Районы Москвы

Москва. Район Беговой

24.10.2009

Тверская дорога (сейчас 1-я Тверская-Ямская ул.) в 14-15 веках была одной из самых оживленных: по ней проходило огромное количество обозов с товарами. В связи с этим в середине 15 века Иван Грозный устроил на прежних владениях Новинского монастыря Тверскую-Ямскую слободу – под хозяйственные угодья ямщиков. Населенная часть в виде нескольких домиков с деревянной церковью в 17 веке находилась между Земляным валом и Тверской заставой. Спустя сто лет она имела уже несколько параллельных улиц, все остальное занимали поля и луга.

В конце 18 века пожар уничтожил всю слободу, но вскоре за счет государства она была отстроена заново. Деревянные дома были заменены каменными. В 19 веке велось строительство Санкт-Петербургского шоссе. Бревенчатый настил заменили на булыжную мостовую, а в 1834 году после императорского указа “О приведении в лучший вид пространства между Тверским в Москву въездом и парком Петровского дворца” участок дороги до дворца расширили. Были проложены грунтовые дороги, отделенные от шоссе аллеями из молодых деревьев. По обе стороны от дороги протянулись в ряд загородные дома московской знати. Первым приобрел участок недалеко от Петровского парка генерал и сенатор А. А. Башилов.

Дворянские усадьбы протянулись вдоль границы с Петровским парком, образовав улицу Башиловку (теперь Марины Расковой) и по Бутырскому проезду (теперь улица Нижняя Масловка). В середине 19 века в районе появляются первые промышленные предприятия: табачная фабрика “Габай” (теперь “Ява”) и фабрика “А. Сиу” (кондитерская фабрика “Большевик”).

Петровский парк собирал по выходным дням тысячи посетителей. Это обстояиельство потребовало решения транспортной проблемы. В конце 19 века под аркой Триумфальных ворот прошла линия московской конки, а в 1899 году – линия первого электрического трамвая от Пушкинской площади к северной стороне парка. Среди новых предприятий, возникших в конце 19 века, особое место занимает завод “Дукс”, основанный немцем Юлием Александровичем Меллером.

В 1893 году после чемпионата мира по велоспорту в Чикаго он загорелся идеей распространения велосипеда в России и организовал новое предприятие на Ямском поле. В 1909 году на заводе был собран первый в Москве аэроплан. Его сборкой руководил инженер М. П. Евграфов, а испытателем был знаменитый летчик С. И. Уточкин. С 1910 года на заводе начинается производство серийного самолета типа “Фарман”. Добившись заказа от правительства, “Дукс” становится главным производителем в новой для России отрасли, не оставляя и прежние направления.

Центральный московский ипподром.

В 1917 году предприятие стало первым Государственным авиационным заводом. Новые цеха строились на Ходынском поле, рядом с аэродромом. В 1931 году, после выделения самостоятельных заводов самолетостроения, приборостроения и радиортехники, завод на Ямском поле приобрел новую специализацию – производство вооружений.

В 1924 году Петроградское шоссе было переименовано в Ленинградское. В северной части Ямского поля, которое, по существу, было окраиной Москвы, развернулось строительство типографско-издательского гиганта, который в то время не имел равных себе в Европе.

Издательство “Правда” обеспечивало выпуск разовых тиражей газет до 40 млн.экземпляров, журналов – более 1000 млн. экземпляров и книг – до 130 млн. экземпляров. По существу, это город издателей и печатников, который здесь же имеет собственный Дворец культуры, спортивно-оздоровительный комплекс, детский сад. По его имени получила название улица Правды, бывшая 3-я ул. Ямского поля. Теперь это издательство “Пресса”.

Здесь же,на 5-й Ямской улице, обосновалась в 1979 году Всероссийская государственная телерадиовещательная компания, а рядом находится Училище циркового и эстрадного искусства.

Местность за тверской заставой давно перестала быть московской окраиной. Теперь это – один из самых оживленных районов столицы. Старая Башиловка, теперь улица Марины Расковой, многие годы служившая границей Ямского поля, потеряла прежнее значение и стала одной из проезжих улиц. Широкая магистраль 3-го кольца московских автодорог, пересекая Ленинградское шоссе, прошла по улице Новая Башиловка и бышей территории Петровского парка с его прудом. Территория бывшего Ямского поля теперь вошла в район “Беговой”.

Беговые ворота в начале Беговой аллеи.

Район Беговой является составной частью Северного административного округа, включает в себя Ленинградский проспект и Тверскую-Ямскую улицу. Территория района – 418 га, население – 38 тыс. человек.

На границах района находятся станции метрополитена “Белорусская” и “Динамо”.

На территории района работают несколько крупных промышленных предприятий, среди которых – кондитерская фабрика “Большевик”, 2-й Московский часовой завод, Машинострительное объединение им. Румянцева, механический завод “Знамя труда”, табачная фабрика “Ява”, типография и издательство газеты “Правда” и др. Всего в районе зарегистрировано 1921 предприятие, в т.ч. 11 – крупнейшие в стране.

Здесь же находится старейший вокзал столицы – Белорусский. В центре района расположен ипподром России, давший название всему району и образовавший вокруг себя несколько улиц со специфическими “конными” названиями (Беговые улица и аллея, Стаковая улица). В районе работает уникальный цыганский театр “Ромэн” и известные гостиницы “Советская” и Аэростар”.