Статьи

Главное – фотоаппарат или прямые руки?

30.03.2018

Очень часто обыватель далекий от фотографии или фотлюбитель-новичок, увидев удачный снимок снятый, к примеру, на консервную банку телефон, умиляется: “Главное прямые руки! Хорошие кадры можно чем угодно делать!” Я уже как-то останавливался на этом вопросе в одной статье, но хочется его поднять снова отдельно.

Да, действительно, может, при каких-то условиях, удачный кадр сделать и можно и телефон. При этом будет 100500 условий при которых ты получишь неудачные кадры. Но в голове у таких людей почему-то укореняются совсем другие выводы, что качественная техника не нужна, можно на любой самый примитивный фотоаппарат снимать  – главное “прямые руки” и какая-то особая магия.

Подобная психология характерна для дилетанта. Фотографу нужно не удачный снимок сделать, вспомнив во время пробежки по улице о телефоне в кармане, а отработать заданные сюжеты в заданных условиях. Это может быть крупный план птицы, сидящей высоко на дереве, съёмка ночного концерта, получения качественного оптического размытия фона при портрете, а не его компьютерной имитации. И в таких ситуациях фототехника низкого качества будет абсолютно бессильна.

Я бы посмотрел на таких с “прямыми руками” как бы они, скуля, рвали на голове волосы, пытаясь снимать динамику при высококонтрастных сценах, если бы в камере был узкий динамический диапазон. Как-то в начале 10-х знакомый зашёл в магазин и купил небольшую серебристую цифромыльницу известной фирмы, не утруждая себя чтением обзоров. Во время нашей фото-прогулки я решил потестировать его новый фотоаппарат, обнаружив, что картинка либо уходит, где трава в чёрное, либо выделяется, где небо. Словом динамический диапазон был крайне низок, его не хватало даже при не слишком контрастном освещении. Выбора формата RAW в настройках цифромыльницы не было, только JPG, который совершенно не тянулся. Если статичный пейзаж ещё как-то можно было снять с помощью технологии HDR (хотя картинка получалась ядреная с задранной контрастностью и насыщенностью), то в динамике это бы не сработало, объекты двигаются и ровная сшивка кадров невозможна. И далеко не всегда поможет ретушь в фоторедакторе. Хорошо, если проблема, к примеру, только в небе, которое можно дорисовать, но бывают сцены, где динамика идёт в обоих контрастных частях кадра.

Возможно, мне возразят, брекетинг ставишь и камера щёлк-щёлк пару кадров с разной экспозицией за доли секунды, не так уж сильно движение будет размыто. Однако для таких с “прямыми руками” сообщаю, в той цифромыльнице не было функции брекетинга, ползунок экспозиции можно было двигать только вручную. Шах и мат.

Просто люди не знают всей этой кухни и друг за другом повторяют бред. Да, можно снять какие-то удачные кадры на консервную банку, только в большинстве случаев ты будешь кусать локти и плакать, смотря на результат. А уж я чем только не снимал с 2003 года, чтобы утверждать это.

Конечно, если полному профану дать дорогой фотоаппарат, то у него вряд ли шедевры попрут, т.к. нет ощущения кадра, понимания какой ракурс выбрать, видения сюжетов. Всё-таки глазами мы видим всё несколько иначе, чем получается на фото и нужен определённый опыт чтобы сопоставить эти различия. Тем не менее чем лучше фотоаппарат тем больше возможностей получить качественный результат.

Особенно смешно, когда “подсадные утки”-маркетологи начинаются лопухов убеждать, что телефоны фотографируют уже на уровне дорогих зеркалок (чтобы обосновать дикую цену на мобильники), а сами в пресс-релизах используют фото, сделанные на зеркалки. Неоднократно случались скандалы, когда такие фото находили на фотостоках, а в исходниках… оп-па – зеркалочка! И Гнусмас, и другие на этом попадались. В ответ от этих фирм было только невнятное бормотание, что просто работник был невнимателен и пр.

Также как маркетологи-фирм, проигравших зеркальный рынок, вопят в интернете с подставных ников о том, какие зеркалки тяжелые, а беззеркалки лёгкие, зомбируя фотолюбителей. В обзоре Sony a7 я показал, что это не так, либо учитывая оптику такой же вес, а то и больше, либо качество фото ниже.

Сейчас куда не сунешься, везде тебя пытаются обмануть и тобой манипулировать ради своей выгоды. Такие времена пришли. Просто многие все эти ниточки и теневую работу не видят и ничего не понимают. Живут в своём мирке, счастливые в своей слепоте, пока разного рода умники их доят. А потом спохватываются, когда становятся жертвой: “Как же так, как же так!” Думать своей головой просто надо.

Если даже в области фотографии хватает мифотворческой ерунды, которую люди бездумно повторяют, то о внедренных ложных идеях в масштабах страны и мира даже и говорить уже не приходится. Порой создаётся впечатление, что внедрить в сознание людей, отученных самостоятельно думать, можно что угодно – главное, это почаще им повторять, приучая к определённым мыслям, как ребёнка к соске.