Страны мира

Ливан. Библейский Ханаан

15.06.2005

Ливан – это древнейшая Финикия, которая в Библии называется Ханаан. Эти земли захватывали египтяне, персы, Александр Македонский, римляне, крестоносцы, османы. В ХХ веке Ливан находился под мандатом Франции. Древние завоеватели хоть и разрушали крепости и храмы предшественников, чтобы воспользоваться стройматериалами, уничтожали не все и свое успевали построить. Так, в долине Бекаа находится самое грандиозное сооружение всей Римской империи — храмовый комплекс, который очень неплохо сохранился до нашего времени.

Географическое положение:

Ливан – государство, находящееся на Ближнем Востоке, на восточном побережье Средиземного моря.

Общая площадь – 10,4 тыс. кв. км.

Сухопутные границы – с Сирией и Израилем.

Климат – субтропический средиземноморский. Средние температуры января +13 С, июля +28 С.

Государственное устройство:

Столица – Бейрут.

Форма государственного устройства – республика.

Административно-территориальное деление – 6 мухафаз.

Глава государства – президент (маронит-христианин), избирается Национальным собранием на 6 лет.

Законодательный орган – Национальное собрание (Меджлис) (128 мест).

Денежная единица – ливанский фунт.

Государственный язык – арабский. Французский также используется в качестве официального языка. Многие владеют английским. Большая часть представителей интеллигенции и управляющий персонал среднего и высшего звена получали образование в СССР и поэтому неплохо владеют русским.

Основные религии – мусульмане – 57%, христиане – 43%.

Население:

Около 12 млн. человек. Большинство населения (около 2/3) — потомки выходцев из Испании, 1/3 — негры, мулаты и метисы. На острове есть и достаточно многочисленная китайская колония.

Ливан: в древнем Библосе.

Ливанский городок Джубейль дважды может быть занесен в книгу рекордов Гиннеса. Его история началась 7 тысяч лет тому назад с небольшого поселения рыбаков. Со временем здесь вырос финикийский морской порт Библ (библейский Гебал), считающийся самым древним в мире постоянно обитаемым городом.

А где порт, там и торговля. Для помощи купцам , которые хотели как можно быстрее заключить сделки и выписать счета, писцы Библа, (греческое слово “библос” означает папирус – товар, попадавший в Грецию через купцов Библа) разработали упрощенную систему письма, состоящую из 22 знаков.

Перенятая греками и римлянами и получившая распространение не Востоке и Западе, она стала непосредственной предшественницей многих алфавитов. И еще один небольшой рекорд, связанный с Ливаном. Библейские города _ Тир, Сидон, Библос, а также знаменитый Баальбек, Издавна привлекали туристов из многих стран.

Однако, россиянам с Ливаном долго не везло. В эпоху застоя за границу в одиночку не пускали, а незадолго до перестройки в Ливане начались перестрелки. Они быстро переросли в религиозную христианско-мусульманскую войну, которая продолжалась целых 16 лет.

Наконец, в Ливан были введены сирийские войска, и это помогло погасить пожар. Так что долгие годы о посещении этой страны не могло быть и речи. А с 1991 года в Ливане началось “восстановление народного хозяйства”, и туристы снова стали желанными гостями.

К счастью, в довоенном 1960 году Ливан присоединился к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Так что здешние античные развалины за 16 лет войны не были превращены в руины и обломки…

…Для того, чтобы отправиться в Ливан, естественно, нужна въездная виза. Но российскому страннику в ливанском посольстве вежливо отказывают: нужно приглашение, – все, как и в прежние времена. Однако есть маленькая хитрость.

Оказывается, если у вас в паспорте есть сирийская виза, то ливанскую дают автоматически, без лишних формальностей. Ведь сирийские войска до сих пор стоят в Ливане, и чего уж тут играть в независимость! А в сирийском посольстве – без проблем: утром плати 30 долларов, а после обеда приходи за визой, Это, правда, при условии, что вы не были в Израиле, и ваш паспорт с “чистой биографией”.

