Районы Москвы

Москва. Район Красносельский

26.09.2009

Современный Красносельский район (или, как его называли в старину, Красное село) находится в северо-восточном секторе центральной части основной части Москвы.

Одной из особенностей района подчиненность жизнедеятельности района крупнейшему в Москве железнодорожному и транспортно-пересадочному узлу.

Вокзалов созвездье — так, наверное, точнее всего можно назвать район. Два вокзала (Казанский и Ярославский) Московской железной дороги и Ленинградский вокзал Октябрьской железной дороги, а также линейные предприятия этих дорог — таков большой ж/д узел, находящийся в районе. И над всем этим доминирует Площадь 3-х вокзалов (б. Комсомольская площадь). Данный уникальный архитектурный ансамбль появился во второй половине XIX века. Первым был возведен в 1849 Николаевский вокзал (сейчас Ленинградский). Его возвели по проекту архитектора К. Тона для Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851 году. По замыслу заказчиков и царского двора он должен был представлять собой точную копию Московского вокзала в северной столице.

В комплекс вокзальных построек входило и здание Московской таможни, которому архитектор придал сугубо деловой, официальный вид. Сейчас в его занимает Главное таможенное управление Российской Федерации. В 1950 году заново были отделаны красочные интерьеры Ленинградского вокзала, а еще через 27 лет его здание подверглось коренной перестройке. Однако внешний облик сохранился без изменений.

А в 1862 году перед взором москвичей предстал Ярославский вокзал. Его сооружали по проекту самого модного архитектора начала XX века Ф. Шехтеля. Отсюда начинается самая большая в мире железнодорожная магистраль «Москва-Владивосток». Ее длина — 9302 км.

На Ярославский вокзал приходят поезда из Китая, Монголии и Северной Кореи. Само здание являет собой образец неорусского стиля. Декоративные панно внутри главного зала считаются выдающимися произведениями отделочного искусства. Великолепные цветные орнаменты вызывают ассоциации с неповторимой природой российского Севера.

В 1995 году проведена большая реконструкция вокзала. В результате изменилась планировка внутренних помещений, в два раза увеличились площади для обслуживания пассажиров. Отремонтированы галерея и колонный зал, заново расписан потолок. Установлена электронная информационная система. В настоящее время это самый крупный вокзал столицы. Ежедневно он принимает и отправляет около 300 пар поездов.

И, наконец, 1864 год ознаменовался строительством Рязанского вокзала (именно на его месте в 1913 году архитектор А.В. Щусев начал строить Казанский вокзал, который создавался 27 лет). Он связывает Москву с городами Поволжья, Урала, Сибири и Средней Азии. Здание также выполнено в неорусском стиле, тем не менее заметно, что в его композиции используются мотивы древнего русского зодчества, характерные для таких городов, как Нижний Новгород, Астрахань, Рязань. Центральная часовая башня напоминает башню Сююмбеки в Казанском кремле. В середине 50-х годов был достроен зал пригородного сообщения, соединенный со станцией метро Комсомольская.

Недалеко от метро Сухаревская. Вид в сторону центра.

Со стороны Краснопрудной улицы к вокзалу примыкают вписанные в единый ансамбль корпуса Центрального Дома культуры железнодорожников. Здание, являющееся памятником архитектуры, построено в 1925-1927 г.г. по проекту А.В. Щусева. Открытие его состоялось 30 апреля 1927 года.

История ЦДКЖ тесно связана с именами многих великих людей прошлого века . Среди них на одном из первых мест стоит И.О. Дунаевский, творческая деятельность которого проходила здесь с 1938 года. В течение 10 лет композитор руководил ансамблем песни и пляски ЦДКЖ им. Александрова. У истоков джаз-оркестра Дома стоял Л. О. Утесов, позднее художественным руководителем музыкального коллектива стал Д. Я. Покрасс.

ЦДКЖ является старейшим в Москве учреждением культуры. Здесь в свое время работали оперная и литературная студии. Продолжает свою работу народная изостудия.

Венчает образ главного «вокзального перекрестка» столиц изящная 28-этажная башня гостиницы «Ленинградская». Она поднялась на Каланчевской улице в 1953 году как одно из 7 высотных зданий Москвы. Спроектировали ее архитекторы Л. Поляков и А. Борецкий. В истории зодчества это было время, отмеченное пафосом великой Победы советского народа над фашизмом, пора больших надежд и устремлений. Высотное здание с четкими пропорциями заняло подобающее место на площади, став ее доминантой.

Силуэт гостиницы ближе всего по духу к архитектуре Казанского вокзала. В ее декоративных деталях применены черты русского барокко. Через «красное теремное крыльцо» мы попадаем в широкий вестибюль, темно-синие своды которого покрыты золотыми узорами. Впечатляет сверхвысокий потолок. Колонны из искусственного мрамора, парадные лестницы, бронзовые леопарды, росписи на стенах, ликование цвета, формы и материалов. Внизу расположились два ресторана.

