Музыка

История группы ABBA

05.12.2021

Не так давно в новостях прошла информация, что шведские пенсионеры из поп-группы ABBA спустя 40 лет молчания выпустила новый альбом. Долго же они ждали! Новость довольно интригующая, что можно записать в 70 лет такому коллективу, я заинтересовался.

Стоит отметить, несмотря на большую популярность ABBA я практически не слышал до недавнего момента их музыки, не видел клипов, лишь отдаленно представляя, как они выглядят: блондинка, шатенка и два парня. По радио не помню, чтобы их слышал и по телевизору они мне не попадались, когда я его смотрел в первой половине 00-е. Помню, только о мюзикле “Mamma Mia!” говорили и в раздражающей перепевке A-Teens передавали эту песню по телевизору.

Когда обменивался дисками с другими людьми, у них такой музыки не было, да и вообще я не слышал практически, чтобы ими кто-то увлекался из моего круга общения, один только знакомый как-то обмолвился между делом, что дома включает ABBA, когда девушек приводит.

Поэтому я решил для начала наверстать упущенное, изучив их творчество с истоков, чтобы можно было оценить новый альбом в полной мере, да и вообще составить представление об этой группы, т. к. само название было на слуху.

Вот такими молодыми, модными и счастливыми участники квартета ABBA выглядели в 70-х, когда ещё были парами и в отношениях. Явно с оптимизмом смотрят в будущее, набирая стремительно популярность. В то время им, наверное, казалось что это будет длиться и длиться дальше, но в итоге сначала закончилась их семейная жизнь, а потом и совместная музыкальная карьера. Хорошее фото, прямо чувствуется настроение, когда на него смотришь.

Группа функционировала с 1973 года по 1983 года, выпустив 9 альбомов и название её образовано из первых букв имён: Агнета Фельтског, Бьорн Ульвеус, Бенни Андерссон, Анни-Фрид Лингстад. Изначально это было две пары, которые в итоге сначала поженились, а потом развелись. У девушек интересная судьба, Агнета оказалась подвержена психическим расстройствам. Учитывая, что её мать покончила жизнь самоубийством, возможно, это наследственное. На 17 лет с 1988 блондинка из ABBA исчезла из мира музыки. Потом, очевидно, подлечившись от депрессии в своём поместье в деревне, продолжила сольную карьеру.

У её напарницы Анни-Фрид, которая значилась в ABBA под именем Фрида, довольно любопытное происхождение. Она была рождена в Норвегии от немецкого сержанта СС Альфреда Хаазе, находящегося в составе гитлеровских войск, оккупировавших Норвегию. Зачали будущую певицу буквально за несколько месяцев до окончания войны. Сложно сказать, что её мать подтолкнуло к случайной связи с немецким сержантом, тем более судьба Германии уже была решена, немцы проиграли. Возможно, пакет с 2 килограммами картошки, который он ей подарил вместо цветов, сыграл решающую роль в то непростое военное время.

Рожала мать будущую вокалистку ABBA Анни-Фрид, в норвежском пункте «Лебенсборна»(Lebensborn – «Источник жизни»), , организации которую основал рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер в 1935 году для подготовки «расово чистых» матерей и рождения «чистокровных» арийских младенцев. Скандинавки считались наиболее близкими по крови к арийской расе, поэтому связи немцев там с женщинами поощрялись. Жениться на них было необязательно, главное, чтобы женщина забеременела, а затем родившийся ребёнок мог остаться с матерью или мог быть отдан на воспитание в один из сотен домов ребёнка. Там детей предполагалось воспитывать согласно идеям нацизма.

Только по официальным данным за 6 лет оккупации в Норвегии родилось около 12 000 детей «новой арийской расы» от немецких солдат. Таким образом Анни-Фрид можно считать чистокровный арийкой.

Анни-Фрид и её объявившийся отец из Германии. В мирное время он стал строить из себя добропорядочного гражданина, такой седовласый дедушка, но неизвестно чем он в составе СС занимался во время войны.

