Страны мира

Марокко. На стыке исламской и европейской культур

24.09.2005

Марокко – уникальная страна. Расположенная на стыке исламской и европейской культур, населенная древними арабскими и берберскими племенами, лежащая на границе самой большой пустыни мира и самых зеленых гор Африки, эта достаточно небольшая территория может похвастать самыми разнообразными достопримечательностями. Чудесные пляжи атлантического побережья и скалистые утесы берега Средиземного моря, снега Высокого Атласа в окружении кедровых лесов и вечнозеленых дубрав, живописные ущелья горных рек, многочисленные памятники культуры, вековые традиции местных народов, а также великолепные сувениры работы местных мастеров – все это привлекает в Марокко более 2 млн. туристов в год.

Географическое положение:

Марокко – государство в Северо-Западной Африке.

Общая площадь – 459 тыс.кв.км.

Сухопутные границы – с Алжиром и Западной Сахарой.

Климат – на средиземноморском побережье страны климат мягкий, субтропический, средняя температура летом около +24-28 С (иногда достигает +30-35 С), а зимой +10-12 С. Далее на юг климат становится всё более континентальным, с жарким (до +37 С) летом и прохладной (до + 5 С) зимой. И зимой и летом суточный перепад температур может достигать 20 градусов.

Государственное устройство:

Столица – Рабат.

Форма государственного устройства – конституционная монархия.

Административно-территориальное деление – 14 провинций.

Глава государства – король, передаётся по наследству.

Законодательный орган – король и двухпалатный парламент, состоящий из Палаты советников (270 мест) и Палаты представителей (325 мест).

Денежная единица – марокканский дирхам.

Государственный язык – арабский. Также распространены берберские диалекты, в курортных зонах зачастую говорят на французском, испанском или английском.

Основная религия – мусульмане-сунниты составляют около 99% населения. Христиан не более 0,8%, иудаистов – около 0,2%.

Население:

Около 31 млн. человек, в основном арабы (55%) и берберы (44%). Около 1% населения составляют европейцы и выходцы из других стран Средиземноморья.

Человек из Марокко.

“Чем отличается турист от путешественника? Тем, что турист приезжает и уезжает, а путешественник никогда не знает, как долго продлится его странствие” – эти слова из фильма “Под покровом небес” великого Бернардо Бертолуччи, действие которого, начинаясь в портовом Танжере, происходит в Марокко, с полным правом можно отнести к этой сказочной стране.

Таинственность Марокко издревле привлекала путешественников и романтиков со всего света. Великий Эжен Делакруа провел в этой чудной стране долгое время и именно в Марокко написал многие из своих шедевров, на которых попытался передать всю палитру переживаемых им впечатлений.

Пышная ажурная роскошь испано-мавританской архитектуры, обилие мечетей и медресе – духовных училищ, служивших пристанищем многим суфийским учителям, загадочные куббы и завийи, глинобитные стены касб и крепостей-рибатов и засушливые пустынные джебели ожидают отважившегося посетить Марокко.

Однако, начну по порядку. Мой путь длиною в неделю начался с административной столицы Марокко – Рабата. Само название Рабат происходит от слова “рибат”, что означает укрепленный монастырь.

Началом как историческим, так и архитектурным можно считать касбу-рибат Удайя – укрепленную крепость с глинобитными стенами. Войдя внутрь через мощные ворота, я сразу же почувствовал на себе дыхание вечности – тишина, лишь солнце пробивается через почерневшие, но сохранившие свою первозданную красоту зубчатые стены.

Весь путь по рибату проходит по длинным извилистым улочкам, легким уклоном уводящим вас от первоначальной цели назначения. Возникает ощущение, что переходы древней касбы словно вычищены песком – так там чисто и нетронуто, стены заботливо выкрашены, у дверей – кадки с цветами. Лишь ленивые кошки жмурятся на свет, да ребятня во все глаза рассматривает чужеземца.

В касбе также находится небольшая галерея, где выставлена серия офортов и рисунков местных художников на марокканскую тематику. Больше всего мне понравилась одна картина, на которой с ног до головы закутанный в платок бербер отбрасывает косую тень на мерцающие от заходящего солнца камни мостовой в тесных улочках медины; преимущественными цветами на всех картинах являются белый и синий. Окинув напоследок взглядом старинное мусульманское кладбище, я продолжил свой путь.

Одной из главных достопримечательностей Рабата является мечеть Хассана. Строившаяся в конце двенадцатого века мечеть должна была стать самой большой мечетью Востока – ведь для священных войн против неверных в городе сосредотачивались подчас целые войска, которым надо было отправлять ритуалы.

Мечеть должна была включать в себя 19 залов, 14 ворот и более 400 колонн, располагаясь на площади более 2,5 га, однако грандиозным планам не дано было осуществиться – политические и финансовые неурядицы развалили проект еще на стадии строительства, окончательно же разрушение завершилось в конце 18 века крупным землетрясением.

