Культура

Граффити как часть стрит-арт культуры. Подборка 2

19.03.2023

Граффити (итал. graffiti, множественное число от graffito, буквально – нацарапанный), посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т. п. Граффити в большом количестве находят во время раскопок древних и средневековых городов и поселений во многих странах мира.

В настоящее время в граффити много направлений, которые обозначаются разными терминами, но СМИ для удобства стали обозначать их все как “граффити”.

Если обычный художник использует для своей работы бумагу или холст, то художники, рисующие граффити, выбирают для своих рисунков стены заборов, домов, трансформаторных будок, даже вагоны железной дороги и автомобили, включая грузовой транспорт. Часто рисунки можно найти в укромных местах, например, на стенах складов и заборах вдоль железной дороги, где художнику никто не будет мешать рисовать.

Но работы художников могут появиться и в местах, где бывают большие скопления людей, чтобы работать там художники выбирают время, когда в таких местах малолюдно, например, рано утром или ночью. Также они могут работать коллективно, когда каждый рисует свой кусок работы и таким образом она выполняется быстрее.

Граффити может быть разным. Оно может протестовать, шокировать или же просто быть красивым. Также оно может быть ещё и довольно смешным. Многое зависит от самого художника и его мировоззрения.

Среди рисунков граффити довольно часто попадаются портреты. Это могут быть известные люди, персонажи фильмов, герои мультфильмов, комиксов или просто красивые девушки и интересные персонажи. Рисунки могут быть выполнены как в реалистичной манере, так и комиксной.

Относятся к граффити люди по разному. Кому-то оно нравится, кому-то, наоборот. Однако, нельзя не признать, что это – заметное явление, существующее с древних времён, из которых до нас дошла наскальная живопись.

В этой подборке рисунки, которые мне попались в интернете и прислали знакомые. Специально ничего не искал. Особенность демонстрируемых картинок в том, что многие из них больше не существуют в реальной жизни.

Граффити бывает настолько масштабным, что может занимать целые стены в несколько десятков метров, как этот рисунок. Именно с просмотра этой панорамы в полный размер, я рекомендую начать ознакомление с подборкой. Взгляд на эволюцию от художника из итальянского города Прато.

На этом фото меня позабавило, как маленькая девчонка положила руку на попу Бузовой или кого там изобразили на рисунке.

Шахматное граффити в городе Брайтон, который находится на южном побережье Англии.

Грузинский стрит-арт. Трафаретное граффити. Надпись на английском гласит: “Было лучше, когда природа была в моде”.

Граффити из Франции.

Очень интересное граффити, учитывая сочетание портрета с местом – сгоревший и заброшенный дом. Как будто это душа дома или же эта девушка здесь жила, а может, погибла в пожаре. Стал искать информацию про это граффити и оказалось у него любопытная история.

В ноябре 2018 года в Калифорнии произошли очередные пожары. Больше всего в этот раз досталось городу Парадайз (англ. paradise — «рай») , который практически весь был уничтожен огнём. Местные жители были вынуждены покинуть свои дома и больше сюда не вернулись. Сейчас город “Рай” представляет собой пепелище. Спустя время сюда приехал художник Шейн Грэммер, который вырос в соседнем городке Чико, а сейчас живет в Лос-Анджелесе. Его попросил нарисовать один портрет здесь друг, чей дом сгорел при пожаре. После художник сделал здесь целую серию портретов на остатках стен домов и сгоревших машинах.

Граффити на баскетбольной площадке.

Граффити из Бруклина, Нью Йорк.

Художник британского происхождения Бокси (Boxi) начал работать на улицах Берлина с начала 2000-х годов. В его работах отражена постапокалиптическая вселенная. На этом рисунке мужчина в костюме химзащиты вместе со своим псом. Примечательно, что работа была сделана в середине 00-х задолго до истерики вокруг ковида.

Другая работа Бокси в Берлине – девочка с заячьими ушками.

