Страны мира

Италия. Страна для неленивых туристов

05.02.2005

Италия – страна с интереснейшей историей, с богатым культурным и историческим наследием, которое бережно, с любовью сохраняется и оберегается уже многими поколениями итальянцев. Трудно, пожалуй, невозможно подобрать слова, верно отражающие колорит, дух, царящий в Италии. Можно лишь сказать, что в этой стране сохранился неповторимый, пьянящий аромат страстной и драматической, наполненной загадочной волшебной энергией, эпохи Римской Империи.

Географическое положение:

Италия – государство в Южной Европе, в центральной части Средиземноморья. Занимает Аппенинский полуостров, острова Сицилию, Сардинию и другие более мелкие.

Общая площадь – 301 тыс.кв.км.

Сухопутные границы с Австрией, Францией, Ватиканом, Сан-Марино, Словенией и Швейцарией.

Климат – средиземноморский. Средние температуры января от 0С до 12С, июля от 20С до 28С. Осадки преимущественно зимой.

Государственное устройство:

Столица – Рим.

Форма государственного устройства – парламентская республика.

Административно-территориальное деление – 20 областей.

Глава государства – президент (избирается коллегией выборщиков в составе депутатов обеих палат парламента и 58 представителей от регионов на 7-летний срок).

Законодательный орган – двухпалатный парламент. Состоит из Сената (315 мест) и Палаты Депутатов (630 мест).

Денежная единица – евро c 1.01.2002.

Государственный язык – итальянский. В отелях, ресторанах, туристских центрах, как правило, можно объясниться на английском и французском языках. Немецкий язык понимают на курортах северной Адриатики, в городах и на озёрах. Русский язык понимают торговцы сувениров. Любые, даже самые неловкие, попытки изъясниться по-итальянски будут встречены с интузиазмом.

Основная религия – католицизм (92%).

Население:

Население – около 56 млн человек. Свыше 60% – городское население. 94% итальянцы, а также немцы, словенцы, албанцы, греки, французы.

В надежде на возвращение.

Италия – для людей неленивых. Можно, конечно, и на итальянском побережье отдохнуть, окуная озябшее тело попеременно то в Тирренское море, то в Адриатическое.

Можно отправиться на Сицилию, Капри, но пока – не сезон. Или полечиться у термальных источников огромного острова Искья – не хуже, чем в Швейцарии или Австрии. Но это только после того, как вы отметитесь в галерее Колизея, потопчетесь в очереди в Уфицци, прокатитесь в гондоле мимо чопорных венецианских палаццо, обозреете Милан с крыши Миланского собора… Причем все – по нескольку раз, и то вряд ли надоест.

А начинать надо с Рима. И потому что столица, и потому что древний (основан в 753 году до нашей эры) и вечный одновременно. В этой бессмертной столице двухтысячелетние руины уживаются с модерновым стеклом и бетоном, и странный этот симбиоз не раздражает. Идете вы себе спокойно по улице – красивой, конечно, но, в общем, обычной. Вдруг – на тебе, Колизей. Рядом – Форум Траяна, Юлия Цезаря, Августа или Невры. Тут же – современная башня.

Но вы обратите свой взор в историю и подниметесь на Флавиев Амфитеатр (он же Колизей). Или пройдетесь по нижней галерее – в той ее части, куда пускают. На месте выеденного куска амфитеатра, под сценой, виден “трюм” – подвалы, то, что осталось от клеток для животных, целый город, с бесконечными переходами, собственными улицами и коридорами. По развалинам шастают замшелые тощие уличные кошки. А на лужайке рядом покоится очередная голова – из раскопок.

Слева от входа в Сан Пьетро (Собор Святого Петра, самый большой христианский собор в мире, потрясающий размерами, невиданной красотой и тем, что все еще стоит) находится центральный вход в Ватикан. Ворота обычно, за редким исключением, закрыты, но перед ними несут службу швейцарские гвардейцы, охраняющие папскую резиденцию с XVI века.

