Культура

Граффити – искусство или вандализм? Подборка 1

22.02.2023

Недавно я у себя на компьютере обнаружил папку с фотографиями граффити, которые в 00-е сохранял из интернета. Это побудило меня сейчас написать статью об этом явлении, разобрав свой архив.

Впервые я обратил внимание на такое явление как граффити в середине 00-х. Произошло это следующим образом. Была дождливая поздняя осень. На улице сгущался сумрак, но вечер ещё не наступил. Вдалеке из моего окна была видна стена забора из бетонных плит за площадкой с газоном и туда пришёл парень лет 15-18, одетый в тёмную одежду. Он стоял далеко и его сложно было разглядеть детально. Достав баллоны с краской, этот парень стал пытаться нарисовать какую-то “закорючку”, используя чёрную и тёмно-синюю краску. Хоть бы цвета повеселее выбрал. Мимо проходили редки прохожие, но никто у него ничего не спрашивал и не обращал на него внимания.

В итоге у этого парня ничего не вышло – получился какой-то совершенно непонятный кусок и он, махнув рукой на это дело, ушёл. Такое впечатление, что он залез в интернет или открыл журнал, прочитал там про граффити и решил себя в этом деле попробовать. Купил пару баллонов и сходу пошёл творить художества как в Нью-Йорке. Но на деле граффити часто сначала рисуют на бумаге, а только потом уже с бумаги переносят на стену. Этот же парень, такое чувство, сам не знал, что ему рисовать, припоминая закорючки, которые видел до этого на фотографиях.

Что любопытно, часто работы закрашивают городские службы или собственники зданий, а то и просто вандалы. Идёт какой-нибудь лох, который ничего толком не умеет и расписывается на чужом рисунке, себя показывая. Но эта же каляка-маляка, несмотря на то, что она была нарисована хоть и в глубине двора, но на проходном месте, висела перед моим окном буквально годами! Только когда прошло кардинальное облагораживание двора и забор полностью покрасили, этот “рисунок” был замазан.

Стоит поговорить о том, какое вообще бывает граффити. Попытаюсь рассказать об этом простым языком.

Один из самых известных видов граффити – это различные надписи, что-то вроде: “Здесь был Вася”, которые могут быть выполнены чем угодно: краской, маркером, ручкой и даже выцарапаны. Подобное видели практически все в своей жизни. Некоторые граффитчики ставят свои теги, т. е. подписи не только у своих рисунков, но буквально повсюду, заявляя тем самым о себе миру. Могут оставлять и короткие предложения, порой с претензий на поиски философского смысла дворовой молодёжью.

Бомбинг, когда с помощью баллончика с краской в ускоренном режиме рисуются не только надписи, но и рисунки – из того же цикла – быстро что-то накалякать, чтобы заявить о себе, что-то прорекламировать, выразить социальный или политический протест и т. д.

Отдельно стоит отметить трафаретные рисунки, которые хоть и быстро рисуются с использованием всего нескольких красок (а порой и только чёрной), но за счёт хорошо подготовленного шаблона могут быть красивыми и интересным.

Одним из первых трафаретным граффити начал заниматься французский уличный художник Блек ле Рат. В 1981 году он попытался в Париже воспроизвести что-то похожее на граффити в “диком стиле”, которое он ранее видел в Нью-Йорке, но у него ничего не вышло. Тогда он решил использовать трафареты, чтобы упростить задачу. В таком случае заранее рисуешь изображение на листе картона, потом вырезаешь его, в итоге остаётся только приложить полученную форму к стене и залить одной или несколькими красками. Один трафарет можно использовать несколько раз.

Граффити в “диком стиле” с запутанным рисунком букв. Граффити дикого стиля практически нечитаемы для непосвящённых.

Но когда произносится слово “граффити”, думаю, многие всё-таки представляют ярко оформленные буквы, слова, символы, как, например, на панораме со стеной, покрытой подобными рисунками, из Великобритании, что представлена выше. Для непосвященного зрителя это просто рисунок, на деле в нём может быть определённое послание. В тех же США с помощью граффити уличные банды «метят» свою территорию, в этих закорючках может быть зашифрован телефон наркодиллера. Последнее случалось и в Москве, об этом писали в своих статьях одно время журналисты. Видишь какой-нибудь рисунок грибов-галлюциногенов и явно изображение наркотического трипа и в тоже время где-нибудь рядом написан телефончик, который сразу не бросается в глаза. Но мне кажется, в эпоху интернета это уже не столь актуально, когда созданы виртуальные, более безопасные для наркодилера каналы связи с клиентами – всякие телеграмы, закладки, маркетплейсы в Даркнете и т. д.

