Объективы

Обзор Sigma AF 35mm f/1.4 DG HSM Art. Качественные 35 мм

24.02.2019

Когда в сентябре 2012 года Sigma на выставке Photokina анонсировала объектив Sigma AF 35mm f/1.4 DG HSM Art, заявив о его выдающихся характеристиках, многие фотографы на интернет-форумах восприняли эту новость скептически. В 00-е эта фирма, как и Tamron, запомнилась многим выпуском объективов не слишком высокого качества. Хотя среди её оптики, кроме бюджетных зумов (некоторые из них были откровенно ужасны по картинке), попадались и довольно интересные объективы для творческих экспериментов, например, сверхширокоугольники из категории “рыбий глаз”, Sigma AF 8 mm f/3.5 EX DG и Sigma AF 15 mm f/2.8 EX DG, тем не менее единственной мотивацией покупать большинство стёкол из ассортимента Сигмы была только низкая цена.

После появления Sigma AF 35mm f/1.4 на полках магазинов, скептики вынуждены были признать, что Sigma сделала действительно качественный продукт. Её новая линейка Art подняла репутацию фирмы среди фотографов совершенно на новый уровень, составив полноценную конкуренцию продукции Canon и Nikon. Tamron тоже подтянулся в плане качества своих объективов, а бюджетный сектор стали занимать китайцы Yongnuo, клонирующие недорогие японские объективы под своей маркой, и корейцы Samyang, выпускающие свои довольно неплохие стёкла без автофокуса.

Объектив Sigma AF 35mm f/1.4 поставляется вместе с блендой и качественным чехлом для хранения, который можно вешать на ремень. Передняя крышка довольно невзрачная, без выделенных краской букв, как у Кэнон и Никон. Это скорее плюс – не так привлекает внимание посторонних на улице. Держится передняя крышка на объективе нормально, а вот крышка, прикрывающая заднюю линзу, на моём экземпляре сидит не очень плотно.

Объектив Sigma AF 35mm f/1.4 DG HSM Art выпускается для фотокамер с байонетом Canon, Nikon, Sony E (ранее выпускалась для Sony A), Pentax и Sigma. Для начала расшифруем его маркировку.

DG — оптика для полнокадровых фотоаппаратов, но подходит моделям и с кропнутой матрицей.

HSM – улучшенный мотор работы автофокусировки, он тихий, быстрый и с низким энергопотреблением.

Art – объективы высокого качества, созданные для творческих видов съемок. Все объективы серии Art производят только в Японии, включая аксессуары к ним (бленду, крышку и кофр).

Качество сборки и эргономика

Размер объектива – 77 x 94 мм, вес – 665 грамм. Конечно, не пушинка, но за счёт сбалансированности цилиндрической формы руки сильно не оттягивает. У меня есть другой объектив серии Art – AF 24mm f/1.4, вес у него такой же, но из-за трапециевидной формы он ощущается в руках несколько массивней и тяжелее.

Корпус объектива выполнен из металла и пластика, для производства которого был использован термоустойчивый композитный материал TSC (Thermally Stable Composite compound material), менее чувствительный к перепадам температуры нежели обычный поликарбонат. Выглядит пластик матовым и ощущается в руках приятно. Поверхность объектива, которая располагается снизу при подключении к камере, сделана ребристой, чтобы он не скользил в руках. Это облегчает хват во время крепления объектива к камере и последующего его снятия с неё.

Байонет объектива сделан из латуни, что гарантирует его прочность и долговечность.

В интернете некоторые фотографы высказывают мнение, что новые объективы Sigma серии Art внешне похожи на объективы Zeiss. В этом есть доля истины, но смотря с каким Zeiss’ом сравнивать. Если с тем, что выпускается, для беззеркальных камер серии Sony A7, то действительно сходство есть. В то время как оптика от Zeiss для Nikon ощущается в руке более цельной и металлической. Хотя уровень сборки Sigma AF 35mm f/1.4 достаточно высокий и придраться особенно не к чему. Ничего не люфтит, всё хорошо подогнано и продумано.

Пылевлагозащита у объектива, к сожалению, отсутствует. Вряд ли для него пройдёт без последствий фотосъёмка в условиях тропического ливня или сильной песчаной бури, но умеренную непогоду он переносить способен. Я фотографировал на это стекло во время сильных снегопадов и когда шёл небольшой дождь – ничего страшного с ним не случилось.