Лишь минарет мечети – минарет Хассана – скорбным напоминанием высится на опустевшей площади, на которой теперь виднеются лишь только “пеньки” колонн. Там же на площади находится и мавзолей Мохаммеда V – ярого и успешного борца за независимость Марокко.

Однако времени терять не приходилось, – и я направился дальше по стране и глубже по истории. Город, который я непременно советую посетить – это древний Фес. “Фас” на арабском значит мотыга, кирка, и по преданию основавший город султан Идрис Первый собственноручно очертил границы Феса золотой мотыгой.

В веках город известен, прежде всего, первым университетом Карауин и религиозной школой при нем. Центром Феса, без сомнения, является старый город Фес-эль-Бали – медина.

Говорят, медина Феса насчитывает около 9400 улочек. В это я легко поверил, стоило мне переступить порог ведущих в медину ворот. Если сначала улицы позволяют пройти 3 людям, не задевая друг друга, то мало-помалу они все более сужаются, переходя в бесчисленные аппендиксы, ответвления и проулки.

Как такового маршрута по медине не существует; возможно, конечно, пройти по краю старого города и вскоре выйти из медины, однако так вы ничего не увидите. В старых лавочках, сменяющих друг друга со скоростью калейдоскопа можно купить все что угодно, от еды и фруктов до разнообразных керамических изделий, глазурованных “цветами ислама” – зеленым и голубым, изделия из жести, специи и кожи.

Мгновенно заблудившись в этом многоликом лабиринте, я просто отдался вялотекущему течению торгового и праздного люда, время от времени перемежаемого сердитыми окриками погонщиков тяжело навьюченных ослов.

Вообще, медину можно сравнить с огромной луковицей или капустным кочаном, хотя, конечно, чтобы вместить такое количество улочек луковица должна быть величиной с дом. Увлекаемый толпой, я дошагал, наконец, до медресе Аттарин, построенной в 14 веке. Это духовное училище до глубины души поразило меня своей утонченной красотой. Внутренний дворик включает в себя первый и второй этажи.

Центр первого этажа составляет большой мраморный бассейн. На втором же располагаются комнаты учащихся – деревянные постройки. Медресе сочетает в себе мрамор, тонкий резной гипс, изощренные деревянные украшения, мозаичные медальоны, глазурованная плитка – все подогнано настолько четко и ладно, что буквально перехватывает дух.

Особенно удивляют пестрые от резного гипса стены – ведь мастера в прежние времена не допускали повтора узоров и долгое время уходило на кропотливую обработку стен.

Лишь потом стали использовать специальные штампы, которые хоть и упрощали работу мастеров, но не позволяли достигать неповторимости и уникальности интерьеров. Долго простояв в медресе и вдоволь насладившись ее красотой, я побрел дальше.

Другой интересной и панорамной точкой Феса-эль-Бали являются дубильни и красильни Шуара на берегу реки Фес. На огромной площади множество работников по колено в краске и дубильном растворе полоскают в огромных чанах кипы кож и затем раскладывают их для просушки на жарком солнце – зрелище, включающее в себя много различных стадий обработки кож, весьма впечатляет.

Древность Феса-эль-Бали зорко охраняется ЮНЕСКО, и местные жители получают многочисленные льготы, в частности при уплате налогов, что позволяет удерживать их на насиженных местах и оставлять в сохранности неповторимый колорит этой мировой исторической жемчужины.

Следующим пунктом остановки стал старинный Мекнес. Основанный еще в десятом веке берберами-кочевниками город многократно переживал стадии подъема и забвения, пока в конце семнадцатого века могущественный султан династии Алавитов Мулай-Исмаил не избрал Мекнес столицей своей великой империи.

В наше время город славен прежде всего памятниками, построенными в эпоху Мулай-Исмаила – могучий султан был хитер, умен и ловок, обладал недюжинной силой и не гнушался черновой работой.

Владея сказочными сокровищами, султан, однако, вел аскетический образ жизни, все свободное время посвящая расширению и без того обширной империи с помощью большой и хорошо обученной армии и строительству дворцов, мечетей и фортификационных сооружений.

Сам город укрылся за высокой стеной, из-за которой гордо выглядывают минареты мечетей. Войти внутрь можно через несколько ворот – “баб”, самые красивые из которых – ворота Баб-аль-Мансур. Эти ворота, без сомнения являющиеся архитектурным шедевром Марокко, были завершены сыном султана Мулай-Исмаила. По размеру они походят на гигантскую триумфальную арку, причудливо украшенную лепниной, глазурованной керамикой темно-зеленого цвета. Фриз украшает арабская вязь; мощные колонны поддерживающие вороты горделиво подаются вперед из общей кладки стены.

Пройдя по старой медине и осмотрев попутно конюшни султана и огромный каменный бассейн Агидал построенный, как почти все в городе, Мулай-Исмаилом, я вырвался наружу, отдышавшись, наконец, от дурманящих запахов специй и ароматов медины.