Среди множества граффити попадаются остро социальные и политические граффити, когда делают рисунки и создают инсталляция, выражая протест или просто обращая внимание на какие-то события. Но в России подобное мне попадалось редко. Возможно, потому что и так граффитичов гоняют и штрафуют, а если ты ещё будешь рисовать граффити на опасную тематику, то могут и вообще всерьёз за тебя взяться и в тюрьму закрыть. К тому же часто за подобную тематику берутся люди плохо подготовленные в вопросе, если не ангажированные, поэтому в итоге кричащего эффекта они достигают своим рисунком, но их высказывание выглядит как детский или подростковый лепет.

Кроме нелегальных есть и официальные граффити. Для них выделяются специально стены в рамках каких-то фестивалей или договорённостей с собственником или городскими властями. Могут расписывать даже лавочки.

Трое чудиков. 22 июля 2006 года состоялся “Фестиваль цвета” на Чистопрудном бульваре, где были раскрашены 55 лавочек, а также урны и мусорные контейнеры. примитивизм, но забавный.

В некоторых случаях выделяют целые стены домов для монументальных граффити, так называемые муралов. Для себя я их разделил в основном на следующие: 1) портреты известных людей; 2) портреты каких-то персонажей, в том числе красивых девушек, техника исполнения может быть разной: поп-арт, реалистичная, мультяшная и т. д. 3) абстрактные граффити в стиле наркотических галлюцинаций.

Часто официальные рисунки унылы, заурядны и скучны, что-то вроде рекламы Аэрофлота и тому подобное.

Конечно, официальное граффити может быть красивым, но чтобы отразить его суть, представьте кота – красивый кот, но без яиц, неполноценный, кот-инвалид. Так же официальные муралы – порой красиво нарисованы, но никакого следа в душе не оставляют. Какие-то выхолощенные глянцевые картинки или же просто какой-то бред воспалённого сознания. Какой интерес смотреть на книжные портреты всех этих писателей, военачальников и пр.? Ладно бы их интересно обыграли, какой-то сюжет был, но ведь нет. Граффити, на мой взгляд, должно быть встроено в ландшафт города, дополнять его, давать какие-то эмоции, чувства, а не быть просто картинкой.

Что интересно, городские власти периодически закрашивают разрешенные граффити под разными предлогами, а то и вовсе без них и складывается ощущение, что это какие-то схемы по отмывке денег. Зачем разрешать рисовать рисунок, ведь его заранее представили, тратить на это краску, которая стоит денег, чтобы потом снова тратить деньги на краску и его закрашивать? Где-то придираются к одному, где к другому, но кому, например, не угодил русский композитор Александр Скрябин, чтобы его портрет закрашивать?

Также можно сказать  про неофициальные, но никому не мешающие граффити. Зачем, например, было закрашивать портрет Глеба Жеглова и Володи Шарапова из “Места встречи изменить нельзя”? Просто по принципу – “не положено”? Или, к примеру, в соседнем дворе была разукрашено у детской площадки трансформаторная будка в детском стиле, рисунок ни один год был, вдруг зачем-то её замазали белой краской, так что рисунок сквозь неё проступает, как через вуаль.

У меня лично одно объяснение – отмывка денег, нужно что-то делать для отчётности и на что-то списывать средства. Типа закрасили парой вёдер краски граффити – а напишут, что потратили пару миллионов рублей на восстановление и денежки себе в карман. Также как стригут едва появившуюся траву газонокосилками, поднимая облака пыли и оставляя голую землю.

В целом, граффити – искусство недолговечное, даже если оно официальное. Если только рисунок сделан на частной территории, по разрешению владельца, тогда он может долго сохраняться.

