Музыка

Massive Attack. Тревожный трип-хоп и природа левого активизма

20.04.2022

В 00-е как-то приятель дал мне диск и там среди прочей музыки было 5 клипов Massive attack. Музыка этой британской группы меня мало заинтересовала, а вот клипы запомнились своей необычностью, каким-то особым своим настроением. Я бы его охарактеризовал как тревожную меланхолию.

Такую музыку, трип-хоп, мне лично сложно слушать. Она очень тягучая и сонная. Есть эмбиент, который практически невесомый, он как воздух, наполненный лёгкими запахами, создаёт определённую атмосферу вокруг тебя, обволакивает и не отвлекает. Есть музыка, которая, наоборот, требует от слушателя внимания и на него воздействует более сильно. А трип-хоп с одной стороны немного навязчивый, но когда ты начинаешь на нём сосредотачиваться, то он кажется тебе слишком медленным, скучным, однообразным и бедным музыкально.

Такая музыка хорошо подходит в качестве саундтрека. Композиции Massive attack звучат во многих фильмах и телевизионных сериалах, например, «Матрица», «Блэйд II», «Большой куш», «Шакал», «Бэтмен навсегда», «Доктор Хаус» и пр.

Слева направо: Роберт “3D” Дель Ная, Грант “Daddy G” Маршалл и выбывший в конце 90-х из проекта Эндрю “Mushroom” Ваулз.

Massive attack – это даже не группа, а скорее проект Роберта “3D” Дель Ная, который с конца 80-х является её постоянным. участником. Остальные музыканты приходят и уходят. Изначально постоянных участников группы было трое, кроме Дель Ная ещё в клипах можно заметить Гранта “Daddy G” Маршалла и Эндрю “Mushroom” Ваулза. Но первый не участвовал в проекте с 2001 до 2006 года, а второй ушёл из группы в 2000 году, недовольным новым более роковым звучанием группы и необходимостью гастролировать. Фактически этот проект напоминает Nine inch Nails, где группа тоже одного человека – Трента Резнора, только тот меньше сторонних музыкантов приглашает для записи своих альбомов.

Роберт «3D» Дель Ная интересен ещё тем, что кроме музыки увлечён с 80-х годов граффити. Он первым стал разрисовывать стены родного Бристоля, используя трафареты. При этом у Роберта дальтонизм, он даже подписывает цвета на баллончиках с краской. За граффити Дель Ная дважды арестовывали. Существует мнение, что он тот самый таинственный художник Бэнкси, есть косвенные доказательства этого. Например, они из одного города и там, где выступает Massive Attack, появляются новые граффити Бэнкси. Сам Бэнкси говорит, что вдохновлялся работами Дель Ная, который рисовал на улице под псевдонимом 3D.

Как и Бэнкси, Дель Ная ведёт активную общественную деятельность. Можно выделить два направления его интересов: антивоенная пропаганда и озабоченность экологией. В первом случае, например, Дель Ная, отказывался выступать в Израиле из-за его агрессивной политики, поддерживая при этом палестинцев (хотя до бойкота Massive Attack сыграли там два концерта), оплачивал рекламную страницу в музыкальном журнале, призывая США не вмешиваться в дела Ирака. Сейчас он озабочен Украиной, судя по инстаграмму группы и его личному аккаунту.

Очень забавно, что с одной стороны Дель Ная волнуется про неофашистский популизм в мире, а с другой по сути поддерживает неофашистов на Украине, которые не скрывают своих убеждений, открыто демонстрируя их в интернете, включая символику, хотя официальные власти пытаются убеждать, что их нет в стране. Вот такая каша в голове у музыканта, который, возможно, вполне искренне хочется бороться за что-то хорошее.

В плане заботы об экологии Дель Ная поддерживает маргинальные теории про опасность выделение углекислого газа, углеродный след и т. п. Тот же Стинг в своё время хоть заботился о лесах Амазонки, играя в эко-активизм, это реальная тема. А тут чисто обслуживание антинаучных теорий, цель которых создать международную конторку, чтобы через неё торговать разрешениями, контролируя производства во всех странах и обложив всех землян налогом за “воздух”, т. е. выделение углекислого газа, без которого, к слову, умрёт растительность на земле. Океаны с болотами выделяют его гораздо больше, чем вся промышленность вместе взятая. Это к вопросу про антропогенный фактор.

