Общество

Умерять свои потребности или увеличивать свой доход?

02.09.2018

Умерять свои потребности или увеличивать свой доход? Выбор, перед которым мы стоим: быть человеком или озвереть в конкурентной борьбе.

Бывший мой ученик, сегодня весьма удачливый и ловкий бизнесмен, в случайной встрече со мной, помимо чисто житейских и дежурных расспросов, с легкой издевкой заметил мне, что зря я не поменял убеждений, которые, дескать, только мешают мне благополучно жить и «материально процветать». «То, что называется нравственностью, духовностью, – ненужные современному человеку качества, с помощью которых, кроме геморроя, ничего не приобретешь», – поучал бывшего учителя ученик.

Напрасно я убеждал его в том, что «осовремененное»  видение им человеческих качеств – древнее любой цивилизации на планете. Со времен появления «человека разумного»  эти обязательные  качества приобретателя были «неразумными», весьма сомнительными свойствами личности. Они всегда порождали конфликты и истребительные войны между племенами и народами. «Всё старо, как мир»,  – пытался урезонить я новоявленного «модернизированного» новыми жизненными установками молодого человека . Да куда там! Бациллы потребительской морали крепко поразили его душу и кое-какой интеллект, заостренный только на то, чтобы делать деньги. Шуршащие купюры стали для него мерилом всего и вся. Таких молодых людей, к сожалению, не мало. И не только молодых.

Для того, чтобы доказать, что были люди, которые думали иначе, чем новоявленные «философы» потребительской морали, приведу слова Л.Н.Толстого, записанные им в дневнике сто двадцать лет назад: «Есть два средства не чувствовать материальной нужды: одно – умерять свои потребности, другое – увеличивать свой доход. Первое само по себе всегда нравственно, второе само по себе всегда безнравственно». С этими доводами великого и мудрого писателя не поспоришь.

У современного человека есть выбор, какой путь ему избрать. Некоторые избрали сомнительное – второе средство. И им наплевать, что оно «само по себе безнравственно», ибо желание насыщать  свою плоть стало их идеологией. Индивидуалисты с  волчьей моралью заполонили Россию, ибо – выживает сильнейший и наглейший!

Нынче всё порушено. Но не во имя трудящихся, а во имя кучки озверевших от запаха прибыли хищников, для которых наше Отечество – территория, где можно только хапать и хапать, пока не разрушится страна, а потом и планета, которой не суждено выдержать безудержного потребления, где хищники-приобретатели не желают «умерять свои потребности». Что не только безнравственно, но и враждебно человеческой природе.

Нынешнее молодое поколение, успевшее созреть в окружении компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов и всех доступных устройств, поименованных гаджетами, натасканное только на «сдачу ЕГЭ, ОГЭ», обладает таким скудословием, таким скудодушием, что начинаешь задумываться о тяжелом уроне для нации. А все потому, что многие молодые люди ничего не читают из классики – ни русской, ни зарубежной.

Современное поколение молодых людей выросло на наших глазах в условиях воплощенных в жизнь социал-дарвинистских идеалов. Проще говоря, в условиях хищного приобретательства, «дикого капитализма». Это поколение, под одобрение взрослых, предавших прежние ценности, впитало в себя с пеленок, что качество личности измеряется не количеством и качеством слов, с помощью которых взрослеет душа, крепнет совесть, укрепляется сила человеческая, и появляются ростки любви ко всему прекрасному, что ни есть на свете. Это поколение измеряет качество личности  количеством накопленных капиталов. Произошло чудовищное переоснащение, когда стремление к материальным благам стало целью жизни целого поколения.

Конечно, было бы ошибочно утверждать, что современная молодежь лишена информированности. Бывает, что иные представители современной молодежи обладают таким многознанием, что появляется соблазн отнести их к «умникам и умницам».

Но поражает в них жуткое, пугающее пустодушие.  Оно проистекает  из намеренного отказа от тех легендарных ценностей, которые проповедовались (иногда не совсем удачно) в советскую эпоху,  из равнодушного, пренебрежительного отношения к лучшим образцам  русской прозы и поэзии.

Пустодушие  – страшная беда современного человека. Сдобренное дурнословием, оно множит количество бед, конфликтов, войн, страшных и  мерзких сцен семейных отношений, к которым привыкаем и машем рукой –  дескать, «Пусть говорят»  о них у Малахова на шоу или у кого-нибудь еще…

Говорят, что классика создана на все времена. Это так. Но она, классика, имеет значение и звучит или не востребована и молчит в зависимости от духовного состояния последующих поколений. Как будто о нынешнем поколении сказал когда-то А. Блок: «Рожденные в года глухие, пути не помнят своего…». Действительно, настали такие глухие времена, когда классика стала неслышимой. Над её страницами перестали думать и терзаться. А она, классика, по-прежнему содержит в себе глубинные тайны не только прошлого, но и настоящего…

Мы всё более отвыкаем от хороших, умных, душевных и верных русских слов из русской классики. А они как кислород для воздуха, который мы не видим и не замечаем, как он теряется, исчезает в природе под воздействием рукотворной, человеческой грязи. А без чистого словесного «кислорода» незаметно для нас всех наступает удушье, духовная смерть, исчезновение нас как русского племени…

Поэтому надо читать, чтобы пополнить пустоватые наши души сокровенными, умными словами, словами любви, радости и надежды, с помощи которых можно совершать добрые дела и поступки. Даже читая каждый день по странице классики, читая малыми дозами, можно убедиться в положительных результатах: душа постепенно  обновится, как обновляется природа в теплый весенний день…

Автор: Александр Мороз

Этот набор для счастья как нельзя лучше отражает потребительскую мораль – купи это и будешь счастлив по умолчанию. На деле всё это в итоге не работает, если ты не совсем примитивен.

