Ломокамеры

Технический обзор Lomo LC-A. Святой Грааль ломографов

04.03.2019

Первая часть обзора ЛК-А была посвящена истории его создания и возникновения ломографии, во второй же рассмотрим его технические характеристики. У меня новая версия LOMO LC-A+, которая выпускается уже в Китае, поэтому я буду основывать обзор на ней, хотя про исходный советский ЛОМО Компакт-Автомат также расскажу.

Корпус и элементы управления

Корпус ЛК-А сделан из пластика и оклеен довольно неплохим на ощупь кожзаменителем. Пластик не выглядит дешёвым и приятен на ощупь. Сборка качественная, люфтов, скрипа нет, все рычаги, ползунки и кнопки ходят мягко и надёжно. В отличие от других пластиковых ломокамер, который ощущаются пластиковой игрушкой, ЛОМО Компакт создает приятную тяжесть в руке. Его вес 250 грамм, а размеры – 107x68x43,5 мм.

На верхней панели слева находится колесо для обратной перемотки плёнки с откидным рычагом, играющая также роль замка задней крышки. В центре расположился синхроконтакт, который можно прикрыть пластикой крышкой. Вспышка подойдёт любая, совместимая с горячим башмаком камеры. Но стоит учитывать её размеры, т.к. рядом находится кнопка спуска и большая вспышка может затруднить к ней доступ. В ЛК-А кнопка спуска сплошная, чёрного цвета, судя по фото – пластмассовая, у LC-A+ она железная, посередине у неё сделано отверстие с резьбой для присоединения тросика, об истории у меня с которым я расскажу отдельно ниже. В правой части компакта, где надпись ЛК-А (в моём случае LC-A+), установлено круглое окошко счётчика кадров с автоматическим сбросом при открытии задней крышки.

На нижней части фотоаппарата на фото выше слева направо расположены: шлиц вала приёмной катушки, который достался ЛОМО Компакту в наследство от копируемой советскими инженерами Cosina SX-2 (выпуск моторной приставки на ЛОМО так и не состоялся, зачем его оставили в свежем LC-A+ – непонятно), блокиратор перематывающего механизма (чтобы перемотать плёнку назад, нужно нажать эту маленькую чёрную кнопку), штативное гнездо с резьбой 1/4 дюйма, рычаг мультиэкспозиции (только у новых версии LC-A+, у обычного LC-A его нет) и отсек для батареек.

На выступающей вперёд части расположен ползунок механизма металлических защитных шторок, которые защищают видоискатель и объектив спереди на подобие, как у плёночных и цифровых мыльниц. Заслонка объектива состоит из двух частей, которые уходят вверх и вниз. Это инженерное решение, на мой взгляд, удобней и более продумано в плане эргономики, чем у японского прототипа, где для открытия объектива требовалось повернуть кожух, прикрывающий его, вправо на 90 градусов для приведения камеры в боевое состояния.

Наглядная демонстрация механизма открытия объектива у Cosina CX-2.

Чтобы случайно не нажать кнопку спуска при транспортировке камеры, с закрытыми шторками у ЛОМО Компакт-Автомата кнопка спуска блокируется. Кроме этого даже при открытых шторках есть оределённая защита: при нажатии на кнопку, то она легко идёт вниз, пока упирается в ограничетель и чтобы сделать кадр, надо приложить приложить большее усилие, продавив её ниже.

Объектив

В Л-КА установлен несъёмный объектив – «Минитар-1», фокусное расстояние которого 32 мм. Имется мультипросветление. У Cosina SX-2 объектив с более стандартным фокусным расстоянием 35мм. Угол поля зрения объектива — 63 градуса. Есть отличие и в их оптических схемах. «Минитар-1» состоит из 5 элеменов в 3 группах, а объектив у Cosina из 5 элементах в 5 группах.

