Музыка

Самые интересные клипы A-ha. Как фильмы

06.01.2022

Разместив на сайте музыкальную рецензию на подборку лучших, на мой взгляд, клипов группы ABBA, я решил сделать аналогичную публикацию про клипы другой известной поп-группы из Скандинавии – A-ha. Она появилась на мировой музыкальной сцене из Норвегии, cоседней для Швеции страны, в первой половине 80-х, когда эпоха ABBA прошла и они сошли со сцены. Это новое поколение музыкантов из скандинавских стран, пришедшее на смену.

Из Норвегии я знаю только двух музыкантов – Эдвард Григ и A-ha. Больше ничем эта страна для меня в музыкальном плане не отметилась.

В 00-е я с приятелем менялся музыкальными дисками и как-то он мне дал альбом с лучшими хитами A-ha. Мне тогда эта группа запомнился как голосом вокалиста, так и музыкой. Хотя, в целом, они начинали своё творчества в общем потоке Новой волны, но тем не менее, как те же Cure, имели своё музыкальное лицо и индивидуальность.

Когда я после послушал их альбомы целиком, то мне понравилось их качество. Часто можно наблюдать такую картину, когда группа помещает на альбоме несколько хитов, а остальные вещи – это просто нагрузка. У A-ha же какие-то вещи, конечно, были посильнее, какие-то послабее, но не возникло ощущение подобной халтуры. Практически каждый рек обладал индивидуальностью и отличался от других. Можно поставить альбом слушать и ничего не перематывать, часто у других групп я даже на диске Greatest hits далеко не всё слушал.

Слева направо: Мортен Харкет, Магне Фурухольмен и Пол Воктор в молодости. 80-е годы.

Возможно, так получилось потому, что Пол Воктор-Савой и Магне Фурухольмен начинали с подражания Doors, даже группу свою похоже назвали Bridges, т. е. не с типичной поп-музыки. Правда, записав пару альбомов крайне низкого качества и дав ряд выступлений, им так и не далось добиться успеха, музыкальная мода была уже другой. Единственное выгода, которую они из своей деятельности в те годы извлекли – знакомство с Мортеном Харкетом, подарившим позже A-ha свой яркий и узнаваемый голос. Он был среди зрителей, наблюдая за выступлениями групп в клубе, среди которых были Bridges. Тогда творчество Пола и Магне публика приняла холодно, их стиль выглядел устаревшим, но Мортен потом подошёл к двум грустным ребятам и сказал, что ему понравилось их выступление.

Потом, спустя время, они договорились о совместном творчестве и Мортен уговорил их попробовать силы в более модном для 80-х поп-жанре Новой волны. Придумано было и новое, краткое, лёгкое и запоминающееся имя для группы — «a-ha». Изначально это было названием для очередной песни, и Пол выбирал между «a-ha» и «a-hem». Мортен случайно заглянул в записную книжку Пола и, увидев слово «a-ha», сказал: «Это чудесное название. Это именно то, как мы должны называться сами!» На самом деле название очень странное. Конечно, оно запоминается, но выглядит как-то совершенно несерьёзно.

Несколько раз участники группы ездили в Великобританию, пытаясь там заинтересоваться музыкальные компании, но только с третьей попытки им это удалось. В итоге один из продюсеров всё-таки взялся за группу, арендовав для записи студию. Ему понравилась весёлая беззаботность, исходящая от их демо песни “Love is reason”. Запись шла с трудом, ребята жили тогда в Лондоне довольно скромно. В итоге продюсеру удалось заинтересовать сделанными записями компанию Warner. Но и тогда успех не сразу пришёл к группе, сингл “Take on me” они выпускали три раза (в 1983, 1984 и 1985 годах), пока он, наконец, не сделал группу знаменитой. В общем, путь к славе был у ребят довольно тернистый.

A-ha Начинали с энергичных песен, у ряда из которых была атмосфера беззаботного оптимизма юности, вписывающаяся в общую моду 80-х. Типичные примеры треков того периода: “Take on me”, “You are the one”, “Touchy!”. После первых трёх альбомов (Hunting High and Low (1985), Scoundrel Days (1986), Stay on These Roads (1988)) от синти-попа они уже перешли ближе к поп-року. На следующих двух альбомах (East of the Sun, West of the Moon (1990), Memorial Beach (1993)) появилось больше гитарной музыки.