А в древности биография Библоса с Израилем была связана довольно тесно. В Библии финикийцы описаны как талантливые плотники и резчики слоновой кости. Они делали балки для храма царя Соломона и отделывали их украшениями из золота и слоновой кости..

Земля, на которой располагалось финикийское государство, была плодородна, но невелика по площади. Поэтому. жители страны , не имевшие возможности заниматься земледелием, искали счастья в других областях деятельности, например, были отличными мореходами или удачливыми купцами.

Мастера из Библоса пользовались хорошей репутацией у судовладельце Тира – города, лежащего на южном побережье Ливан. В оживленном Тире (соврем. Сур) бывали “всякие морские корабли и корабельщики их” (Иезек. 27,9). Однако, судоремонтные работы” были отданы в руки корабельщиков из Библоса: “Старшие из Гевала и знатоки его были у тебя, чтобы заделывать пробоины твои” (Иезек. 27,9).

Финикийцы издавна отличались предприимчивостью, но их нынешние преемники – ливанцы не уступят им в этом.

…В бейрутском аэропорту события развиваются по классической схеме. Посредники бросаются к свежему новичку и приглашают к стоянке такси. Водитель возьмет недорого – “всего” 20 долларов. “Автобуса до города нет и не будет, – темнит “мастер”.

Можете стоять здесь хоть час и убедиться в этом сами” А мне и не надо стоять именно здесь. Поднимаюсь на эстакаду к залу отлета. Пассажирский микроавтобус быстро наполняется местным людом. Подхожу к шоферу. “В город? – До. – Сколько стоит билет? – 30 центов”.

В районе бейрутского морского порта начинаю присматриваться к вывескам. Но водитель “чует нутром”, что именно нужно российскому страннику. Он останавливает пикап у полуразрушенного здания, рядом с которым щит с надписью: “Отель”, Где-то здесь проходила “Зеленая линия”, разделявшая во время войны Бейрут на христианскую и мусульманскую части.

До сих пор многие руины не восстанавливают – у хозяев нет начального капитала. С балкона машут руками: приглашают клиента на постой. Цена приемлемая: 3 доллара за койку. Правда, в номере есть другие постояльцы, но нам, росшим в мире общежитий и коммуналок, не привыкать. Зато рядом, под эстакадой, автовокзал, откуда идут автобусы в Библос и Триполи.

До заката можно пройтись по городу. Теперь в Ливане идет постоянная война за мир. На улицах Бейрута патрули с автоматами, близ горячих точек – бронетранспортеры, блок-посты, мешки с песком, проволока, надолбы. Так силой насаждается веротерпимость.. И нынче на выкрик “Аллах акбар!” из автомата не стреляют, а вежливо отвечают: “воистину акбар!” Но вечером на улицы лучше не выходить, а за чашкой чая освежить сведения о древнем Библосе.

5000 лет до н.э. – первое поселение в западной части мыса. 3200 лет до н.э. – строительство каменных домов. 3000-2800 лет до н.э. – зарождение городской цивилизации. Заселение всего мыса, строительство городских укреплений и создание системы водоснабжения; Библос становится перекрестком торговых путей между Египтом и Месопотамией.

Золотой век Библоса который пришелся на 3-е тысячелетие до н.э., был неразрывно связан с историей и религией Египта. В городе было много храмов, в которым поклонялись тем же богам, что и египтяне. Фараоны посылали в Ливан за строительным материалом для своих кораблей и за смолистым деревом, необходимым для мумификации. В огромном храме, посвященном Баалат Гебал (его реконструировали вплоть до римского владычества) были найдены сосуды с именами фараонов.

Они свидетельствуют о поклонении египетских правителей финикийской богине Астарте, которая почиталась здесь на протяжении многих веков. Остатки другого храма, посвященного мужскому божеству и уничтоженному пожаром в 2150 г. до н.э., а также остатки “Большой резиденции – огромной роскошной виллы – являются свидетельством процветания города в этот период. Так что время и влияние различных культур наложили неизгладимый отпечаток на город Библ – торговый центр древнего мира…

Утром прямо из гостиницы спускаюсь под эстакаду и направляюсь к автобусу. Выясняется, что прямого автобуса до Библоса не бывает и надо садиться на тот, что следует в Триполи. Но беспокоиться не надо: водитель подскажет, где выходить.