Стрит-арт может быть не только в виде рисунков, но и наклеек, как это фото таэквондистки на доме в испанском городе Кордова. Прикольно раскорячилась. Её зовут Марии Бальестерос (Maria Ballesteros). Изображение нанесено на стену в начале 2017 года в рамках проекта, разработанного городским советом Кордовы через Дом молодежи. Его цель оживить облик одного из районов Кордовы с помощью фотомуралов, на которых изображены молодые люди из этого города. Были созданы и другие подобные изображения: с музыкантом, парнем, занимающимся паркуром и пр. Но моё внимание привлекла таэквондистка.

Под фото было написано, что эта девушка уже три года является чемпионкой Испании по таэквондо. На каких турнирах не было указано, можно и мировой чемпионат объявить, куда приедет 10 человек из округи. Как в США в 1960-е и 1970-е такие чемпионаты мира по каратэ объявляли, куда приезжали сами же американцы. Попробовал найти что-нибудь в интернете о спортивных достижениях этой девушки, но ничего толком не попалось. На видео, найденном на Ютубе, где она даёт короткое интервью о себе – обычная девчонка из провинции. У ролика было всего 32 просмотра. Как говорится, лучше быть первым на деревне, чем в последним в городе. Где-нибудь в Мадриде или Барселоне эта таэквондистка, скорее всего, просто затерялась бы в толпе, а в родном провинциальном городке ей муралы посвящают, где она ногой машет.

Мужчина, присев на корточки, как любят делать гопники, держит в руках свою голову, очевидно, пустую. Любопытный персонаж.

Героиня мультсериала “Симпсоны” Лиза на стене гаража в Королёве. Район платформы “Болшево” фрязинского направления.

Я уже публиковал в прошлой подборке ворона из минского города Гродно, а вот рисунок из центра Нижнего Новгорода под названием “Мастер-чародей”. Выглядит тоже весьма интересно.

Рисунок отсылает к городской легенде про строительство церкви Рождества Богородицы, которая ещё называется Строгановской. Будто бы строил её не простой человек, а чародей. Григорий Строганов где-то встретил этого человека, разговорился с ним и рассказал ему о своём желании построить в Нижнем Новгороде необыкновенный храм.

Когда храм был построен Строганов спросил, сможет ли тот выстроить церковь еще красивее этой. Мужчина ответил, что сможет. Ответ рассердил богача и он приказал ослепить мастера. Узнав об этом, строитель решил спрятаться в храме. Взбираясь всё выше, он оказался под самым колоколом. После чего превратился в ворона и улетел от преследователей. Именно эту историю решил отразить в своей работе художник в 2021 году.

Этот рисунок появился в Тольяти в 2021 году. Его создатель – Алексей Зуев, директор центра мозаики Тольяттинского государственного университета (ТГУ), перенёс на фасад здания коллаж из детских рисунков. Довольно неоднозначное впечатление от этого образца наивного искусства – искажённые лица женщин, которых 13. Та, что в нижнем ряду вторая справа, напоминает мне Валентину Матвиенко, у которой в советское время была кличка Валька-стакан.

Бегущий цифровой человек – в нашу эпоху тотальной цифровизации весьма актуальное фото, можно сказать, что пророческое, учитывая, что сделан рисунок был в середине 00-х.

Кто-то попросил прощение у Марианны.

Водолаз нашёл русалку. Белфаст, Северная Ирландия. 2017 год.

Иногда стоит оглядываться.

Граффити из Бристоля с портретом девушки. Художник 3Dom 22, создавший этот рисунок, начал с того, что в детстве упросил маму разрешить нарисовать на стене спальни героев мультфильмов. В середине 00-х он приехал в Бристоль изучать искусство в университете, а также заниматься граффити. Много лет он работал в колл-центре, ненавидя эту сторону своей жизни, но рисунки поомгали ему отвлечься в свободное время. Он рассказал в интервью, что на наброски его персонажей уходит время, он черпает много вдохновения из стихов, текстов песен и т. д.: из всего, что создает образы в его голове.

Робот-трансформер, нарисованный в 2008 году московским художником.