Альбом Memorial Beach не стал таким успешным, как остальные. Многие из поклонников группы привыкли репертуару позитивных и лёгких песен, эта же работа непохожа на то, что ребята делали раньше. Некоторые называли этот альбом даже мрачным. После его выпуска группа решила взять паузу.

История напоминает аналогичную у ABBA с их альбомом The Visitors 1981, после которого триумфальная карьера шведской группы закончилась. Но если ABBA действительно “девальвировалась” с этим альбомом: музыка стала электронно-механической, бездушной, а девушки, сменив имидж, превратились в тёток, то творчество A-ha, наоборот, стало выглядеть глубже, чем у типичной поп-группы Новой волны со смазливыми мальчиками. Если сравнить в музыкальном плане достаточно незатейливую “Take on me” с первого альбома и “Dark Is The Night For All” с пятого, то результат на лицо, как говорится.

Я бы сказал, их музыка стала более взрослой. У Depeche mode можно тоже проследить эту эволюцию, от первых задорных простеньких песенок к более зрелым на альбомах Songs of Faith and Devotion (1993) и Ultra (1997).

Семь лет каждый участник группы A-ha занимался своими делами. Мортен Харкет превратился в певца даже не второго, а третьего или четвёртого европейского дивизиона. Немногим оторвавшимся от группы вокалистам удавалось затмить её успех. Тому же Стингу это удалось, но он подобрал очень хороших музыкантов для своего сольного альбома.

Пол Воктор-Савой, бывший автором многих песен группы, наиболее успешно из всей троицы продолжил свою музыкальную карьеру, создав с женой группу Savoy. Конечно, яркого голоса Мортена Харкета этой группе не хватало, но тем не менее в музыке угадывается местами стиль A-ha.

Savoy, можно сказать, это A-ha минус голос Мортена Харкета, но плюс голос Пола Воктора и его жены. Эта связь с A-ha прослеживается даже по песне “Velvet”, которую сначала была записана в формате Savoy, а потом появилась на альбоме A-ha с голосом Мортена Харкета.

Магне Фурухольмен, иногда тоже отмечавшийся созданием песен для A-ha, в основном помогая Полу Воктору, выпустил пару достаточно посредственных альбомов, занявшись в итоге инсталляциями. Так, например, для одного норвежского торгового центра он создал новогоднюю ёлку. Ему за это заплатили 20 тысяч евро и он этими деньгами её украсил. Ёлку подвесили под потолком, но в одну из первых ночей кто-то все купюры с неё оборвал.

Смекалки не хватило у Магне, надо было украсить ёлку купюрами, где мелким шрифтом было бы написано “Банк приколов”, а всем сказать, что деньги настоящие. Вот было бы смешно, когда довольные воры стали дома бы делить добычу и обнаружили, как их надули и что деньги ненастоящие.

Группа A-ha образца 00-х.

К началу нового тысячелетия A-ha снова собралась, несмотря на протесты их жён, убеждавших что время этой группы прошло. Вышедший в 2000 году альбом “Minor Earth Major Sky” оставил у меня странное ощущение. Это была уже абсолютно другая группа. Мортен Харкет совершенно потерял низкие ноты в своём голосе, его голос стал напоминать нытьё Тома Йорка из Radiohead. Музыка тоже стала совершенно другой, в ней пропала мощь у звучания, много стало откровенно проходных песен, что раньше группа себе не позволяла. Но среди записей альбома есть довольно любопытная, «Summer Moved On», исполняя которую Мортен Харкет удержал одну ноту 20 секунд, когда я эту песню в первый раз послушал, то подумал, что пластинка заела.

Дальше стиль группы на следующих альбомах (Lifelines (2002), Analogue (2005), Foot of the Mountain (2009)) совсем деградировал в легковесный и бесцветный синти-поп. Максимум меня заинтересовывали 1-2 песни на новых альбомах. У Depeche mode, которые я упомянул выше, к слову, также произошла потеря былой мощи звучания на альбомах после начала 00-х. Возможно, всё дело в современных электронных инструментах, которые дают такой стерильный звук “без яиц”. Старые синтезаторы, сэмплеры звучат гораздо мощнее, у них звук более “жирный”.