У меня такое чувство, что в последние десятилетия пропуском в лидеры мнений на Западе (музыканты, актёры, топовые блогеры), стала обязательная поддержка программ новых левых. К примеру, у Massive attack на главной странице сайта висит “простыня” про климат, в их инстаграме ещё обнаружил поддержку BLM, пост с портретом убиенного американским полицейским негра-рецидивиста, по поводу которого в США сходили с ума и ставили белых на колени. Но вот поддержки ЛГБТ почему-то нет, упущение, однако!

К концу 00-х постоянных участников Massive attack осталось только двое. Символичное фото. Для современного западного артиста сейчас главное – быть покорным (Грант Маршалл опустил голову), держать рот на замке по поводу запрещённых тем, вроде критики новых левых программ (Роберт Дель Ная закрывает рот ладонью, на которой только рисунка всевидящего ока не хватает, так бы получилось показать, кто говорит устами артистов) и нести смерть традиционному обществу (череп на футболке, который ещё как будто кожей рептилии покрыт – это к рептилойдам и библейскому змию). Правда, “массированной атаки” на слушателей у группы не получилось, так, залп из хлопушки вышел. Слишком музыка расслабленная и монотонная. Да и в плане активизма, последние пропагандистские клипы в пользу климата и базового дохода на разных языках набрали совсем мало просмотров (пару десятков тысяч) по сравнению с их музыкальными видео (там миллионы просмотров), несмотря на то, что подписчиков на канале группы почти полмиллиона.

Можно отметить 5 контрольных точки, соединив которые получится нариcовать пентаграмму: 1) эко-активизм, 2) феминизм, домашнее насилие, Metoo, 3) ЛГБТ, 4) Цветной расизм, БЛМ, цветные меньшинства, мультикультурализм 5) сатанизм. Последнюю точку можно в самом низу поставить. Его начали в 1960-е активно пропагандировать через музыку. Мик Джаггер из “Rolling Stones” спел тогда “Симпатия к дьяволу”, а Биттлз поместили известного оккультиста-сатаниста Алистера Кроули на обложку своего альбома “Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера” и пошло-поехало…

Пропаганду наркотиков я не называю среди этих 5 пунктов, это уже само собой разумеющеюся. Как говорится, мыши плакали, кололись, но ели кактус. Так и западные музыканты умирали или ложились в реабилитационные клиники, с трудом избавляясь от этой пагубной привычки, когда уже здоровье кончилось, однако всё равно эта тема продолжает в музыке витать, в том числе появляясь уже 50 лет в зашифрованных для непосвященных текстах, где на сленге обозначается название наркотиков и способы их приёма.

Меняется только популярность разных видов наркотиков. ЛСД и галлюциногены времён концептуального арт-рока уступили место героину и кокаину во время энергичного диска и попсы, а в 90-е во времена рейва популярность обрели экстази и другие колёса, позволяющие “колбаситься” до утра. Ну и, конечно же, “травка”, куда без этого – мечтательные призывы “Legalize” (“Легализуйте”) на футболках, дымок самокруток в музыкальных видео, рисунки с листками марихуаны, мантра “трава не наркотик” и всё такое. Наркотики называют дурью. Хорошее определение, вот эта дурь для дураков.

Активная наркотизация западной молодёжи в западном мире происходит со времён хиппи, “детей цветов”. Хотя опиум  в Великобританию ещё в конце XIX века пытались ввозить, чтобы подсадить на него рабочий класс. Как отражение того времени, можно вспомнить, как Шерлок Холмс в рассказах Артура Конан Дойля курил опиум. Но тогда популярным это так и не стало. Потом были популяризаторы наркотиков “для расширения сознания”, вроде Олдос Хаксли, Тимоти Лири и других. В итоге через музыку в 1960-е удалось-таки внедрить это в молодёжь.

