающий среди гор мусора имитируя стук колёс: “До-дес-ка-ден, до-дес-ка-ден”.

Куросава на съемках «Додескаден» (1970) в окружении рисунков, присланных для постановки детьми со всей Японии.

Фильм был снят в рекордные сроки – за 28 дней, декорации были достроены среди настоящей свалки, поэтому стоили недорого. Создавая компанию, режиссёры планировали, чтобы их первый фильм был особенно кассовым. Однако, фильм не был востребован публикой и с оглушительным треском провалился в прокате. Больше “Четыре всадника” не сняли ни одной картины.

В январе 1971 года он был награждён президентом Югославии Тито. В декабре того же года, запершись в ванной, вскрыл себе вены. К счастью, его успели спасти.

В марте 1973 года Куросава начинает работу над сценарием советского фильма “Дерсу Узала” по одноимённому произведению Арсеньева о необходимости жизни в гармонии с природой. Одновременно с ним сценарий пишет Юрий Нагибин, чтобы потом, сложив их вместе, выбрать из обеих работ лучшее.

Куросава на съемках Дерсу Узала (1975) в Сибири.

Акира Куросава: “Тридцать лет назад я, тогда ещё ассистент режиссёра, прочёл эти книги. И уже тогда начал мечтать о возможности создания такой картины. Даже сценарий написал. Героев Арсеньева я хотел сначала снять на острове Хоккайдо, но потом понял, что природа этого острова не может сравниться с Уссурийским краем”.

Более двух лет длилась работа над фильмом. На главную роль приглашался Тосиро Мифунэ, однако он не нашёл в своём графике свободного места для неспешных темпов работы Куросавы, снявшись за это время в трёх кассовых фильмах. Вместо него снялся бурятский артист Максим Мунзук. В 1975 году “Дерсу Узала” вышел в прокат, в том же году он получил Золотой приз Московского международного кинофестиваля, а годом спустя был признан лучшим иностранным фильмом в Америке, получив “Оскара”.

Вернувшись в Японию, Куросава снова столкнулся с финансовыми проблемами. Из-за этого он был вынужден снимать рекламу японского виски прямо у себя в загородном домике, а в некоторых роликах появлялся лично. В это же время он выпускает две книги – “Попытка автобиографии” (1978) и “Кагемуся” (1979) – сценарий и его собственные рисунки к фильму.

Фрагмент картины для “Кагемуся: Тень воина” (1980). Куросава нарисовал обширные и подробные планы своих последних фильмов.

Акира Куросава: “Никто не давал мне денег на съёмки. Говорили, что исторические фильмы больше никого не интересуют. Я поставил “Кагемусю”, чтобы доказать, что это не так”.

Средства для съёмок этой картины Куросаве помогли достать Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Фильм “Кагемуся” (1980) повествует о мелком воришке, который в силу обстоятельств три года должен играть роль главы могущественного клана. Структура сюжета фильма соответствует традициям театра Но.

Фильм получил “Золотую пальмовую ветвь” в Каннах, “Сезара” и выдвигался на “Оскара” в двух номинациях. Это последняя работа у Куросавы его постоянного актёра Такаси Симуры, ушедшего из жизни 11 февраля 1982 года в возрасте 76 лет. В сокращённом для американского проката варианте картины его роль оказалась полностью вырезанной.

Куросава на съемках фильма «Кагемуся» (1980) вместе с исполнительными продюсерами фильма Фрэнсисом Фордом Копполой и Джорджем Лукасом.

В 1983 году в Йокогаме была построена студия “Куросава Фильм”. 1 ноября состоялось её открытие. Спустя два года, в 1986, 1 февраля в возрасте 63 лет, будучи на 12 лет его младше, умирает жена Куросавы Його Якути, исполнительница одной из главных ролей в одном из его первых фильмов. А в декабре 1985 года вышел фильм Криса Маркера “АК: портрет Акиры Куросавы”.

В следующей работе Куросава снова возвращается к Шекспиру. На этот раз он пишет сценарий по “Королю Лиру”. Действие фильма “Ран” (1985) перенесено в Японию, в эпоху феодальных войн, а Лир преобразован в феодала Хидетору. Однако, японские исследователи усмотрели в сюжете картины разнообразные заимствования из японских легенд (например, эпизод с уроком трёх стрел), не относящиеся к произведению Шекспира. Как бы то ни было, этот фильм является очередным великим творением искусства, стоящим вне национальностей и времени. Через год фильм был номинирован по четырём номинациям на “Оскар”, и впервые одна из них была за режиссуру.

Куросава, Джордж Лукас и Стивен Спилберг на церемонии вручения премии Оскар, 1990 год.

А в марте 1990 года Куросава всё-таки получает своего “персонального” “Оскара” – Почётную награду Американской Киноакадемии “за достижения, вдохновившие, приведшие в восторг и обогатившие кинематографистов во всем мире”. И в этом же году выходит его новая работа, спродюссированная Стивеном Спилбергом “Сны Акиры Куросавы”. Восемь совершенно отдельных сюжетов, “снов” режиссёра, предлагают поразмышлять о смысле смерти и силе жизни, необходимости творчества и человеческой природе. В одной из новелл в роли Винсента Ван Гога снялся популярный режиссёр Мартин Скорсезе.

Куросава на съемках фильма “Сны” (1990).

“Августовская рапсодия” (1991) по роману Кийоку Мурасе “Nabe no naka” повествует об атомном взрыве в Нагасаки, увиденном глазами современных людей: детей, которым о трагедии рассказывает бабушка, и их богатого американского родственника. В роли американца японского происхождения – Ричард Гир. Действие фильма нединамично, кадр, в лучших традициях японской культуры, статичен и позволяет не торопясь насладиться его красотой. Куросава наконец то может позволить себе снять то, что хочет.

Акира Куросава: “Я снимаю фильмы, через них я как бы раскрываюсь. Люди не способны говорить о себе абсолютно честно, но гораздо труднее скрыть истину, если пытаешься влезть в шкуру другого человека. Тогда ты часто открываешь своё истинное лицо. Это относится и ко мне. Ничто так не говорит о творце, как его творения”.

В апреле 1993 года компания “ТОНО” выпустила 31 фильм Куросавы на видеокассетах и лазерных дисках. В этом же году вышел его последний фильм “Нет, ещё нет” о дружбе между писателем и его учениками. Название фильма – цитата из диалога: “Готов ли ты перейти в мир иной?” – “Нет, ещё нет…”.

24 декабря 1997 года, в возрасте 77 лет, ушел из жизни Тосиро Мифунэ – человек, блистательно сыгравший главные роли более чем в половине фильмов Куросавы.

Могила Куросавы находится в храме Анъё-ин в Камакуре, Япония.

Акира Куросава: “Он очень быстро двигался и одним движением мог передать то, на что другим требовалось как минимум три! И при этой стремительности он всегда мог выразить чрезвычайно тонкие чуства. Актёры редко производят на меня сильное впечатление, но Тосиро Мифунэ был исключением из правил”.

6 сентября 1998 года, в возрасте 88 лет, Акиры Куросавы не стало.