В общем, нельзя сказать, что ЛК-А полностью повторяет своего японского прародителя, всё-таки имеются отличия, порой даже в пользу первого. Если бы советское руководство дало советским инженерам возможность нормально работать в сфере фототопродукции и выделяло на это достаточное количество средств, а не просто позволяло им делать её между делом по-быстренькому, направляя все их силы на оборонные заказы, то наверняка они сумели бы создать отличные отечественные фотоаппараты, которые сейчас знал бы весь мир не только из-за их низкой цены. Но, к сожалению, партбонзам после Сталина было абсолютно плевать на население страны, чтобы они не вещали с трибун. Обеспечив социальный бесплатный или вполне доступный по цене минимум, они держали людей в бедности, создавая искусственный товарный дефицит, а сами же получали лучшее по спецзаказам, в том числе из-за границы. Но тогда хоть внешне соблюдали приличие, а сейчас власть имущие в России совсем уже обнаглели, миллиардами воруют, сдав в начале 90-х западным окуппантам страну.

Согласно интервью сотрудника ЛОМО, Лазаря Зальмана, после переноса производства в Китай, первоначальное качество китайских объективов было низким и завод ЛОМО продолжал поставлять до 2011 года небольшое количество оставшихся объективов, которые ставились на VIP-камеры. Но потом ситуация улучшилась. Моя камера была куплена в конце 2012 года и её объективом я вполне доволен. Для LC-A+ ещё появилась возможность использовать специальные насадки на объектив, в том числе широкоугольную, делающую фокусное объектива 20мм. Но я ни одной из них не пользовался, чтобы можно было поделиться впечатлениями на этот счёт.

Комплект из насадки 20мм и внешнего видоискателя. На Amazon и в Bhphotovideo стоит сейчас около 130$. На барахолках типа Ebay можно отловить дешевле.

Установка параметров съёмки

Затвор, он же диафрагма, — центральный, двулепестковый. Значения диафрагм — от f/2,8 до f/16. В LC-A+ она регулируется автоматически, в исходном ЛК-А на передней панели слева от объектива (если повернуть фотоаппарт “лицом” к себе) имеется рычаг с доступными значениями: Автомат, f/2.8, f/4, f/5,6, f/8, f/11, f/16.

Но ручное управление диафрагмой предполагается только при использовании вспышки и при любом вручную выставленном её значении фотоаппарат отрабатывает только выдержку 1/60. В данном случае диафрагма определяется по табличке на вспышке, исходя из расстояния до объекта съемки. По отзывам в интернете, этот рычаг мешает среднему пальцу нормально лечь на корпус и многие им не пользовались, т.к. не использовали вспышку, так что он вполне логично исчез из конструкции при её доработке.

В автоматическом режиме отрабатывает бесступенчато выдержку от 1/500 при f/16 до нескольких секунд и больше при f/2,8.

Выдержку регулировать нельзя, её выбирает автомат от 1/500 секунды при диафрагме f/16 до выдержки в 2с для LC-A и до 30 секунд для LC-A+ при диафрагме f/2,8,  согласно инструкциям к фотоаппаратам. В реальности выдержка может быть больше. Затвор фотоаппарата не закроется, пока на фоторезистор не попадёт достаточное количество света для кадра или пока не будет отжата кнопка спуска. Теоретически получается в темноте выдержки могут длиться десятки минут, даже часы, а то и вовсе пока не кончится заряд батареек. Зайдя в ванную комнату, где был выключен свет, я без проблем сделал минутную выдержку и закончил свой эксперимент, сам отпустив кнопку спуска. Но на длинных выдержках обычным ЛК-А не слишком удобно снимать, т.к. нет возможности подключить спусковой тросик и палец держать кнопку включённой устаёт.

К своему LC-A+ для теста я прикрутил прилагавшийся в комплекте тросик и это привело к драматической ситуации. Как я после понял из интернета, это обычный китайский универсальный тросик, а не специально выпускаемый для ЛК-А+, поэтому максимальная длина его штырька гораздо больше нужного. Но я не пользовался раньше тросиками, только пультом дистанционного управления, поэтому не заметив подвоха, нажал кнопку тросик до конца.

В итоге у меня крышка фотоаппарата поднялась и кнопка запала. От увиденного я схватился за голову, подумал – сломал свой ЛОМО Компакт! Проваливание кнопки – одна из известных его поломок. Манипулируя привинченным к кнопке тросиком, я вытащил кнопку из под крышки, а отошедшую с одной стороны крышку посадил на клей. Посмотрел потом как работает фотоаппарат, вроде всё нормально, отделался лёгким испугом и небольшими следами от клея на корпусе.