В итоге мать Анни-Фрид умерла совсем молодой в 21 год, вскоре после её рождения и девочку воспитывала бабушка, с которой она переехала из Норвегии, где женщины подвергались осуждению за связь с поверженными немецкими нацистами, в более спокойную Швецию, которая формально сохраняла нейтралитет в войне, на деле снабжая режим Гитлера необходимым за золото.

Отец Анни-Фрид пропал. Считалось, что он погиб, возвращаясь в Германию. В 1977 году благодаря немецкому журналу “Bravo”, где было опубликовано досье на участников группы, папаша неожиданно объявился, узнав в шведской вокалистке свою дочь. Ей тогда было уже за 30, а ему за 50. Одно время они общались, но спустя 5 лет Анни-Фрид резко прервала их общение, т. к., по её словам, не смогла простить, что отец, зная, что её мать беременна, так к ней и не вернулся, уехав. Он пытался оправдывать это тем, что письма посылал, но никто не отвечал, вот и решил, что с ним больше не хотят иметь дела. К тому же у него официальная жена на родине в Германии уже была.

Тут тёмная какая-то история с отцом, целых 5 лет Фрида общалась с ним и вдруг “не смогла простить”. Возможно, она вдруг узнала нелицеприятные вещи про его службу в СС и из-за этого с ним прекратила общение, выдумав предлог.

Про ребят особо интересной информации не попалось, разве что Бьорн Ульвеус сам не может толком определиться, верит он в Бога или не верит.

Сделал нарезку фрагментов из клипов ABBA. Конечно, они довольно однотипны, например, многие начинаются с показа рук, играющих на пианино, но по ним можно проследить, как развивалась группа, понять, почему они стали такими популярными и увидеть, как ABBA пришла к упадку, когда их музыка потеряла былую радость, стала выхолощенной, а девушки превратились в тёток, неудачно сменив имидж.

Агнета с химий на голове ещё выглядит заметно пополневшей в клипах конца 70-х, такой же пухленькой на лицо она была до ABBA, судя по её старой фотосессии. Хотя на некоторых живых выступлениях того периода она несколько худее.

Период, когда была записана Dancing Queen, на мой взгляд, это вершина ABBA в плане музыки и внешнего стиля выступлений группы. Несколько лет они там продержались и стали постепенно спускаться вниз, пока в начале 80-х, оступившись, не покатились на музыкальное дно в забвение. В целом, для своего жанра группа в 70-е была неплохая.

В музыке ABBA достаточно много оптимизма, энергии, даже грустные баллады не выглядят совсем уж мрачными. Подобная атмосфера резко контрастирует с нынешней, когда из новостей постоянно льётся негатив, разрушающий психику людей.

Костюмы музыкантов ABBA порой были достаточно экстравагантные. Они здесь выглядят, как пародия на супергероев из комиксов. Образ доведён до абсурда, особенно у Бьорна Ульвеуса с плащом. Нелепо, но зато смешно.

ABBA, как мне кажется, лучше смотреть, чем просто слушать. Их поп-музыка достаточно проста, но благодаря визуальному ряду насыщается образами легче выделить для себя какие-то музыкальные вещи. После просмотра клипов и выступлений сразу возникают картинки в голове, когда слышишь знакомую мелодию, так ориентироваться легче. Визуальная часть – это 50 процентов успеха этой группа, как мне кажется.

Блондина Агнета, привлекает больше всего внимания на выступлниях коллектива, часто она также лидирует в песнях, а другие участники группы ей подпевают. Её голос легко узнать – достаточно высокий и напористый. Смотря на неё, мне другая блондинка вспомнилась – Дебби Харри из группы Blondie, которая тоже возникла на сцене в 70-е.

Про Агнету создают фанатские видеоролики до сих пор. Здесь я несколько объединил в один. Качество, конечно, из цикла “снято на утюг”, но подборка съёмок неплохая. Причёска у Агнеты, кстати, интересная тут в одном месте – распущенные волосы, а посередине косичка, я такую раньше ни у кого не видел. В этом видео она просто сияет, сразу видно, что делали нарезку видео неравнодушные к ней фанаты. В целом, приятная внешне блондиночка.

Если Фрида даже с разными причёсками легко узнаваема,то Агнета совершенно по разному выглядела за время существования группы. У неё даже черты лица менялись, хотя между видеозаписями проходило не так много времени. Может из-за грима или рождения детей в 1973 и 1977 году.