“Главная задача рекламы – это показывать людям других людей, которые сумели обмануться и найти счастье в обладании материальными объектами. На самом деле такие обманувшиеся живут только в клипах… Потому что всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье. Всегда показывают одинаково счастливых людей, только в разных случаях это счастье вызвано разными приобретениями. Поэтому человек идет в магазин не за вещами, а за этим счастьем, а его там не продают… Инфляция счастья, надо платить за те же его объемы больше денег”. В. Пелевин “Поколение Пи”.

Добавлю к этой статье и своё мнение. Хотя, конечно, Толстому легко было рассуждать про то, что нужно умерять свои потребности, живя в своём имении, но, в целом, согласен с изложенным в статье. Современному человеку постоянно создают новые потребности: каждый год появляются новые гаджеты, меняется мода на одежду и т. п.

Проводятся манипуляции с чувством сопричастности человека к чему-то элитарному. Чтобы состоятся в жизни ты должен обязательно что-то купить. К примеру, у тебя не просто должна быть какая-то мойка на кухне, а обязательно итальянская. Нужна тебе машина или не нужна это не важно – должен купить, чтобы показать, что ты не неудачник, чтобы на автобусе ездить. И так далее. Купи, купи, купи!

Это всё было придумано на Западе с целью оживления экономики после Второй Мировой войны, но сейчас там спохватились – ресурсов на всех не хватает и уже принимают меры, постепенно ликвидируя за ненадобностью капиталистическую витрину – “средний класс”. Слишком много прожорливых едоков стало.

Понятное дело, денег на безудержное потребительство у большинства людей не хватает вне зависимости от их материального статуса. Если человек со скромным достатком мечтает о новом айфоне, то более обеспеченный может мечтать уже о крутой спортивной машине, собственной яхте или острове. Словом, это те самые крысиные бега или белка в колесе, где тебя постоянно стимулируют отдавать своё время и силы ради заработка и покупать всё новые и новые вещи и услуги.

Люди стремятся заработать больше. А дорога к большим деньгам ведёт, как известно, к дьяволу. Достаточно почитать про финансовых воротил – это мошенники, аферисты, проворачивающие грязные делишки ради своей выгоды. Чем выше уровень, тем больше грязи. Много раз замечал на примере других, чтобы хорошо заработать, нужно переступить через моральные принципы, например, рекламировать лохотроны.

Близоруким людям кажется, что нарушая моральные табу, ты только приобретаешь выгоду для себя. Мол, это придумано, чтобы сдерживать дурачков. Но ничто не даётся просто так, всё имеет свою цену. И потом это аукнется так или иначе. Вспомните “братков” из 90-х, которые чувствовали себя хозяевами жизни, но к началу 00-х большинство из них оказались в тюрьме или на кладбище. Век их был недолог.

Когда человек переступает через мораль, происходит его внутренняя трансформация, хотя некоторые – духовные инвалиды уже от рождения в виду плохой наследственности. Ни раз сталкивался с таким, всё у человека как будто бы есть (квартира с хорошим евроремонтом, джип, заработок), а счастья нет. В лучшем случае есть имитация жизнерадостности, как у тех, кто создаёт идеальные образы самих себя и своей жизни в Инстаграме.

Лучше всего в данном случае для описания сути ситуации подходит сказка Ганса Христиана Андерсена “Каменное сердце”, в которой герой в обмен на материальные блага продал своё сердце великану (явная отсылка к библейской продаже души дьяволу), превратившись по сути в биоробота. Ничто его уже не радовало, пока он не получил назад своё сердце.

Обнаружил у себя на компьютер рисунок, сделанный в начале 10-х после разговора с одним знакомым. Тогда безудержное потребительство, захлестнувшее общество, носило ещё сатирические формы, сейчас же как-то уже даже и не смешно, когда смотришь по сторонам.

Это всё американская модель общества, не случайно многие американцы посещают психоаналитиков, т. к. просто не могут сами справиться с психологическими проблемами: постоянной гонкой за успехом в окружающем бездушном обществе, где ты – просто продукт. Отсюда и пустодушие.

Что касается чтения классики – спорный момент. Если человек – дурак (о дураках у меня на сайте аж 3 статьи, тема актуальна), никакая классика его ничему не научит. “Дурака учить, что мёртвого лечить!” – как хорошо говорится в пословице. Я вообще со скепсисом отношусь к тому, что кого-то можно исправить в лучшую сторону просвещением, учитывая личный и исторический опыт.

Большинство людей понимают только язык кнута, а не пряника. Их можно держать в узде, заставлять делать что-то только массированной пропагандой – тогда включается стадный инстинкт и они будут читать Пушкина, Есенина, вести беседы о Тарковском или, наоборот, смотреть “Большую стирку” Малахова и обсуждать “Дом-2” – потому что это модно, так принято, сверху сказали.