Чтобы поднять штырёк у тросика, нужно нажать на ребристое кольцо под кнопкой вниз. Первоначально я не смог понять как он работает. В инструкции к классическому Л-КА о тросике информации нет, т.к. он для этого фотоаппарата не предусмотрен, а в англоязычной инструкции к LOMO L-CA+ я тоже не смог найти упоминания о нём. В итоге я принялся откручивать что только можно, чтобы понять, что нужно нажимать. Снял пластиковый кожух, кнопку и только когда взялся откручивать шестерёнку, случайно её нажал вниз и получил нужный результат.

Если будте использовать такой тросик, то нажимайте его кнопку на нём осторожно. Как вариант можно замерить, какой длины должен быть штырёк, чтобы нажать на спуск и либо отпилить лишнее, либо поставить сверху под кнопкой ограничитель. То ли я что-то тут не понял, то ли этот момент действительно не доработан.

Ручная выдержка «B» у фотоаппарата отсутствует, как и автоспуск.

Наводка на резкость у ЛК-А камерах шкальная, т.е. осуществляется по шкале расстояний. Для этого спереди имеется рычажок с 4 положениями: 0,8 м, 1,5 м, 3 м, бесконечность. Надо сказать, что это довольно удобно для быстрой съёмки, компакт можно настроить на съёмку даже наощупь в кармане, в случае, например, съёмки в дождь, когда кадр сделать хочется, а намочить камеру – нет.

Над фокусировочным рычагом рядом с видоискателем расположены: зубчатое колесико выбора светочувствительности пленки, окошко, где показывается её установленное значение, и
выпуклый глазок светоприемника. Механизм работы тут довольно прост, колёсико соединено с диском, на котором проставлены надписи чувствительности плёнки и сделаны соответствующие им отверстия, показыаемые в окне светоприёмника. От диаметра этих отверстий зависит количество света, попадающего на фоторезистор и работа встроенного экспонометра.

Диапазон светочувствительности фотоплёнки — для L-CA от 25 до 400 ед, а для «LC-A+» от 100 до 1600 ед.

Питание фотокамеры

Без питания фотоаппарат работать не сможет. Щелчки затвора вы слышать будете, но шторки открываться не будут, т.к они работают с помощью электромагнита. Чтобы пользователь не попал впросак, щёлкая кадры при севших батарейках, в поле зрения видоискателя при нажатии кнопки спуска, когда утапливаешь её пальцем на половину хода, загорается красный светодиод (а в случае выдержки длиннее 1/30 сек. – два красный сигнала, сигнализируя  том, что может потребоваться штатив). Но надо учесть, что возможна ситуация, когда напряжения в компакте хватит для работы светодиода, но не для срабатывания электромагнита.

Светодиод в видоискателе подтверждает работу батареек, при длительной выдержке справа загорается ещё один.

Вид спереди. Горят два светодиода.

Чтобы не потерять кадры в такой ситуации, можно контролировать работу затвора ещё по звуку. При правильной работе ЛК-А слышится два щелчка, при открытии и закрытии шторок, а при работе вхолостую – один. Звук затвора довольно звонкий, его хорошо слышно, хотя на самых коротких выдержках два щелчка сливаются по звуку в один. Но если в камере нет плёнки, можно ещё визуально проконтролировать работу шторок затвора, нажав на спуск и посмотрев в объектив – откроются они или нет.

Источник питания фотоаппарата — три элемента СЦ-32 (современный аналог LR44, AG12, либо один элемент GP 11а, можно поставить ещё 4 батарейки LR43). Этих батареек хватит ни на одну плёнку, попадалась информация, что они обеспечивают фотографу 3000 снимков. Но по отзывам LR44 издыхают неожиданно, поэтому на важную съёмку лучше брать с собой их запасной комплект, когда уже отснята ни одна плёнка, чтобы батарейки не подвели в ответственный момент.