Захожу в автобус, плачу 1 доллар , и мы трогаемся в путь. Бейрут стоит на мысу, выдающемся в Средиземное море, и мы огибаем залив, любуясь открывшейся панорамой. Зеленые холмы, освещенные солнцем, мягко спускаются к морю, а выше, вровень с облаками, белеет горный хребет, покрытый снегом.

Мой сосед поднимается с места и направляется к выходу. Он едет в Библос, а значит и мне тоже выходить. У моста через горный ручей автобус притормаживает. Никаких автовокзалов, все быстро, на ходу. К крепости – под мост и вниз направо. Заблудиться невозможно: нужно просто идти под уклон и обязательно попадешь к морю.

Отправляюсь на поиски гостиницы. Мне бы что-нибудь попроще, чтобы не отрываться от масс… Походив вдоль берега, понимаю, что допустил “прокол”. Дешевых гостиниц здесь нет. Местный люд в Библосе не останавливается на постой, – а ведь до Бейрута езды меньше часа. близ старинных сооружений есть две гостиницы, рассчитанные на богатых белых туристов: это “Ахирам” и “Библос на море”. Усатый менеджер, потягиваясь как сытый кот, лениво называет цену: 60 долларов в сутки. Да, как говаривал другой усатый, “эта штука посильнее “Фауста” Гете…”

Иду вдоль крепостных стены, мысленно перебирая варианты. Ночевать негде, надо либо возвращаться в Бейрут, либо добираться до Триполи. А в Библос потом снова вернусь без поклажи, налегке. Но сначала нужно перекусить.

Захожу в первое попавшееся кафе. молодой ливанец вежлив и предупредителен. На всякий случай спрашиваю его: нет ли в Библос и какой-нибудь дешевой гостиницы? Он ничего об этом не слышал, но попытается выяснить. Начинается долгий разговор по телефону, но, похоже, никаких шансов нет. предлагают поселиться в каком-то прибрежном “Бич-ресорт”, предназначенном для стрижки шерсти” с плановых западных “овечек”.

Вдруг за спиной слышится русская речь: “Могу ли я чем-нибудь помочь?”. Отвечаю землячке: “разве что советом”. Знакомимся. Влада -“землячка в квадрате” – родом из Петербурга. Она решила уехать в Ливан после августовского “обвала” 1998 года. вышла замуж за ливанца, и теперь они держат в Библосе кафе вблизи от туристических маршрутов.

Наслаждаются миром и покоем: такого понятия, как “наезд” и “крыша” здесь не знают. Моя задача упрощается: за день можно осмотреть Библос, пообедать “у своих”, а к вечеру добраться до Триполи. Оставляю котомку у гостеприимных хозяев и отправляюсь осматривать городок.

Узкая извилистая улочка начинается в центре и проходит через весь город. От нее отходят маленькие переулки, петляющие между домами. Здесь сохранился участок городской стены длиной 26 метров, которая защищала город со стороны суши. Посещение средневековой части города – первый этап путешествия в прошлое Библоса.

В 638 году мусульмане захватили Библос, и он снова стал небольшим рыбацким портом. В 1104 году крестоносцы отобрали город у арабов. Библ становится владением предводителя рыцарей – им был крестоносец Раймон де Сен-Жиль. В 1109 году Библ (Жибеле – как называли город крестоносцы) переходит семье Эмбриако из Генуи.

Прохожу мимо изящного баптистерия церкви Иоанна Крестителя (XII в.) Она построена в романском стиле и некогда являлась собором. Этот храм напоминает о том, что некоторое время город находился под властью генуэзцев. стоящий неподалеку небольшой православный храм относится к византийской эпохе.