Белой точкой на объективе отмечено место соединения с аналогичной точкой на камере при его установке. Некоторые фотографы жалуются, что бленда слишком жёстко надевается и снимается, я такого не заметил. Специально сравнил с несколькими фирменными блендами на объективах Nikon – точно такие же усилия требуются и также раздаётся характерный щелчок, когда бленда установлена. На объектив можно надеть бленду, как в нормальном положении, так и задом наперёд, к примеру, для комфортной транспортировки. Но в таком виде, как и у многих других объективов, теряется доступ к кольцу фокусировки.

Широкое кольцо ручной фокусировки вынесено вперёд и прорезинено. По информации в интернете, рефлёная резиновая лента не приклеена, а просто натянута на корпус. Теоретически со временем она, пропитавшись потом с рук, может разбухнуть и уже не плотно держаться (в таких случаях резинку снимают, вымачивают в бензине и потом, натянув на корпус, приклеивают намертво), но за 5 лет любительского использования этого объектива резиновое кольцо у меня как сидело влитым, так и сидит.

Вращается кольцо пальцами плавно, без рывков и нигде не заедая. Необходимое усилие, чтобы привести его в движение, довольно удачно высчитано инженерами: с одной стороны фиксация крепкая, кольцо не болтается и случайно сбить его настройку сложно, с другой – серьёзной физической нагрузки на руки работа с ним не даёт и не утомляет мышцы. Во время автоматической фокусировки кольцо не вращается.

Диапазон поворота фокусировочного кольца около 90 градусов, после этого оно продолжает крутиться, но шкала дистанций фокусировки упирается в свое крайнее значение, извещая фотограф об этом лёгким щелчком. Окошко с этой шкалой расположено на верхней части объектива ближе к байонету. Значения в метрах промаркированы белой краской, в футах – серой. На метрической шкале отмечены дистанции: 0,3м, 0,4м, 0,6м, 1м, 2м и бесконечность. Слева от окошка шкалы дистанций для красоты расположен металлический кружок с буквой «А», указывающей на принадлежность объектива к серии Art».

Переключатель режима фокусировки у Sigma мне понравился больше, чем у Nikon.

Переключатель AF|MF, которым фотограф выбирает режим автоматической или ручной фокусировки довольно неплохо прощупывается и выполняет переключение со звонким щелчком. Чтобы фотографу легче было сориентироваться, какой режим включён, в режиме AF в окошке переключателя появляется белая полоска, а в режиме MF – чёрная.

Если поставить камеру с объективом на ладонь левой руки, то переключатель у меня оказывается ровно под большим пальцем.

Определённо этот переключатель понравился мне больше, чем аналогичный у объективов Nikon, который в перчатках я не могу нащупать, поэтому пользуюсь рычажком на камере. Хотя у Tokina Macro 100 F 2.8 D AT-X PRO переключение в ручной режим фокусировки сделано ещё удобнее – ты просто тянешь на себя фокусированное кольцо и камера переходит в ручной режим фокуса. Правда, там конструкция объектива – хобот, а у Sigma AF 35mm f/1.4 ничего не выдвигается, передняя линза остаётся неподвижной, фокусировка происходит за счёт движения задней линзы.

Оптическая схема Sigma AF 35mm 1.4 состоит из 13 элементов, объединенные в 11 групп, включая 2 асферических элемента для минимизации астигматизма, кривизны поля и облегчения веса (в отличие от Leica, в оптике которой асферические элементы сделаны путём отливка стекла в форму, Sigma делает их из пластика), 4 SLD (низкодисперсионных) элемента и 1 FLD (низкодисперсионный “F”) элемент, который делается из стекла со сверхнизкой дисперсией для устранения боковой и осевой хроматической аберрации.

Диаметр резьбы под светофильтр довольно распространённый – 67mm. Спасибо, Sigma, что не больше, ведь, чем фильтр больше, тем он обычно дороже.

Фокусировка

Минимальная дистанция фокусировки у Sigma AF 35mm 1.4 – 0,3 м. Угол поля зрения объектива – 63,4 градуса.

Встроенный ультразвуковой мотор автофокусировки в объективе работает очень тихо, без жужжания, но вот с точностью фокусировки у меня, как и у многих других фотографов, возникли проблемы. Приобретя объектив в начале 2014 года в версии для Nikon, я обнаружил, прогулявшись по улицам, что фокусировка живёт своей жизнью. Практически у всех кадров, которые я принёс с этой прогулки, отсутствовала резкость. Поправки в камере не помогли решить вопрос, только купив после Sigma USB Dock и откалибровав с помощью этого устройства объектив, я смог добиться резких кадров. Я прекрасно понимаю тех фотографов, которые, намучавшись с фокусировкой, в итоге просто продавали этот объектив, меняя его на фирменный для своей камеры.