Если посмотреть на современных западных артистов, многие в указанное по контрольным точкам поле пентаграммы попадают. К примеру, белые актрисы и певицы активно поддерживают ЛГБТ и феминизм. Набрали в западный шоу-бизнес в последние 15-20 лет много девушек, публично заявивших о своей бисексуальности, чтобы создать видимость, якобы это норма и таких много. Белая женщина выбирает негра или араба – это тоже один из рекламируемых сейчас шаблонов.

Те, кто связаны как-то с цветными меньшинствами, часто поддерживают цветной расизм. Например, у Дэдида Гуетта отец марокканский еврей, первая жена была негритянка, вторая – кубинка. Учитывая, что он играет танцевальную музыку, а диско стало популярным в первую очередь в гей-клубах и там, где собирались негры, то неудивительно, что он в своём инстаграме отмечается поддержкой БЛМ и ЛГБТ. Гей-сообщество достаточно сильно на клубном уровне, также как набрали силу на деньгах олигархов, вроде Джорджа Сороса и Джеффа Безоса, цветные активисты.

Есть политические группы и артисты, которые дают концерты для сбора денег в пользу жертв цунами, землетрясений, для борьбы с голодом в Африке, в их деятельность экологическая повестка идеально вписывается. Также они любят требовать свободу попугаям, т.е. “Пусси райтам” всяким.

Существуют сатанинские группы и артисты, которые так или иначе демонстрируют прямо или завуалированно оккультную символику. Причём это необязательно какие-то маргинальные музыканты, выпускающий тяжёлую музыку, но также известные поп-артисты и рэперы. Остальные из 4-х пунктов  повестки эти сатанисты выбирают для поддержки уже по мере своих склонностей.

Весь западный шоу-бизнес фактически стоит сейчас на этой дьявольской пентаграмме. Удивление скорее вызовет тот, кто открыто скажет, что это не поддерживает. Такому артисту можно прямо сразу медаль на грудь “за храбрость” вешать. Потому что там жёсткая дисциплина и сразу к тебе применят санкции, как экономические (разрыв контрактов, увольнение, помещение в чёрные списки), так уничтожение твоей репутации через организованную травлю в интернете армией SJW и в СМИ.

К примеру, Лана Дель Рей, в 2020 году засняла на видео и выложила в свой аккаунт в Instagram видеоролик с чернокожими мародерами и протестующими в США. На записи негры взламывали магазины и воровали из них товары. В ответ сразу по команде раздался дикий вой – пользователи Instagram призывали бойкотировать певицу, а многие исполнители также выступили против Ланы заявив, что, выкладывая подобные записи в Сеть, певица подвергает опасности жизни темнокожих граждан США. Они громят магазины, но их выставляют борцами за правду. Подвергают опасности не их, а созданную для них легенду управляющими данным проектом. Всё мониторится, кто что сказал из лидеров мнений, у них же охват сотни тысяч, а порой миллионы пользователей. Если кто-то что-то не так сказал, сразу дают команду “фас”.

В итоге Лана Дель Рей удалили этот пост, а в 2021 году и вовсе деактивировала аккаунты в социальных сетях, объяснив это тем, что хочет сузить круг общения и заняться другими делами. Вот метод воздействия на лидеров мнений, не поддерживаешь – заткнись, иначе сожрём, не мешай нам обманывать толпу. Это либеральный фашизм.

Масонский храм Детройта является самым крупным масонским храмом в мире. Можно по согласованию заказать экскурсию, необязательно быть членом ложи, однако само фото в инстаграме Роберта Дель Ная опять же вполне символично.

Кстати, я стал замечать у западных артистов фотографии масонских храмов. Зашёл, к примеру в личный инстаграм к Дель Наю – фотография символа G в масонском храме Детройта. Захожу к Нику Кейву, он хоть и не поддерживает публикациями ставший в последнее время столь модным тошнотворный левый активизм, за что плюсик в его карму, но вижу фото входа в масонский храм и подпись “Чудесный масонский храм СНОВА!!!” Понятно, кто западными артистами на ментальном уровне командует, кто их отбирает, выращивает, кто делает звёздами и почему они поддерживают хором античеловеческие программы глобалистов и никто даже не пикнет против. Они как рупоры пропаганды.