Скалистый мыл, на котором был построен Библ, являлся естественным укреплением со стороны моря. Спускаюсь к Гавани. Несмотря на сильный ветер и крутую волну, прогулочные теплоходики катают туристов вдоль побережья. Обхожу древнюю гавань. к причалу лепятся рыбацкие лодки. Так было здесь и сотни, и тысячи лет назад.

Ведь Библ был местом пересечения торговых путей. На востоке торговля велась с Месопотамией, на юге – с Египтом, на севере с Хеттской империей, а на западе – морским путем – с процветающей цивилизацией Крита.

Однако в Истории Библа были и печальные страницы: около 2150 г. до н.э. амориты сжигают Библ. но около 1950 г. до н.э. город, храмы и укрепления восстанавливаются. Налаживаются связи с Египтом. Ведется торговля с такими далекими землями как Кавказ и Крит. А в 1725 г. до н.э. кочевые азиатские племена гиксов вторгаются в Египет. Развитие Библа замирает, и его гавань пустеет.

1580 г. до н.э.: египтяне изгоняют гиксов и превращают Финикию в свой протекторат, защищая таким образом финикийскую цивилизацию. Торговля в Библии возобновляется и процветает, а, значит, в гавани становится оживленнее.

Нынче в квартале, примыкающему древнему порту, появилось нечто новенькое. На фасаде одного из домиков вывеска: “Почетный консул Мексики”, а неподалеку – ресторанчик с испанским названием “Молинья” (“мельница”).

Зачем консулу забираться в такую даль? Быть может в годы войны здесь было не так опасно как в Бейруте? (Полякам, например, там не повезло: их недвижимость” в Бейруте была разрушена, а денег на строительство нет. Вот и торчит посреди участка, огороженного проволокой до лучших времен , табличка с надписью “Собственность польского государства”).

Поскольку Библ в течение долгого времени был перекрестком различных цивилизаций, в 1960 годы (нашей эры!) возникла идея создать там международный центр, деятельность которого способствовала бы диалогу между религиями и культурами.

В довоенном 1974 году ЮНЕСКО поддержало этот проект и включило его в программу Отдела философии под названием “Международный центр гуманитарных наук и развития в Библе”. Цель центра состояла в том, чтобы “изучить современного человека, его отношения с природой и обществом и проблемы, поставленные развитием в разных аспектах”. А вскоре после этого в Ливане начались “события”. Доизучались…

Гордость Библоса – археологический и архитектурный заповедник, где соседствуют сооружения различных эпох и культур. Старая часть города занимает более 10 гектаров. Над ней возвышается величественный и массивный замок крестоносцев. Его стены повидали немало на своем “веку”.

Замок находится на месте сооружения, построенного в IX веке египетскими правителями из династии Фатимидов. Камни разрушенных финикийских и римских памятников служили материалом для его сооружения. Крепость с просторными сводчатыми залами начала строиться крестоносцами в XII веке. Однако в 1187 году арабский полководец Салах-ад-дин I вновь захватывает Библ, разрушает замок крестоносцев и сносит укрепления.

В 1199 году крестоносцы вернули Жебель под свою власть и снова стали возводить замок. И хотя с 1266 года, после ухода крестоносцев, Библ снова утратил свое значение, замок постоянно укреплялся и перестраивался на протяжении ряда столетий.

С верхней площадки замка хорошо видны места многочисленных археологических раскопок древнего города, выросшего на месте сменявших друг друга древних поселений. С близлежащего минарета слышны возгласы муэдзина, приглашающего мусульман к полуденному намазу. Со стороны церкви св. Иоанна доносится колокольный звон. Неподалеку – поле красных маков.

в 1860 году французский писатель и историк Жозеф Эрнест Ренан провел в Библосе первые раскопки. Среди жилищ эпохи медного века выли обнаружены глиняные сосуды , украшенные отпечатками морских раковин и датировавшиеся 6-5-м тысячелетием до н.э., большие погребальные урны и кувшины, содержащие зерно, пищу, оружие и ювелирные изделия.

Самые древние жилища Библа были обыкновенными хижинами. Дома с каменными стенами стали строить лишь в конце 4-го тысячелетия до н.э.

источник: “Strannik”