Является ли граффити вандализмом или искусством? – Многое зависит, во-первых, от качества исполнения рисунка, во-вторых, на сколько он уместен в том или ином месте. Полно серых унылых заборов вдоль складов, предприятий, железной дороги и никому хуже от их росписи не будет. Могут рисунки и в городскую среду вписываться, если их с умом делать. Но в основном часто с одной стороны какая-то дичь, а с другой – официальные граффити, такие же унылые, как и чиновники, которые их одобряют. Они не вызывают никаких эмоций, в них жизни нет. Сколько я видел московских муралов и в живую, и на фото, как-то ни один не запал в душу, среди заграничных ещё интересные попадаются, но там выбора больше.

Как и в любом деле, в сфере граффити талантливых людей мало, а посредственностей много. Любой школьник, взявший в руки баллон с краской, мнит себя уже уличным художником и заявляет о себе окружающим через надписи на стенах и корявые рисунки. К искусству подобное не имеет никакого отношения.

Пока искал в большем разрешении сохранённые когда-то картинки, скопировал ещё некоторые более свежие рисунки. Специально ничего не подбирал, благодаря этому подборка получилась разноплановой.

Граффити теперь занимаются не только парни, но и девушки, с их творчества и начнём обзор. Рисунок главного героя фильма “Заводной апельсин” Стенли Кубрика. Несмотря на старомодный антураж, фильм по смыслу актуален и сейчас. Работа выполнена французской уличной художницей ZABOU, расписывающей стены в Лондоне.

Ещё один рисунок от ZABOU – девушка поливает дерево, а за забором растёт живое дерево и крона рисунка как бы продолжается, создавая общую картину. Хорошо смотрится, когда граффити и окружающее его пространство дополняют друг друга

Подобный сюжет достаточно распространён. Вот, например, достаточно известный рисунок девочки с лейкой из Польши. Её нарисовала

А тут мальчик помогает девочке ухаживать за деревьями. Я даже не сразу понял, что дерево, ветки которого он держит, нарисованное. Детская площадка в испанском городе Валенсия.

Ещё одна работа ZABOU – с хорошим чувством юмора. Мамкины бунтари так и на митинги к Навальному ходили, ни черта не понимая в политике и вообще что происходит вокруг в силу скудоумия своих школьных мозгов. Вспомнилось забавное видео, как одна женщина своего сына-подростка домой гнала: “Слава, домой! Домой пошли!” Также и в США в видео, ставшим вирусным, чернокожая мать гнала с демократического митинга домой своего сына-негритёнка.

Художники из Ярославля решили вот так обратить внимание и жильцов на проблемы с мусором в подъездах домов. Это было сделано в 2009 году в рамках фестиваля “Архитектура движения”. Данный рисунок мне больше всех понравился из сделанных. Классный комикс.

Что делать, если эволюция окажется такой? Или еще хуже…

Ворон в белорусском городе Гродно. Местная жительница успела сфотографировать это и другие граффити, пока они там не были утеряны.

Рисунок девочки с лестницей на заброшенном здании исчез, когда дом сломали. Заграницей поступают порой следующим образом, например, с работами Бэнкси – просто вырезают кусок стены с рисунком. Потом могут даже его продавать.

Жители дома сумели сохранить на время эту девочку с котиком, несмотря на то что прошёл ремонт.

Отечественное молоко против западной Кока-колы. Забавно! Художник под ником Шарик рисует на стенах в Симферополе.

Один из мартовских котов, которые были нарисованы на трансформаторных будках в Минске. Этот котик мне понравился больше всех.

Парящий в невесомости космонавт в Берлине.

Рисунок на стене, которой Израиль отгородился от Палестины. Идея эскалатором и костяшками домино интересная. На этой стене было нарисовано много разных граффити, фактически она – один большой серый холст.

Граффити такое же древнее, как и сама машина.

Девушка отдыхает или думает о чём-то. Нарисовано в Красноярске в 2016 году. Рядом справа там есть ещё 3 девушки, но эти рисунки менее интересные.

Панк с собакой – характер персонажа передан чётко.