Тогда же Микеланджело придумал для этих высоченных красавцев с алебардами изысканное полосатое желто-фиолетовое одеяние. Всего гвардейцев – 40, все как на подбор, проходящие иностранные барышни, будучи не в силах оторвать глаз, пытаются с ними заигрывать, но безуспешно: Ватикан охраняют молча.

Зато на площади перед собором – не замолкающий ни на минуту гул. Восторг праздных туристов, потрясенных увиденным, сливается с активной итальянской речью, все громко и празднично. Справа от колоннады – Папский дворец.

Если вам повезет оказаться на площади в субботу, вы услышите выступление Его Святейшества, который вещает из дворцового окна. Народ на площади внемлет, благо папа говорит на многих языках, в том числе и по-русски. Каждый, услышав знакомый язык, принимается аплодировать и махать флажком – вот она, радость узнавания. Смешно, но правда: на той же площади сбоку – золотая лавочка, в которой тоже говорят по-русски.

В Италии, и в Риме в частности, много площадей – больше, чем где-либо еще. Пересечение трех-четырех улиц, то есть просто перекресток, если он в Италии – это уже площадь. Чтобы не ошиблись, поставят в центр перекрестка памятник или египетский обелиск – вроде той 30-метровой стеллы, что стоит на Пьяцца дель Пополо, или поменьше. Высота пропорциональна размерам площади.

По главной римской улице Via Corso вы дойдете до площади Венеции – одной из наиболее оживленных в городе. Отсюда по величественной лестнице можно подняться ко Дворцу Венеции, построенному Павлом Вторым аж в 1471 году. Павел был столь щедр, что выстроил дворец такого размера и красоты, какой до этого не знал христианский мир.

Лестницы, кстати, – еще одна верная римская примета. Город стоит на холмах, многоступенчатость – везде. Многие улицы спускаются ступеньками, на которых удобно посидеть и пообщаться. Но самое излюбленное место для тусовок – лестница на площади Испании. Здесь влюбленные ведут свои интимные беседы, глядя на знаменитый фонтан Баркачча – тот, что с рыбой, – обнимаются, целуются… Даже весной, когда все ступеньки уставлены горшками с азалиями, юные итальянки и итальянцы находят среди цветов местечко и для себя.

Что касается фонтанов – это тоже типично римское. Если нет обелиска или памятника, будет фонтан – пусть и крошечный, чтобы напиться. Самый знаменитый из римских фонтанов – фонтан Треви, поздне-барочное творение Николло Сальви (чтобы представить себе – именно в нем плавала героиня “Сладкой жизни” Феллини). Площадь вроде бы небольшая – а фонтан огромный. К нему выходит несколько маленьких переулков. При подходе к площади вы услышите сильный шум, а через пару минут увидите перед собой натуральный водопад, украшенный мифологическими персонажами.

В фонтан Треви швыряют монетки – именно в фонтан, а не в Тибр. Одной денежки, независимо от достоинства, недостаточно: пять-шесть минимум. Такова традиция. Чтобы вернуться сюда и чтобы исполнились все желания. Дно переливается медно-серебряным сиянием, но нечего и пытаться выгрести это богатство – на площади в любое время суток видимо-невидимо людей.

А на площади Навона, построенной на месте античного стадиона Домициана, – сразу три фонтана, все великолепные. Впрочем, среди них есть один самый-самый – фонтан Четырех Рек. Здесь же на площади находится церковь Святой Аньезе и кафе-мороженое – не подумайте, что это рядовое кафе. Это лучшее кафе-мороженое, которое только существует в мире: итальянцы же – законодатели мод в мороженом. И сегодня в Европе кафе-мороженые должны быть итальянскими, чтобы в них действительно угощали вкусным мороженым. Если вы решились отведать мороженое “Тартюффо” (истинный кулинарный шедевр!), лучшего места не найти.