Однако на фоне падения качества музыки, выросло качество клипов A-ha. Если говорить про их клипы 80-х и 90-х, комиксный “Take on me” был, конечно, событием для того времени. Но дальше многие из их клипов, лично для меня были откровенно скучными. Просто показывали группу, спекулируя на их смазливой внешности для привлечения девчонок. Либо это был просто какой-то бред, а не клипы. Поэтому в тот период данную группу интересней слушать, чем смотреть, с ABBA же полностью наоборот, клипы и выступления очень важная часть в представлении их творчества, в том числе благодаря необычным костюмам.

В 00-е A-ha неожиданно отметились клипам с интересным сюжетом. Если бы не эти клипы, данной публикации у меня на сайте бы не было. Музыку лучше просто слушать, а не описывать словами, а вот клипы – совсем другое дело.

В конце 00-х группа опять распалась, на этот раз уже официально. Однако в середине 10-х они выпустили неожиданно довольно неплохой альбом Cast in Steel (2015), объявив о своём повторном воссоединении. Его инициаторами был Мортен и Пол, а Магне, подумав, решил присоединиться к ним. Ровно 30 лет назад до этого момента они выпустили свой первый альбом в 1985 году.

Мне эта их работа больше понравилась, чем их альбомы 00-х. Что-то в ней есть от старых A-ha и в плане звучания, и вообще жизнь какая-то появилась в песнях. Потом вышел концертный Summer Solstice (MTV Unplugged) (2017) и потом снова возникла пауза. Что тут скажешь, распадаются, а дальше что делать? Карьера сольная не идёт, так хорошо, как в группе, а сидеть дома на печке скучно. Вот и опять объединяются. Надоедает быть вместе – опять распадаются. Очередной прощальный тур, клип, альбом.

Сейчас группа периодически выступает, на официальном сайте сообщается про новый тур. Конечно, они заметно уже постарели, особенно Пол Воктор. Весёлые песенки слушать от дедушек как-то странно, но вещи с их трёх альбомов “East of the Sun, West of the Moon”, “Memorial Beach” и “Cast in Steel” вполне подходит для исполнения в зрелом возрасте.

Хотел бы ещё отметить такой факт, что каждый из участников группы индивидуален в плане образа: Мортен Харкет – типа фронтмена-красавчика. Кстати, он хотел стать в юности священником. Не то чтобы питал особую страсть к церковной службе, но не хотелось идти в армию. Потом он всё-таки решил отслужить, бросив обучение богословию.

Пол Воктор с женой Лорен Савой. Сразу видно, кто доминирует в паре. С этой женщиной Пол, наконец-то, лишился опостылевшей девственности. За него можно только порадоваться, раз это было для Воктора такой психологической проблемой. Они познакомились, когда A-ha ещё не были популярной группой.

Знакомые с детства Магне Фурухольмен – мачо, а Пол Воктор – ботаник. С последним связан забавный эпизод, он думал, что так и умрёт девственником, а потом, когда познакомился в Великобритании с приехавшей туда из США американским режиссёром Лорен Савой, так обрадовался, что не только на ней в итоге женился, а ещё и её фамилию взял, став Пол-Воктор-Савой и даже их совместную группу назвал её фамилией. Что тут скажешь, интересный эпизод.

Похоже Лорен – единственная женщина в его жизни, с которой у него произошла связь пестик-тычинка. Она даже в турне с группой ездила, снимая его на видео, т. е. Пол с собой её возил и похоже отказывался от типичного для гастролирующих музыкантов общения с фанатками на диванчике. Вот как получается, порой женщине такому мужчине достаточно немного помочь в отношениях, даже не помочь, а просто уделить ему внимание и он уже будет как преданный пёс.

Хорошо, конечно, что и такие ботаники находили себе пару раньше, а не только мачо. Сейчас-то ему, если бы он не прославился, вряд ли бы что светило в этом плане.