Я ставил в свой L-CA+ только батарейки LR44. С ними экспозиция при съёмке выставляется фотоаппаратом обычно правильно, автоматика работает корректно.

При установке элементов питания, нужно аккуратно расположить на дне отсека имеющуюся там прозрачную ленту, чтобы она оказалась под ними и кончик торчал вверх. Тогда вам не придётся выковыривать элементы питания пинцетом или иголкой, достаточно будет потянуть за этот кончик и они высыпятся из камеры.

Видоискатель

Сзади у фотоаппарата окуляр видоискателя и ребристое колесо перемотки кадра, которое также доступно сбоку. Перемотка кадра одновременно взводит затвор. Большим пальцем правой руки обычно я делаю три движения, чтобы перемотать кадр, но если крутить колёчико пальцем от самого начала и до конца, то хватит двух.

Видоискатель — телескопический параллаксный, а не просто окошко, примерно показывающе будущий кадр. Для определения границ кадра у ЛК-А в поле зрения видоискателя имеется рамка, показывающая границы кадра с поправкой параллакса для 0,8 метров. Внизу у неё расположены 4 символа, отражающие 4 положение рычажка на шкале расстояний, подвижная стрелка показывает, где он находится в данный момент. В LC-A+ видоискатель упращён и никаких символом и рамок там нет. Может, это и к лучшему. Хоть видоискатель и светлый, но всё-таки достаточно маленький, чтобы его заграмождать информацией. Также у него имеется заметная дисторсия, к которой вначале нужно привыкнуть.

Сзади видоискатель никакими заслонками не закрывается, в отличие от его передней части. Хотя его заднее окошко, конечно, довольно маленькое и глубоко утоплено, но всё-таки можно его испачкать или поцарапать. Но у меня есть для его защиты небольшой фирменный мешочек

Зарядка плёнки

Пленка используется в компакте стандартная – 35 мм.

Чтобы поставить катушку, нужно, естественно, открыть заднюю крышку. Когда я только купил LC-A+, то, на тот момент ещё не имея достаточного опыта работы со старыми плёночными камерами, сначала не мог понять, как же её открыть. Оказалось, что ларчик просто открывался. Надо поднять железную рукоятку обратной премотки и потащить вверх до конца. В камере реализована защита от такого случайного действия: когда начинаешь тянуть к верху, моховик подымается до определёной высоты и останавливается ограничителем, при этом крышка остаётся закрытой, фотоаппарат словно советует подумать, не ошибся ли ты. Чтобы крышку всё-таки открыть, нужно потянуть второй раз сильнее, я в таком случае берусь уже не за рукоятку, а за платсмассовое кольцо, так удобнее. Но если тянуть сильно вверх, то крышка открыватся сразу, но я  стараюсь особую силу не прилагать при работе с техникой, чтобы ничего не сломать.

Для перемотки плёнки на следующий кадр сзади расположено ребристое колесо, которое также доступно сбоку. Перемотка кадра одновременно взводит затвор. Большим пальцем правой руки обычно я делаю три движения для этого, но если крутить колёсико пальцем от самого начала и до конца, то хватит двух.

У LC-A+ на задней крышке появилось окошко, через которое можно сразу определить, заряжена ли плёнка в фотоаппарат. Не всегда удаётся отщёлкать её сразу, а потом можно о ней и забыть. Засветки плёнки от этого окошка я не замечал, в отличие от у другой ломокамеры Holga, которую нужно обклеивать изолентой. У ЛК-А такого окошка нет.

Смотка отснятой плёнки производится вручную, как на Зенитах и других плёночных камерах с механикой. Для этого на нижней панели нажимается черная маленькая кнопочка, которая освобождает шестерёнку перемотки, а на верхней на моховике поднимается железная лапка, которую надо крутить по часовой стрелке.