Смотришь на молоденькую Агнету и думаешь, тогда никто и предполагать не мог о таком бесславном конце группы в начале 80-х и что эта блондинка проведёт в деревне 17 лет, решая свои психические проблемы и забыв про сцену, куда вернётся назад уже бабкой.

В противовес ей Ани-Фрид кажется более холодной и сдержанной, даже танцуя, от неё не исходит ощущения непосредственности.

Когда Агнета подстриглась в начале 80-х и сделалась шатенкой, стала на тётку похожа, хотя буквально год-два до этого выглядела молодой девушкой. Ани-Фрид сделала себе и вовсе странную для неё причёску. Модный эксперимент не удался.

В начале 80-х Агнета определённо выбрала неудачно парикмахера, когда решила подстричься короче – лет 10 себе накинула. Некоторым женщинам более короткая стрижка идёт, омолаживает их, но здесь случай наоборот. За всё время существования группы она причёску не сильно меняла, то длинные, то покороче волосы завитые. Потом решила радикально стиль сменить и неудачно вышло.

Анни-Фрид меняла свою стрижку и цвет волос постоянно. По её причёске можно даже период творчества ABBA безошибочно определить. То у неё были длинные прямые волосы, то афрокудри вокруг головы, то она была шатенка, то красноватый оттенок волос выбирала. С началом 80-х она покрасила волосы в ярко-красный цвет и подстриглась под Дэвида Боуи времён Зигги Стардаста, хотя мода на глэм-рок давно прошла. Потом, сделав свои волосы светло-фиолетовыми, и вовсе стала выглядеть странно.

Такого плана вариант причёсок для девушек из ABBA, по-моему, самый лучший. Приятно смотреть на таких женщин: без татуировок, без пирсинга, без ожирения и в женственной одежде.

Агнете больше идут длинные прямые светлые волосы, она прямо настоящая скандинавка и молодо так выглядела. В то время как Анни-Фрид хорошо подходят вариации с причёской до плеч или чуть ниже. Необязательно как здесь, у неё много других вариантов было с такой длиной. Крупные кудряшки вокруг головы в молодости ей тоже шли. К началу 80-х мало того, что они сами по себе постарели уже, так ещё и неудачными причёсками себя состарили.

Ребята практически не менялись за время существования группы, оставаясь верны выбранному стилю. Разве что Бьорн Ульвеус отрастил бороду к 80-м. А вот Бенни Андерссон как законсервировался, словно годы в ABBA были не властны над ним. Может, потому что он изначально был с бородкой не так бросаются в глаза возрастные изменения. Сейчас, конечно, все они выглядят старыми

Фото начала 80-х, судя по стрижке Анни-Фрид. Выглядят девушки из ABBA тут лет на 50, хотя даже на выступлениях 1979 года кажутся совсем молодыми. В 1981 Агнете исполнился 31 год, а Анни-Фрид была 36-летней. Реально молодые ещё по возрасту. Вот что значит неудачно подобранный образ.

Про костюмы музыкантов ABBA стоит упомянуть отдельно. Мир музыки характерен расширением границ моды в самых невероятных направлениях. В 70-е были времена, когда процветал глэм-рок, а исполнители носили одежду более чем необычную. ABBA не отставала в этом вопросе: блёстки, рюши и перья, даже панталоны – все это было частью их сценических образов.

Сейчас участники группы стесняются того периода, говоря, что одевались, как психи. Но на самом деле большинство их образов для их музыки были весьма неплохими. Для подобных поп-артистов очень важна визуальная часть, чтобы она запоминалась. Вот Киркоров порой выглядит, как чучело с огорода, но запоминается. Таков фактор поп-музыки, где песни по сути часто незатейливы.

Вот так группа ABBA выглядела в эпоху глэм-рока, когда в моде было всё блестящее и кричащее. Нельзя сказать, что они плохо выглядят в этом образе, как-то они с ним нормально сочетаются, учитывая их молодость и музыку, которую они исполняли. Я каждому из участников группы дал прозвище: Бенни – толстяк (часто он пухлый), Фрида – учительница (своим выражением лица училку мне напоминает), Агнета – блондинка (тут по цвету волос), Бьорн – гном (почему-то такая ассоциация возникла, смотря на его лицо).