В наше время, Пол, сидя за компьютером круглые сутки, так и остался бы, наверное, девственником. Был бы не музыкантом, а программистом. Музыка уже не модное занятие. Глазел бы на стримерш и инстраграмщиц, кидая им последние деньги в качестве донатов и записывал бы видео для своего блога на Ютубе с жалобами на жизнь и что девушки не дают, озабочены только поиском тугих кошельков и про воздержание бы ещё что-нибудь. Аудитория из подобных же забитых девственников-дрочеров всё бы это смотрела и обсуждала в комментариях. Сейчас таких много.

Теперь после справки о группе, приступим к обзору её клипов.

01. Lifelines (2002 г.)

Для меня у A-ha это клип номер один, самый мой любимый. Очень нравится, как меняются времена года, начиная с весны и кончая зимой, и как сделан монтаж с появляющейся на кадрах группой. Видеоклип основан на норвежской короткометражной ленте 1991 года “A Year Along the Abandoned Roadruen” режиссёра Мортена Скаллеруда. Кадры в фильме проносятся со скоростью в 50 тысяч раз быстрее скорости съёмки. Оригинальный двенадцатиминутный фильм был снят более чем за 105 дней, и был отредактирован с целью подогнать его под продолжительность песни и добавить сцены с участниками группы. Сюжет короткометражки развивается в местечке Бьорфйорд — это полузаброшенный рыбацкий посёлок в северной Норвегии, близ Хаммерфеста.

Этот клип напоминает сон. Мне порой снились такие сны, когда, к примеру, я сажусь в автобус или электричку зимой, а выхожу оттуда летом.

Песня тоже одна из немногих из нового периода творчества группы образца 00-х, которая мне понравилась. Эту вещь можно даже назвать моей любимой из 00-х у A-ha.

02. Take on me (1985 г.)

Знаменитый клип, где девушка попадает в комикс про мотогонщика, рассматривая его в кафе. Она путешествует по нему с героем Мортена Харкета, который в итоге из него с ней выбирается в реальную жизнь.  На Ютубе этот клип 17 февраля 2020 года набрал миллиард просмотров, даже в новостях Яндекса прошла эта информация.

В клипе очень хорошо отражена атмосфера 80-х и он до сих пор смотрится интересно, а в момент выпуска ещё большее впечатление на зрителей оказывал. Кстати, девушку сыграла тогдашней подруга Мортена Харкета – Банти Бейли. Непродолжительные отношения быстро закончились по инициативе девушки: она ушла к более успешному и выгодному в материальном плане артисту Билли Айдолу, чем нанесла удар по самолюбию солиста A-ha. Внешность у девушки самая заурядная, однако она была буквально нарасхват. Выражение лица у неё достаточно наглое и уверенное на фотографиях, возможно, умела себя подать.

Вообще, я смотрел фото тех девушек, которых Мортен выбирал, с его внешностью, деньгами и известностью можно было бы покрасивее найти. Там далеко не топ-модели. Впрочем, как и у других участников группы. То ли нет амбиций у них в этом плане, то ли вкуса. Пола Воктора ещё понять можно, ему, видно, тяжело даётся психологически общение с женщинами, раз у него такие мысли были, что они когда не лишится своей девственности.

“Take on me” – одна из первых песен, которую A-ha записали и с неё же началась их популярность. Собравшись первоначально в сельском домике родителей Пола Воктора и начав там проводить музыкальные эксперименты, музыканты создали довольно забавную версию этой песни, где Мортен Харкет по ходу пения кричит петухом. Мне попалась эта вещь в подборке раритетов A-ha. Слушая эту версию, представляешь клип для этой песни совсем по другому – не ту комиксную стилизацию, которая выше, а какие-то сельские видеосъёмки в юмористическом жанре.

Момент, когда Мортен Харкет кричит петухом – 00:40. Это нечто!

Сначала ребята выпустили эту песню в 1983 году, но она сумела достичь лишь третьей строчки хит-парада в их родной Норвегии. Второй раз они её переработали, выпустив уже в 1984 году, но и тогда песню не ждал успех. За год продали ничтожное количество копий, 100 или 1000 с чем-то, точно я помню, но очень мало. И только когда сделали этот комиксный клип, песня, наконец-то, в середине 80-х стала хитом. За целеустремлённость ребят из A-ha можно только похвалить, у многих бы от таких провалов руки бы опустились.

