Интернет

Эффект Хлестакова в социальных сетях

15.03.2023

Уже лет 15 как в социальных сетях стало модно хвастаться. Их пользователи создают идеальные виртуальные образы самих себя, пытаются из каких-то фрагментов сделать иллюзию своей успешной жизни. Но всё это оказывается в итоге обманом. Например, девушки могут изображать отдых на лавандовых полях Прованса, а на деле во время съёмки им приходится отбиваться от роя летающих там пчёл. У них может быть далеко не идеальная внешность, но они втягивают живот во время съёмки, изгибаются, чтобы грудь казалось больше, применяют ретушь в фоторедакторе, чтобы быть похожими на фотомоделей на обложке журнала.

Многие фотографируются с чужими дорогими машинами или взяв их в аренду, покупают айфоны в кредит, т. к. это модный телефон, хотя им хватило бы в плане функциональности модели телефона в два-три раза дешевле. Как говорится, люди тратят деньги на вещи, которые им не нужны для того, чтобы произвести впечатление на тех, кому на них наплевать.

Сколько же времени люди тратят на всякую фигню в интернете, а небольшая группа придумавших этот аттракцион на их активности миллиарды долларов зарабатывает.

Помню, как лет 5 назад приехавший из провинции знакомый жаловался со злостью мне на жизнь в Москве и как ему всё надоело, но смотришь на его фото опубликованное в тот же день в Инстаграме и видишь, как он улыбается “во все 32 зуба”, изображая позитивного и успешного человека, у которого дела идут в гору. Тут я чуть не поперхнулся от смеха. Откровенная ложь. Зачем? Чтобы себя потешить или как американцы делать вид, что успешен, а то лузером посчитают и дела никто иметь с тобой не будет.

И, конечно, же отчёты из отпусков – это прямо святое, публиковать куча своих фотографий на фоне чего-то, считая, что другим это обязательно нужно увидеть. Надо всему миру показать, как ты хорошо отдыхаешь, как ты доволен. Да окружающим наплевать на эти сакральные фото из отпуска. Особенно когда сидишь в душном офисе и тебе в ленту подсовывают “фрэнды” эти фотки с тайным призывом: “Завидуй мне и восхищайся мной!” Именно так духовно примитивные люди пытаются поднять свой статус. Сколько радости было в комментариях, когда обсуждалось нововведение в Инстаграме, что теперь в одном посте можно размещать много фото: “Наконец-то, фотографий из отпусков будет меньше в ленте”.

Люди постоянно фотографируют своё лицо, хотя видят его каждый день в зеркале. Я сначала этого не понимал, а потом осознал, что они таким образом кричат миру, что они существуют. Сфотографировать что-то вокруг них им неинтересно, вместо этого дикое самолюбование и бесконечный нарциссизм. Это абсолютные пустышки, причём ещё неуверенные в себе, поэтому такая демонстрация себя всё время. Они пытаются создать успешный образ и продать его окружающим. Т.е. обмануть и самих себя, и других.

В контексте сказанного вспоминается балаболка Хлестаков из “Ревизора” Гоголя, хвастун и выпендрёжник. Я специально вырезал ниже его речь из спектакля, как он фантазировал, рассказывая, что у него первый в Петербурге дом, в котором он даёт балы с арбузами за семьсот рублей и парижским супом, приехавшим на пароходе, как графы и князья жужжат в его приёмной, а иногда и министр, во дворец он ездит каждый день и как 35000 курьеров прибыли к нему домой предлагать место директора департамента – генералы не справлялись, что он с Пушкиным на дружеской ноге и за один вечер написал “Женитьбу Фигаро” и множество других произведений, в том числе под псевдонимом Барона Брамбеуса и тому подобный вздор.

Слушаешь и прямо представляешь тех, кто сидит в социальных сетях и пытается, как барон Мюнхаузен поднять себя за волосы из болота, т. е. на пустом месте пуха накидать или пустить пыль в глаза, как говорится. Они тратят впустую свою жизнь, создавая иллюзию своей значимости, занимаясь духовной мастурбацией. И друг другу лайки ставят, одобрительные комментарии пишут по принципу: “Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку”. “Подрочи мне и я подрочу тебе, доставим друг другу удовольствием”, – вот вся суть модели социального взаимодействия в данном случае. То, что это выглядит абсолютно по-идиотски такую публику не волнует.

Это всё от желания показаться лучше, чем ты есть на самом деле. Когда у тебя ничего в жизни толком нет, остаётся заниматься показухой и таким образом казаться себе важным и значительным. И производит подобное впечатление на такого же рода людей, кто падок на дешёвые понты. Как в конце “Ревизора” Городничий сказал про Хлестакова: “Сосульку, тряпку принял за важного человека!” А почему поверил, да потому что сам такой же: привык врать, казаться лучше, чем он есть.

Вот такие Хлестаковы мужского и женского пола сходят с ума в интернете, сидя в клетках аккаунтов социальных сетей.

Хлестаков не человек, а тень, мираж, мыльный пузырь. Он лишён всякого ядра; он тот, кого из него хотят сделать. «Главная сила дьявола — уменье казаться не тем, что он есть», так объясняется способность Хлестакова ввести в заблуждение по поводу его истинного происхождения. Я знал, в реальной жизни такого человека по характеру, как Хлестаков, считая это каким-то частным случаем, но социальные сети показали весь масштаб хлестаковщины.

Данный фрагмент из “Ревизора” лучше всего характеризует публику в социальных сетях, которая для самоутверждения готова хвастаться всем подряд и выдумывать себе идеальную жизнь, которой у них нет. У кого она есть – тем не нужно создавать её иллюзию в интернете. Те же мажоры почему так жалко выглядят со своими понтами, а они никто. Либо это топ-менеджер, пытающий выдавать себя за владельца бизнеса, либо просто детки богатых родителей, жёны, любовницы содержащих их мужчин, которые сами в этой жизни ничего не сделали и не добились, но деньги есть, вот и пытаются самоутвердиться за счёт демонстрации высокого уровня потребления. Лица полыне паофса, а на деле это дутыши, пустышки. Нищие же их копируют, как могут на своём уровне. Всё это для дураков.