Часто все эти активисты выполняют роль марионеток даже не осознавая, как на самом деле всё обстоит, а из-за того, просто ограниченные люди, которые боятся потерять свои бонусы от хозяев. Популярные артисты шоу-бизнеса это вообще часто неумные люди, также как спортсмены. Потому что они развивали свои навыки в другом направлении. Можно быть умным по части создания музыки (подбирать сэмплы, микшировать, придумывать мелодии, очередные тексты про любовь) и полным дураком в плане осознания процессов, происходящих в окружающем мире. Вот писатели раньше были гораздо более интеллектуально развитыми. Хорошую книгу написать – непросто, это не песенку про любовь спеть под простенький бит.

Massive atack в одном из своих последних видео на Ютубе продвигали идею глобалистов о гарантированном доходе для каждого жителя земли. Казалось бы, отлично, всем людям гарантирован прожиточный минимум от рождения без работы, откуда такая щедрость у олигархов?! Но не всё так просто, в обмен по их планам рядовой гражданин ради всеобщего коммунизма должен отказаться от права собственности, которая перейдёт к ТНК (капитализм становится инклюзивным по плану Шваба, т. е. имитирующим заботу, вспоминается лозунг давосского форума, прошедшего пару лет назад: “Вы не будете ничего иметь и будете счастливы”). Ты будешь как собака на цепи, которую хозяин кормит, пока она слушается. Шагаешь не в ногу – сразу лишат всего и выкинут нищего, без средств существования на улицу, чтобы умирал от голодной смерти. Но подобные вещи вне поля зрения многих артистов – им сказали по команде поддержать какой-то проект, они его рекламируют, порой даже искренне думая, что они “за всё хорошее против всего плохого”.

Такое вступление было необходимо, т. к. когда мы сталкиваемся с артистами-активистами, надо понимать, что, а точнее кто стоит за их деятельностью и вообще природу этого явления. Почему вдруг артисты вместо занятия своей прямой деятельностью, петь и плясать для развлечения населения, стали вдруг агрессивно продвигать программы глобалистов.

Massive Attack – “Angel”, 1998 год.

В этой подборке я сделаю обзор наиболее интересных клипов группы Massive Attack. Я их расположил не по мере выхода, а по мере интересности для меня. Если к музыке этой группы я отношусь прохладно, то некоторые их клипы мне реально нравятся. Возможно потому, что они как небольшие фильмы и музыка тут ощущается как саундтрек, т. е. на своём месте. Начну с одного из наиболее интересных клипов – “Angel”.

В этом видеоклипе Грант Маршалл идёт на автостоянке к выходу, когда замечает, что за ним начинают идти другие люди, включая Роберта дель Ная и Эндрю Ваулза и Горация Энди, который поёт в этой песне.

Герой с тревогой оглядывается, всё больше людей начинают следовать за ним. Это как инстинкт охотника или хищника преследующего жертву. Не выдерживая, Гант Маршалл выбегает с автостоянки и толпа с остервенением на лицах бежит за ним. Он добегает до стены, которая преграждает ему путь. Бежать больше некуда и он поворачивается к толпе, которая замирает в ожидании и смотрит на него. Герой улыбается и замечает, как ему некоторые улыбаются в ответ. Поняв, что собравшиеся люди повторяют за ним его действия, он идёт на них и толпа отступает. Почувствовав свою силу, Грант Маршалл бежит прямо на людей и те убегают от него прочь.

Это видео отлично показывает, как окружение влиляет на индивидуума и, наоборот, личность влияет на толпу. Происходит взаимное отзеркаливание. Очень интересно снято. На тему бегущих людей вспоминается ещё хороший клип Nine Inch Nails – “We’re In This Together”.

Massive Attack- Young Fathers – “Voodoo In My Blood”, 2016 год.