Честно говоря, эту песню у старых A-ha я практически никогда не слушал. Она для меня слишком безыскусная. Те же “Touchy!”, “Love is reason” или “You are the one” при таком же беззаботном настроении слушаются поинтересней. Хотя большинство людей эту группу знают именно по “Take on me”.

03. Crying In The Rain (1991 г.)

Эта песня, в отличие от другого творчества A-ha, не их собственная, а кавер-версия. Первоначально её выпустила группа The Everly Brothers в 1962 году. Песню записывали многие исполнители, однако именно в варианте A-ha она слушается очень аутентично, как будто они её авторы.

Клип создал тот же режиссёр, что и предыдущий “Take on me” –  Стив Бэррон. Интересный клипмейкер, в частности для Майкла Джексона он снял его известный клип – “Billie Jean” (1983), а для Dire Straits видео на самую известную из вещь – “Money for Nothing”. Иногда он снимал и фильмы, к примеру, “Черепашки-ниндзя” (1990).

Кадры клипа напоминают сцены из какого-то фильма. Когда я этот клип посмотрел в первый раз, было непонятно что происходит, но очень интересно. Сейчас прочитал, что в этом клипе, оказывается, показывают неудачное ограбление.

Атмосферное видео и хорошая кавер-версия, поэтому достойное третье место.

04. Minor Earth, Major Sky (2000 г.)

Члены группы  в образах космонавтом прилетают на Луну и начинают её осматривать. Но герой Мортена Харкета поддаётся иллюзии, которую создаёт для него это место. Он заходит в дом, где находятся знакомые ему люди и увлекается девушкой. В итоге его два товарища улетают на своём корабле, а он остаётся умирать на безлюдной планете. Тут можно клип рассматривать как фантастический фильм про космос и просто как аллегорию. Сама песня меня не особенно заинтересовала, а вот клип интересный.

05. Forever Not Yours (2002 г.)

Клип на тему климатический катастрофы – новый потоп. Показывается, как кто-то из людей принял свою судьбу, кто-то пытается попасть на ковчег. И всё это под довольно лёгкую, даже весёлую музыку синти-попа, создающую контраст с увиденным. Героя Мортена Харкета не хотели пускать на ковчег, но после того как на его борт поднялась девушка, похожая на Мадонну (её лица не показывают, но в начале 00-х у неё как раз был ковбойский образ, как в клипе) про него забыли и он попал в число выживших.

В финальном юмористическом эпизоде, все члены группы, попадав на ковчег, вынуждены заниматься грязной работой: Магне моет унитаз, Пол – тарелки, а Мортен получает лопату. Такая вот самоирония у группы.

С таким же сюжетом про потоп в 2009 году вышел фильм-катастрофа режиссёра Роланда Эммериха «2012».

Тема, конечно, для клипа мрачноватая, но снято всё так, что особого негатива не ощущается. Просто как приключенческое кино. Тот же фильм «2012» гораздо мрачнее.

06. Foot Of The Mountain (2009 г.)

Третий клип на фантастическую тему. Начинается он со съёмок в городе, где показывают героя Мортена Харкета, а потом его сопровождают маленькие разноцветные шары, висящие вокруг, типа плазмойдов. Я забыл сейчас, как они называются, но их периодически видят люди. В музыкальном плане мне чем-то Lifelines напоминает эта композиция.

07. Cry Wolf (1986 г.)

Ещё один клип для группа Стива Бэррона. Мне понравилось здесь, как мальчик листает книжку и на её станицах появляется группа. И опять же некоторые кадры напоминают какой-то неснятый фильм про мальчика и волка. Может быть это был бы фильм ужасов или просто психологическое кино.