К слову о кулинарии: пить кофе – отдельное, истинно итальянское, удовольствие. Венское кофепитие – не более чем жалкий плагиат с древнего римского обычая. Именно Италия приучила Европу пить хороший кофе. Чашечки – наперстки, самая маленькая венская кофейная чашка – втрое больше большой римской. Но и два глотка сыграют свою роль. Только в Италии подают настоящий капуччино – со взбитым молоком, а не со сливками. К нему стоит заказать странный, тающий во рту десерт “тирамису”.

И главное – не торопиться. Итальянцы едят – и пьют – много, с наслаждением и долго. 3-4 блюда на обед – норма. К двум часам дня в пиццериях нельзя найти места, и до четырех все занято: обед. Учтите, тот же обеденный паручасовой перерыв – в чиновных офисах и магазинах.

Помимо площадей, древних развалин, соборов и базилик, построенных на фундаментах римских бань (это обычно), памятников и лестниц, парков, в Риме, конечно же, есть музеи, и дай Бог какие. Но – каким бы бредом это для вас ни прозвучало – грех заходить в них, если вы в городе всего-то на два-три дня. Это время надо посвятить улице. Позаботьтесь заранее об удобной обуви (самое важное!) – и в путь.

Рим, даже старая его часть, – огромный, все – на приличном расстоянии друг от друга, и все это расстояние надо пройти пешком, иначе нет и смысла сюда приезжать. А вечером, в темноте, насытившись и дав недолгий отдых уставшим ногам, пройдитесь по центру еще раз. Взгляните на подсвеченные контуры Колизея, искрящийся фонтан Треви и вечно веселящуюся площадь Испании – чтобы запомнить.

К югу от Рима лежит Неаполь, третий по величине (после Рима и Милана) город в Италии, богатый и безалаберный одновременно. В Неаполе, основанном 27-28 веков назад, многое отлично сохранилось – замки Кастель дель Ово, XII века, и Кастель Нуово, лет на 150 моложе, баптистерий Сан-Джованни V века, Палаццо Реале (Королевский дворец) и монастырь Чертоза ди Сан Мартино. Портовый город на холмах, с которых открывается вид на все еще извергающийся Везувий. По огромной крытой галерее дорогих бутиков прогуливается светская публика, а по улицам гоняют автомобилисты, не признающие правил: известно, что в Неаполе не найдется ни единой битой машины, даже новой.

Всего в нескольких километрах от Неаполя лежат уничтоженные Везувием Помпеи. За двести с лишним лет раскопок удалось отрыть то, что осталось от городских стен, форумов, храмов, рынков, домов. Кое-где даже сохранились мозаики и фрески.

Но оставьте Юг и поскорее отправляйтесь на север – в сторону Перуджи, Сиены и, наконец, Флоренции. Если Рим потрясает вездесущим соседством двух эпох, то Флоренция поражает единственной эпохой – Возрождения. Флоренция, как, впрочем, и вся Италия полностью оправдывает ожидания путешественника. Книжные впечатления воплощаются в жизнь.

Перед собором, в котором похоронен Микеланджело – площадь, на которой сожгли Савонаролу. За собором стоят полукругом дома, построенные на фундаменте очередных бань. Неподалеку – Баптистерий с “Вратами Рая”, колокольня Джотто, Палаццо Веккио, километровая очередь в Уфицци. И не пытайтесь влезть без очереди, охранник запоминает стоящих, и со стороны никого не впустит.

Течет река Арно с “золотым мостом”, застроенным домиками с ювелирными лавками. Богатенькие туристы стекаются на мост, чтобы моментально потратить весь запас наличности, но многие не успевают: грабят. На набережной удивляет высокий, почти в человеческий рост, парапет, плотно сложенный из огромных камней.

Берег – в нескольких метрах от ограды, а речушка – смех один. Оказывается, когда Арно выходит из берегов, случаются наводнения. В истории зафиксированы случаи, когда вода поднималась выше уровня баллюстрады, заливала окрестные улицы и проникала на несколько метров в собор, в котором сохранились отметки о наводнениях и не сохранились уничтоженные водой росписи.

Тысячу лет назад и позже здесь происходили стычки гибеллинов (сторонников императора) с гвельфами (приверженцами папы). А в XIII веке благородный гвельф Данте Алигьери следовал тенью за юной Беатриче Портинари.