Совсем другое дело, например, авторская песня, когда может на сцену выйти мужичок с гитарой, одетый в растянутый свитер, но при этом в зале возникнет домашняя обстановка и для людей самым главным будет то, что он скажет, споёт, живое человеческое слово, а не его внешний облик. Тут уже аудиторию привлекает артист совсем другим. Такой музыке и клипы не особенно нужны. Например, зачем Высоцкому клипы и уж тем более какие-то костюмы в блёстках? Формат музыки абсолютно иной.

Знаменитые белые платья с кошками – один из самых узнаваемых образов ABBA. Вариант макси и мини. Короткий девушки чаще использовали на выступлениях, двигаться в длинных простынях не очень удобно по сцене.

В поп-музыке западного образца важная передача эмоций, настроения, создание атмосферы при отсутствии глубокого содержания в текстах. Потому что поют они на одну и ту же тему: “я тебя люблю” или “я тебя не люблю”. Такого плана материал. Конечно, можно и поп-музыку делать разнообразней и умнее по содержанию, облекая в доступные для лёгкого восприятия формы интересные мысли, но я говорю о сложившейся уже на Западе традиции. Поэтому такую музыку можно слушать не понимая слов, воспринимая голос просто как один из музыкальных инструментов для передачи эмоций – ничего не потеряешь.

Я почитал тексты группы ABBA и, скажем так, лучше на них не заострять внимание. По сути многие ни о чём. Обе вокалистки ABBA тут с кудряшками, но Агнете, по-моему лучше с прямыми волосами. Я, кстати, заметил, она часто ненакрашенная, даже в некоторых клипах. То ли лень макияж наносить, то ли такой стиль.

У группы ABBA есть тоже текст довольно известной их вещи “Money, money, money” о женщине, которая ищет богатого мужчину, чтобы не работать, причём тут не заметно иронии, всё поётся с серьёзными лицами в клипе.

Анни-Фрид, поющая основную партию в этой песне, подтвердила свои слова делом. Пока Агнета в деревне Экерё на острове в Балтийском море пыталась справиться с психическим расстройством, занималась йогой и астрологией, Анни-Фрид вступила в брак с принцем Генрихом Руццо Рейсс фон Плауэн. С тех пор она официально именуется Её Светлость принцесса Анни-Фрид Рейсс фон Плауэн. Мечта каждой Золушки – найти принца, чтобы сразу в дамки.

Правда, семейная жизнь Ани-Фрид с принцем была не слишком долгой, он умер от рака в 1999 году. Но она не растерялась и в 2008 году уже начала отношения с британским аристократом Генри Смитом – пэром, который по наследству носит титул 5-й виконт Хамблен.

Анни Фрид с мужем. Честно говоря, не очень он похож на принца.

Я думаю, что стремление Фриды быть среди знати исходит из детского комплекса, что её мать так дёшево отдала себя немецкому сержанту за пакет картошки. Сначала темноволосая (а порой и рыжеволосая) вокалистка из ABBA строила отношения c музыкантами, продвигаясь по карьерной лестнице в шоу-бизнесе, а когда там её деятельность фактически завершилась, переключилась на уровень выше. После развода с коллегой по музыкальной группе Бенни Андерссоном она завязала отношения с  бизнесменом Берилом (Бобо) Йертом, который сколотил миллиардное состояние благодаря своей компании Scandecor, являвшейся крупнейшим в мире производителем афиш и плакатов. Потом переключилась на аристократов.

Можно с уверенностью сказать, что Анни-Фрид –  достаточно расчётливый человек. Именно такие женщины часто подымаются наверх в обществе с помощью интимных связей с нужными мужчинами.

Выступления ABBA с 1972 по 1982 годы. Мне эта группа образца 70-х понравилась. Музыка не для души, не для ума, но для настроения. Визуализация играет тут огромную роль. Когда просто слушаешь треки ABBA – не то, надо их смотреть или, слушая, представлять их выступления и клипы. Видно, что участников группы переполняет энергия, они сами получают кайф от выступлений и это передаётся зрителю.