Сегодня Комсомольская площадь днем и ночью встречает и провожает жителей и гостей столицы. Более 250 тыс. пассажиров в сутки отправляется на поездах дальнего следования и пригородных электропоездах.

В 1935 году в Москве открылась первая линия Метрополитена «Парк культуры — Сокольники“. Подземная железная дорога была настоящим чудом и часть этой дороги прошла по подземелью нынешнего Красносельского района.

Сооружение первой очереди метрополитена завершилось к октябрю 1934 года. Было пробито 16,8 км тоннелей. Первая шахта метрополитена была сооружена на Русаковской улице, где теперь находится компания “Мона”.

Первый пробный поезд прошел по участку «Комсомольская» — «Красносельская» — «Сокольники». А 15 мая уже началось пассажирское движение по всем 13 станциям, от «Сокольников» до «Парка Культуры». В первый же день работы метро было перевезено 370 тысяч пассажиров!

Садовое кольцо у метро Сухаревская в снегопад. Взгляд в сторону метро Красные ворота.

По всей трассе — от Сокольников до Парка Культуры — поезда проследовали 5 февраля 1935 года.

Московское метро проектировалось и строилось с учетом опыта европейских столиц. До сих пор и воображение москвичей и гостей столицы поражает архитектура и роспись вестибюлей станций метрополитена , которые строились и оформлялись по проектам и эскизам замечательных архитекторов и художников.

Станция «Красные ворота» (с 1962 по 1986 г.г. — «Лермонтовская») возведена по проекту архитекторов А.И. Фомина и Н.Н. Андриканиса. Вестибюль, выходящий на площадь «Красные ворота» стилизован под морскую ракушку. В облицовке пилонов самой станции использован красный, серый, белый и желтый мрамор. В 1938 году на Международной всемирной выставке в Париже проекту этой станции была присуждена Гран-при.

Станция «Комсомольская» — радиальная построена по проекту известного архитектора Д.Н. Чечулина. В оформлении станционного зала применен розовый мрамор, пол выложен гранитом. Станцию украшает панно «Метростроевцы» художника Ё.Е. Лансере, выполненное из майолики. Капитоли колонн украшены бронзовой эмблемой молодежного интернационала — «КИМ». Над путями находятся балконы, соединенные пешеходными мостиками.

Станция метро «Красносельская» выполнена по проекту архитекторов Б.С. Виленского, В.А. Ершова, Л.А Шагуриной. В отделке колонн, расположенных на продольной оси станционного зала, использован темно-желтый, белый и серый мрамор.

В 1952 году в Красносельском появилась еще одна станция метро «Комсомольская»- кольцевая. Станция построена знаменитым архитектором А.В. Щусевым в соавторстве с В.Д. Зориным, А.Ю. Заболотной, В.С. Варваниным, О.А. Великорецким. Художественное оформление выполнено по эскизам народного художника СССР П.С. Корина, известного, прежде всего, своей знаменитой, хотя и недописанной картиной, «Русь уходящая». Станционный зал украшает мозаичное панно из смальты с портретами русских полководцев разных времен — Александр Невский, Дмитрии Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Михаил Кутузов, Александр Суворов. Продолжают военную тематику барельефы, посвященные отечественным войнам 1812 и 1941-45 гг. В отделке станции использован светлый мрамор, пол выложен из гранита. В центре зала находится переход на Сокольническую линию и к Казанскому вокзалу, а в конце зала — выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам.

Здание у метро Сухаревская. Идёт снег.

В Красносельском районе находится около 500 различных промышленных предприятий и организаций. Самые крупные — ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский», МОАО «Большевичка», ООО Ткацкая фабрика «Мостекстильпром», ОАО «Московский молочный комбинат № 1», ЗАО «Русский хлеб, ЗАО „МОНА“ ЗАО «Московская обойная фабрика и более десятка ж/д предприятий. История возникновения и деятельности каждого из них уникальна по-своему.

ОАО »Кондитерский концерн «Бабаевский — старейшее кондитерское предприятие России. Его история начинается с 1804 года, когда была заложена небольшая кондитерская мастерская, переросшая в последствии в фабрику. С 1880 г она известна по всей России и за ее пределами как „Товарищество А. И. Абрикосова и Сыновей“. В конце XIX „Товарищество“ становится крупнейшим производителем кондитерских изделий, лауреатом нескольких всероссийских и международных выставок, а с 1899 года — «Поставщиком Двора его императорского Величества». 1917 год — и новое название — «Кондитерская фабрика им. П.А. Бабаева».

Не так давно при концерне был создан музей, экспозиция которого рассказывает о том сложном пути, которой был пройден за два века от кондитерской фабрики бывшего крепостного Абрикосова до современного ОАО «Бабаевский». Музей создавался настоящими профессионалами, поэтому здесь отражены все периоды истории страны и предприятия.

В районе постоянно проживает 35,5 тысяч человек. Специфика демографической ситуации связана с тем, что численность „дневного“ населения (приезжих, работающих в районе и др.) значительно превосходит число постоянно проживающих жителей — 440 тысяч человек в день.