Композиция “Voodoo In My Blood” — результат совместной работы британцев Massive Attack и шотландцев Young Fathers, она вошла в один из последних на данный момент мини-альбомов группы под названием “Ritual Spirit”. Музыканты и режиссёр ролика вдохновлялись схожей сценой из фильма «Одержимость» польского режиссера Анджея Жулавски, который, кстати, скончался буквально за несколько дней до выхода клипа. В ролике затрагивается тема технологий: они могут быть соблазнительными, но стоит вам только «подсесть» на них, как вы становитесь одержимыми.

Главную героиню играет Розамунд Пайк, которая до этого в 2014 году отметилась в известном детективном триллере «Исчезнувшая» по одноимённому роману Гиллиан Флинн. В клипе она спускается в подземный переход, расположенный под полицейской станцией Paddington Green, на перекрестке Edgware Road и Harrow Road в Лондоне. Он получил название Joe Strummer Subway, потому что здесь на заре музыкальной карьеры выступал будущий идеолог группы The Clash.

Героиня идёт как зомби-биоробот или словно о чём-то задумавшись. Внезапно впереди неё появляется летающий металлический шар. Он начинает брать героиню под контроль. Сначала дройд летает у её лица, как будто настраиваясь на нужную частоту, после чего она, словно повинуясь какой-то команде начинает истерично смеяться. Явно она делает всё не по своей воле, а по принуждению странного шара. После этого дрон производит ей имплантацию в глаз с помощью выдвинувшегося лезвия и уже управляет телом несчастной женщины как тряпичной куклой, заставляя её принимать странные позы и биться о стену.

Прекрасно отражение будущего чипированных людей, тела которых могут брать под контроль с помощью внешнего управления, словно это персонажи компьютерной игры. Сначала в середине 60-х испанский нейробиолог Хосе Дельгадо ставил первые эксперименты по внешнему управлению над быком, вживив ему в мозги электронику, потом были лабораторные эксперименты над инвалидами, а сейчас уже, согласно идеологии трансгуманизма, начинают постепенно массово модернизировать чипами людей, например, в Швеции. Пока это просто примитивные прототипы с ограниченным функционалом, но можете в этом клипе посмотреть, какое будущее готовят людям заказчики этой программы, очень наглядно продемонстрировано.

Massive Attack – “Risingson”, 1997 год.

В видеоклипе на песню “Risingson” музыканты находятся в доме, который снаружи штурмуют. Мужчина, похожий на Робокопа, пытается разрезать снаружи решётку на окне бензопилой, чтобы проникнуть внутрь, потом он уже начинает резать дверь. Другой персонаж на тросе болтается перед окнами, пытаясь разбить их кувалдой. В доме происходят взрывы.

Дель Ная носится по комнатам, Грант Маршалл спокойно сидит, а потом выходит на улицу в яркий свет, что может символизировать его кончину, а Эндрю Ваулз, не обращая ни на что внимание, ест. В итоге “робокоп” проникает в дом, но перед его носом Эндрю Ваулз закрывает дверь в комнату. Показывают сидящего в кресле Дель Ная, внезапно за стеной раздаётся взрыв, разрушая часть стены над его головой, но он только улыбается зловещий улыбкой. Судя по всему, “робокоп” там подорвался, для него устроили сюрприз.

Достаточно атмосферная вещь. Даже несмотря на то, что там один речитатив и совсем нет пения. Сингл содержит отрывок из песни “I Found a Reason” группы The Velvet Underground.

Massive Attack – “Protection”, 1995 год.

Довольно любопытный клип для сингла “Protection” со второго альбома группы, снятый французским кинорежиссером, сценаристом и продюсером Мишелем Гондри. Камера плавает вокруг дома, заглядывая то в одно окно, то в другое. Это словно кукольный домик, всё выглядит игрушечным и в то же время реальные люди. Похоже порой на комбинированную съёмку. Примечательно, что камера снимает всё одним дублем без склеек. Монтаж, если он был, очень качественно сделан.