Размышления об изображении

На кадрах фотоаппарат присутствует виньетирование и размытие по краям кадра, но тут можно сказать, что это не баг, а фича, как говорится. Конечно, не мало фотографов на форумах озабочено резкостью и идеальностью получаемого изображения и оценивая Л-КА в этом плане и они утверждают, что лучше купить какую-нибудь плёночную мыльницу, например Olympus MJU II. Они мне напоминают тех гитаристов, которые только начали свой путь в обучении электрогитаре – все они озабочены тем, чтобы играть как можно быстрее, превращая музыку в спорт. При этом сами подобную музыку они слушают и другим их слушать не интересно, что-то типа онанизма, когда человек удовлетворяет себя сам. Потом спустя время многих это отпускает и они уже начинают понимать, что в музыке важно не то, сколько нот сыграно в секунду. Тоже самое и с фотографией, она должна дарить эмоции зрителю, если это не документальное техническое фотографирование, где действительно стоит стремиться к идеальным параметрам объектива для наиболее точной передачи увиденного.

Фотография не просто техническое упражнение, тестирование фототехники или фотографий на паспорт. Хорошая фотография передаёт истории, настроение. Порой смотришь на фото – резко, цветасто, правило третей использовано и что? – Не цепляет, абсолютно мёртво. Техника без жизни. Так детали можно на заводе делать по ГОСТ’у, но не заниматься искусством.

Хотя, в принципе, практически все с этого начинают, стремясь к идеальной картинке, получаемой фотоаппаратом, вопрос только в том, что кто-то развивается дальше, а кто-то так и остаётся на том же уровне. Помню, после того как я пофотографировал так лет 5, меня стала уже интересовать не просто съёмка, но и использвани различных цифровых и оптических эффектов. Значительно расширить свой горизонт в этом плане мне весьма помог Фотожурнал ХЭ (Хулиганствующего элемента), где я нашёл статью Сергея Вараксина “Неправильная фотография”, в которой автор рассказывал про свои эксперименты в области фото.

Более “правильная” фотография, которая ближе к документированию, хорошо тогда, когда ты видишь увлекательные сюжеты и окружён прекрасной натурой. Это могут быть красивые пейзажи или яркое событие. Но порой вокруг просто не видишь ничего интересного и тогда чтобы добиться интересного результата, ты прибегаешь к различным экспериментам. Даже простые вещи ты можно снять так, что они будут выглядеть таинственно и значительно.

Хотя я живу в Москве, где казалось бы должно быть много всего интересного, на деле это не так, точнее это не лежит на поверхности, как в маленьких городках, приехав куда ты окунаешься в атмосферу их самобытности.

Градостроительная политика в Москве ещё со времён СССР была откровенно варварской, но при Лужкове с его “гениальной” женой-бизнесвумен приняла и вовсе катастрофические последствия. В итоге в столице России нет даже небольшого исторического квартала, оказавшись в котором ты мог бы по-настоящему окунуться в атмосферы старины. Это просто пространство, с оставшимися отдельными достопримечательностями, которые часто изуродованы евроремонтом (например, в старых особняках можно увидеть пластиковые окна, как вставные зубы). С каждым годом ситуация только ухудшается.

Парков в Москве много, но интерсных мало. Серьёзный ландшафтный дизайн у многих отсутствует. Московский парк – это лесок, в котором проложено несколько асфальтовых дорог и отдельные тропинки. Также обычно присуствует несколько прудов и аттракционы при входе. За 15 лет я изучил практически все парки Москвы, поэтому могу говорить об этом отвественно. Снимать там обычно неинтересно, мало увлекательной натуры. (Крохотные парки типа Японского сада и Аптекарского огорода ещё вполне неплохие.) Конечно, что-то там можно нащёлкать, но это не та натура, когда ты видишь потрясающие природные пейзажи и думаешь, как же эту красоту удачно запечатлеть.

Что касается уличной съёмки, то людей на улицах много, но это постоянно бегущие люди, которые как белка в колесе крутятся в этом мегаполисе. Поэтому фактически в твоём объективе меняются лишь лица, но редко возникают по-настоящему интересные истории. Конечно, когда ты бродишь по городу, то можешь найти какие-то сюжеты, но опять же натуры по умолчанию нет. Вот когда я был в том же Переславле Залесском в 2005 году, то просто не выпускал фотоаппарат из рук: козы, пасущиеся на поле, огромное Плещеево озеро, лодки, лежащие в траве, старые домики с резными наличниками, мирно лежащие рядом кот и пёс… Хотелось снимать, снимать и снимать! Увлекателен истории складывалась буквально на глазах, а в Москве  по умолчанию такого нет. Всего много, а толку мало.