Сделал выше нарезку с выступлениями ABBA, которые мне попались. Одни и те же песни в разном исполнении. Там, где девчонки задорно отплясывают в тёмных костюмах под песню So long, это, конечно, прямо 11 из 10, сколько энергии. Я это выступление даже полностью в нарезке разместил. А так вообще выбирал интересные моменты, убирая то, что повторяется. Некоторые видео низкого качества, некоторые просто неудачно сняты, оператор, вместо того чтобы показывать, как девушки танцуют, держит крупный план, а когда они столбом стоят, вместо того чтобы их лица показывать, даёт общий план. Думаешь, где у тебя глаза-то, человек за камерой.

Но я постарался нарезать, чтобы было интересно смотреть. Можно увидеть, как менялась группа и её участники с 1972 год по 1982 годы. Хронологию выступлений я полностью не стал соблюдать, чтобы похожие выступления рядом не были.

У Агнеты в начале были волосы аж до попы. На выступлениях, на мой взгляд, она симпатичней выглядит обычно, чем в клипах и на фото. Возможно, грим играет роль. Внешность её довольно сильно менялась, как уже говорилось, даже нос у неё то широкий и немного приплюснутый, то более тонкий и аккуратный. На фото объективы с разным фокусным расстоянием меняют черты лица, плюс возможна ретушь, но на видео этот же эффект замечал. В конце, конечно, в тёток девушки превратились и уже еле двигались. Их эпоха ушла с 70-ми.

ABBA достаточно камерная группа, ей хорошо выступать в студиях, клубах, небольших залах. Огромные стадионы – не для неё. В 1979 году их тур закончился шоу в Торонто в Канаде перед примерно 18 000 зрителей. Это выступление вызвало поток жалоб от фанов группы, которые говорили, что ABBA всё же более студийная, чем концертная шоу-группа.

Как раз в этом (1979) году группа попыталась сделать своё звучание более роковым, переделав свои музыкальные вещи. Очевидно они пытались завоевать внимание тех, кто увлекался стадионным роком. Это можно увидеть на той же записи, сделанной на стадионе Уэмбли Арена 10 ноября 1979 года, там обе вокалистки подстрижены короче чем обычно и ещё не такие старые, как в начале 80-х. Но для музыки ABBA эти аранжировки совершенно не подходят, превращая её в агрессивный и бессмысленный шум, который давит на слушателя. У них есть изначально вещи с гитарной аранжировкой, типа So Long, но танцевальные вещи не стоило перерабатывать.

Нельзя просто взять композицию и сделав ей более агрессивную аранжировку с электрогитарой, превратить поп в рок, чтобы это хорошо слушалось. Если каким-нибудь рокерам, например, AC/DC сделать попсовые аранжировки в силе Modern Talking, это тоже будет нелепо слушаться. Мне только с концерта ABBA того времени понравился момент, когда мужик наяривает на гитаре соло, а вокалистки группы делают ему массаж яиц. Вот это забавно было.

Большие площадки с беснующейся толпой не для этой группы, это не Queen, у них своя ниша. Для ABBA больше подходит выступать в небольших театрах, где зрители их близко видят. Понятно, что денежек хочется больше, но своими экспериментами они в итоге разрушили магию группы. У них была волшебная формула, которая работала в 70-е, мало того, что выросла молодёжь с другими героями, так они и сами ещё свою группу доканали. Как в сказке про “Золушку” карета превратилась в тыкву, так и у них произошло с группой, магия исчезла. Наверное, потому что сами они ещё изменились в итоге после всех разводов. Очень тяжело взобраться на вершину и очень легко скатиться с неё.

Изучая музыкальный материла ABBA, оказалось, что некоторые их песни я всё-таки где-то слышал, т. к. мне они знакомы. Основной их вещью, кроме Happy New Year (судя по всему, эта песня так надоела участникам группа, что они даже на многие издания своих хитов её не поместили), можно назвать Dancing Queen. Это прямо визитная карточка группы, непринуждённая атмосфера молодости, счастья и оптимизма. Одной этой песней можно охарактеризовать всё творчество ABBA.