До сих пор меня этот клип впечатляет и я не нашёл информации, как это было снято в те времена. В отношении сегодняшней визуальной продукции это не вызвало бы вопроса, учитывая применение компьютерной графики повсеместно, но в середине 90-х подобное делать было сложнее. Сейчас технологии стали более продвинутыми, но даже высокобюджетный контент часто выглядит гораздо более примитивно, дёшево и безыскусно.

Песня содержит сэмплы, взятые из “The Payback” Джеймса Брауна , а именно фигуру хай-хэта/баса, которая управляет ритмом, и повторяющийся гитарный аккорд вау-вау. Поёт в песне своим бархатным голосом певица Трейси Торн.

Massive Attack – “Sly”, 1994 год.

В песне “Sly” можно услышать сочетание струнных инструментов Крейга Армстронга и вокала шотландской певицы нигерийского происхождения Николетт, которая предстаёт в клипе на улице, одетая в кимоно. Клип снял французский режиссер и фотограф Стефан Седнауи, который после создал интересный клип GBI для Кайли Миноуг, с которой у него в 90-е был роман.

Место действия клипа происходит на улице, где собрались агрессивно толкающиеся люди в деловых костюмах, а также персонажи с нанесёнными на лица ритуальными татуировками. Интересный момент, когда камера словно погружается во внутренний мир одного из людей, наполненный с восточными мотивами. В конце начинает меняться реальность вокруг участников группы, то ли под воздействием наркотических грёз, то ли просто матрица перестраивается и показано восприятие человека. А заканчивается ролик взрывом звезды. Чистая психоделика.

Massive Attack – “Karmacoma”, 1995 год.

Видео “Кармакома” интересно отсылками к фильму “Сияние” Стэнли Кубрика про сходящего с ума в гостинице писателя, который устроился туда смотрителем. В клипе также место действия происходит в гостинице, где показан коридор с красным ковром, правда, без узоров, как в “Сиянии”. Но тоже появляются девочки близнецы, стоящие рядом с друг другом, только более взрослые, чем в фильме. В одном кадре мелькает печатная машинка.

Кроме этого режиссёр Микаэль Хофстрём, снявший в 2007 году фильм «1408» по одноимённому рассказу Стивена Кинга, явно вдохновлялся этим клипом. Там место действие происходит в гостинице с похожим коридором. В клипе показан в одном из номеров пожар, а в фильме журналист, снявший проклятый номер в фильме, где поселилось зло, также в конце поджог номер.

Ещё любопытна сцена, где ведущий новостей прикрывает глаз рукой и мальчик сидящий перед телевизором это повторяет. Это известный сатанинский знак с отсылкой к одноглазому Даджжалю, Антихристу в исламе. Этот жест многие звёзды шоу-бизнеса демонстрируют в последние 20 лет на фото. Тут как бы символично показывается, что дьявол сидит в телевизоре и развращает детей. Это был 1995 год, сейчас бы показали компьютерный экран и интернет.

Основной ритмической структурой трека является луп, взятый из “Aaja Sajan Aaja” Алки Ягник. И под него Роберт “3D” Дель Ная и Tricky монотонно бубнят свой рэп. В интернете пишут, что для мелодичного рефрена использован также кусочек из оперы “Князь Игорь” Александра Бородина (в клипе его можно услышать, например на 1:09), но он так обработан, что я бы лично никогда его не узнал. Так работают некоторые проекты, кусочек оттуда, кусочек из другого места – вот вам и трек. Если взял, немного изменив чужую мелодию, тебя будут называть вором, бездарем (если это не цитирование в блюзе), а если сэмплы, то нормально.

Massive Attack – “Special Cases”, 2003 год

“Special Cases” (“Особые случаи”) – песня с вокалом ирландской певицы и автора песен Шинейд О’Коннор, которая также является соавтором трека.