Sigma и раньше славилась проблема с автофокусом у своей оптики, но улучшив качество своей продукции и увеличив её стоимость, она так и оставила ей этой проклятие. Причём, ситуация стала в этом плане даже гораздо хуже, чем со старыми объективами.  В фотографическом аду, куда фотографы посылают работников Sigma, пытаясь настроить автофокусировку у этого объектива, этим японцам надо выдать самые худшие экземпляры данного стекла и заставить снимать репортаж с автофокусом, наказывая за каждый нечёткий снимок.

Это видео показывает, как производят объективы на японском заводе Sigma. Красиво снято, но на деле такое ощущение, что в жизни там всё происходит несколько иначе: по заводу носится толпа чумазых китайцев и японский бригадир, щёлкая кнутом, на них покрикивает: “Давайте быстрей, сукины дети! Пошевеливайте своими задницами, мы не успеваем к отгрузке!” Соответственно ни о какой юстировке оптики и речи тут не идёт – как собрали, сразу запаковали и отправили в магазин.

Но даже после сделанной мной точной калибровки объектива у него при работе с Nikon D600 возникают проблемы с фокусировкой при плохом освещенности сцен. Автофокус ездит туда-сюда, но не в состоянии ухватиться за объект. Если на лицах под фонарями такое бывает не часто, то, например, на ночном фестивале со световыми инсталляциями в Останкино, мне пришлось практически всё время снимать только в ручном режиме.

Для быстрого репортажа объектив тоже не слишком подходит. Когда смотришь получившиеся снимки после мероприятий в 100% масштабе, то у многих из них не 100% резкость, хотя при сжатии для публикации в интернете это незаметно. Возможно это из-за того, что мне достался проблемный экземпляр.  О том, как я его калибровал, пытаясь настроить точную работу автофокуса, я написал в обзоре его настройки я написал в обзоре Sigma USB Dock.

В интернете мне попадались отзывы, что с Nikon D750 фокус у этого объектива работает лучше, но у меня не было возможности это проверить.

Качество изображения

Как многие современные объективы, Sigma AF 35mm 1.4, имеет многослойное покрытие, которое позволяет уменьшить ореолы с бликами и увеличить контраст даже в контровом свете. По опыту съёмки могу сказать, что контраст у объектива действительно хороший. Что касается засветок, то иногда солнечные зайцы всё-таки на снимках появляются, когда снимаешь на ярком солнцем. Но процент брака небольшой.

Солнечные блики на кадрах, сделанных Sigma AF 35mm 1.4, порой возникают, но редко. Например, во время моей съёмки фестиваля “Времена и эпохи” в летний день при ярком солнце из около 700 кадров всего полтора десятка получились с браком. При этом я не использовал бленду, а с ней процент брака мог ещё больше снизиться.

У объектива имеется небольшая бочкообразная дисторсия, но она практически не заметна, по крайней мере для меня. Особенно после съёмки сверхширокоугольниками, когда стены по краям кадра в разные стороны валятся или закручиваются.

Диафрагма 9-лепестковая скругленная. Диапазон её значений от f/1,4 до f/16.

Полностью открытая диафрагма f/1,4 вполне рабочая. Хорошая резкость по центру, к краям фото она несколько падает, но без возникновения эффекта мазни. Уже при значении f/2,2 резкость становится отличной по всему полю кадра, в том числе в углах.

У объектива довольно сильно выражено виньетирование на максимальных значениях диафрагмы, которое исчезает по мере её уменьшения, пропадая практически полностью на f/3,5. Но меня это обстоятельство не напрягает. При съёмке уличных портретов (35-мм считается универсальный объективом для уличного фотографа) я сам порой добавляю небольшое виньетирование своим кадрам, т.к. идеально выверенная картинка, как у современных объективов Zeiss, кажется мне и многим другим фотографам слишком выхолощенной и скучной для такого жанра. По сути именно оптической несовершенство и создаёт тот самый рисунок, делающей оптику индивидуальной.

Сфотографировал потолок для демонстрации, как с уменьшением значения диафрагмы, пропадает виньетирование. Левая сторона у кадров светлее, т.к. она ближе к окну.

