Районы Москвы

Москва. Район Нагатинский затон

16.05.2010

Район Нагатинский затон расположен на Юге Москвы, на правом берегу реки Москвы, с трех сторон, как полуостров, окружен Москва-рекой. Граница района проходит по южным и западным границам территории музея-заповедника «Коломенское», далее по проспекту Андропова, старому руслу реки Москвы, шлюзу 10-11 реки Москва до южных границ музея-заповедника «Коломенское».

На месте, где сейчас стоят современные дома района, в древности находились подмосковные села: Коломенское, Нагатино, Новинки.

Проводившиеся археологические раскопки показали, что уже две с половиной тысячи лет назад здесь появилось первое селение первобытных людей. Были открыты древнейшие неолитические поселения людей 1 тысячелетия до н.э. – IV века н.э., давшее название всей культуре этого периода – «Дьяковская культура» (археологическая культура раннего железного века). Это одно из первопоселений людей на территории современной Москвы.

Основа хозяйства племен Дьяковской культуры – земледелие, оседлое скотоводство, рыболовство, охота. Население городищ Дьяковской культуры владело техникой обработки дерева, кости, металла, знало гончарное производство и ткачество.

Нагатинская набережная.

О времени возникновения двух старинных подмосковных сел Коломенского и Нагатинского документов нет. Первые письменные упоминания о них встречаются в духовных грамотах 1336 и 1339гг. князя Ивана Калиты.

Название села «Нагатино», известного с XIV века, по одной из версий, связано с тем, что в этой низменной пойме Москвы-реки, затопляемой в половодье, дороги были расположены «на гати», т. е. на настиле из бревен для проезда и прохода по топи; по другой – от слова «ногата», обозначавшее древнерусскую денежную единицу X-XV вв.

Вокруг Нагатина исстари было много заливных лугов и озер, которые жители могли использовать для постройки и ремонта судов. О Нагатинской заводи упоминается в 1410 г. В Нагатине и поныне существует «заводь» (или затон) – бухта, залив со спокойной, стоячей водой.

Спасские ворота в Коломенском.

В этом затоне в 1936 году был введен в действие Московский судостроительный и судоремонтный завод. Основное направление работы завода – судостроение и ремонт самоходного флота, изготовление судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры. Около завода был построен рабочий поселок.

Первое судно коллективом завода было построено в 1938 году. Особенно популярными на речных путях стали теплоходы типа «Москвич», так называемые речные трамвайчики. Одновременно завод строил крупные серии речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских судов для пригородных линий и их модификации для служебных и научно-исследовательских целей.

Вид на музей-заповедник Коломенское с высоты.

Расположение завода создало предпосылки для образования профессионально-технических училищ: Московского речного техникума, Московского института водного транспорта – для подготовки специалистов речного пароходства и судостроения. В 1993 году все эти учреждения были объединены в Московскую Государственную академию водного транспорта.

В 1960 году подмосковные села: Нагатино, Коломенское, Новинки вошли в черту Москвы и в конце 1960-х годов на этой территории началась массовая жилая застройка. На месте сносимых деревянных строений, садов и огородов выросли кварталы многоэтажных домов.

На правом берегу реки Москвы, после реконструкции Нагатинской поймы и сооружения нового речного русла, в 60-х годах была построена Нагатинская набережная, выполненная из сборного железобетона, облицованного гранитом. Архитектурное решение застройки жилых корпусов со стороны реки Москвы – в виде домов, стилизованных под паруса, создает современный фасад района.

Вид со смотровой площадки в парке Коломенское на жилые дома района Нагатинский Затон. 1993 год.

В 1969 году близ Нагатино сооружен Нагатинский мост, который соединил Нагатино с районом Кожухово, здесь проспект им. Андропова, построена станция метро «Коломенская».

От древних подмосковных сел, на территории которых расположился район Нагатинский затон в настоящее время сохранились лишь их названия, которые даны улицам, набережным, мосту, станции метро: Коломенская улица, Коломенская набережная, метро «Коломенская», Нагатинская набережная, Нагатинский мост, улица Новинки. Центральная улица села Коломенское – Большая улица – сохранилась по сей день с тем же названием.

Названия остальных улиц связаны с судостроительным производством и ландшафтными особенностями района: Судостроительная улица, улица Речников, Якорная улица, Затонная улица. Название «Кленовый бульвар» дано в связи с посадкой вдоль бульвара различных видов клена. К территории района Нагатинский затон также относится крупный зеленый массив, расположенный на полуострове севернее жилых массивов района – Нагатинская пойма.

Храм Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне. Особенность храма – крест с подсветкой, сделанный специально для этого храма. Вставки из цветного стекла на кресте, оснащены светодиодами, которые светятся в темноте.

Нагатинская пойма – крупнейшая пойма в черте города. Пойма – это часть дна речной долины, затопляемая только в половодье. Средняя высота над уровнем реки 1 – 1,5 м. До сооружения в 1930-х годах Перервинского гидроузла территория затоплялась во время паводков и была сильно заболочена.

В конце 60-х годов Нагатинская пойма была полностью реконструирована. Здесь были проведены большие работы по ликвидации заболоченности, был сооружен спрямительный канал длиной 3,5 км, в результате чего образовался остров площадью свыше 150 га, разделенный Нагатинским мостом.

В 1985 году на пойме построен Южный речной вокзал (архитектор А.М.Рухлядев) – это вторые речные ворота Москвы после Северного речного вокзала. Здание вокзала выполнено из железобетонных конструкций и стекла, вытянуто вдоль берега, украшено башней со шпилем.

Нагатинская набережная.

На территории поймы расположена ярмарка детских товаров – «Коломенская» ярмарка.

Оба слова в названии района несут смысловую нагрузку: “Нагатинский” – от названия села “Нагатино”, “Затон” – бухта, залив со спокойной, стоячей водой.

Население района составляет 85,5 тыс.чел.