На этот трек были сняты два отдельных видеоклипа. В первом, который я поместил выше, показывается, как девочку создали из пробирки в биотехнологическом комплексе, возможно, с помощью искусственной матки. Она, в спортзале встречает парня, с которым у неё начинается роман. Они приходят на свидание в парке, целуются и в этот момент история показывается, со стороны молодого человека, прокручиваясь назад к моменту его рождения. Оказывается, парня тоже зачали в пробирке, только в другой биологической лаборатории. Кстати, оба показанных медицинских центра находятся в Германии.

Люди из пробирок, как в романе Олдоса Хаксли “О дивный новый мир!” – как-то жутковато. Особенно с учётом того, что сейчас уже говорят о том, что как в этой антиутопии собираются в будущем заранее задавать человеку параметры, создавая служебных людей. Один будет умный, другой сильный, третий способен работать в тяжёлых климатических условиях или в условиях повышенной радиации. Такие фантазии озвучивают персонажи вроде профессора РАН Дениса Ребрикова.

Честно говоря, люди из пробирок просто бред какой-то, зачем искусственно оплодотворение, когда так можно сексом заняться и ещё удовольствие получить. Это нужно только власти, чтобы послушных рабов создавать.

Второй клип снят в документальном стиле, показывается, как женщина, похожая, кстати, на девочку из первого клипа, и врач летят на самолётах, направляясь в одну и ту же клинику для пересадки этой женщине донорского сердца. Тоже получается в этом клипе, как и в предыдущем рассказ двух историй, мужчины и женщины, объединённых общей медицинской темой.

У группы есть ещё один клип на тему деторождения – “Teardrop”. Там показывается ребёнок в утробе матери.

Massive Attack – “Live With Me”, 2006 год.

“Live with Me” — песня, которая вошла на сборнике группы 2006 “Collected”, а также была выпущена как сингл. Вокал исполнил известный соул-певец Терри Каллиер , которому на момент записи песни было 60 лет. В видео показана молодая женщина лет 25, которую играет Кирсти Шепхард. Она сильно выпивает по вечерам. Прямо известные пятничные загулы, только не с друзьями или в клубах, а дома в одиночку, как говорят – “с тараканом”. Женский алкоголизм – страшная вещь.

Женщина напивается до беспамятства в одиночестве в своей квартире, а потом выходит на улицу. В какой-то момент ей становится совсем дурно, она ложится на скамейку. И в это время символично показывается, как она катится по лестнице всё ниже и ниже. Но немножко придя в себя от алкогольного дурмана, она раскрывает глаза и видит над собой красивое звёздное небо. Последний кадр – прямо изюминка клипа, какая-то надежда проблеснула. Место действия клипа – Лондоне, район, включающем Каледониан-роуд и Уолворт-роуд .

Другой клип группы про алкоголизм – “Take It There”. Там вокруг пьяного мужика, идущего по улице, танцуют 4 персонажа в чёрном – алкогольные бесы, которые его мучили, пока он не упал в изнеможении на бетонный пол.

Massive Attack – “Unfinished Symphony”, 1991 год.

Следующие три видео для треков с дебютного альбома “Blue Lines”, где звучит вокал Шары Нельсон, которая также снялась в этих клипах. Я воспринимаю их как части истории про одну героиню.

“Blue Lines” обычно считается первым альбомом в стиле трип-хоп, хотя этот термин широко не использовался до 1994 года. Хотя музыка с этого альбома ощущается меланхоличной, но не слушается так мрачно, как более поздние работы группы, благодаря вокалу Нельсон в стиле соул.

Оркестровая часть “Unfinished Symphony” изначально исполнялась на синтезаторах, но в итоге участники группы посчитали, что синтезатор звучал слишком вульгарно, поэтому решили записать её с настоящим оркестром, который изменил ощущение от песни, сделав её глубже и более чувственной. Струнная часть песни была записана в знаменитой студии Abbey Road в Лондоне, где записывались Битлз и Пинк Флойд. Однако группа не учла стоимость оркестра при планировании бюджета на запись альбома и вынуждена была продать свой автомобиль, Mitsubishi Shogun, чтобы покрыть расходы. Но учитывая, что альбом стал популярным, вложенные в запись денежки группа вернула с процентами, не прогадала. Также запись альбома велась бесплатно в доме у Нене Черри, которые перехав из Швции в Великобританию, познакомившейся с ребятами из Massive attack.