Две аниме-девушки, найденные моей знакомой во дворах Санкт-Петербурга. Она прислала мне в 2007 году десяток фотографий с рисунками, сделанными на стенах её города. Ниже некоторые из них публикую.

Глаз внутри граффити. А само оно похоже на какую-то птицу. Санкт-Петербург.

“Арлекин косит под солидного мэна, а сам клоун, а чёрные точки – это как бы его расстреляли юмором”, – так моя знакомая прокомментировала это фото. Санкт-Петербург.

“Я сам себе закон…!” – военный или мент. Что ж, весьма точный образ. Санкт-Петербург.

Человеческий глаз. Санкт-Петербург.

Винни-Пух с мёдом. Санкт-Петербург.

Рисунок известного в граффити среде художника Паши 183. Он был сделан в Ростокино под железнодорожным мостом через Яузу. Паша жил в районе улицы Подбельского – Преображенской площади и часто рисовал в Лосином острове у железной дороги. Я видел этот рисунок в живую, когда там гулял. Выбрано место для граффити довольно удачно – с одной стороны там достаточно спокойно, чтобы можно было рисовать даже днём, а с другой – по дороге под мостом проходит много людей, отправляясь гулять в Лосиный остров. Целиком надпись на рисунке гласила: “Who was all becomes anybody”.

Алёнка на стене рядом. Паша нарисовал в Лосином острове целую шоколадку “Алёнку”, на бетонной плите. Но её я своими глазами не видел.

Глаза на противоположном берегу. Тоже успел застать эту работу, пока её не замазали. Такой сюжет, глаза на набережной над водой, видел не один раз на фотографиях зарубежных граффити.

“Пираты в нейтральных водах” – вот этот рисунок под тем же мостом я не видел в живую. Из всего творчества Паши мне, пожалуй, он понравился больше всего. Есть в нём какая-то загадка, как будто сейчас откроется люк и из него подымется сам капитан Флинт.

К сожалению, Паша 183 (в миру Пухов), покинул этот бренный мир 1 апреля 2013 года и больше мы его новых работ не увидим. По одним данным умер от проблем с сердцем, хотя говорили, что покончил жизнь самоубийством (отравился или повесился). Некоторые удивлялись, зачем этому художнику было это делать, когда незадолго до этого он прославился, стал зарабатывать, наладил личную жизнь. Но часто в таких ситуациях человек сам начинает саботировать свой успех. Он привык уже к определённому укладу жизни, а тут вдруг всё стремительно меняется и непривычно.

Человек, который начинал своё восхождение к славе в андеграунде часто теряется – с одной стороны он хочет продвигать своё искусство, хочет, чтобы это видели другие люди, с другой он пугается той шумихи, которую вокруг него создают, не хочет стать частью мейнстрима. Паша был склонен, скажем так, к достаточно мрачному видению жизни, у него могли быть и какие-то нарушения в психике. Поэтому как раз то, что в такой момент он как бы выпрыгивает из ситуации, да ещё делает свой перфоманс 1 апреля, чтобы никто не поверил сначала, выглядит вполне логичным.

В любом случае из всех ребят, занимающихся в России граффити, Паша был, наверное, одним из самых ярких. Его называли русским Бэнкси, хотя ему это сравнение не нравилось, кому захочется быть чьим-то клоном. Тем более общего у них не так уж и много.

Понравилось, как тут нарисовали башню из кубиков, встроив в неё реальные окошки дома.

Граффити с портретом Солженицына наделало много шума в Твери в 2018 году. Учитывая неоднозначность персонажа, многие жители дома выступили против, увидев это художество. Но стирать рисунок власти не спешили. Сначала кто-то закрасил “не” и получилось: “Жить надо по лжи”, а после нашлись герои, которые полностью убрали портрет. Обратите внимание, что выполнено граффити в стиле украинского флага: внизу жёлтый, выше голубой. Можно было бы между жёлтым добавить больше коричневого, тогда не так было бы заметно. К примеру, если голубой цвет справа от писателя – река, то почему в ней растёт дерево? У меня лично чётко ассоциируется этот рисунок с отсылкой к Украине, эдакой издёвкой. Вместе с усмехающимся Солженицыным усмехается как будто сам автор рисунка: “Вы же тупые, ничего не поймёте”. Типичные “фиги в кармане” от советской интеллигенции в эпоху СССР. Так часто сейчас поступают творческие люди из либерального крыла, например, на плакатах, посвященных советским участникам ВОВ, добавляют немцев-карателей на заднем фоне. Это антигосударственные элементы, об их психологии я уже писал отдельно.