Я согласен с Максимишиным, что столица очень эклектична. С одной стороны в этом городе можно снимать десятками лет и не исчерпать его (в маленьком городке за пару дней можно всё отснять), но с другой стороны – тут нет самобытности, картинка не складывается. В 90-е, даже в 00-е здесь было для фотографа как-то больше атмосферы. Сейчас это обычный мегаполис глобализированного мира. Но мальчики и девочки с цифровыми зеркалками для которых символом хорошего фото являются глянцевые карамельные снимки с выкрученными параметрами яркости и насыщенности, конечно, всё это не поймут.

Можно фотографировать городские события, в 2017 году я отснял большинство крупных фестивалей, которые прошли в столице. Но поснимав один год, дальше видишь уже примерно тоже самое. При съёмке в музеях и картинных галереях, если ты хоть как-то пытаешься уйти от документирования экспонатов, которое и так сделано множеством других людей в интернете, разогнаться также не слишком удаётся – стандартные сюжеты, типа люди смотрят на картины.

Поэтому при такой ситуации, становится важным уже не просто снимать, а с помощью необычной формы имеющуюся реальность трансформировать в какую-то более увлекательную, создавать свои миры. Вот как раз для этого и подходят камеры, снимающие “неправильно”, со спецэффектами.

Порой мне попадались просто отличные серии снятые на Л-КА вполне серьёзными фотографами. Так что пока одни брюзжат на форумах, что ломография – каприз зажравшейся буржуазии, другие в это время делают интересные кадры.

Проблемы и поломки

Советские ЛОМО Компакты начали производить 35 лет назад, для электронных компонентов затвора это довольно большой срок, при небрежном обращении электроника может начать работать некорректно. Согласно информации в интернете, в современных LC-A+, выпускаемых в Китае, многие элементы электроники заменены на более современные, а в плане механики ряд узлов упрощены и стали более надёжными по сравнению с исходной советской камерой.

Многие жалуются на выпадающие из ЛК-А винтики. У кого-то проваливается кнопка и портится лентопротяжный механизм, к примеру, при перемотке плёнка передвигается сразу на два кадра, если делать это резко.

Хоть Л-КА и предназначался для того, чтобы носить его без чехла, с ним надо бережно обращаться: песок, влага и вибрации создают основные проблемы.

Для хранения фотоаппарата я использую данный мешочек.

Могут возникнуть проблемы с перемоткой плёнки. Конструкция фотоаппарата сделана так, что плёнку мотает не приёмная катушка, а шестерёнка за перфорацию. Если кончик плёнки покоробился, то она прижимается не плотно и зубцы шестерёнки работают вхолостую. Если у вас оказалась такая плёнка с покоробленным от времени кончиком, не закрывая заднюю крышку фотоаппарата, намотайте на приёмную катушку побольше витков, пока покоробленная часть не пройдет и шестеренка не начнёт её свободно тянуть.

Я из-за этого вхолостую “отснял” две плёнки. После проявки первой я просто грешил, что плёнка попалась некачественная. Но когда ситуация повторилась и после съёмки в живописный снегопад я разобрался, что плёнка не моталась, то в гневе растоптал её. ЛОМО Компакт следом полетел бы о стену, если бы не его стоимость. Сейчас, конечно, я к такой ситуации скорее всего отнёсся бы более спокойно. Аналоговая фотографии и ломография особенно, связаны всё-таки с неким элементом случайности из-за плёнки. Даже известные фотографы в момент, когда делали плёночный снимок, не были уверены, как всё получится, на 100%. Что тут скажешь, это жизнь.