Eagle – довольно интересная у них вещь с психоделическими этническими мотивами. Она у них отличается от остальных.

Баллады Chiquitita, I Have A Dream, Fernando довольно неплохи, мне даже версии двух последних, где они поют на испанском мне не меньше англоязычных понравились. Аутентично слушается, даже не скажешь, что это шведская группа. А вот варианты на их родном шведском мне не понравились – некрасиво звучит, грубый язык.

Summer Night City – забавная вещь, где они в начале поют, как придушенные коты под дискотечный ритм.

Десятка полтора я для себя у этой группы выделил треков. Сделаны альбомы по известному принципу поп-музыки: хиты вперемешку с проходными композициями. Потом из хитов составляют сборники лучших вещей, называя их “Gold” или ещё как-то. Противоположный подход – создание концепцтуальных альбомов, когда все композиции – единое целое альбома, рассказывающие историю, как, например, “The Lamb Lies Down on Broadway” Genesis или “The Wall” Pink Floyd.

Фото времён одного из первых хитов групп – Waterloo, с которым они победили на Евровидении. У Анни-Фрид тут крупные кудряшки – тогда модно было такое афро.

Не могу сказать, что у ABBA та музыка, которую я могу слушать долго, но видео выступлений и клипы ххорошо посмотреть для настроения. Сохранил себе, что понравилось. В их музыкальный мир хорошо зайти, чтобы получить новые впечатления и отдохнуть.

Такую музыку надо воспринимать не интеллектуально, а эмоционально. Потому что если рассматривать её в первом случае, то по сути какие-то наивные песенки ни о чём, как в одном из первых их хитов “Ring Ring” поётся: “Дзынь-дзынь! Почему ты не позвонишь мне?” Мол я сижу дома одна, вся такая красивая, обнажённая, а ты никак мне не позвонишь, чтобы меня удовлетворить. До Канта и Шопенгауэра тут далеко, как говорится. Но это, конечно, шутка, просто даже в поп-музыке есть тексты поинтересней.

Здесь группа без блёсток и ярких нарядов достаточно по домашнему выглядит, но приятно. Хотя в платьях этим девушкам лучше. В этом коллективе была какая-то своя магия, выделившая их из поп-жанра. Нет ощущения дешёвки, какая-то искренность чувствуется, хотя репертуар по сути примитивен.

Мотивы песен у ABBA довольно простые, хотя некоторые вещи довольно стильные, как та же “Dancing Queen”. Главное, нет ощущения, что это какая-то убогая попса. Потому что попса – это нечто выхолощенное, бездушное, а здесь ты ощущаешь нечто большее. Из Скандинавии в этом плане ещё вспоминается норвежская группа “A-ha”, участники которой, находясь в поп-жанре, выпускали довольно интересные вещи. Помню, мне в 00-е очень нравился их клип со сменой времён года – Lifelines.

У ABBA есть свой стиль, настроение, атмосфера, магия. Они создали вокруг себя определённый мир. И знакомясь с их творчеством, ты получаешь новые впечатления, эмоции. Если бы эту группу надо было охарактеризовать тремя словами, я бы сказал: “оптимизм, энергия и молодость”. Это как хорошую комедию посмотреть, интеллектуальной нагрузки по сути никакой, но ты погружаешься в интересный выдуманный мир, наблюдаешь за его героями, у тебя подымается настроение и в итоге после просмотра ты себя даже по другому ощущаешь.

В этом видео показаны сценические костюмы ABBA с июня 1973 года по ноябрь 1980 года. Тут, конечно, не вся их одежда для выступлений, но многая. Качество видео посредственное, но работа по систематизации материала его автором проведена солидная.

Можно суперсложные вещи создавать в музыке и они будут по форме сложными, а по содержанию – пустышкой. Например, можно на бешенной скорости сыграть полёт шмеля на гитаре, но это слушается просто как понос из нот. А можно сыграть одну ноту, но зато как. За формой не стоит забывать о содержании, а оценивая содержание не стоит делать это только по интеллектуальному критерию.

Творчество – это погружение в другую реальность. Порой выдуманные герои кино становятся для зрителей частью их реального мира, как будто это живые люди. Музыка же не просто изменяет твоё настроение, но даже способ мышления и ощущение себя и окружающего мира.