Теперь же бесчисленные туристы ходят друг за дружкой на небольшом пятачке, хотя вокруг, в том числе и за Золотым мостом, есть и памятники, и замки. Если вы перейдете Арно по мосту, пройдете несколько метров и свернете налево, вы попадете в Сады Боболли – великолепный образец садово-паркового искусства эпохи Возрождения. То, из чего много позже вырастут венские, версальские и петергофские сады. Они не помпезные – но с каскадом фонтанов, дворцом, фигурно подстриженными кустами, прудиком с золотыми рыбками, беседками, павильончиками. Все скромнее и изысканнее, чем поздние копии – как и любой оригинал.

На самом севере страны итальянцы построили Милан – самый деловой и богатый город. Парадные улицы, роскошные магазины для оч-чень богатых людей. Главные бутики расположились в крытой стеклом галерее, с одной стороны упирающейся в здание Ла-Скала. Не удивляйтесь невзрачному облику театра, – под уродливой оболочкой на этот раз точно скрывается жемчужина.

Если же вы пойдете по галерее в другую сторону, попадете на площадь, где высится гигантский Миланский Собор, один из самых знаменитых соборов Европы. Внутри в нем, не спорю, красиво – но внутреннее убранство не единственное достоинство собора. Надо спуститься в подземелье, где раскопали и выставили для обозрения первые христианские базилики начала эры. Потом подняться на крышу (пешком или на лифте – если поищите, найдете), засиженную милующимися парочками и туристами, выбирающими, где бы поэффектнее сфотографироваться. Вы наверняка помните эту крышу – у Висконти, в “Рокко и его братьях”. Помните последнюю встречу Анни Жирардо с Аленом Делоном? Так вот, это было на крыше собора. А я думала, это они на мосту стояли.

Венеция от Милана – совсем недалеко. Можно поездом доехать, можно долететь. Но правильнее туда приплыть на катере, с моря. Вас посадят на побережье в катер, большой или маленький, и вы поплывете. Ожидание чуда под названием “Венеция” всегда так велико, что вы так и не узнаете, сколько будете плыть, пока вдалеке не появится здание таможни на острове. Дальше катер идет вдоль Венеции и подходит к набережной с бесчисленными причалами.

Старая Венеция – совсем маленькая. Улочки настолько узкие, что двое не всегда разойдутся. Потеряться там – запросто. Плюхнуться в канал – тоже. Народу, особенно начиная с апреля и в дни карнавалов – как у нас в метро. Народ на площади Сан Марко, народ во Дворце Дожей, народ у Моста вздохов, соединяющего Дворец и Тюрьму, из которой бежал Казанова, народ смотрит на сгоревший театр Ля Фениче (Феникс)… Во время наводнений Сан Марко заливает, и люди перемещаются по проложенным мосткам.

Фасад собора Святого Марка, покровительствующего Венеции, великолепен и эклектичен. Египетские крылатые кони соседствуют с встроенными колоннами совсем из другой оперы. Это все сувениры: что-то привезено из Египта, что-то – из Византии. Венецианцы были воинственными до неприличия, непрерывно что-то завоевывали, все тащили к себе и пускали в дело.

С другой стороны, они всегда торговали, и успешно, и, как любые быстро разбогатевшие торговцы, не были равнодушны к излишествам. Несмотря на то, что о последних военных победах уже много веков как не вспоминают, а от бьющего через край богатства не осталось и следа, венецианские дворцы по-прежнему роскошны, а карнавалы – великолепны, хоть и отдают чем-то старым, давно умершим. Но как раз эта божественная смесь былого величия с последующим упадком – и есть сама Венеция.

В Венеции нет зелени, ни кустика. Зато есть гондолы – давно превращенные из средств передвижения в главную туристическую приманку. Городской вид транспорта – катера, с номерами и маршрутами. У местных жителей вместо машин – лодки и лодочки, моторные и простые. Каналы забиты лодками как наши улицы – автомобилями.