Ещё один важный параметр, к которому стоит обратиться, при анализа качества даваемой объективом картинки – наличие хроматических аберраций. На открытых значениях диафрагмы они порой возникают, как на примере ниже, когда я фотографировал против света растения на окне, но чем больше уменьшаешь значение диафрагмы, тем меньше становятся ХА. На f/3.5 они у меня уже полностью пропадают.

Пример появления хроматических аберраций на снимке, сделанном Sigma AF 35mm f/1.4. Фиолетовая кайма начинает становиться всё меньше и меньше с уменьшением диафрагмы, пока совсем не пропадает на значении f/3.5

Не могу сказать, что ситуация с ХА в данном случае доставляет мне неудобство. Далеко не на каждом снимке на максимальных значениях диафрагмы они проявляются. Пока я не стал делать этот обзор, я их вообще, честно говоря, особенно не замечал у этого объектива. Вот на снимках Sigma AF 8 mm f/3.5 EX DG хроматические аберрации реально бросаются в глаза.

Обычно, дисторсию, виньетку и ХА нетрудно исправить с помощью современных графических редакторов, в которых существуют соответствующие профили для оптики, которые автоматически исправляют кадры.

Стоит упомянуть ещё про одну особенность объектива. При значении диафрагмы f/5,6 от точечных источников света начинают исходить на фото характерные лучи, интенсивность которых возрастает при дальнейшем уменьшению диафрагмы. Этот эффект превращения фонарей в звёзды довольно распространен среди оптики и его необходимо учитывать при фотосъемке. Связан он с конструкцией диафрагмы, а точнее с лепестками диафрагмы.

На полностью открытой диафрагме эффект отсутствует, т.к. отверстие круглое. А вот при маленьких значениях диафрагмы отверстие уже теряет круглую форму, становясь шестигранником, восьмигранником – в зависимости от количества лепестков диафрагмы. Из-за этого и возникают лучи вокруг точечных источников света.

Эффект звезды у фонаря при диафрагме f/16.

Количество появляющихся лучей звёздочек в два раза больше, чем количество лепестков диафрагмы, но если количество лепестков чётное, то парные лучи сливаются и кажется, что их столько же, сколько лепестков, только на фото они выглядят ярче и длиннее.

У Sigma AF 35mm f/1.4 DG HSM Art количество лепестков диафрагмы – 9, соответственно на фото получаем 18 тонких лучиков.

Выводы

Подводя итог, можно сказать, что обозреваемый в этой статье объектив качественно собран, получаемая с него картинка по современным меркам достаточно высокого качества. При этом цена ниже, фирменных современных аналогов.

Из минусов известные проблемы с фокусировкой. Поэтому желательно не заказывать себе его на дом, а поехать в магазин и там выбрать из нескольких экземпляров самый точный. В случае, если вам всё-таки попался проблемный объектив, купите или возьмите в аренду док-станцию Sigma Usb Dock для его точной настройки.

Тестовые снимки

А теперь то, что читатели обзоров смотрят в первую очередь и с особым интересом – галерея тестовых снимков, большинство из которых с минимальной обработкой. В основном эти фотографий были сделаны мной на московских фестивалях и выставках.

1/125с, f/1.4, ISO 360.

1/125с, f/2, ISO 500.

1/125с, f/1.8, ISO 320.

1/200с, f/7.1, ISO 500.

1/400с, f/10, ISO 100.

1/160с, f/6.3, ISO 100.

1/800с, f/13, ISO 500.

1/400с, f/10, ISO 500.

1/640с, f/10, ISO 500.

1/250с, f/8, ISO 500.

1/160с, f/6.3, ISO 500.

1/125с, f/5.6, ISO 500.

1/125с, f/4.5, ISO 500.

1/200с, f/7.1, ISO 500.

1/250с, f/8, ISO 500.

1/200с, f/7.1, ISO 500.

1/125с, f/2.8, ISO 125.

1/320с, f/9, ISO 320.

1/125с, f/1.4, ISO 220.

1/125с, f/1.4, ISO 450.

1/160с, f/2.2, ISO 400.

1/160с, f/1.6, ISO 400.

1/160с, f/1.8, ISO 400.

1/160с, f/4, ISO 400.

1/125с, f/5.6, ISO 500.

1/400с, f/10, ISO 500.

1/125с, f/5, ISO 500.

1/320с, f/9, ISO 500.

1/125с, f/1.4, ISO 1600.

1/800с, f/14, ISO 500.

1/125с, f/2.8, ISO 320.

1/125с, f/1.4, ISO 2000.

Архив с исходниками тестовых фото (912 мб) можно скачать отсюда.