Говоря про музыку ABBA, у меня возникает ощущение, словно ты шёл в промозглый серый осенний день по улице и заглянул в какое-то помещение, увидел их выступление: играет энергичная музыка, яркие цветные пятна от диско-шаров скользят по стенам, люди веселятся. Ты стоишь, смотришь, потом выходишь оттуда с новым удивительным ощущением.

Со временем у человека накапливается определённый багаж проблем и разочарований, который начинает его тормозить, делать слабым. Люди теряют ощущение молодости в первую очередь внутренне, а не только потому что физически стареют. А тут ты словно от всего избавился лишнего, что тебя тяготило. У тебя появляется надежда, желание что-то делать, желание вообще просто жить.

ABBA в кимоно. Девчонкам из ABBA тут бы вместо штанов настоящее японское женское кимоно, получился бы интересный образ. Хотя, наверное, в нём им двигаться по сцене было бы тяжело.

С началом 80-х пришли новые времена, в которые ABBA уже не вписалась. На фоне новой волны их стиль казался старомодным. В 1981 году вышел довольно спорный альбом “The Visitors”, где группа пытались найти новое звучание, но горячего отлика это у слушателей не получило. Популярность коллектива стала падать. Может быть, они уже всё сказали к этому моменту, выработали свой ресурс или просто магия в коллективе исчезла, ведь начинали они как две пары свою деятельность, а в итоге все развелись. Одно дело ты музыку и песни создаёшь для свой любимой девушки или жены и другое дело – для бывшей, с кем просто работой в группе связан. Как я уже выше писал, вокалистки сменив стрижки, превратились из девушек в каких-то тёток, поэтому ещё и товарный вид группа потеряла.

В 1982 года они попытались записать новый альбом, но дело шло с трудом и получившиеся несколько песен их не устроили, в итоге группа взяла перерыв, который в итоге продлился 35 лет, пока ABBA снова не объединились для записи последнего альбома, который недавно вышел.

Девушки из группы попытались завоевать место на музыкальном рынке сольно, но у них ничего не вышло. Бьорн и Бенни занялись написанием песен для других проектов, хотя факт распада группы в своих интервью отрицали: «Кто мы без наших девочек?! Инициалы Брижит Бардо?»

Фото музыкантов ABBA в домашней обстановке.

В итоге славу ABBA забрал себе шведский дуэт Roxette, как мне кажется, даже затмив их. Музыкальный композиции этой группы в первой половине 00-х часто крутили по радио и по телевизору показывали их клипы, от знакомых я слышал, что эту музыку слушали. По сравнению с ними ABBA словно в какой-то древней эпохе осталась. Хотя, казалось бы, 70-е и 80-е совсем рядом, но это абсолютно два разных мира. Вообще вторая половина XX века для развития западной эстрадной музыки стала знаковой, особенно 70-е и 80-е – очень яркий период, именно в тогда образовались и достигли своего пика развития множество интересных западных исполнителей.

В 90-е уже начал постепенно ощущаться упадок, в этот период меньше появилось новых интересных исполнителей, в основном яркие группы перешли в эту десятилетку из 80-х. Кстати, в Швеции в 1990 году появился квартет Ace of Base, делавшие музыку в модном тогда жанре евродэнс. Там тоже была светленькая и тёмненькая девушки и два парня, как в ABBA. Их вещи часто крутили по радио в конце 90-х – начале 00-х, но это, конечно, абсолютно другой уровень. Как игроки любительской футбольной команды по сравнению с профессиональной сборной страны, хотя коммерческий успех у них был большой. Но то, что хорошо продаётся далеко не всегда самое лучшее. Посмотрел сейчас их клипы на Ютубе, чтобы освежить память – очень наивно смотрится, да и слушается тоже, в отличие от ABBA, которые прошли проверку временем.

Альбом 2021 года “Voyage” ABBA записывали последние 5 лет, не особенно афишируя. Слушается он, как будто создан в 80-е и положен на полку, а недавно его нашли, смахнули пыль, сделали новый мастеринг, отполировали звук и выпустили. Он примерно на уровне их альбома 1981 года. Пожалуй, мне после прослушивания только “When You Danced with Me” с кельтскими мотивами запомнилась – забавная вещь с вибрирующими волынками.