Текст песни как обычно в стиле”я тебя люблю – я тебя не люблю”, Шара Нельсон поёт о “Незавершённой симпатии”. Название песни это игра слов от «Неоконченной симфонии» (“Unfinished Symphony”) Франца Шуберта. По началу оно воспринималась участникам группы как шутка, но так идеально подходило к песне и аранжировкам, что его решили использовать.

Музыкальное видео для “Unfinished Sympathy” сделано в стиле документального фильма и было снято одним непрерывным кадром в Лос-Анджелесе, в Калифорнии. Место выбрано было, «потому что вы не можете получить такой золотой свет больше нигде».  Было записано шесть дублей. Не все люди в клипе были актёрами, некоторые попали в кадр случайно.

На первых кадрах показывают уличную банду, затем камера следует за Шарой Нельсоном, идущей по тротуару, не обращая внимания на своё окружение, включая пьяных, байкеров, инвалидов и кидающихся в кого-то овощами чернокожих девушек. По ходу видео можно увидеть всех трёх участников группы, сначала Daddy G, затем 3D (завершивший звонок в телефонной будке) и Mushroom (толкающего тележку). В конце видео Нельсон проходит мимо камеры и уходит по дороге вдаль. Изначально предполагалось, что видео будет заканчиваться снимком Лос-Анджелеса сверху, но в конечном итоге сцена была убрана.

Английская рок-группа The Verve в 1997 году сняла подобное видео на их самый известный хит “Bitter Sweet Symphony”.

Massive Attack – “Safe From Harm”, 1991 год.

В клипе “В безопасности от вреда” Шара Нельсон приходит поздно вечером к своему дому, типичная высотка в неблагополучном районе, и начинает подыматься по лестнице к своей квартире, с опаской озираясь и встречая по пути подозрительных личностей, которых в основном сыграли участники группы. В конце, когда она, наконец, заходит в свою квартиру и закрывает за собой дверь, из темноты рядом выходит интересный мужик – не то алкаш, допившийся до состояния зомби, не то маньяк какой-то. На позднего Ника Кейва немного похож, когда тот уже основательно пробухался. Было время, он совсем не просыхал, потом ещё началось его увлечение кокаином…

Сэмплов нахватали для этой песни отовсюду: бас, гитара и барабаны взяты из песни “Stratus” Билли Кобэма. Также ещё барабаны взяты из “Good Old Music” группы Funkadelic . Другие сэмплы взяты из “Chameleon” Херби Хэнкока. Это как проект “Enigma”, где берут части чужой музыки, даже записи голоса (как в случае с известный песней “Return To Innocence”, где применили запись голосящих азиатских пенсионеров, которые потом подали в суд) и из этого делают что-то своё.

Massive Attack – “Daydreaming”, 1990 год.

“Грёзы наяву”, как и прошлое видео, тоже снято в стильном чб. Показан деревенский дом, где Шара Нельсон сидит у окна с веером, а группа с негритянской семьёй занимаются своими делами. Хотя этот трек был выпущен как сингл 15 октября 1990 года, за шесть месяцев до дебютного альбома группы “Blue Lines”, можно представить, что это финальная часть истории. Женщина пришла домой в прошлом клипе, легла спать и ей снится этот сон.

Хотя, вообще, можно эти три видео скомбинировать как угодно. Если расположить их по дате выпуска, то начинается история в этом деревенском домике, потом героиня приезжает в Лос Анджелес и идёт по улице, распевая про неудачную любовь, а кончается всё боязливом подъёмом по лестнице к своей бетонной клетке в высотке-человейнике. Мечты провинциалки о счастливой жизни в городе оказались пшиком.

В музыкальном плане “Daydreaming” довольно однообразная и бедная вещь. Иногда Нельсон заливается соловьём, но в основном участники группы, включая ушедшего в самом начале из группы в сольное творчество Tricky, просто бормочут текст в стиле рэпа под монотонный ритм.