08. The Sun Always Shines On T.V. (1985 г.)

Завершение истории мотогонщика и девушки, показанной клипе “Take on me”. Выбравшийся из комикса, гонщик во время свидания с девушкой обнаруживает, что начинает медленно превращаться в двухмерного нарисованного героя комикса. Очевидно он не может вечно существовать в этом мире. Корчась от боли и с тоской глядя на девушку, он убегает по аллее и с яркой вспышкой исчезает. Оставшаяся в одиночестве девушка в расстроенных чувствах одиноко прислоняется к дереву. Хеппи энда не вышло.

Дальше группа перед выступает манекенами в Церкви Святого Альбана в Теддингтоне. Её задумывали, как местную копию Собора Парижской Богоматери, начав строить в 1887 году, но денег не хватило для полной реализации проекта.

Здание этого церковного собора перестало использоваться в 1977 году, несколько лет пустовало и подвергалось актам вандализма. Хотя оно по-прежнему принадлежит англиканской церкви, но теперь сдано в аренду Центру искусств Landmark для использования в качестве места проведения концертов и выставок. Была проведена процедура секуляризации, т. е. это уже обычное здание, а не храм для справления религиозного культа.

Часть снятого в церкви клипа представлена в чёрно-белом цвете, некоторые сцены выполнены в пастельной колоризации. Конечно, ощущается какая-то недоделанность, не хватает разнообразия съёмок в клипе, но всё равно выглядит и слушается неплохо.

09. Under The Makeup (2015 г.)

Этот очень стильный клип можно назвать фильмом-триллером. История рассказывает, как богатого бизнесмена, которого играет Мортен Харкет, убивают две женщины, наверное, какие-то феминистки. Потом они закапывают его труп. Возможно, одна жена, вторая – любовница героя. Напоминает сюжет фильма с Билли Зейном “Печальное обольщение” 2009 года.

Мортен поёт в песне: “I want to see you under the makeup” (“Я хочу видеть твоё истинное лицо”). Вот и увидел. Безжалостные скандинавские ведьмы явно решили прибрать к рукам состояние героя-миллионера. Других участников группы они по сюжету тоже пытались убить, но те, вроде, в лесу сумели убежать.

Вообще, про современных женщин очень хорошо показано. Необязательно ведь буквально воспринимать клип, можно как аллегорию. Оберут до нитки, уничтожат мужчину психически и перешагнув пойдут дальше. Сколько таких историй. Такими женщин сейчас учат быть.

Музыкально – красиво звучащая вещь. Если из 00-х у меня любимая композиция A-ha – Lifelines, то из 10-х вот эта.

10. Objects In The Mirror (2015 г.)

Добавил в подборку для юмора этот дичь-клип, который на данный момент последний из выпущенных группой. Я сначала думал это творчество фаната, оказалось, официальное видео.

Детские фотографии участников группы обработаны с помощью эффекта параллакса (3D эффект) и ещё добавлены какие-то странные персонажи. Всё это напоминает сюрреалистический сон, какое-то Зазеркалье. Так и называется песня “Объекты в зеркале”.

Это не первый дичь-клип у группы, были и другие странные, вроде “Dark Is The Night For All” и “Move to Memphis” для синглов 1993 года, возможно, из-за такого авангардизма альбом “Memorial Beach” не стал таким успешным, как предыдущие. Но там не клипы, а бред, пересматривать их нет даже желания. В случае же с “Objects In The Mirror” можно посмеяться и сделано интересно. Особенно мне понравилось, как они бегут в конце сквозь лес. С точки зрения музыки тоже неплохая вещь, достаточно яркая. Самое начало саундтрек из “Рокки” напоминает.

В общем, хорошее впечатление у меня осталось от повторного возвращения группы. Этот альбом и клипы стоило выпустить.

На 0:37 – Olympus OM – одна из моих любимых плёночных камер. Правда, не видно, кто ей фотографировал Магне, Пол или Мортен. Скорее всего, последний.

11. Morten Harket – Brother (2014 г.)

Клип из сольного творчества Морена Харкета добавлю в качестве бонуса. Он напоминает по сюжету Lifelines – тоже показана смена времён года, только на этот раз Мортен находится в пруду, на поверхности которого видна одна его голова. Пожалуй, это единственная композиция, которая мне из его сольного творчества нравится и, можно сказать, по стилю близка к A-ha.