Мои выводы

Некоторые пишут в интернете, что лучше купить плёночную мыльницу. Смотря, конечно, для чего её использовать. Но если мы говорим про быструю фотосъёмку на улице, то ЛОМО Компакт выигрывает. У мыльницы пока ты нажмешь кнопку, откроются шторки, ты уберешь в меню автоматом устанавливаемую при включении вспышку, уходят драгоценные секунды. А именно мгновения порой решают получится кадр или будет упущен. Автофокус мыльницы часто не справляется со съёмкой на ходу. Мультиэкспозиции мыльницами обычно не предусмотрены и даже если плёнки на катушке больше 36 кадров, всё равно мыльница отработает только 36 и дальше смотает плёнку. (Сужу по Olympus MJU II, IV и Fuji Natura, Yashica t4 super.) Ломо-Компакт же это практически полная механика (кроме установки экспозиции автоматом) и проблем с этим нет.

Другие предлагают иные варианты со шкальной системой фокусировки, например, Olympus XA2, Minox 35. Есть и те, кто рассуждают, зачем нужен ЛОМО Компакт, когда сейчас есть мобильники для фиксации впечатлений.

Что тут скажешь, можно поймать рыбу на простую удочку, а можно спиннингом, сетью или глушить динамитом.Можно вообще вместо рыбалки с мужиками квасить на берегу, а потом просто в магазин зайти, купить там рыбу и гордо отдать жене, как в анекдотах. Словом вариантов масса, результат кажется одним и тем же – рыба поймана. Но на самом дел это не так. Результат – это твой прожитый опыт и впечатления. В первую очередь именно они рождают новые кадры и идеи, а не просто техническая отработка сюжетов. Снимать разными камерами, это как общаться с разными людьми. У каждой свой характер. Когда уже много и долго снимаешь и вокруг нет каких-то увлекательных сюжетов (далеко не всегда есть время и силы на их серьёзный поиск и создание проектов), то создаёшь себе разнообразие таким образом.

Для меня Л-КА – фотоаппарат вполне самобытный и занимает достойное место в моей небольшой коллекции плёночных компактов, не чувствуя себя там бедным родственником. А его культ, любовь и обожание у западных фотографов – это только положительные баллы в копилку России, которой за последние 30 лет (благодаря известным разрушительным процессам, запущенным в конце 80-х – начале 90-х) похвастаться на мировой арене (кроме количества воров-миллиардеров в списке Forbes, очередных продуктов ВПК и показушных мероприятий, вроде Чемпионата мира по футболу 2018), к сожалению, особенно нечем.

Мои фото, снятые на Lomo LC-A+

Один из главных постулатов идеологии ломографии – снимай не напрягаясь, особенно не задумываясь и ты получишь интересные кадры. При этом во многих статьях об этом виде фотографии действительно яркие и эмоциональные фото. Но на деле я, даже фотографируя, вполне обдуманно, всё равно получил совершенно иного плана снимки: в стиле ближе к классическому. То ли плёнки такие попались, то ли погода и натура подвели. Может, если летом фотографировать, получится поярче и ближе к типичным ломо-кадром. В любом случае, ЛОМО Компакт явно не волшебная палочка и чтобы получать с ним интересный результат, нужно соблюдать определённую технологию: условия съёмки, выбор плёнки, использование кросс-процесса. А то у меня после первоначального просмотра ломоснимков, как и у многих, наверное, возникло сначала ощущение, что ломокамеры могут снимать только контрастно и цветасто.

Ниже я выбрал некоторые из снятых мной кадров на Lomo LC-A+. Попробовал цвет, чб, поэкспериментировал с мультиэкспозицией. Сканировал плёнки на сканере Nikon Coolscan 8000, из обработки в основном только повышение контрастности и резкости.

Торговля на ВДНХ.

Найди любимого.

Вечером у трёх вокзалов.

Разная жизнь.

Кладбище автобусов.

На плотине.

Возьми друга из приюта.

Штрафная автостоянка.

Яуза в Лефортово.

Городское строительство.

Вид с Рижской эстакады.

Туман.

Мичурин наблюдает на строительством.

Сварщик за работой.

Старая архитектура.

Дождь в Екатерининском парке.

Каменная голова в парке.

Вход в бомбоубежище.

Уборка снега.

Башня знаний.

Трамваи в Останкино.

Железнодорожное депо.

Грузовая железнодорожная станция Москва-Товарная-Рязанская.

В Лефортовском парке.

У автосервиса.