Граффити у эстакады в канадском Монреале, 2006 год. Канадский художник Monk.E (Монах Энергии) рассказывает в интервью, что пытается алхимически превратить серый цвет в красочное видение души его города. Это служит ему вдохновением для занятия граффити. Помню, меня впечатлило это фото в 00-е за счёт интересного антуража. Когда не просто снимок стены, но ещё и окружающее пространство вокруг создаёт определённую атмосферу, то это всё смотрится более захватывающе. Я долго не мог найти, где оно сделано, пока сейчас не обнаружил интервью с этим художником на одном иностранном сайте, выглядит он уже взрослым дядечкой.

Тусовщик. Слева за ним парень дотусовался уже по клубам до смирительной рубашки, с “колёсами”, видно, перебрал.

Западный Голливуд, Лос-Анджелес, 2007 год. Художник Эль Мак (El Mac), родившийся в Лос-Анджелесе в 1980 году в семье инженера и художницы знаком с искусством с детства. Он начал заниматься граффити в середине 90-х и с тех пор постоянно усовершенствует собственный стиль, предпочитает рисовать изображения людей в фотореалистичном стиле. Я посмотрел его работы – есть неплохие. Выбрал для публикации здесь ту, которая мне случайно в 00-е попалась. Понравилось ещё, как он сказал, что его цель – вдохновлять скромных и смиренных. Я задумался над этим. Когда человек видит что-то яркое, индивидуальное, красивое, это как будто даёт ему душевные силы, а современная тоталитарная архитектура из стекла и бетона, наоборот, стремится подавлять и обезличивать. Вспоминается, как  в фильме-антиутопии “Эквилибриум” уничтожали произведения искусства.

Эль Мак рисует в разных городах мира. Например, эту дверь он расписал в Милане. 2008 год. Задний фон, т. е. все эти орнаменты для его картин, создаёт другой художник под ником Ретна. Красивый антураж для рисунка – старый дом. Такое ощущение, что эта девушка из далёкого прошлого и могла здесь жить когда-то. На монашку немного похожа.

Рисунок с интересным смыслом. Пока человек думает о своём злате жизнь его незаметно заканчивается и на тот свет с собой деньги не заберёшь. Граффити было сделано в Греции в начале 2010-х. Посмотрел подборку греческих граффити – есть свой стиль.

Автопортрет художника.

Девушка о чём-то мечтает.

Динозаврик. Граффити бывает и таким. Хотя рисунок примитивен, но мне понравилось, что у персонажа есть характер, в отличие от официальных рисунков, которые могут быть красиво нарисованы, но быть скучными и безжизненными.

Колибри.

Девочка на качелях в Волгограде.

“Цени жизнь” . Гаражи – одно из мест, где можно найти граффити.

Работа художника WK Interact в Нью-Йорк.

Солдаты просят вернуть их домой: “Bring me back”. В данном случае художник хотел, чтобы все американские солдаты вернулись назад из Ирака. Выглядят изображения жутковато, как будто это персонажи компьютерной игры Doom, которые попали в ад.

Прочитал про этого художника, в том числе его интервью 2009 года. У него интересная биография. Впервые WK Interact увидел Нью-Йорк в 16 лет и сильно им впечатлился. В 18 лет он переехал в этот город из Франции, это было в 1980-е. Парень искал работу художника-графика, но поскольку плохо говорил по-английски и не имел связей, то двери одна за другой быстро захлопывались перед его носом. В конце концов он устроился на работу плотником и маляром и жил в крошечной комнатке.

Его родители, оба художники, не верили в его работы, полностью отвергая то, что он пытался сделать. Они изменили мнение, только когда он принёс им целую стопку журналов со статьями о нём, собранные за 10 лет. Но до этого ему пришлось много пережить. Свободное время он проводил в одиночестве, наблюдая за городской и уличной жизнью. В социальном плане у него не получалось общаться с другими художниками и вообще понять, как ориентироваться в городе и мире уличной культуры, в который он погрузился. Он провел много времени, испытывая глубокое чувство отчуждения. В сочетании с чувством отвержения со стороны родителей это чувство отчуждения сделало его одиноким волком во враждебном городе. Работы этого художника достаточно мрачные, жизнь наложила свой отпечаток.

Вспоминается американский писатель Эрнест Хемингуэй, который сделал по сути то же самое, только переехал в юности из США во Францию, чтобы заниматься писательством и тоже материально там бедствовал, пока не стал известным.