Не выделяйтесь из общей массы и покатайтесь на гондоле, пусть это и недешево: полчаса – минимум $50. Есть гондолы с паланкинами и плюшевыми креслами, есть скромненькие, поменьше. Если услышите арию или серенаду, знайте: это не гондольер (гондольеры никогда не поют), а специально приглашенный певец, стоящий на корме. Обычно таких певцов заказывают японцы или американцы. Русские поют сами. Плывешь – а из-за угла “Подмосковные вечера”. Попадая в гондолу, люди глупеют до безобразия – от счастья, наверно.

Но счастье это призрачное и моментальное, как прогулка в гондоле. Вы никогда не познаете Венецию до конца. Сколько бы вы ни пытались – безуспешно – попасть в дома Старой Венеции – они же палаццо, – двери будут закрыты. Вы никогда не узнаете, что происходит внутри, как и кто там живет (там же не может быть все как у нас). Венецианцы ведут себя отстраненно, с заметным чувством превосходства над остальными итальянцами – и над всем миром. Вы заметите это, различив в толпе туристов редкого венецианца.

Воспоминание о Венеции – всегда любовь без взаимности. Как мечта о женщине, которая никогда не покорится. Поэтому туда хочется вернуться – в надежде на взаимность. Может, стоит приехать когда холодно? Народу – мало, красавица – одна, и никто не помешает.

Полезные советы.

I. Италия сплошь и рядом напичкана шедеврами и летать галопом по ней малопродуктивно. Лучше посмотреть меньшее количество городов, но основательно и в кайф, нежели понаставить на карте море флажков, типа я здесь был, но толком ничего не разглядеть. Hе последний день живешь, успеешь еще раз вернуться. К этому совету рекомендую прислушаться, так как во всех других странах я и сам трачу на город не больше дня (кроме Праги), а как правило успеваю все обегать за несколько часов.

II. Рим, Флоренция и Милан – три города, на которые однозначно надо много времени. Hа Рим и Флоренцию, поскольку красот и шедевров на квадратный метр там явно с избытком, а Милан отличается разбросанностью оных по городу так, что даже машина помогает слабо.

Hа Рим надо _минимум_ четыре дня, при условии, что вы будете смотреть только самое-самое, и передвигаться исключительно бегом. В противном случае дома будете жалеть, что были и не увидели того, другого, пятого… Флоренция при спринтерских способностях выше среднего требует два полных дня, спать при этом будет некогда. Милан менее интересен, но за один день его все равно не охватить.

III. По дороге из Милана заезжай в Кремону (минимум два часа) и, _обязательно_ в Верону. Вот в Вероне мне удалось увидеть почти все, что я хотел за семь часов в _очень_ быстром темпе. Hа Венецию одного дня достаточно. Хотя город один из красивейших в мире, но совсем небольшой.

IV. Hе ограничивайся только массово-туристическими тропами. В Венеции прекрасное полотно Тициана я обнаружил в церкви (тоже весьма достойной), где кроме меня не было _ни_одного_ туриста, что по Венецианским меркам почти фантастика, ибо туристов там до черта.

V. Я уже писал кому-то, что лететь чартером гораздо дешевле, надеюсь последуете этому совету, так как даже если денег много, то куда потратить их в Италии вы найдете.

VI. В Рим лучше ехать поездом. Там машина поможет мало, а устать от долгой дороги – потерять на осмотре города. Про цену и не говорю, билеты дешевле лишних двух дней аренды машины, бензина и платы за дороги. Туристические же автобусы менее комфортны, чем местные поезда, да и нет гарантии, что достанутся приличные места, что в автобусе важно.

VII. Hа дорогах экономить нельзя !!! Между любыми городами есть как платные, так и бесплатные дороги, но отличаются они как новая МКАД от трассы Урюпинск- деревня Гадюкино. Разница во времени почти вдвое, причем на Рим и Флоренцию бесплатные дороги идут по серпантинам, а платные по тоннелям, тут комментарии вообще излишни.

источник: журналы “Иностранец” и “Караван диван”