Древнеримский город Волюбилис, построенный еще во 2-3 вв, находится не далее чем в 31 км от Мекнеса, и, при наличии времени, я настоятельно рекомендую туда съездить. Переживший времена своего расцвета в 5 в.н.э. и специализирующийся на приготовлении оливкового масла, Волюбилис сейчас стоит посетить, чтобы взглянуть на хорошо сохранившиеся мозаики – полы и медальоны, живописующие подвиги Геракла, нимф, дриад и нереид, а также пышнотелого Вакха.

Сохранились еще несколько коринфских колонн от древнего Капитолия и многочисленные остатки жилых кварталов, римские термы с залами парных и целым бассейном и даже форум. К сожалению, я попал в Волюбилис сразу же после сильного дождя и холодный воздух, насыщенный влагой, в скором времени прогнал меня с этого островка древнеримской империи времен императора Калигулы. Но расстраиваться было нечего – впереди лежал волшебный Марракеш.

В Марракеше, городе небольшом, достаточно несложно ориентироваться – практически из любого места видна красивейший минарет мечети Кутубия, длиной в 77 метров. Кутубия особенно выделяется венчающим минарет фонарем с четырьмя медными, но позолоченными шарами, о которых даже ходит легенда, что одна из жен султана в знак покаяния перед Аллахом велела переплавить свои лучшие драгоценности на шары. Эта легенда неоднократно заставляла стражников мечети отражать многочисленные атаки любителей легкой наживы – как бы они расстроились, если бы узнали, что овчинка не стоила выделки!

Самая главная достопримечательность Марракеша находится на проспекте Мухаммеда Пятого, площадь Джэма-эль-Фна или “Площадь отрубленных голов”. В древности на площади выставляли засоленные евреями головы неверных в назидание другим. Сегодня же эта площадь известна, прежде всего, как место театрально-игровое, уважительно сохраняющее старые традиции.

С позднего утра до поздней ночи на потеху праздной публики площадь наполняют странствующие факиры, сказители диковинных историй, танцоры-устроители живых пирамид гануа – потомки чернокожих гвинейских рабов, гадалки и заклинатели змей, акробаты и водоносы, жонглеры и татуировщики.

Вокруг каждого артиста собирается толпа как местного, так и пришлого люда, так что приходится остерегаться карманников. Больше всего мне запал в душу один сказитель – древний старик сидел, окруженный зачарованной ребятней с открытыми ртами, следившей за каждым движением отчаянно жестикулирующего рассказчика.

Оставалось только пожалеть, что я не понимаю арабского. Несколько гротескно смотрятся “настоящие” марокканские водоносы в алом костюме, покрытом десятком звонких колокольчиков – их новенький с иголочки костюм заставляет усомниться в своей подлинности; насколько я понял, основная их работа не особо пыльная – фотографироваться с туристами и заскорузлой ладонью с готовностью принимать бакшиш.

По краям площади стоят десятки тележек, ломящихся от разной снеди и, конечно, всемирно известных сладчайших марокканских апельсинов, из которых ловкие подростки тут же выжимают и преподносят свежий сок. От многочисленных жаровен с кюфтой и шашлыком возносится обильным дым, скрывающий добрую половину площади сизым пологом. Прибавьте еще многоголосый шум разговоров, резкие звуки дудок заклинателей змей, крики артистов и звон колокольчиков водоносов, и вы сможете отдаленно представить себе то, что твориться на Джема-эль-Фна.

Движение на площади очень оживленное, поэтому особенно отрадно наблюдать за всей этой чехардой, сидя на террасе Французского кафе за чашкой кофе, откуда открывается отличный вид не только на площадь, но и на запруженный машинами, автобусами и повозками проспект Мухаммеда Пятого и высокий минарет Кутубии, медленно тающий в предзакатной дымке…

Но представление о Марокко было бы неполным, если бы я не побывал в Касабланке, экономической столице не только страны, но и всего магрибского региона. Касабланка – это шикарные виллы, стройные пальмы и представительства всех крупнейших мировых фирм. Символ города – мечеть Хассана II, 2-я (!) по величине мечеть всего мусульманского мира. Основная зала мечети вмещает ни много, ни мало 20000 верующих, и еще 80000 могут занять места на прилегающих территориях.

Огромный 200-метровый минарет, с крыши которого лазерный луч указывает направление к Мекке, богато украшен лепниной, вязью арабесок и прочим орнаментальным декором. В целом, мечеть, открытая в 1993 году, своими мраморными полами, многотонными люстрами венецианского стекла и некоей внутренней вычурностью напоминает скорее музей, чем религиозное сооружение, однако ее холодное великолепие заслуживает искреннего восхищения.

На мечети Хассана II, так же как и на марракешской Кутубии красуются 3 золотистых шара. Я выяснил, что это либо аллегория муки, воды и огня при приготовлении хлеба насущного либо же небесный эфир, вода Атлантики и песок пустынь – 3 непременных составляющих Марокко.

Вопрос выбора, какой из вариантов вам ближе, но можно сказать наверняка, что посещение этого Богом избранного места надолго западет вам в душу символом седой древности и сказочного очарования!

автор: Иван Васин.