Уже в самом начале своей карьеры WK Interact решил, что чёрно-белая краска — лучший способ изобразить Нью-Йорк и его жестокие контрасты. «Если я вернусь в свою страну, я начну рисовать синий и розовый», — говорит он.

WK Interact указывает на кучку фанатов, стоящих на тротуаре и фотографирующих рисующих парней, некоторые просят у них автографы: “10 лет назад, 15 лет назад абсолютно никто не обращал бы внимания. Людям было всё равно. Они смотрели и говорили: «Тебе за это заплатили?» Теперь около 200 человек специально подошли к этой стене, чтобы увидеть её”.

Ещё интересное его высказывание про публику: “Они хотят, чтобы вы добились успеха, но не хотят, чтобы вы были более успешными, чем они. В ту минуту, когда вы начинаете зарабатывать слишком много денег, иметь машину, у них возникают проблемы”.

Ищешь информацию о каком-то рисунке и порой столько занимательного находишь – целые увлекательные истории. Даже в отрыве от своих работ WK Interact просто интересный человек со своим мировоззрением.

Невольно задумываешься, какие люди раньше были – поехать на другой континент, жить там в нужде. Ради чего? – Потому что ты решил, что тебе надо заниматься уличными рисунками, которые даже не были так популярны тогда, как сейчас. Но ты хочешь это делать и эта мечта тебя ведёт, для тебя это главное. Сейчас всё совершенно по другому – люди максимально приземлённые, расчётливые, их интересует доход, карьера, гедонизм, максимально потребление товаров и услуг, в этом вся их цель жизни, а всё другое – эфемерно и не существует, нет никаких порывов души. Как будто делают сейчас их из другого материала. Конечно, и раньше были всякие яппи, но было много людей другого плана.

В интервью WK Interact я нашёл также ответ для себя, почему официальные муралы в Москве на домах вызывают такую скуку: “Я никогда не называл себя граффити-художником. Раньше я называл себя «городским уличным художником». У меня даже не было ощущения, что вещи, которые я выставлял на улице, были искусством. Это было не искусство. Это была ситуация. Я всегда говорил: «Если ты хочешь заниматься искусством, ты можешь пойти к себе домой, натянуть холст и рисовать». Для меня улица – это не создание искусства, а создание языка. Суть моей работы не в том, что я делаю, а в том, как я концептуализирую свою работу”.

Я про себя думаю – точно! Надо же просто спросить себя, о чём этот рисунок. О чём официально одобренные красивые картинки с богатыми градиентами, на которых потрачено куча краски? – Часто ни о чём. Какие-то портреты известных людей по фото из серии книг ЖЗЛ, девушки, абстракция, наркоманские видения… В этом нет какого-то интересного высказывания художника. Необязательно говорить о политике, но должны быть какие-то мысли, интересные решения, а не просто картинка (часто ещё и с фото перерисованная), на которую смотришь и задаёшься лишь одним вопросом: “И что?”

Граффити австралийской художницы Mimby Jones Robinson из города Аделаида. Яркое цветовое решение и вместо волос травы и цветы. Надпись: “Danger. High Voltage” в  тему. Часто именно так красочно мужчина представляет себе понравившуюся женщину, а потом может прийти к печальным последствиям для себя, потеряв разум. Вокруг хватает аферисток, психопаток и просто женщин непригодных для нормальных отношений в виду плохого воспитания, психических девиаций, деструктивной пропаганды в СМИ и социальных сетях и пр. Но впечатление от понравившейся женщины настолько сильно (играют свою роль биологическая сексуальная программа, стадный инстинкт и романтизация отношений в различных произведениях, представляющих их как нечто прекрасное и увлекательное), что у мужчины как будто отключаются мозги, он как мотылёк летит на огонь.

Граффити в Торонто.

Граффити в стиле аниме. Этот стиль легко узнать по характерным внешним чертам персонажей: маленький нос, большие глаза и растрёпанная причёска.

Граффити на стене в Королёве, Болшево. Хорошо подмечен характер персонажа справа. Такие, не добившись часто в жизни толком ничего или имея все достижения в прошлом, любят кидать понты перед молодым поколением ради собственного самоутверждения: “А вот я в твои годы…” Причём хвастаются часто какой-то ерундой. Смех, да и только.