Когда губернатор Твери И. М. Руденя узнал о том, что рисунок Солженицына убрали, он взволновался и выделил другое место. Опять жёлто-голубая гамма, но за счёт изменения рисунка и увеличения количества коричневого цвета, он смотрится уже не так вызывающе. Да и сам писатель на портрете какой-то испуганный, говорит своим видом как бы: “Вдруг опять сотрут?”

Расшаркивание перед Солженицынм не спало Руденю от гнева Запада – в конце 2022 года “за поддержку агрессивной войны против Украины” его включили сначала в санкционный список стран Евросоюза, а в феврале 2023 ещё и в санкционный список лиц Госдепа США.

Что касается писателя, понимая, что для работы и раскрутки нужна “крыша”, эмигрировав, он работал в интересах США и не скрывал этого, у ЦРУ выпрашивал Нобелевскую премию. Его многие называют предателем, но кого он предал? Советскую власть? – Так он не был с ней согласен и это она его отправила в эмиграцию, точнее кгбшный либерал и глобалист Андропов, чтобы он как раз на Западе продолжал свои публикации против СССР. Косыгин, Брежнев, Подгорный, Громыко – т.е. клан государственников выступали за арест и ссылку. Все игры внутри советской элиты многие же совсем не понимают. Многие даже и не понимают, кто такие левые троцкисты-глобалисты и условно правые сталинисты-государственники, думают, что просто одни были за Троцкого, а другие за Сталина, вот и всё.

Книга Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” хотя и поднимает важную тему советских лагерей (некоторые сейчас пытаются изображать жизнь в СССР потерянным раем, а Сталина – агнцем божьим), но больше напоминает фантастический роман, типа “1984” Джорджа Оруэлла – много непроверенной информации, полуфантастических баек для создания атмосферы “ужастика”. Понятно, что писатель не имел доступа к архивам, но складывается устойчивое ощущение, что его цель была не разобраться в вопросе, а накидать побольше чернухи для создания эффекта в стиле “половина страны сидела, а половина их охраняло”. Забавно то, что другой литературный зек, прошедший сталинские лагеря и фантазировавший на эту тему в своих рассказах, – Варлам Шаламов называл при этом Солженицына презрительно “лакировщик”. Так, например, он утверждал, что не мог кот в его рассказе “Одном дне Ивана Денисовича” ходить по зоне – его тут же бы сожрали.

Даже издав книгу “Двести лет вместе”, в которой Солженицын изучал вопрос русско-еврейских отношений. он не изменил себе и сделал реверансы на этот раз не в пользу США, а в сторону сионистов. Мол, обязанность всех наций, включая советское правительство – помогать евреям строить Израиль (может, ещё и Третий храм для Антихриста?). В итоге хоть на местном уровне его евреи обругали, но из Израиля ему пришли горячие приветы.

Когда работаешь в интересах какого-то из мировых кланов – объективности не будет. Хотя писателя всё же стоит похвалить за то, что он обратился в своей работе “Россия в обвале” к теме изгнания русских из стран Средней Азии местными националистами в начале 90-х. Сейчас в России это стыдливо замалчивают. Гарвардская речь Солженицына про упадок мужества на Западе тоже весьма неплоха – читается как пророчество относительно шизофрении современных леваков и идиотизма политкорректности.

Граффити, которое было на месте нового портрета Солженицына, по-моему, гораздо интересней его унылого портрета. Разве что облупившуюся стену целиком покрасили.

Стрит-арт в Австрии, наклейка на автобусной остановке. Очень точно подмечено – думаю, многим хочется уже проблеваться от украинской темы, настолько она уже надоела.