ABBA объявили о том, что они готовят цифровые аватары в сентябре 2017 года. АББА-тары должны появиться во время концертов ABBA Voyage вместо четырёх настоящих участников группы.

Выпуском альбома пенсионеры их ABBA ограничиваться не стали, запланировав выступления. Мужчины их коллектива, конечно, могли бы и в нынешнем своём виде выступать, народ бы им даже зааплодировал – старички зажигают. Но с женщинами не всё так однозначно, ведь с таким бодрым репертуаром публика хочется смотреть на молодых активных и симпатичных самок. Именно такой типаж женщины на сцене один из самых распространённых. Неинтересно смотреть на 40-летних воссоединившихся Spice girls, а уж на 70-летних женщин из ABBA тем более. И тут было найдено решение…

В мае 2022 года в лондонском Олимпийском парке, в специально построенном зале Abba Arena на 3000 мест начнётся серия концертов группы ABBA, где на сцене музыкантов будут заменять омоложенные цифровые копии периода расцвета группы, разработанные ведущей голливудской компанией в области визуальных эффектов Industrial Light & Magic. Голограммы будут выступать в сопровождении живого ансамбля. Им надо бы для своего шоу ещё голограмму Александра Градского сделать с песней “Как молоды мы были”.

Агнета вместо себя уже использовала рисованный персонаж в клипе 2012 на песню I Should´ve Followed You Home, записанную дуэтом с Гари Барлоу из Take That. Тогда она себя омолодила лет на 20, став в рисованной версии 40-летней. Распевать песенку про любовь в 60 лет в дуэте с мужчной младше на 20 лет, мягко говоря, странно. Музыканты ABBA просто не могут вписаться в зрелость, они душой и умом в молодости, поэтому идеальны для продвижения идеи цифровизации.

Против таких рисованных клипов, где музыканты могли бы быть молодыми, лично я ничего против не имею, а вот с виртуальной реальностью совсем другая ситуация, т. к. это уже фальшивка и ложь.

Надо отдать должное звукооператору, накидав эффектов, он сумел сделать на этой записи голос Агнеты относительно молодым и даже отдалённо похожим на тот, что был у неё в молодости. Лет 20 ей скинул. По голосу я бы ей около 40 лет дал, как она и выглядит на рисунках в клипе. Такое ощущение, что песня записана ещё в 80-е и это просто ремикс с новым модным звуком. На последнем альбоме ABBA у Агнеты голос уже ощущается возрастным, я бы даже сказал пенсионным. Так что голограммы тут всё равно не помогут, тут надо чтобы компьютер и пел за тебя молодым голосом, как Терминатор голос менял.

В интернете попался промо-ролик, как пенсионеров из ABBA снимают в студии, навешав на них датчики и выглядят они, честно говоря, несколько растерянными. Какой в этом смысл?

Gorillaz, играли на сцене за простынёй, демонстрируя зрителям мультик, но там изначально были персонажи группы выдуманными, такой концепт. А тут какой интерес смотреть на какие-то цифровые копии молодых музыкантов? Они даже на оригинал и не похожи особенно. Живых людей превратили в каких-то виртуальных персонажей.

Вот такова реальность. В этих пенсионерах сложно узнать ту группу ABBA, которую люди запомнили в 1970-е. Очень сильно изменились.

Участники группы в свою очередь заявили: “Мы бы хотели, чтобы люди всегда помнили нас такими, какими мы были: молодыми, яркими, полными энергии и амбиций”.

Понятно, что в  пожилом возрасте петь песни времён юности как-то нелепо и смешно, но лучше бы тогда мультфильм сделали про группу и его бы запускали на экраны, чем эти голограммы, которые тоску навевают.

Всё-таки стариться надо с достоинством, как Шон Коннери, который на склоне лет выглядел не жалко, а импозантно. Журналисты даже писали, что он ввёл моду на старость. Быть молодым – прекрасно, но это лишь одна из частей жизни человека, которому предоставляется множество возможностей – это просто вопрос развития, в том числе и творческого.